Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разработка положения о порядке технического расследования причин инцидентов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.
Разработка положения о порядке технического расследования причин инцидентов
ВАЖНО: С 15.08.2017 согласование положения о расследовании причин аварий инцидентов не требуется. Внесли изменения в Приказ Ростехнадзора №480, где исключили данное требование.
Положение о техническом расследования причин инцидентов разрабатывается на основании Приказа Ростехнадзора от 08.12.2020 N 503. В данном нормативном правовом акте содержатся основные моменты, которые должны содержаться в ПРИ. Иных рекомендаций по разработке ПРИ не существует.
Если Вы осуществляете эксплуатацию опасных производственных объектов в разных субъектах РФ, то у Вас должно быть отдельное положение о расследовании причин инцидентов в каждом субъекте РФ. Проще говоря, если у Вас имеется ОПО «Сеть газопотребления» в городе Москва и «Участок транспортирования» в Московской области, то Вам нужно разработать отдельное ПРИ на «Сеть газопотребления» и отдельное ПТР на «Участок транспортирования» в Московской области, с учетом специфики опасного производственного объекта (Москва и Московская область разные субъекты РФ).
Кем может разрабатываться ПРИ, порядок его согласования и утверждения.
Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.
Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.
В соответствии со ст. 12. Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97г. №116-ФЗ организация, эксплуатирующая ОПО, по каждому факту возникновения аварии проводит техническое расследование. Процедура технического расследования аварии и инцидентов на объектах поднадзорных осуществляется в соответствии с Приказом РТН от 19.08.2011 № 480 «Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных РТН».
Приказом РТН от 19.08.2011 № 480 устанавливается способ передачи оперативного сообщения о происшедшей аварии (инциденте). Оперативное сообщение передается по факсу, электронной почтой или иным способом, обеспечивающим своевременное информирование о происшедшем.
Организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария (инцидент) проводит следующие мероприятия:
1) передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1, в:
-
территориальный орган РТН, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган РТН, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистернах, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.);
-
вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых);
-
орган местного самоуправления;
-
государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;
-
профсоюзную организацию;
-
страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте;
-
соответствующий орган прокуратуры;
2) при несчастном случае (тяжелом, групповом, а также со смертельным исходом), происшедшем в результате аварии(инцидента) на поднадзорном РТН объекте, сообщение включает в себя оперативное сообщение (информацию) об аварии (инциденте), оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1, а также оперативное сообщение (информацию) о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом), происшедшем в результате аварии(инцидента) оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2.
Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами, вагонами, локомотивами, автомобилями и т.п.), проводится территориальным органом РТН, на территории деятельности которого произошла авария, а их учет производится территориальным органом РТН, в котором эти устройства зарегистрированы.
Техническое расследование причин аварии, происшедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в соответствующих территориальных органах РТН, но не зарегистрированных (неучтенных) в них, проводится, а также учитывается территориальным органом РТН, на территории деятельности которого произошла авария.
Таблица — Техническое расследование аварий и инцидентов
Событие |
Авария (по ФЗ 116) |
Инцидент (по ФЗ 116) |
Расследование |
Техническое расследование в соответствии с НПА |
Расследование в порядке, утвержденном эксплуатирующей организацией и согласованным РТН |
Комиссия |
Возглавляется РТН, включаются:
|
Представители эксплуатирующей организации. Участие других сторон не регламентировано |
В состав комиссии по техническому расследованию должно входить нечетное число членов. |
||
Результат |
Акт технического расследования причин аварии |
Акт по форме, установленной эксплуатирующей организации |
Акт технического расследования подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию. При отказе члена комиссии от подписания акта расследования к указанному документу прилагается его особое мнение с аргументированным обоснованием отказа. |
||
Направление результатов |
Эксплуатирующая организация не позднее 3 рабочих дней после окончания расследования рассылает по 1 экз. в РТН, соответствующие органы (организации), представители которых принимали участие в работе комиссии, и в другие органы, определенные председателем комиссии |
Не регламентировано |
При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии установление причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73.
Срок рассмотрения дела
Время проведения разбора аварийной ситуации зависит от обстоятельств инцидента. Участники происшествия обязаны быть осведомлены, в какой срок должен быть составлен акт расследования причин аварии. Согласно п.5 ст. 28.7 КоАП РФ период изучения ДТП без потерпевших — не более 30 дней с момента возбуждения дела. Процедура вынесения приговора может быть продлена на 1 месяц в исключительных случаях по решению главы группы разбора.
Важно знать! Для рассмотрения инцидента, один из участников которого скрылся с места аварии, отводится 60 дней. Если виновник не был найден в течение установленного периода, дело об административном правонарушении закрывается.
Срок разбора может быть продлен до 6 месяцев, если в результате ДТП были потерпевшие. Нормативно-правовыми актами допустимо увеличение времени расследования до года в сложных ситуациях выяснения обстоятельств инцидента.
ПРИ — Порядок учета и расследования инцидентов на ОПО
Давайте разберемся, чем отличается инцидент от аварии. В статье 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указаны основные различия между аварией и инцидентом.
Инцидент – отказ или повреждение технических устройств на опасном производственном объекте (далее – ОПО), а также отклонение от установленного режима технологического процесса. При этом инцидент не является аварией, но систематическое нарушение порядка его расследования, несоблюдение технологии могут привести к аварии.
Авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Инцидентом является повреждение технического устройства, но не сооружений. Если повреждены сооружения на ОПО, это уже будет аварией.
Технические устройства – это различное оборудование, системы машин или оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации на ОПО.
Таким образом, технические устройства лишь входят в состав сооружения на ОПО, при этом, не являясь сооружением в целом. К сооружениям относят, например, трубопровод, а вот трубопроводную арматуру – к техническим устройствам в составе этого сооружения. Поэтому если повреждение арматуры не является разрушением и будет устранено на отдельном участке, это не приведет к разрушению магистрального трубопровода. Если же одно из звеньев трубопровода не починить вовремя, неминуемо разрушение технического устройства, а это уже авария.
Надлежащее, объективное и беспристрастное расследование каждого инцидента – важная часть безопасности ОПО. В разделе V порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №503 разъясняется, как проводить техническое расследование инцидентов, учитывать инциденты и анализировать полученные данные.
В пункте 29 этого документа указано, что эксплуатирующая организация должна самостоятельно разработать локальный нормативный акт – Положение о порядке расследования и учета инцидентов на ОПО, утвердить его у своего руководителя. В положении нужно подробно указать, с какой периодичностью комиссия по расследованию обстоятельств инцидента создается: на год, или каждый раз после инцидента. Также нужно конкретно указать, кто будет входить в комиссию по расследованию, при каких условиях время расследования может быть продлено.
По общему правилу, расследование инцидента должно быть проведено в суточный срок с момента происшествия, затем нужно подать оперативное сообщение по результатам расследования и внести записи в учетный журнал.
Техническое расследование состоит из 4 последовательных этапов:
1 этап. Локализация инцидента
При получении информации об инциденте необходимо принять меры по локализации инцидента (аварийно-восстановительные работы по устранению источника опасного фактора), убедиться в том, что пострадавшим оказана первая, а также профессиональная медицинская помощь, и на месте инцидента не осталось работающих бригад.
2 этап. Расследование инцидента
Немедленно после получения информации об инциденте специально созданная комиссия выезжает на место происшествия, для изучения обстоятельств и последствий произошедшего инцидента. Комиссия должна установить вид инцидента: отказ технического устройства, его повреждение или отклонение от технологического режима эксплуатации. У комиссии нет суток на расследование. В течение 24 часов с момента происшествия нужно подать извещение в органы по списку рассылки. Значит, комиссия должна оперативно построить свою работу.
Сведения об инциденте председатель комиссии по расследованию вносит в журнал. Время указывают московское. Акт расследования подразумевает не только описание произошедшего инцидента, но и расчет экономико-экологических последствий. Ущерб указывают в акте, и сумма должна совпадать с записью в журнале учета инцидентов. Также комиссия должна зафиксировать, сколько длился простой объекта из-за инцидента.
Важно! Если были пострадавшие, нужно указать, сведения из формы 315-у. Учетную форму №315/у «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести» выдают по запросу работодателя в медицинскую организацию, куда впервые обратился за помощью пострадавший. Делают это незамедлительно после поступления запроса.
Поэтому нужно будет получить такую справку. Она потребуется не только для расследования несчастного случая, но и для указания в акте расследования и в оперативном извещении об инциденте.
3 этап. Направление оперативного сообщения об инциденте по списку рассылки
Если в эксплуатирующей организации произошел инцидент, в течение 24 часов с момента возникновения события нужно подать оперативное сообщение. Рекомендованная форма такого извещения приведена в приложении № 2 к Порядку расследования № 503. Список рассылки оперативного сообщения следующий:
- Территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения ОПО.
- Вышестоящая организация (если инцидент произошел в одном из подразделений организации)
- Администрация города, района или села, на территории которого расположены опасные производственные объекты.
- Страховую компанию, продавшую страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ОПО
Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168
- Регистрация опасного производственного объекта
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
- Положение о производственном контроле (ППК)
- Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
- Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
- Отчет по производственному контролю
- Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
- Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
- Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
- Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
- Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
- Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
- Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
- Экспертиза промышленной безопасности котельной
- Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации
- Техническое диагностирование
- Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
- Техническое освидетельствование подъемных сооружений
- Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
- Неразрушающий контроль
- Отмена экспертизы промышленной безопасности.
- Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»
- Постановление Правительства от 01.10.2020 № 1580
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477 О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности
- Постановление Правительства от 15.09.2020 № 1437
Порядок расследования и учета инцидентов на ОПО
В локальном Положении о порядке расследования и учета инцидентов на ОПО необходимо указать, сколько членов комиссии должно участвовать в работе комиссии. Для того, чтобы провести объективное расследование произошедших инцидентов приказом руководителя эксплуатирующей организации издается приказ о создании комиссии.
Напоминаем, что комиссия должна состоять не менее чем из трех участников. Нельзя, чтоб число участников было четным. В этом случае нарушаются принципы коллегиальности большинства. В комиссию по расследованию нельзя назначать руководителя подразделения, в котором произошли инциденты. Это может отразиться на объективности результатов, негативно повлияет на ход расследования и грозит конфликтом интересов.
Обратите внимание! В оперативном сообщении об инциденте один экземпляр направляют в профсоюз. Поэтому целесообразно включить в состав комиссии председателя первичной профсоюзной организации.
По итогам расследования комиссия должна составить акт. Акт о расследовании инцидентов на ОПО — это внутренний распорядительный акт комиссии. В этом документе указывают, при каких обстоятельствах произошел инцидент, что послужило предпосылками для случившегося, какой был нанесен вред, сколько часов или дней не работали технические устройства и по чьей вине.
На этом этапе комиссия устанавливает не только причины инцидента, но и виновных лиц, анализирует, что нужно сделать для того, чтобы предотвратить повторение инцидентов. Акт является основанием для привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Главное — это разработка плана мероприятий по устранению причин инцидентов для того, чтобы случившееся не произошло вновь. Форма акта должна быть приведена как приложение к вашему локальному нормативному акту — Положению о расследовании инцидентов.
Каждый инцидент нужно зарегистрировать в специальном журнале. В положении о расследовании инцидентов необходимо указать, что журнал должен содержать защиту от подлога и утери данных. Для этого нужно его зарегистрировать в делопроизводстве, прошить, пронумеровать все листы, скрепить печатью. Все записи в журнале ведутся в строгом хронологическом порядке.
Журнал учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах
№ п.п. | Дата инцидента, время в часах, минутах (московское) | Место инцидента | Характеристики и причины возникновения | Продолжительность простоя, в часах |
Экономический ущерб, в том числе окружающей среде, в тыс. руб. |
Мероприятия по устранению причин инцидента | Отметка об исполнении |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Положение о порядке расследования инцидентов является обязательным документом для всех предприятий, использующих в своей производственной деятельности опасные объекты, вне зависимости от установленного класса опасности для применяемых опасных производственных объектах.
Разработка положения о ПТР на ОПО
3.1. Материалы расследования должны включать:
- Акт технического расследования инцидента по форме (Приложение 1), к которому прилагаются:
- Протокол осмотра места инцидента с необходимыми графическими фото-видеоматериалами;
- Протокол опроса и объяснения лиц, причастных к инциденту, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;
- Справки об обучении и проведении инструктажа по технике безопасности и проверке знаний производственного персонала;
- Справки о размере причиненного вреда;
- Другие материалы, характеризующие инцидент.
3.2.По результатам расследования инцидента Генеральный директор издает Приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и последствий инцидента и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения правил безопасности.
4.1.Учет инцидентов на опасном производственном объекте ведет руководитель, эксплуатирующий опасный производственный объект, или ответственное лицо, назначенное приказом Генерального директора, в специальном журнале, где регистрируется дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей природной среде), меры по устранению причин инцидента и отметка об их выполнении (Приложение 2)
4.2.Основной перечень возможных инцидентов для типичного производства приведен в Приложении 3.
4.3. Главный инженер, ответственный за осуществление производственного контроля, организует:
проведение анализа причин инцидентов с привлечением специалистов и сообщает в территориальный орган Ростехнадзора информацию:
- о количестве инцидентов;
- причины их возникновения;
- принятые меры по их устранению.
4.4.Сообщения об инцидентах составляют по форме (Приложение 4).
В случае если на Вашем производственном объекте происходит инцидент, то не реже одного раза в квартал в территориальный орган Ростехнадзора, на территории которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в котором указывается:
- количество инцидентов;
- характер инцидентов;
- анализ причин возникновения инцидентов;
- принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.
Танюшка Ермилова ,очень бы хотелось узнать у Вашего инспектора, а что, существуют в природе требования к разработке «Положения о проведении технического расследования причин инцидентов на ОПО? . И какой интересно пункт «установленных требований» нарушен? Очень голословно и неграмотно. Особенно п.1 : . «на которых могут произойти инцидент.
Положение о расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО
- Основные положения.
- Перечень применяемых нормативных законодательных актов.
- Используемые термины, понятия и определения.
- Общие сведения:
- информация о должностном лице предприятия, разработавшем Положение;
- определение целей и задач порядок расследования инцидентов.
- Перечень потенциально вероятных инцидентов на опасных объектах предприятия:
- Изложение наиболее вероятных сценариев аварийных (нештатных) ситуаций и случаев производственного травматизма для каждого ОПО предприятия.
- Информационные данные, характеризующие технические (производственные, технологические) особенности опасных объектов.
- Регламент проведения процедуры установления причин аварий, их анализа и учета:
- Задачи технического исследования.
- Принципы оперативного информирования о случившемся инциденте.
- Условия формирования комиссии для выяснения причин произошедшего инцидента (аварии, несчастного случая).
- Критерии оценки корректности и объективности результатов работы комиссии.
- Правила оформления и регистрации результатов установления и рассмотрения причин аварий и инцидентов:
- Перечень сведений, подлежащих обязательному рассмотрению комиссией по техническому расследованию.
- Фиксация результатов работы комиссии.
- Порядок исследования и регистрации аварий и инцидентов на предприятии.
- Приложения:
- Приложение № 1 — установленный режим оперативного извещения об аварии (инциденте) на опасных производственных объектах.
- Приложение № 2 — способы оперативного информирования о случаях повреждения здоровья работников опасных производственных объектах, подлежащих расследованию и учету (групповые, тяжелые, смертельные), возникших вследствие аварии на ОПО.
- Приложение № 3 — заключительный акт технического установления и исследования причин аварии, произошедшего на предприятии.
- Журнал регистрации аварийных ситуаций (инцидентов), возникших на опасных объектах предприятия.
Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.
Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.
Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.
Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:
- Число произошедших аварий (инцидентов).
- Специфика произошедших аварий.
- Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
- Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.
Организации, применяемые в работе опасные объекты, не имеющие составленного и утвержденного ПРИ, могут понести финансовые издержки в виде административных штрафов в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ. В частности,
- Граждане — от 2000 до 3000 рублей.
- Должностные лица организации — от 20000 до 30000 рублей (либо лишение права занимать данную должность сроком от 6 до 12 месяцев).
- Юридические лица — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление производственной деятельности продолжительностью 90 дней)
Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168
7. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения (далее — аварии) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц, лиц, виновных в произошедшей аварии, а также на разработку мер по устранению последствий аварий и профилактических мероприятий по их предупреждению.
22. Перечень материалов технического расследования причин аварии определяется председателем комиссии по техническому расследованию в зависимости от характера и обстоятельств аварии.
23. Материалы технического расследования включают в себя:
1) правовой акт о назначении комиссии по техническому расследованию;
2) акт технического расследования причин аварии;
3) протокол осмотра места аварии с графическими, фото- и видеоматериалами;
4) письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп (при наличии) и другие решения председателя комиссии, связанные с обстоятельствами расследования причин аварии;
5) заключения экспертов (экспертных групп) об обстоятельствах и причинах аварии;
6) докладные записки участвовавших аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований (при наличии) о ходе ликвидации последствий аварии;
7) протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, гидротехническое сооружение, на которых возложена обязанность по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (безопасности гидротехнических сооружений);
8) копии протоколов об аттестации специалистов, участвующих в организации и осуществлении производственного контроля, а также работников, участвующих в производственных процессах на опасном производственном объекте, и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда;
9) расчет вреда (экономического ущерба и вреда окружающей среде) от аварии, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации, на объекте которой произошла авария, а также справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба и вреда окружающей среде от аварии;
26. Территориальный орган Ростехнадзора не позднее 3 рабочих дней со дня окончания расследования направляет в центральный аппарат Ростехнадзора по электронной почте акт технического расследования причин аварии.
Территориальный орган Ростехнадзора в двухнедельный срок направляет в электронном виде материалы технического расследования в центральный аппарат Ростехнадзора.
27. Материалы технического расследования и предлагаемые меры по предупреждению аварий до направления в центральный аппарат Ростехнадзора рассматриваются в территориальном органе Ростехнадзора, проводившем расследование.
По результатам рассмотрения материалов технического расследования в территориальном органе Ростехнадзора могут быть приняты следующие решения:
1) о согласовании выводов комиссии по техническому расследованию;
2) о мотивированном несогласии с выводами комиссии по техническому расследованию с предложением об их пересмотре;
3) о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию;
4) о проведении повторного расследования другим составом комиссии по техническому расследованию.
Решение территориального органа Ростехнадзора по рассмотрению результатов технического расследования причин аварий прилагается к материалам технического расследования.
28. По результатам рассмотрения материалов проведенного технического расследования в центральном аппарате Ростехнадзора могут быть приняты следующие решения:
1) о мотивированном несогласии с выводами комиссии по техническому расследованию с предложением об их пересмотре;
2) о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию;
3) о проведении повторного расследования другим составом комиссии по техническому расследованию.
По результатам рассмотрения материалов технического расследования причин аварии, произошедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в соответствующих территориальных органах Ростехнадзора, но не зарегистрированных (неучтенных) в них, центральный аппарат может принять решение о снятии такой аварии с учета территориальным органом Ростехнадзора.
- Положение о производственном контроле
- Положение о расследовании причин инцидентов на ОПО
- Отчет в Ростехнадзор по производственному контролю
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО
- Разработка пакета документов промбезопасность
- Восстановление дубликата паспорта на подъемное сооружение
- Аудит промышленной безопасности
- Постановка на учет в Ростехнадзоре подъемного сооружения
- Постановка лифтов на учет в реестре технических устройств
- Постановка на учет в Ростехнадзоре оборудования, работающего под давлением
- Регистрация ОПО в Ростехнадзоре
- Регистрация в Ростехнадзоре газовых котельных и сетей газопотребления
- Разрешение на допуск в эксплуатацию ТЭУ
- Получение лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию сетей газопотребления
- Внесение изменений в реестр ОПО
- Исключение из реестра ОПО
- Паспорт безопасности опасного объекта
- Технический паспорт взрывобезопасности
- План ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН)
- Паспорт антитеррористической защищенности
Положение о порядке расследования инцидентов является обязательным документом для всех предприятий, использующих в своей производственной деятельности опасные объекты, вне зависимости от установленного класса опасности для применяемых опасных производственных объектах.
- Реализация неукоснительных требований законодательства в области промышленной безопасности.
- Документальное закрепление требуемого регламента определения и расследования причин инцидентов на ОПО предприятия.
- Оказание содействия государственным структурам в установлении причин инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах.
- Выявление и исследование всех обстоятельств и факторов, послуживших причиной происхождения аварии или производственного травматизма на опасных объектах предприятия.
- Определение размеров причиненного ущерба и установление перечня должностных лиц предприятия, виновных в случившемся инциденте.
- Детализированный учет и фиксация всех аварийных (нештатных) ситуаций, произошедших на ОПО.
- Составление плана мероприятий, направленных на заблаговременное упреждение аналогичных аварий и инцидентов.
Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.
Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.
Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.
Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:
- Число произошедших аварий (инцидентов).
- Специфика произошедших аварий.
- Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
- Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.
Организации, применяемые в работе опасные объекты, не имеющие составленного и утвержденного ПРИ, могут понести финансовые издержки в виде административных штрафов в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ. В частности,
- Граждане — от 2000 до 3000 рублей.
- Должностные лица организации — от 20000 до 30000 рублей (либо лишение права занимать данную должность сроком от 6 до 12 месяцев).
- Юридические лица — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление производственной деятельности продолжительностью 90 дней)
– документ регламентирующий порядок выяснении причин инцидентов, а так же ведения статистики о произошедших инцидентах и принятых мерах для устранения причин.
Разработка документа: 5 рабочих дней
3.1. Материалы расследования должны включать:
- Акт технического расследования инцидента по форме (Приложение 1), к которому прилагаются:
- Протокол осмотра места инцидента с необходимыми графическими фото-видеоматериалами;
- Протокол опроса и объяснения лиц, причастных к инциденту, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;
- Справки об обучении и проведении инструктажа по технике безопасности и проверке знаний производственного персонала;
- Справки о размере причиненного вреда;
- Другие материалы, характеризующие инцидент.
3.2.По результатам расследования инцидента Генеральный директор издает Приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и последствий инцидента и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения правил безопасности.
4.1.Учет инцидентов на опасном производственном объекте ведет руководитель, эксплуатирующий опасный производственный объект, или ответственное лицо, назначенное приказом Генерального директора, в специальном журнале, где регистрируется дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей природной среде), меры по устранению причин инцидента и отметка об их выполнении (Приложение 2)
4.2.Основной перечень возможных инцидентов для типичного производства приведен в Приложении 3.
4.3. Главный инженер, ответственный за осуществление производственного контроля, организует:
проведение анализа причин инцидентов с привлечением специалистов и сообщает в территориальный орган Ростехнадзора информацию:
- о количестве инцидентов;
- причины их возникновения;
- принятые меры по их устранению.
4.4.Сообщения об инцидентах составляют по форме (Приложение 4).
В случае если на Вашем производственном объекте происходит инцидент, то не реже одного раза в квартал в территориальный орган Ростехнадзора, на территории которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в котором указывается:
- количество инцидентов;
- характер инцидентов;
- анализ причин возникновения инцидентов;
- принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.
Танюшка Ермилова ,очень бы хотелось узнать у Вашего инспектора, а что, существуют в природе требования к разработке «Положения о проведении технического расследования причин инцидентов на ОПО? . И какой интересно пункт «установленных требований» нарушен? Очень голословно и неграмотно. Особенно п.1 : . «на которых могут произойти инцидент.
»
Положение о расследовании причин инцидентов на ОПО Положение разрабатывается в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 №480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ Скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 08-06-99 40 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ. Актуально в 2021 году
- Образец договора дарения
- Федеральное законодательство
- Налоговый учет
- Бухгалтерский учет
- Производственный календарь 2021
- Рубрикатор
- Кадровое делопроизводство
- Региональное законодательство
- Сервисы
- Юридический словарь
- Cоглашение о разделе имущества супругов
- План счетов
- Курсы, ставки, индекс
- Формы документов
- Правила бух.
Обязанность по формированию рассматриваемого документа возлагается на предприятия, осуществляющие эксплуатацию объектов, использующие:
- химически опасные, токсичные и воспламеняющиеся вещества;
- оборудование, работающее под избыточным давлением;
- стационарные грузоподъемные механизмы;
- ведущие работы с расплавами черных и цветных металлов;
- проводящие горные работы;
- хранящие или перерабатывающие растительное сырье, способное образовывать взрывоопасные пылевоздушные смеси.
Перечень критериев для отнесения предприятий к опасным и их классификация приведены в Законе №116-ФЗ. При этом стоит учесть, что на необходимость составления не влияет класс опасности, присвоенный опасному объекту.
Разработку можно поручить штатным сотрудникам. Например, это может быть, как специалист, ответственный за промбезопасность, так и работники технического отдела предприятия. Зачастую им не приходится сталкиваться с выполнением данного вида работ в своей повседневной деятельности, что может спровоцировать возникновение недочетов при формировании документа, а также вызвать значительные временные затраты, результатом которых будет нерабочий документ.
Поэтому чаще всего для формирования документации предприятия прибегают к услугам специализированных коммерческих компаний. Во-первых, их специалисты имеют актуальные знания о законодательных требованиях. Во-вторых, такие компании могут разработать полный комплект необходимых внутренних документов, в том числе и по промышленной безопасности. Данный вид услуг предоставляется на платной основе посредством заключения договора.
Разработка положения о порядке технического расследования причин инцидентов
Указанный выше Приказ №480, который, фактически, выступает единственным документом, регулирующим правила разработки, порядок согласования и структуру ПРИ, предусматривает наличие в составе Положения 5-и разделов и нескольких приложений к ним. В основную часть документа входят:
Введение. В этой части Положения приводятся используемые в документе термины и их значение, а также классификация инцидентов, применяемая в ПРИ.
Общие положения. Включают в себя сведения о разработчиках документах и основных целях его создания. Кроме того, в общих положениях обязательно указываются ответственные сотрудники, в чьи должностные обязанности входит круг вопросов, связанных с разработанным документом.
Порядок формирования и деятельности комиссии, занимающейся техрасследованием и установлением причин аварийной ситуации и инцидента.
Правила учета и последующего анализа данных, собранных комиссией, в чьи обязанности входит расследование причин инцидентов, случившихся на объекте.
— принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
— анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
— своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.
Положение о техническом расследования причин инцидентов разрабатывается на основании «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и» (утв. приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011 г.). В этом нормативном правовом документе содержатся основные принципы, которые должны содержаться в положении ПТР. Если предприятие осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов в разных регионах, то в каждом регионе должно быть разработано свое положение о расследовании причин инцидентов. После того как положение о ПТР разработано, его необходимо согласовать в территориальном органе Ростехнадзора к которому относятся опасные производственные объекты. Для этого печатается положение о расследовании причин инцидентов и заявление, утверждаются руководителем предприятия и направляются в Ростехнадзор. Далее положение о расследовании инцидентов и заявление составлены, верно, и через 30 дней с момента подачи Вы получите согласованное положение, либо по каким-то причинам в Ростехнадзоре определят, что положение о расследовании или заявление составлены не верно, и через 30 дней с момента подачи документа получите отказ.
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО (ПРИ)
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО определяет порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах (ОПО), а также регламентирует их учет и анализ. В качестве сокращенного названия данного документа чаще всего употребляются аббревиатуры ПТР или ПРИ.
[1]
Согласно статье 32 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», положение о порядке технического расследования причин инцидентов является обязательным документом для всех организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, вне зависимости от класса их опасности.
Аварии и инциденты на ОПО
Законодательство, регламентирующее мероприятия связанные с авариями, инцидентами и случаями утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Ростехнадзору:
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
- Постановление Госгортехнадзора РФ от 10.07.2001 № 30 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа риска опасных производственных объектов»
- РД 03-496-02 Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах
- Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 №480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
На основании данных документов определяется порядок проведения процедуры технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Ростехнадзору объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации.
В перечень процедур включены процедуры оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.
Авария – это разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрывы и/или выбросы опасных веществ.
Положение о порядке расследования причин инцидентов на ОПО.
— принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
— анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
— своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.
Положение о техническом расследования причин инцидентов разрабатывается на основании «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и» (утв. приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011 г.). В этом нормативном правовом документе содержатся основные принципы, которые должны содержаться в положении ПТР. Если предприятие осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов в разных регионах, то в каждом регионе должно быть разработано свое положение о расследовании причин инцидентов. После того как положение о ПТР разработано, его необходимо согласовать в территориальном органе Ростехнадзора к которому относятся опасные производственные объекты. Для этого печатается положение о расследовании причин инцидентов и заявление, утверждаются руководителем предприятия и направляются в Ростехнадзор. Далее положение о расследовании инцидентов и заявление составлены, верно, и через 30 дней с момента подачи Вы получите согласованное положение, либо по каким-то причинам в Ростехнадзоре определят, что положение о расследовании или заявление составлены не верно, и через 30 дней с момента подачи документа получите отказ.
Образец положения о расследовании аварий на ОПО
Разработка и согласование ПТР: от 5 до 30 дней. Все сложности берем на себя. Цена от 10000 руб
Одним из важных направлений деятельности по обеспечению безопасной эксплуатации ОПО выступает разработка документации, необходимой для регламентирования и осуществления производственных процессов в соответствии с предусмотренными действующим законодательством требованиями. К числу обязательных документов относится Положение о расследовании причин аварии и инцидентов на ОПО, нередко называемое просто ПРИ.
Главной целью его создания является выработка основных принципов, которыми следует руководствоваться при выяснении и последующий анализ причин аварийных ситуаций, а также определение формы ведения статистических отчетов, связанных с реализацией мероприятий по устранению их последствий. Важной частью Положения выступает также порядок создания соответствующей комиссии и регламент ее работы.