Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый КоАП: предпринимателям назначили высокие штрафы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 сказано, что в старой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ была предусмотрена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление и недостоверность бюджетной отчетности (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н). При этом КоАП РФ не была установлена административная ответственность за нарушение порядка составления (формирования) и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетными и автономными учреждениями (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н).
Нарушения, касающиеся бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В связи с этим в ст. 15.15.6 КоАП РФ включили ответственность за непредставление, несвоевременное представление и искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Отметим, что в части искажения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ранее применялась ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ. Теперь же эта статья не применяется в тех случаях, которые прямо предусмотрены ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Ответственность за нарушение формата предоставления декларации
При сдаче электронной отчетности важен формат подачи информации. Ответственность за несоблюдение способа предоставления декларации установлена ст. 119.1 НК РФ — 200 рублей за каждый случай.
Иногда из-за ошибок в структуре файлов или неточности в сведениях налоговики отказывают в принятии декларации и начисляют штрафы. Нередко сбои в телекоммуникационной системе передачи данных приводят к тому, что компании, отправившей отчетность в последний момент, предъявляются санкции за нарушения. Оспорить их можно только в судебном порядке.
Чтобы исключить такие случаи, эксперты 1С-WiseAdvice никогда не сдают отчетность клиентов в последний день и всегда отслеживают корректность формата передачи данных.
ФНС составляет акт об обнаружении правонарушения (о непредоставлении отчётности в срок) и отправляет по почте или электронно. В ответ на требование оплатить штраф необходимо подать ходатайство в налоговую инспекцию.
Ходатайство в ИФНС об уменьшении штрафа надо составить таким образом, чтобы инспекторы убедились, что нарушили вы случайно, а являетесь на самом деле честным налогоплательщиком. То есть обстоятельства, из-за которых были пропущены сроки, должны быть описаны так, чтобы они смягчали ответственность. Если же инспекторов не убедит объяснение, то следующим шагом может быть обращение в суд. То же самое касается и ходатайств в ПФР и ФСС. Как правило, если опоздание со сдачей отчётности произошло впервые, а налоги и взносы оплачены, то обходится дело без суда.
В ходатайстве о снижении штрафа для госорганов следует:
-
заявить о признании вины;
-
указать, что нарушение было допущено неумышленно;
-
перечислить причины подачи ходатайства (незначительный период просрочки, несоразмерность штрафа, например, опоздали всего на день, а штраф начислен за целый месяц);
-
обозначить причины несвоевременной подачи;
-
сообщить об отсутствии ущерба для бюджета, если уплата налогов состоялась в полном размере, что следует подтвердить копиями платежных поручений и справкой о состоянии расчётов.
Причинами того, что не предоставили отчёт вовремя, могут быть:
-
неблагоприятное финансовое состояние (может быть обусловлено банкротством, ликвидацией или реорганизацией компании, отсутствием хозяйственной деятельности, в том числе и в связи с сезонным характером работ);
-
личные обстоятельства (в случае с ИП);
-
болезнь ответственных за подачу отчётности лиц (подтверждается больничными листами).
Необходимость документального подтверждения
Объективная сторона состава административного правонарушения по ст. 15.5 КоАП РФ выражается в нарушении установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Для обоснованного привлечения к ответственности необходимо документально подтвердить событие нарушения, неразрывно связанное с налоговой декларацией. Существенными признаками налоговой декларации закон называет ее связь с обязанностью уплаты соответствующего налога налогоплательщиком; строгое наличие формы, разработанной законодательством о налогах и сборах или Минфином России.
Поскольку административная ответственность наступает за виновное нарушение должностным лицом как представителем организации в рамках налоговых правоотношений (ст. 26 НК РФ) обязанностей налогоплательщика, вытекающих из норм налогового законодательства РФ, то анализ положений НК РФ позволяет выявить событие правонарушения ст. 15.5 КоАП РФ у должностного лица налогоплательщика.
Когда декларацию можно не представлять?
Возможность не представлять налоговую декларацию может прямо вытекать из нормы налогового закона. Не вызывает никаких сложностей в правоприменении ситуация, когда лицо не включено в число плательщиков налога (организация как плательщик налога на доход физических лиц). Одновременно с этим допустимы случаи особого порядка исчисления налога или применения налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков по данному налогу (по субъектному признаку) при условии соблюдения принципа недискриминации (абз. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ). Например, в практике Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа 12 марта 2001 г. рассматривалось дело N А05-7904/00-44/19, в котором установлено, что законодательным актом субъекта РФ налогоплательщиками сбора на нужды образовательных учреждений признавались организации, одна из категорий которых (организации, подведомственные отделам образования) освобождена от уплаты налога.
Рассмотрим, как определить штраф за непредоставление налоговой декларации ИП по налогу с добавочной стоимости.
Предположим, что декларацию за 4 квартал 2016 года субъект сдал только 25 марта 2017 г. при крайнем сроке 25.01.2017 г. В отчетности отражена сумма к выплате в бюджет в размере 4,5 тыс. р. Вся она была оплачена в день подачи декларации.
Поскольку хозяйствующий субъект, отчисляющий НДС, может выплачивать сумму равными частями до 25 числа каждого из 3-х мес., идущего после истекшего налогового периода, то, учитывая условия примера, налог за 4 квартал нужно было перечислить до 25 января, февраля и марта 2017 г. Сумма к оплате должна была составить треть от начисленного НДС, т. е. 1,5 тыс. р.
Штраф за непредоставление единой упрощенной налоговой декларации
При применении упрощенной формы отчетности хозяйствующему субъекту необходимо учитывать целый ряд нюансов. О них говорится во 2 пункте 80 статьи НК, а также в Приказе Минфина № 62н от 2007 г.
Чтобы возникла возможность сдать упрощенную декларацию за налоговый (отчетный) период, не должно быть никакого движения денег по кассе или расчетному счету. К примеру, если говорить об НДС, то у предприятия не должно быть операций на протяжении всего квартала. Чтобы отразить в упрощенной форме налог с прибыли, движение денег должно отсутствовать с самого начала года, поскольку он рассчитывается нарастающим итогом.
Если предприятие сдает форму по нескольким обязательным отчислениям, то по ним не должно быть объектов обложения. Особым считается случай, когда субъект обязан отчитываться по налогам только при наличии объекта обложения. К примеру, если говорить о земельном налоге, то им выступает участок, если о транспортном – то автомобиль или иное ТС. При отсутствии объекта по указанным объектам ни упрощенная, ни обычная декларация не сдается.
Следует помнить, что сдача отчетности осуществляется не чаще 1 раза в квартал (за 1 кв., 6, 9, 12 мес.). Соответственно, ее нельзя использовать по налогам, отчет за которые надлежит представлять ежемесячно. Речь, в частности, об акцизах, отчислениях с прибыли.
Упрощенная форма может использоваться исключительно для налогов. Это означает, что включать в декларацию сведения о взносах по ОПС, если база по ним 0, не следует.
Если в связи с установленными ограничениями сдать упрощенную форму не представляется возможным, придется подать в ИФНС обычную отчетность. Соответственно, за нарушение сроков предусматривается ответственность по 119 статье НК.
Упрощенная форма подходит только для тех субъектов, которые бездействуют. Если на предприятии выплачивается хотя бы минимальный заработок, значит, имеет место движение денег.
Если предприятие по ошибке сдало нулевую декларацию, хотя нужна была упрощенная, штраф может быть вменен и в этом случае. Связано это с тем, что, согласно положениям 2 пункта 80 статьи НК, представление декларации по упрощенной форме является обязанностью, а не правом налогоплательщика. Следовательно, ошибка субъекта может быть расценена как нарушение сроков, установленных НК для сдачи отчетности.
Непредставление расчета по страховым взносам: что грозит страхователю
Налоговая служба разъяснила какие санкции будут применены к работодателю не сдавшему вовремя новый единый расчет по страховым взносам Письмо ФНС от 30.12.2016 № ПА-4-11/25567
В случае несдачи или просрочки представления расчета по страховым взносам в ИФНС нерасторопного страхователя оштрафуют Размер денежного наказания установлен п.1 ст.119 НК РФ С нарушителя будет взыскан штраф в размере 5% неуплаченной вовремя суммы страховых взносов подлежащей уплате на основании данных расчета за каждый месяц просрочки При этом сумма штрафа не может быть более 30% от суммы подлежащих уплате взносов но и не может быть меньше 1 000 рублей То есть если взносы по расчету уплачены в срок то штраф составит 1 000 руб.
А вот заблокировать банковский счет из-за того что отчетность по взносам не была представлена вовремя налоговики не вправе.
В первый раз сдать новый единый расчет по страховым взносам страхователям предстоит по итогам I квартала 2017 года Сделать это нужно не позднее 2 мая Причем этот срок установлен как для бумажной отчетности по взносам так и для расчетов представляемых в электронном виде.
Срок давности за налоговые нарушения: с какого момента идет отсчет
Три года в течение которых ИФНС может привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налога отсчитываются с начала налогового периода следующего за периодом в котором налог должен быть уплачен
ФНС отмечает что налогоплательщики часто полагают что срок давности должен начинать исчисляться с конца налогового периода за который неуплаченный налог был начислен Такой подход к исчислению срока давности по мнению налоговиков является неверным Потому что по закону налог исчисляется и уплачивается после окончания налогового периода А значит правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога наступает уже после окончания периода за который начисляется налог.
Например компания не заплатила налог на прибыль за 2012 год Установленный законодательством крайний срок уплаты налога за 2012 год истекает 28.03.2013 года Т.е налоговое правонарушение состоялось уже в 2013 году а следовательно срок давности привлечения к ответственности отсчитывается с 01.01.2014 года по 01.01.2017 год.
Какой срок исковой давности действует для взыскания задолженности
- по обязательствам срок исполнения которых определен – по окончании срока исполнения обязательства;
- по обязательствам срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования – со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства Если на исполнение требования кредитор дал должнику какое-то время – по окончании последнего дня срока исполнения обязательства.
Срок исковой давности может прерываться Основанием для прерывания срока исковой давности являются действия лица свидетельствующие о признании долга После перерыва течение срока исковой давности начинается заново время истекшее до перерыва в новый срок не засчитывается Вместе с тем есть ограничение: срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права даже если срок прерывался Исключение составляют случаи установленные Законом от 6 марта 2006 № 35-ФЗ о противодействии терроризму
Статьи 203 и пункта 2 статьи 196 Гражданского кодекса РФ.
Срок исковой давности Давность привлечения к административной ответственности
Сроков исковой давности несколько Если со дня совершения административного правонарушения прошло 2 месяца то давность привлечения прошла (ст.4.5 КоАП РФ) А вот давность исполнения постановления о назначении административного наказания 1 год со дня вступления в законную силу (ст.31.9 КоАП РФ) Если 2 месяца со дня когда Вы должны были уплатить штраф прошли по ст.20.25 Вас не привлечёшь но в течении года могут (при маленьких суммах часто не подают) подать в службу судебных приставов (те возбудят исполнительное производство и предложат добровольно оплатить штраф в течении 5 дней не уплатите- принудительное взыскание штрафа и исполнительский сбор 7% от суммы штрафа) После прошествии года про невзысканный штраф можно забыть.
Срок давности это срок в течение которого по делу может быть вынесено постановление о назначении наказания Потом его можете хоть год обжаловать если вынесенное в пределах срока давности постановление оставят без изменения Вы привлечены к ответственности.
- осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров
- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности
- несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств
- а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов
Комментарий к Ст. 15.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере организации налогового контроля.
Налоговый контроль производится должностными лицами налоговых органов в пределах установленной компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Таможенного союза.
Наказание за непредставление первичных статистических данных либо предоставление недостоверной статистической информации является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ.
Важно!
Благодаря вступившему в силу с 30.12.2015 г. Федеральному закону от 30.12.2015 г. № 442-ФЗ «О внесении изменения в ст.13.19 КоАП», ужесточена ответственность компаний и индивидуальных предпринимателей за непредставление (несвоевременное представление) статистической информации.
Непредоставление первичных статистических данных в установленном порядке, несвоевременное предоставление этих данных влечет штрафы:
- на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
- на юридических лиц — от 20 тыс. до 70 тыс. рублей.
Повторное нарушение карается большим размером штрафов:
- на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс.рублей,
- на юридических лиц — от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.
Повторность административного правонарушения означает, что компания или индивидуальный предприниматель ранее не представляли (либо представляли с нарушением установленного срока) формы статистической отчетности вне зависимости от ее вида. То есть речь идет не о случаях непредставления (либо представления с нарушением срока) конкретной формы статистической отчетности (например, формы П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. приказом Госкомстата РФ от 11.08.2016 г. № 414). Повышенный размер штрафа применяется по факту неоднократного непредставления (либо предоставления с нарушением срока) любой формы статистической отчетности.
При этом уплата штрафных санкций не отменяет необходимость предоставления соответствующих статистических форм отчетности.
Комментарий к статье 15.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация как документ налоговой отчетности представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Нарушение установленных сроков представления декларации составляет объективную сторону данного правонарушения.
2. Субъектом рассматриваемого правонарушения является руководитель организации-налогоплательщика.
Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться в форме как прямого умысла, так и неосторожности (легкомыслия или небрежности).
Штрафы для разных организационных форм
Для разных форм организаций размер штрафа может быть разным. Более того, для каждого учреждения отведены свои правила расчета штрафов, порядка их назначения и определения. Сроки подачи бухгалтерской отчетности также отличаются, поэтому начиная свой бизнес, необходимо четко выяснить, когда именно необходимо сдавать баланс, когда его закрывать и готовить к рассмотрению налоговой инспекцией. Владение полноценной информацией в сфере налогообложения позволит вам избежать множества проблем в процессе деятельности.
Государственные учреждения не являются исключением из правил в сфере наложения штрафов за несдачу бухгалтерской отчетности. Основой для определения наказания выступает приказ Министерства финансов Российской Федерации.
Муниципальные организации сдают такой же набор бухгалтерских бумаг, как и частные фирмы. Государственные учреждения могут привлекаться к соответствующей ответственности за несоблюдение общих норм и стандартов законодательства.
Статья 1 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок наказания общественных организаций за уклонение от предоставления бухгалтерского баланса. Некоммерческие объединения и их подразделения не имеют права осуществлять деятельность в сфере предпринимательства, а также заниматься реализацией товаров, однако могут иметь в своем составе реальное или выбывшее имущество. Вследствие этого, общественные структуры получать доходы от бизнеса не могут. Однако любые компании такой организационной структуры всегда имеют источники дохода для достижения своих непосредственных целей. В бухгалтерском отчете некоммерческих структур должна содержаться следующая информация:
- четкие цели использования полученных денежных средств;
- источники прибыли;
- направления расходов (убытки);
- методы рационального использования денежных средств.
Бухгалтерская отчетность
До 30 марта года, следующего за отчетным, экономические субъекты должны предоставить в налоговый орган по месту своего учета бухгалтерскую отчетность, предусмотренную п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.12.2013 г.) (далее – закон N 402-ФЗ).
За непредставление бухгалтерской отчетности они могут быть оштрафованы в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ.
Так, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Соответственно, у разных организаций общий размер этого штрафа может различаться в зависимости от количества не предоставленных форм.
Согласно ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.