Как ИП работать на ПСН при оказании услуг грузоперевозки?

Автор: | 30.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как ИП работать на ПСН при оказании услуг грузоперевозки?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Вы можете оформить самозанятость, если самостоятельно оказываете услуги, ведете торговлю, без привлечения наемных сотрудников. Если у вас действующее ИП, то по отдельным видам деятельности (например, обучение иностранному языку) вы можете оформить самозанятость, а по другим (например, развивающий центр по подготовке детей к школе) работать, как ИП.

Особенности сферы грузоперевозок

Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:

  • сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
  • амортизация;
  • расходы на бензин;
  • зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
  • расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
  • оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
  • страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
  • страховка автомобилей;
  • налоги и другие обязательные платежи.

Единый сельхозналог — узконаправленный режим, предусмотренный только для производителей сельхозпродукции.

Для работы на ЕСХН, надо соблюдать следующие условия:

  • доход от сельскохозяйственной деятельности должен быть больше 70% общего дохода,
  • сфера деятельности должна быть связана с производством, переработкой или продажей продукции животноводства, растениеводства, лесного или сельского хозяйства, в том числе рыб и других водных биологических ресурсов.

ОСНО – система с высокой нагрузкой по налогам и отчетности. Эта система разрешает вести вам любую деятельность из разрешенных для ИП и не имеет ограничений по персоналу и уровню дохода. Вы должны лишь обладать знаниями в бухгалтерии или нанять бухгалтера, чтобы осилить всю отчетность и сроки уплаты налогов.

На общей системе вы должны платить:

  • НДС — 0-20%, в зависимости от деятельности и товара. Декларации сдаются ежеквартально до 25 числа.
  • Налог на прибыль 13% — НДФЛ. За основу расчета берется ваш доход. Обязательно надо платить квартальные авансовые платежи. До 2020 года их рассчитывала ФНС после сдачи 4-НДФЛ. По новым правилам авансовые платежи следует уплачивать не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом. Представление какой-либо отчетности, где отражается расчет авансовых платежей, не предусматривается. Получается, с начала 2020 г. отчетность по форме 4-НДФЛ отменяется и порядок расчета авансовых платежей по НДФЛ для таких налогоплательщиков устанавливается по аналогии с УСН.

    Налог на прибыль исчисляется по формуле:

    НДФЛ = (ПД — ПВ — НВ — АП) х 13%, где:

    • ПД — полученный доход,
    • ПВ — профессиональный вычет — все документально подтвержденные расходы, которые связаны с деятельностью: покупка расходных материалов, товаров, т.д., а если такой возможности нет, то ИП может уменьшить доходы только на 20%,
    • НВ — налоговые вычеты — все предусмотренные законом вычеты для физлиц: имущественные, социальные, налоговые, стандартные, т.д.,
    • АП — авансовые платежи, т.е. все авансы, которые ИП делал по НДФЛ в течение отчетного года.

    Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. И многие субъекты предпринимательства, осуществляющие его, регистрируются как ИП. Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.


    Что касается выбора режима налогообложения, это вопрос индивидуальный. Определяется приоритетная система, прежде всего, условиями предпринимательской деятельности. Также играет роль схема использования транспорта. В сфере грузоперевозок возможно три варианта:

    • Использование собственных транспортных средств.

    • Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.

    • Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.

    Общая система налогообложения для ИП

    Общая система налогообложения может применяться любыми индивидуальными предпринимателями независимо от вида деятельности, суммы полученного за год дохода, количества наемных работников и остатку по основным средствам.

    ИП на ОСН с полученных доходов уплачивает НДФЛ в размере 13% без возможности учесть расходы.

    НДФЛ уплачивается ежеквартально, декларация по НДФЛ сдается 1 раз в год, а вот декларация по НДС – 1 раз в месяц или квартал, в зависимости от решения ИФНС.

    ИП на ОСН не освобождается ни от каких налогов. Он должен уплачивать все «стандартные» налоги, в том числе налог на имущество, НДС, транспортный и другие.

    Пример: ИП на ОСН получил за год 2 миллиона рублей. Он обязан уплатить НДФЛ за 2020 год в размере 260 тысяч рублей (2 000 000 руб. * 13%). Кроме этого, предприниматель должен будет уплатить НДС по ставке 20%.

    В 2023 году не только изменится сам принцип перечисления налоговых платежей для ИП, а и будут установлены новые сроки уплаты налогов:

    Налог Сроки до 01.01.23 (старые) Сроки с 01.01.23 (новые)
    НДС 25 числа 28 числа
    На прибыль (за год и авансы) 28 марта 28 марта
    Упрощенка для ИП 30 апреля 28 апреля
    Упрощенка (авансы) 25 апреля

    25 июля

    25 октября

    28 апреля

    28 июля

    28 октября

    НДФЛ в зависимости от дохода 28 числа
    Взносы ИП (фиксированные) 31 декабря 31 декабря
    Взносы ИП (с доходов более 300 000 руб.) 1 июля 1 июля

    Можно ли открыть бизнес такси самозанятому?

    Самозанятость – новая налоговая схема, получившая распространение в 2020 году и предлагающая пониженные ставки для работников, которые нигде не числятся на постоянной основе.

    Самостоятельный бизнес тем водителям, которые работают по самозанятости, открыть не получится, для этого нужно быть ИП. Более того, самозанятые водители не могут быть и нанятыми в службу такси как постоянные работники – поскольку они перестанут быть самозанятыми, и работодатель будет платить с них страховые и больничные взносы. Но такие водители могут работать на такси как на посредника и оказывать разовые услуги по перевозке пассажиров с оплатой за каждую конкретную поездку – важно, чтобы таксопарк имел при этом соответствующую лицензию.

    К слову, за последний год появилось много именно таких водителей, работающих с таксопарками не по трудовому договору, а по договору оказания услуг. Это выгодно для водителей: касса не нужна, отчетность тоже, есть налоговые вычеты, можно совмещать подработку в такси с постоянной работой в любой другой отрасли. И все же собственный бизнес такси самозанятым никак не открыть.

    Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.

    Для предпринимателей на УСН:

    • Количество работников — не более 100.
    • Совокупный годовой доход — не более 150 миллионов рублей.

    Для индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему:

    • Количество работников — не более 15.
    • Совокупный годовой доход — не более 60 миллионов рублей.
    • Пункт отправления или назначения груза должен находиться на территории того субъекта РФ, в котором выдан патент. Если оба пункта находятся на территории другого субъекта РФ, требуется приобретение патента на работу в этом субъекте.

    Наиболее оптимальный вариант — заключение агентского договора с водителями, сейчас по такой схеме работают уже все партнеры агрегаторов Убера/Яндекс такси/Гетт, кто разобрался в наиболее оптимальной схеме работы партнера агрегаторов такси. С водителями Вы заключаете договор как с физ. лицами, для работы с ними по агентскому договору регистрировать им ИП не требуется.

    Самое главное для работы с водителями — это грамотно составленный агентский договор, который позволит Вам: 1.

    Платить налог только с суммы Вашего агентского вознаграждения и не платить налог с денег водителей, которые поступают к Вам на счет и которые Вы потом перечисляете водителям.

    2. Не платить налоги и взносы за водителей при перечислении им денежных средств, то есть не являться налоговым агентом водителей. Отмечу, что есть 3 формы заключения агентского договора: 1. Водитель приезжает к Вам в офис и там подписывает агентский договор — здесь думаю все понятно.

    Какое налогообложение выбрать для такси

    Упрощенная система налогообложения — один из самых популярных спецрежимов среди начинающих предпринимателей.

    А рассмотрим отличия ОСНО от УСН. Какая система налогообложения лучше, традиционная или упрощенная? Какая выгоднее? Если вы не подавали заявления о выборе системы налогообложения, то по умолчанию считается, что компания работает именно на ОСНО.

    Нет никаких ограничений для применения.

    Таких систем две. Вот как правильно сделать между ними выбор? В России существует пять систем налогообложения: общая (ОСН), упрощенная (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и патентная система. Универсальной считается общая система. Но она слишком сложна для небольшого бизнеса в самом начале пути.

    ЕНВД планируется отменить с 2022 года, поэтому начинать работу на этой системе бесперспективно.

    ЕСХН применяется только в случае, если доля сельскохозяйственной деятельности в общем бизнесе составляла не менее 70%.

    Фактически начинающим предпринимателям остается выбирать между двумя видами упрощенной системы налогообложения (УСН) и патентом. У ОСН есть одно неоспоримое преимущество — никаких ограничений на вид деятельности.

    Возможны ли грузоперевозки на самозанятости

    При ведении бизнеса, предприниматель стремится не только сделать его надёжным и прибыльным, но и делает всё возможное, чтобы росли его масштабы. До начала 2019 года для небольшого бизнеса было выгодно открытие в качестве индивидуального предпринимателя. Конечно, оставалась ещё возможность создать общество с ограниченной ответственностью, но в этом случае затраты на регистрацию и ведение деятельности были гораздо больше.

    Обратите внимание! Начиная с 1 января 2019 года появилась возможность заниматься предпринимательской деятельностью, зарегистрировавшись в качестве самозанятого лица. Эта возможность является новой и пока ещё вызывает различные вопросы о том, как правильно зарегистрироваться и начать вести дела в таком статусе.

    Особенности приобретения патента

    Для участия в патентной системе налогообложения патент необходимо приобрести по месту регистрации бизнеса. Он приобретается на срок от 1 месяца до 1 года. Условия, которым должен отвечать ИП для возможности приобретения патента:

    • количество работников в части ПСН – до 15 человек;
    • общая выручка за период ведения деятельности на патенте – до 60 млн рублей;
    • площадь помещения, которое занимает бизнес, – не более 50 м2.

    Особенности ПСН:

    • невозможность снизить стоимость платежа;
    • необходимость вести учет по КУДиР отдельно по каждому направлению;
    • по каждому направлению деятельности нужен отдельный патент.

    Сколько патентов нужно покупать для грузоперевозок между регионами

    Межрегиональному ИП-грузоперевозчику достаточно купить 1 патент, если в остальных субъектах РФ находятся только его клиенты-грузополучатели и грузоотправители. Однако, ИП вправе получать доходы от ведения своего бизнеса только в том регионе РФ, где он встал на учет в ИФНС и перешел на ПСН.

    Кроме того, согласно разъяснениям Минфина, если ИП перешел на ПСН и получил патент в своем регионе прописки и госрегистрации своего ИП, то он вправе оформить еще один патент в ином российском регионе. В то же время бывает так, что договор перевозки груза заключается в том регионе РФ, где ИП оформил патент, а пункт отправления (назначения) груза расположен в ином субъекте РФ. Тогда ИП вправе не оформлять второй патент во втором другом регионе РФ.

    В итоге бизнесмен вправе заниматься межрегиональной грузоперевозкой в рамках 1-го патента, оформленного по месту госрегистрации его ИП в ИФНС. В регионе госрегистрации ИП на ПСН и оформления договора перевозки груза должны решаться и иные вопросы грузоперевозки: принятие заявок от диспетчера, ремонт авто, найм водителей, принятие оплаты от контрагента и др. Это позицию подтверждают и суды и налоговая.

    Пример! Предприниматель прописан в Великом Новгороде. Здесь же он получил патент в ИФНС на грузоперевозку. В итоге, чтобы работать на 1 патенте, именно в Великом Новгороде ИП нужно оформлять со своими контрагентами договора перевозки груза (место составления договора — Великий Новгород). Так, это могут быть договора:

    1. С первым контрагентом — на перевозку груза из Великого Новгорода в Белгород.
    2. Со вторым — на грузоперевозку из Новгородской области в Тамбов.
    3. С третьим — на грузоперевозку из Пскова в Санкт-Петербург.

    В данном случае ИП не надо получать доп. патенты.

    Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2021

    Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.

    НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.

    Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.

    Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:

    перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…

    Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

    Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.

    УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

    УСН – доходы

    Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

    Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

    УСН – доходы минус расходы

    Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

    • УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
    • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
    • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.

    У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

    Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).

    Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

    При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).

    Для этого нужно документировать все покупки и траты.

    Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

    Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

    Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.

    Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:

    • Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
    • Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?

    Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.

    АУСН: все о новом налоговом режиме для бизнеса

    Для грузоперевозок можно выбрать самозанятость и платить налог на профессиональный доход. Такой вариант подойдёт, если ИП работает в одиночку и имеет доход до 2,4 миллионов рублей в год. Ему не нужно платить страховые взносы за себя, а единственный налог НПД составит 6% с дохода от юридических лиц и 4% с прибыли от физических лиц. Специальной отчётности вести не нужно. Но среди минусов стоит учесть следующие:

    1. Нет страхового стажа, влияющего на будущую пенсию.
    2. Многие компании хотят заключать договоры с юридическими лицами, чтобы обезопасить себя от рисков.
    3. При расчёте налога не учитываются затраты на ремонт, сервисное обслуживание, бензин и т.д.
    • Напомнит о сроках сдачи
    • Учёт переносы в выходные и праздники
    • Настраивается по вашим параметрам
    • Учитывает совмещение налоговых режимов


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *