Плательщики земельного налога в 2022 году

Автор: | 13.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плательщики земельного налога в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Комментарий к ст. 388 НК РФ

Такие земельные участки, чтобы быть объектом налогообложения данным налогом, должны быть расположены в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ).

По правилам пункта 1 статьи 131 ГК РФ право организации или физического лица подлежит государственной регистрации, которая регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ). Запись в ЕГРП является единственным доказательством существования права на земельный участок.

Таким образом, плательщиком земельного налога является то лицо (юридическое или физическое), чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения закреплено в ЕГРП.

Напоминаем, что с 1 января 2010 года физические лица и организации не признаются налогоплательщиками земельного налога, если они являются правообладателями только тех земельных участков, которые в силу НК РФ не отнесены к объектам налогообложения данным налогом.

На основании пункта 1 статьи 266 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

В силу пункта 1 статьи 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Внимание!

Из приведенного выше правила есть исключение.

Плательщиками земельного налога также признаются и те организации и физические лица, чьи права на земельный участок возникли до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и, которые не были зарегистрированы. Права на такие земельные участки могут быть подтверждены документами, которые по юридической силе приравнены к записи о государственной регистрации в ЕГРП. Те права на земельные участки, которые возникли до вступления в силу данного Закона, могут быть зарегистрированы в добровольном порядке по инициативе их правообладателя.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 26.07.2012 N БС-4-11/12407@ «О земельном налоге» разъяснено, что земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон N 221-ФЗ) либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом N 122-ФЗ, считаются ранее учтенными земельными участками.

Судебная практика.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».

Актуальная проблема.

Зачастую лица считают, что обязанность по уплате земельного налога возникает с того момента, как органом власти принят распорядительный акт и направлен проект договора купли-продажи и заключение такого договора.

Необходимо обратить внимание, что заключение договора купли-продажи земельного участка не влияет на приобретение обязанности покупателя по уплате земельного налога. Такая обязанность у него появится только после того, как его право собственности на передаваемый по договору земельный участок пройдет государственную регистрацию.

Судебная практика.

Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2012 N А31-1508/2011 указывается, что само по себе принятие органом власти распорядительного акта и направление проекта договора купли-продажи не наделило бы организацию статусом, необходимым для уплаты земельного налога, поскольку возникновение права на земельный участок связано с моментом его государственной регистрации, а не с заключением договора купли-продажи недвижимого имущества.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Центрального округа от 11.01.2013 N А54-7202/2011.

Также иногда возникают ситуации, когда лицо не получило правоустанавливающих документов на земельный участок и не произвело государственную регистрацию прав на такой земельный участок. Возникает вопрос: является ли лицо, не получившее правоустанавливающие документы или которое не произвело государственную регистрацию прав на земельный участок, в данном случае налогоплательщиком земельного налога в отношении такого земельного участка?

Рассмотрим данный вопрос на конкретном примере из судебной практики.

Пример.

Десятым арбитражным апелляционным судом было рассмотрено дело по иску о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности лица за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, а именно за неуплату сумм земельного налога. Заявитель посчитал, что если у него отсутствуют правоустанавливающие документы на спорный земельный участок и что если он не произвел государственную регистрацию своего права собственности на него, то на нем не лежит обязанность по уплате земельного налога.

Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy

Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.

Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:

= KC x Нcт, гдe:

  • — cyммa нaлoгooблoжeния;
  • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
  • Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.

Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.

Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния

Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:

= KC x Нcт. x Квл, гдe:

  • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
  • Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
  • Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.

Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.

В качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется налог, либо в установленных случаях — его площадь (п.1, 5, 6 ст. 240 НК).

Площадь земельного участка применяется для расчета налоговой базы, если такой участок:

  • относится к землям сельхозназначения;

  • используется для добычи торфа на топливо и удобрения, сапропелей на удобрения;

  • входит в состав земель лесного фонда и предоставлен для сельхозиспользования;

  • входит в состав земель водного фонда и предоставлен для сельхозиспользования, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;

  • занят конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, не являющимися капстроениями или госрегистрация которых не является обязательной, и принадлежит энергоснабжающим организациям, входящим в состав ГПО «Белэнерго».

По иным земельным участкам необходимо самостоятельно определять, какой из показателей применить в качестве налоговой базы: кадастровую стоимость земельного участка (ее можно узнать из регистра стоимости земельных участков, размещенном на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство») либо его площадь.

Для этого нужно сравнить кадастровую стоимость земельного участка за гектар с установленным пороговым значением, который соответствует каждому функциональному использованию земельных участков (виду оценочных зон). При этом функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется на основании их целевого назначения, установленного местным исполкомом (п. 3 ст. 240 НК, приложение 5 к НК).

Если кадастровая стоимость за гектар больше установленного порогового значения или равна ему, для определения налоговой базы используется кадастровая стоимость, если меньшеплощадь земельного участка (подп. 6.5 — 6.11 ст. 240 НК).

Годовая сумма земельного налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку, которая зависит от категории используемых земельных участков (п. 1 ст. 243 НК).

Ставки налога на все категории земельных участков (кроме земель сельхозназначения, лесного и водного фонда) определяются из налоговой базы.

Применяются два вида ставок:

  • в процентах от кадастровой стоимости (если налоговая база — кадастровая стоимость);

  • в виде фиксированного платежа за гектар (если налоговая база – площадь земельного участка).

При определении ставок на земли сельхозназначения нужно учитывать, проведена или не проведена их кадастровая оценка (в баллах).

Если проведена, то ставка устанавливается в зависимости от балла оценки и вида земельного участка (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами или луговые земли) (п. 2 ст. 241 НК), а если нет – налог исчисляется по средним ставкам по районам (п. 4 ст. 241 НК).

По средним ставкам района исчисляют земельный налог (п. 5, 8 ст. 241 НК):

— по сельхозземлям, входящим в состав земель лесного фонда;

— сельхозземлям, входящим в состав земель водного фонда;

— земельным участкам, предоставленным для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;

— земельным участкам, входящим в состав земель водного фонда и предоставленным для рыборазведения и акклиматизации рыбы.

— по земельным участкам, предоставленным физлицам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства в садоводческом товариществе и дачном кооперативе, расположенных за пределами населенных пунктов, по которым не имеется кадастровой стоимости. При этом ставка увеличивается на коэффициент 1,6.

Применяется ставка, установленная для земельных участков производственной зоны, если на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположена недвижимость, не связанная с ведением лесного хозяйства, либо земельный участок, входящий в состав земель водного фонда, используется для предпринимательской деятельности и занят недвижимостью.

Исходя из фактического функционального использования участка будет исчислен налог на земельные участки (п.9 ст.241 НК):

  • предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные;

  • самовольно занятые. При этом уплата налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок;

  • находящиеся в госсобственности, предоставленные в аренду и своевременно не возвращенные.

Обратите внимание! Если на земельном участке находится недвижимость, которая не является самовольной постройкой и построена после 01.01.2019, то организации вправе по таким участкам применить ставку налога в размере:

  • 0,2 % — в течение второго года (двенадцати месяцев) с даты приемки такой недвижимости в эксплуатацию,

  • 0,4 % — в течение третьего года,

  • 0,6 % — в течение четвертого года,

  • 0,8 % — в течение пятого года.

Ставки земельного налога

Определение размеров налоговых начислений возложено на представителей муниципальных государственных образований, которые оформляются соответствующими нормативными актами.

Согласно действующему законодательству предельный размер налога на уровне 0,3% от стоимости земель, указанных в кадастре, установлен для следующих участков:

  • отведённых для строительства жилья, занятых объектами жилищного фонда и инженерной структуры для обеспечения нужд ЖКХ;
  • признанных землями с/х назначения, используемых для производства сельскохозяйственной продукции;
  • предоставленных для ведения личного, дачного хозяйства, занятия садоводством, животноводством, огородничеством;
  • ограниченных в праве пользования с целью обеспечения нужд обороны, безопасности и таможенного контроля.

Для земельных участков, не попадающих в вышеописанные категории, ставка не может превышать 1,5 % от кадастровой стоимости. Местные власти по своему усмотрению имеют право устанавливать дифференцированную налоговую пошлину, в зависимости от месторасположения, категории, цели использования.

Условия снижения налоговой базы для физических лиц

Имеются группы частных лиц, которые, являясь плательщиками земельного налога, имеют право на льготу, представляющую собой арифметическое уменьшение базы на фиксированную сумму (по аналогии с социальным вычетом по НДФЛ).

Эту норму определяет ст. 391 НК РФ, и на ее основании сумма уменьшения составляет 10 тысяч рублей. А реализовать указанную норму могут следующие налогоплательщики земельного налога:

  • Герои СССР, кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды: детства; I и II групп; ВОВ или боевых действий;
  • ветераны ВОВ/боевых действий;
  • ликвидаторы аварий на атомных предприятиях;
  • лица, подвергшиеся действию радиации на любых (военных/гражданских) объектах, а также при ядерных испытаниях.

Как устанавливаются налоговые ставки и список налогоплательщиков

Земельный налог является налогом, поступающим в местные бюджеты. Законодательная база по нему изложена в главе 31 НК РФ. В частности, местным властям дается право на принятие собственных нормативных актов по земельному налогу, где им разрешено:

  • Определять ставки налога и распределять их по категориям. При этом предельные значения налоговых ставок не должны выходить за рамки, установленные федеральным центром.
  • Устанавливать порядок внесения в бюджет земельного налога, а также сроки, в которые должен уложиться налогоплательщик при уплате. Как и для ставок налога, здесь тоже существуют рамки, за которые выходить местным законодателям не разрешается.
  • Добавлять к уже существующим в НК РФ новые налоговые льготы, которые будут признаны целесообразными для конкретного муниципалитета.

Как определить налоговую базу по земельному налогу?

В соответствии с п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу — это кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Казенные учреждения силовых структур самостоятельно определяют кадастровую стоимость на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Исходя из Порядка доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости. Для получения таких сведений необходимо обратиться в данные органы с письменным заявлением.

Чиновники Минфина в Письме от 15.08.2013 N 03-05-05-02/33366 разъясняют, что информацию о кадастровой стоимости земельного участка можно узнать на официальном сайте Роснедвижимости в Интернете.

Хотим обратить ваше внимание на другое Письмо финансового ведомства. В нем отмечается, что если согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (Письмо от 14.10.2013 N 03-05-04-02/42680).

Для справки. На основании ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 «О порядке определения нормативной цены земли». Нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

Как отразить в учете расчеты по земельному налогу?

В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Как отмечается в Письме Минфина России от 08.11.2013 N 02-06-010/47818, операции по начислению суммы земельного налога отражаются на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств, в том числе по авансовым платежам.

Форма справки утверждена Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Учет расчетов по земельному налогу учреждение ведет на счете 303 13 «Расчеты по земельному налогу» (п. 263 Инструкции N 157н). Начисление суммы земельного налога оформляется бухгалтерской записью (п. 104 Инструкции N 162н ):

Дебет счета 1 401 20 290 «Прочие расходы»

Кредит счета 1 303 13 730 «Увеличение кредиторской задолженности по земельному налогу».

Налоговые льготы при уплате налога на землю

Буква закона подразумевает послабления, рассчитывать на которые могут плательщики сбора на землю. Расскажем о них подробнее.

Таблица 1. Виды льгот при оплате земельного налога

Вид льготы Описание
Льготы для москвичей, петербуржцев и севастопольцев (жителей городов федерального значения) Законодательные нормы и акты названных населённых пунктов дополнительно регулируют земельную пошлину. Для примера: в Москве налоговая (финансовая) база сбора на землю уменьшается на миллион рублей для жителей-льготников: инвалидов, ветеранов, многодетным семьям, «чернобыльцам» и подобное.
Льготы отдельным категориям граждан Речь идёт об уменьшении базы налога на десять тысяч рублей применительно к одному участку земли. Льгота рассчитана на людей, имеющих награды от правительства СССР и РФ, военных и ветеранов, инвалидов и граждан, страдающих от тяжких болезней.
Льготы по месту жительства Жители Сибири, Севера и Дальнего Востока, относящиеся к народностям малой численности и использующие земли для развития своего образа жизни, традиций и промыслов, освобождаются от земельного сбора полностью.

Поскольку земельный сбор является местным, время, когда его нужно выплачивать, муниципалитеты устанавливают произвольно. Чтобы юрлицо имело представление о сроке, в который нужно подать декларацию и перечислить деньги, оно должно изучить НПА (нормативно-правовой акт) того населённого пункта или образования, в котором расположена земля. Однако есть ограничение – в НПА не может значиться срок оплаты ранее срока подачи декларации. Соответственно, не ранее первого февраля того года, что идёт вслед за отчётным. Но в течение отчётного года юридических лиц могут обязать платить авансы – предварительные платежи по сбору, время их уплаты также устанавливается муниципалитетами.

Рассмотрим на примере 2017 года в городе Москва. Все фирмы, владеющие земельными участками, должны внести сумму сбора не позднее первого февраля, как мы уже разобрались ранее. Авансовые выплаты должны быть перечислены московскими фирмами крайний срок – в последнее число месяца после отчётного квартала. Сроки выглядят таким образом:

  • аванс за первый квартал – 2 мая 2017 года (так как 30 апреля является выходным днём, а 1 мая – праздничным);
  • аванс за второй квартал – 31 июля 2017 года;
  • аванс за третий квартал – 31 октября 2017 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *