Порядок обжалования решения налогового органа

Автор: | 26.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок обжалования решения налогового органа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Досудебные разбирательства по НК РФ являются обязательными. Лицу, которое хочет провести обжалование действий налогового органа в отношении себя, необходимо сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.

В каких случаях жалобу оставят без рассмотрения

Вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения требования жалобы в полном объеме или частично. Перечень возможных причин для отказа в изучении проблемы приведен в ст. 139.3 НК РФ:

  • жалоба подана напрямую в УФНС, то есть из цепочки исключена налоговая инспекция, действия которой являются предметом спора;
  • документ не подписан или содержит не весь набор обязательных реквизитов, не обозначены оспариваемые акты ИФНС;
  • апелляционная жалоба в налоговую подана с нарушением сроков – для рассмотрения дела надо приложить к комплекту документов ходатайство о восстановлении срока;
  • этот вопрос уже оспаривался ранее или обращение было отозвано налогоплательщиком;
  • жалоба на бездействие налоговой не рассматривается, если ИФНС до принятия решения вышестоящим органом устранило нарушение и сообщило об этом в УФНС;
  • на дату получения УФНС документов спор разрешен по тем же основаниям в судебном порядке;
  • ИП или предприятие, оспаривающее действия налоговиков, ликвидированы или по иным причинам исключены из базы данных регистратора.

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров происходит путем подачи жалобы, которая составляется в письменной форме с подписью заявителя или в электронной форме.

Подать жалобу на сегодняшний день можно лично в отдел, посредством Почты России, электронной почты, личного кабинета налогоплательщика или портала ГосУслуги.

Жалоба подается в свободной форме, в ней стоит указать следующее:

  • Сведения о заявителе (ФИО/наименование, адрес);
  • Сведения о налоговом органе (наименование, адрес);
  • Указание на обжалуемый акт, действие или бездействие должностного лица;
  • Мотивированное обоснование факта неправомерности акта, действия или бездействия должностного лица налогового органа;
  • Требование заявителя;
  • Указание на способ получения ответа на жалобу.

Также заявителем должны быть приложены документы, доказывающие основания для обжалования.

Комментарий к Ст. 139 Налогового кодекса

В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрен опосредованный порядок подачи жалобы: жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, вынесший обжалуемый ненормативный акт, совершивший обжалуемое действие (допустивший бездействие), который в течение трех дней со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Порядок действия налоговых органов при получении жалобы определен в письме ФНС России от 26.12.2013 N СА-4-9/23437@ «Рекомендации о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений» .
———————————
Документ опубликован не был.

В соответствии с названными Рекомендациями жалоба поступает в подразделение документационного обеспечения налогового органа. Данное подразделение, получив резолюцию руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в срок не позднее дня, следующего за днем поступления жалобы, обеспечивает передачу жалобы в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров.

Подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы в налоговый орган определяет, имеются ли обстоятельства для оставления жалобы без рассмотрения. Основания для оставления вышестоящим налоговым органом жалобы без рассмотрения установлены п. 1 ст. 139.3 НК РФ (см. комментарий к указанной статье). Информация о наличии указанных обстоятельств сообщается вышестоящему налоговому органу в сопроводительном письме одновременно с направлением жалобы.

Жалоба должна быть направлена в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня ее поступления в налоговый орган, вынесший обжалуемый ненормативный акт, совершивший обжалуемое действие, допустивший обжалуемое бездействие. Данный трехдневный срок исчисляется в рабочих днях в соответствии с общими правилами исчисления сроков, установленными ст. 6.1 Налогового кодекса РФ.

В вышестоящий налоговый орган жалоба должна быть направлена вместе со всеми материалами. Состав направляемых вместе с жалобой материалов в Налоговом кодексе РФ не определен и должен устанавливаться с учетом специфики каждого конкретного дела. Полагаем, что в состав материалов должны входить документы, являвшиеся основанием для принятия обжалуемого ненормативного акта, совершения обжалуемого действия и сопровождавшие принятие указанных актов, совершение указанных действий (решения налогового органа, протоколы, уведомления, требования и пр.).

В названных выше Рекомендациях предусмотрена подготовка подразделением досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа заключения по жалобе. В нем должна быть обоснована позиция налогового органа по каждому доводу жалобы со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению, со ссылками на письма ФНС России, письменные разъяснения Минфина России и судебную практику. При необходимости подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа запрашивает заключение по жалобе у иных структурных подразделений налогового органа. Заключение по жалобе подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и вместе с копиями дополнительных документов, подтверждающих позицию налогового органа, направляется в вышестоящий налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы.

Заключение по жалобе нижестоящим налоговым органом не представляется, если налоговый орган установит наличие обстоятельств для оставления жалобы без рассмотрения. В этом случае нижестоящий налоговый орган представляет в вышестоящий налоговый орган позицию по данным обстоятельствам. В последующем при необходимости вышестоящий налоговый орган может запросить заключение нижестоящего налогового органа по всем доводам, изложенным в жалобе.

В Налоговом кодексе РФ не регламентированы последствия направления заинтересованным лицом жалобы непосредственно в вышестоящий налоговый орган. Подобное действие не является согласно п. 1 ст. 139.3 Налогового кодекса РФ основанием для оставления жалобы без рассмотрения, а возврат жалобы или отказ в принятии жалобы не предусмотрен Налоговым кодексом РФ.

В случае поступления жалобы от заявителя непосредственно в вышестоящий налоговый орган ФНС России рекомендует последнему в течение трех рабочих дней направить копию жалобы вместе со всеми материалами и с запросом о предоставлении заключения по жалобе и информации о наличии обстоятельств для оставления жалобы без рассмотрения в нижестоящий налоговый орган.

В пункте 2 комментируемой статьи определен срок подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. По общему правилу такой срок составляет один год со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Особенности исчисления срока подачи жалобы установлены в отношении вступивших в силу решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности), которые не были обжалованы в апелляционном порядке. Срок на подачу жалобы в этом случае должен исчисляться со дня вынесения решения.

Аналогичные сроки и правила их исчисления определены применительно к обжалованию вступивших в силу решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков и не обжалованных в апелляционном порядке. Срок подачи жалобы на такие решения составляет один год и исчисляется со дня вынесения решения. Дополнительно в Налоговом кодексе РФ закреплено право на подачу жалобы не только ответственным участником консолидированной группы, но и иным участником группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Сокращенный срок подачи жалоб установлен применительно к обжалованию в ФНС России решений, принятых вышестоящим налоговым органом по жалобам (апелляционным жалобам). Срок на подачу жалобы в данном случае составляет три месяца и исчисляется со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). При подаче жалоб в ФНС России на иные ненормативные акты налоговых органов, действия и бездействие их должностных лиц действуют общие сроки обжалования.

Пропуск срока подачи жалобы свидетельствует о несоблюдении досудебного порядка обжалования и означает, что заинтересованное лицо утрачивает возможность дальнейшего судебного обжалования соответствующего ненормативного акта налогового органа, действий или бездействия их должностных лиц (п. 66 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Одновременно Пленум ВАС РФ отметил, что, если поданная с нарушением сроков жалоба была принята вышестоящим налоговым органом и рассмотрена по существу, соответствующее заявление налогоплательщика принимается судом к производству.

Пропущенный по уважительной причине срок на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом по ходатайству заявителя жалобы. Законодатель не определил, какие причины пропуска срока подачи жалобы могут быть признаны уважительными. В практике судов сформировалась позиция, согласно которой уважительными причинами пропуска срока для обжалования судебного акта признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно обратиться с соответствующим заявлением в суд. Полагаем, что должностные лица вышестоящего налогового органа при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы также должны исходить из наличия объективных обстоятельств, препятствующих подаче жалобы.

Отказ в восстановлении пропущенного срока является основанием для оставления вышестоящим налоговым органом жалобы без рассмотрения. Решение об оставлении жалобы без рассмотрения должно быть принято в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 2 ст. 139.3 Налогового кодекса РФ).

Порядок рассмотрения жалоб, поданных в суд

При принятии к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов судам необходимо исходить из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.

В данном случае следует учитывать, что истец не всегда имеет возможность предъявить иск к конкретному должностному лицу (в частности, если к моменту предъявления иска соответствующее лицо уволилось из налогового органа либо истцу не известно, какое должностное лицо обязано совершить истребуемое действие).

В ходе рассмотрения названного выше искового требования, предъявленного к налоговому органу, суд вправе при наличии к тому оснований, руководствуясь ст. 36 АПК РФ, привлечь конкретное должностное лицо в качестве второго ответчика.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу п. 1 ст. 105 НК РФ дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Учитывая изложенное, налоговые споры между налоговыми органами и частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Правовая регламентация порядка рассмотрения указанной категории дел арбитражными судами осуществляется гл. 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с соответствующим требованием в арбитражный суд.

Фактическим основанием обращения налогоплательщика в суд за защитой своих прав и законных интересов являются следующие факты:

1) принятие налоговым органом решения и (или) совершение действия (бездействие), не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) незаконное возложение на его ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным п. 1, 2 и 10 ч. 1; ч. 2, 3 ст. 125 АПК РФ.

Как обжаловать решение налоговой. Способы оспаривания налогового решения — Сбербанк

Как оспорить решение налоговой

Бизнесмен тоже способен ответить ФНС проверками и требованиями, если его права нарушают. Налоги начислены неправильно или инспектор необоснованно выставил штрафы? Повод писать жалобу.

Любой человек имеет право обжаловать действия налоговой, если считает их неправомерными, обратившись в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС).

Причин для жалоб предпринимателей на работу ФНС много. Например, бизнесмен не согласен:

  • с начисленным налогом;
  • с выводами комиссии после камеральной проверки в налоговой или выездной проверки в офисе компании;
  • с применением штрафов и пени к предприятию.

Статья 139.1. Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы

1. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

2. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

3. Апелляционная жалоба на решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

4. Не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Правомерно ли обжалование решения налоговой?

Первый вопрос, который волнует бизнесмена в такой ситуации: можно ли отменить решение налоговой законным путем? В ответ эксперты ссылаются на статью 137 Налогового кодекса РФ. В ней прямо говорится, что каждый налогоплательщик может оспорить акты ФНС ненормативного характера, если они, по мнению предпринимателя, нарушают его права[1].

Здесь необходимо пояснение. Ненормативными называют документы, адресованные отдельно взятому налогоплательщику. Например, это может быть требование об уплате налога, постановление о его принудительном взыскании или всякое решение налогового органа, принятое по результатам проверки. Так что обжалование вполне правомерно.

Второй момент касается нарушенных прав налогоплательщика. Как определить, что решение налоговой инспекции действительно незаконно? И вообще, по какому поводу можно подать жалобу?

Чаще всего налогоплательщики не соглашаются с решением налоговой, когда оно подразумевает применение следующих мер:

Доначисления. Если в ходе проверки обнаруживается, что предприниматель не уплатил налог в полном объеме, инспекция требует возврата недостающей суммы. Но иногда бывает так, что недоимку пытаются взыскать в большем размере, чем это соответствует действительности. Такое решение можно и нужно обжаловать.

Штрафы. Их начисляют, например, за просрочку уплаты налогов. Но, если веских оснований для штрафов нет, предприниматель имеет полное право оспорить решение налоговой.

Блокировка счета. Если налогоплательщик не подал в срок декларацию, не уплатил вовремя налоги, а также в некоторых других случаях ФНС может приостановить банковские операции юрлица. «Заморозка» расчетного счета фактически парализует всю работу компании, и бизнесмен теряет доход. При этом такое решение налоговой службы нередко бывает необоснованным или же сама процедура блокировки проводится с нарушением положений НК РФ. В подобной ситуации предприниматель вправе подать жалобу.

Отказ ФНС возвратить излишне уплаченную сумму налога. Нормы налогового законодательства непрерывно претерпевают изменения, и из-за этого порой оказывается, что в предыдущем периоде организация внесла в бюджет больше денег, чем требовалось. В таких случаях ФНС обязана зачислить на расчетный счет предприятия переплаченную сумму. Но в реальности так происходит далеко не всегда. Налоговики отнюдь не торопятся возвращать переплату, а иногда отвечают на требование прямым отказом. Если для такого решения нет уважительной причины или же сотрудники ФНС допустили ошибку (например, потеряли заявление), это убедительные поводы для обжалования.

Отказ в возмещении НДС. Когда дело касается компенсации части налога на добавленную стоимость, инспекция чаще всего действует неохотно. Есть веские причины для отказа в возврате НДС — это обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что организация пыталась извлечь налоговую выгоду незаконно (совершила фиктивную сделку). Но здесь-то и кроется главная проблема: четкий перечень таких обстоятельств законом не определен[2]. Так что теоретически налоговики могут придраться к чему угодно — например, к небольшим ошибкам в документах. Если предприниматель считает, что имеет право на возврат НДС и отказ незаконен, он вправе обжаловать такое решение.

Что написать в жалобе

Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем (доверенность при этом обязательна).

Подать жалобу можно:

  • лично при посещении налогового органа;

  • через доверенное лицо;

  • в электронной форме по ТКС;

  • через личный кабинет налогоплательщика.

К жалобе вы можете приложить документы, которые подтверждают ваши доводы.

В жалобе нужно указать:

  • Ф.И.О. и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

  • обжалуемые акт налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц;

  • наименование налогового органа, чьи акт, действия или бездействие должностных лиц обжалуются;

  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

  • требования лица, подающего жалобу;

  • способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Обжалование решений, принятых в соответствии со ст. 101 НК РФ

Обжалование данного вида решений производится в следующем порядке:

  • апелляционное обжалование;
  • обжалование решения после вступления его в силу.

Апелляционное обжалование. Апелляционная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. Поэтому, если налоговым органом до этого момента приняты действия инспекции по взысканию сумм, доначисленных налоговой проверкой, такие действия будут являются незаконными (см., например: Постановление ФАС Московского округа от 28 сентября 2010 г. N КА-А40/9772-10 по делу N А40-177244/09-99-1436).

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (п. 2 ст. 140 НК РФ):

  1. оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
  2. отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
  3. отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

В случае удовлетворения требования о снижении налоговой санкции вышестоящий налоговый орган изменяет решение налогового органа в части суммы штрафа.

При этом, срок подачи жалобы по общему правилу составляет один год.

Данный срок исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать про нарушение прав, либо со дня вынесения обжалуемого решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения). Иной срок установлен для обжалования решения вышестоящего налогового органа в ФНС России – три месяца со дня принятия такого решения. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом по ходатайству заявителя жалобы.

Срок подачи апелляционной жалобы на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) привязан к сроку вступления в силу обжалуемого решения. Это значит, что жалоба должна быть подана в течение одного месяца со дня вручения решения лицу, в отношении которого оно было вынесено, либо его представителю.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме и должна быть мотивирована. В обязательном порядке в ней должно быть указано, какие именно права заявителя нарушеныненормативным актом, действием или бездействием должностных лиц налогового органа. Это связано с тем, что именно факт нарушения прав и является основанием для обжалования.

Жалоба (апелляционная жалоба) подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В случае подписания жалобы (апелляционной жалобы) представителем к ней прикладывается доверенность, подтверждающая его полномочия. Налоговый кодекс РФ не содержит требования об одновременном предоставлении документов, подтверждающих доводы жалобы (апелляционной жалобы). Однако, такие документы могут быть приложены по желанию заявителя.

Новый порядок устанавливает возможность рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) заочно – при отсутствии ее заявителя.

В таком случае рассмотрение жалобы производится на основании изложенных в ней доводов заявителя, представленных одновременно с ней документов, подтверждающих эти доводы, а также материалов, которые предоставляются на рассмотрение нижестоящим налоговым органом. Податель жалобы до принятия по ней решения, может представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Однако, данные документы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом, только если он объяснит причину, по которой не смог в установленные сроки представить эти документы инспекции.

Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) принимается в течение одного месяца с даты получения жалобы. Для других случаев обжалования установлен пятнадцатидневный срок. Сроки рассмотрения могут быть продлены руководителем налогового органа для получения дополнительных материалов от нижестоящего налогового органа или в случае представлении налогоплательщиком дополнительных документов.

Срок подачи жалобы в налоговый орган

Согласно п.2 ст. 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение 1 года, когда заявитель узнал или должен был узнать, что нарушены его права.

Если в отношении заявителя вынесено решение о привлечении его к ответственности, то жалоба на не вступившее в силу решение, которая называется апелляционной, должна быть подана в течение месяца, поскольку, когда истечет 1 месяц со дня вручения решения заявителю, оно вступит в силу и подать апелляционную жалобу уже будет нельзя.

Однако, если решение о привлечении к ответственности вступило в силу, то лицо вправе подать жалобу на вступившее решение в течение 1 года со дня, когда принято решение.

Лицо может подать также жалобу в ФНС России на решение налоговой по апелляционной жалобе. Срок для подачи жалобы в данном случае составляет 3 месяца, когда принято так сказать апелляционное решение налоговой.

Досудебный порядок обжалование штрафа ИФНС

Налоговая привлекает за налоговые нарушения к ответственности лиц, вынося соответствующие решения и назначая штрафы. Решение налоговой может быть оспорено лицом в вышестоящий орган и/или в суд. Каков порядок оспаривания штрафа?

Оспаривание в вышестоящий орган: необходимо подготовить апелляционную жалобу или просто жалобу (далее по тексту – жалоба) в налоговую, при этом в орган вышестоящий. Апелляционная жалоба касается обжалования решения налоговой, которое не вступило в силу (срок вступления 1 месяц, когда решение было вручено лицу).

  • жалоба составляется на решение налоговой, которое вступило в силу. Жалоба должна быть подана в течение 1 года.
  • после подготовки жалобы она должна быть направлена или подана через орган, где зарегистрирован налогоплательщик, т.е. не надо направлять сразу жалобу в вышестоящий орган.
  • вышестоящий орган, рассмотрев жалобу, принимает по ней решение в пользу лица или отказывает в удовлетворении жалобы. Принятое налоговой решение направляется или вручается лицу в течение 3-х рабочих дней.

Для того, чтобы обжалование действий налоговой имело положительный исход, к составлению жалобы следует отнестись ответственно. В жалобе нужно указать следующее:

  1. Сведения о лице, имеющем претензию к действиям сотрудников налоговой. Указывается наименование и адрес регистрации юридического лица. По физическим лицам указывается ФИО полностью, адрес прописки.
  2. Наименование налоговой, в котором работают должностные лица, допустившие нарушение.
  3. Нарушения, допущенные сотрудниками налогового органа и ссылки на соответствующие законодательные акты.
  4. Способ уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (в том числе через личный кабинет на сайте налоговой).
  5. Контактные данные (электронная почта, номер телефона).
  6. Документы, подтверждающие позицию заявителя.
  7. Подпись заявителя.

Как написать претензию на решение о приостановлении операций по счетам

Какие санкции за неп​равомерную блокировку счета? Как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции? Что делать, если расчетный счет заблокирован?

Вопрос: С налогового органа поступило решение о приостановлении операций по счетам в связи с неисполнением требования об уплате налога. В данном решении указано требование согласно которому мы должны были уплатить пени по налогу на имущество.

Однако данное требование в организацию не поступало, что подтверждает оператор электронной отчетности, на юридический адрес по почте тоже не было поступлений.

Как я могу написать претензию налоговому органу по данному факту? Несут ли в данном случае налоговые органы ответственность, могу ли я обжаловать их действия?

Ответ: В рамках налогового законодательства организация имеет право обжаловать действия налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе (УФНС по субъекту), в том числе и в части приостановления операций по счетам, при отсутствии у налогоплательщика требования об уплате налогов и сборов и нарушения порядка реализации права налоговой инспекции на такие действия. Теоретически жалоба может быть удовлетворена УФНС по субъекту при условии, что требование не направлялось налогоплательщику, если инспекция не докажет обратное. Для обжалования действий налоговой инспекции необходимо написать жалобу в письменном виде (или по ТКС) и приложить к ней документы, подтверждающие факт отсутствия поступления требования об уплате задолженности в адрес налогоплательщика и отсутствия оснований для приостановления операций по счетам. Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела.

  • При этом обращаем Ваше внимание на следующие моменты:
  • Налоговая инспекция имеет право на приостановление операций по счетам если организация в установленные сроки не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа) и имеет задолженность перед бюджетом.
  • Решение о приостановлении операций в отношении всех остальных счетов отменяется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговой инспекцией документов (их копий), подтверждающих взыскание налога (пеней, штрафа);
  • Требования об уплате недоимки, пеней и штрафов на сумму меньше 500 руб. могут выставить в течение одного года;
  • Требование об уплате налога (страхового взноса) может быть вручено одним из следующих способов:
  • передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку;
  • направлено по почте заказным письмом;
  • передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Требование об уплате налога (страхового взноса), направленное по почте, доставляется по адресу местонахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ. По общему правилу оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки заказного письма.

Если налоговая инспекция располагает документами о том, что требование было направлено по почте, то жалоба в вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту) останется без удовлетворения и данный факт не получения требования в этот срок можно будет оспорить только в суде, в том числе по иску налоговой инспекции о взыскании недоимки по налогу или страховому взносу.

Если организация сможет доказать что решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Проценты начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки. Формула для расчета приведена в Обосновании к настоящему ответу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *