Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Беларуси изменится порядок выплаты пенсий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В первую очередь, власти Беларуси затрагивают вопросы зарплат бюджетникам. И уже с самого начала 2023 года тут есть подвижки. Во-первых, увеличится на 16 рублей (с 212 до 228 рублей) базовая ставка, с которой и связаны заработные платы данных категорий белорусских тружеников. По словам главы Минтруда и соцзащиты, цифра будет расти в несколько этапов до конца года.
В следующем году возрастом выхода на пенсию будут 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Соответственно, пенсионного возраста достигнут женщины 1965 года рождения и мужчины 1960 года рождения.
Общеустановленный пенсионный возраст в Беларуси на протяжении 2017–2021 гг. постепенно повышался (ежегодно на 6 месяцев), отталкиваясь от установленных на момент начала реформы пенсионных пределов в размере 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Трудовая пенсия по возрасту на общих основаниях назначается при достижении общеустановленного пенсионного возраста и при условии наличия общего стажа работы у мужчин – не менее 25 лет, у женщин – не менее 20 лет.
Трудовым законодательством предусмотрены некоторые гарантии для работников предпенсионного возраста. Это сотрудники, которым до пенсии осталось 2 года, т.е. женщины в возрасте 56 лет и мужчины в возрасте 61 года.
Например, исходя из ст. 261-5 ТК наниматель с согласия работника обязан продлить контракт либо заключить новый с работником, добросовестно работающим и не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет, – не менее чем до достижения указанного возраста.
Изменений уже с 1 января 2023 года относительно пенсионеров, настоящих и будущих, сразу несколько. Так, отработанное время, за которое надо предоставить справки о заработной плате, вырастет до 29 лет. Впереди еще два года и повышения данного срока до 31 года. А до 19 лет повысится тот минимальный страховой стаж, который нужен для назначения трудовой пенсии.
А вот реформа, затрагивавшая увеличение пенсионного возраста белорусов, уже завершена. Потому с 1 января 2023 года и далее (пока ее продолжение не планируется) пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 58 лет, для мужчин — 63 года.
Теперь о том, что касается конкретных сумм. Так, Федерация профсоюзов Беларуси сообщала, что в 2023-м было запланировано, как минимум, одно повышение пенсии. А еще есть цифра среднемесячной пенсии по возрасту для неработающего пенсионера в 2023 году – это 693 белорусских рубля.
Что касается повышение пенсии в Беларуси (речь о трудовой пенсии), то в Минтруда его также ожидают не менее одного раза в 2023 году. Произойти это может, по словам главы госоргана Ирины Костевич, при росте зарплаты в стране и соответствующим уровнем инфляции. А наиболее оптимистичным на этом фоне выглядит заявление президента Беларуси Александра Лукашенко, который пообещал повысить пенсии в 2023 году «раза три».
Добавим также, что своим чередом стоит ждать повышения социальных пенсий, повышений, надбавок и доплат к пенсиям. Их, по традиции, пересчитают в соответствии с ростом бюджетом прожиточного минимума, который пересчитывают раз в квартал – с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.
Решением Правительства с 1 января 2023 года месячная минимальная заработная плата установлена в размере 554 рублей. По сравнению с январем 2022-го она увеличилась на 21,2 процента. Как подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, сравнивая с ноябрем прошлого года, минимальная зарплата повысилась на 70,8 рубля, или на 14,7 процента, с январем 2022-го — на 97 рублей, или на 21,2 процента.
Напомним, минимальная заработная плата применяется в качестве низшей границы оплаты труда в отношении всех работников, заключивших трудовой договор. Платить сотрудникам меньше этой суммы организации и предприятия не имеют права. К слову, коллективным договором (соглашением) может быть установлен более высокий размер месячной минимальной зарплаты.
В 2023 году на выплату пособий по материнству и семейных пособий предусматривается направить 3,2 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда — на выплату пособий по уходу за детьми в возрасте до трех лет. В частности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в среднем выплачивается на 228 тысяч детей. Его размер пересчитывается два раза (с 1 февраля и 1 августа) в связи с ростом средней заработной платы работников в стране.
Ежеквартально (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) подлежат перерасчету и пособия, исчисляемые от бюджета прожиточного минимума: единовременное пособие при рождении детей; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12 недель беременности; пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до трех лет; пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей; пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие.
В январе 2023-го единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составило почти 3,4 тысячи рублей, второго и последующих — почти 4,8 тысячи рублей. Пособия выплачиваются на 405 тысяч детей, или каждого четвертого ребенка страны.
Новации для автовладельцев
Тарифы на некоторые услуги ГАИ выросли с 1 января. Так, в частности, курсантам при повторной сдаче практического экзамена в ГАИ учебное транспортное средство (легковое авто, грузовик или автобус) будет предоставляться уже не за 30 рублей, как раньше, а за 40. Аренда мотоцикла для повторной сдачи экзамена будет стоить 20 рублей. Предоставление автодрома для обучения вождению — 7 рублей.
Изменены правила оплаты проезда по платным дорогам. Для автомобилей массой не более 3,5 тонны электронная виньетка становится единственным способом оплаты проезда по платным дорогам Беларуси. Владельцы транспортных средств с максимально допустимой общей массой не более 3,5 тонны, которые в настоящее время пользуются для оплаты проезда по платным дорогам в системе BelToll бортовым устройством, могут сдать оборудование в любом пункте обслуживания клиентов и получить обратно внесенный при его получении депозит и сумму неизрасходованной предоплаты в течение трех лет с момента совершения ими последней транзакции в системе. Для транспортных средств с максимально допустимой общей массой более 3,5 тонны в качестве способа оплаты за проезд по-прежнему будет использоваться исключительно бортовое устройство.
Детские пособия и единовременные выплаты
С ростом БПМ изменятся государственные пособия семьям, воспитывающим детей, для исчисления которых применяют этот денежный норматив.
- Женщины, родившие первенца, получат единовременно вместо 3285 рублей 3397 рублей 30 копеек.
- При рождении второго и последующих детей пособие вырастет на 158 рублей 62 копейки: мамам однократно выплатят 4757 рублей 62 копейки вместо прежних 4599 рублей.
- Будущие мамы, которые станут на учет в женской консультации до 12-недельного срока беременности, могут рассчитывать, что положенное им единовременное пособие вырастет на 11 рублей 33 копейки и составит 339 рублей 83 копейки.
- При появлении на свет двойни (тройни) роженице дополнительно теперь выплатят 679 рублей 66 копеек (на одного малыша) вместо прежнего пособия размером 657 рублей.
- Вырастут и пособия семьям, где кроме новорожденных воспитываются дети старше 3 лет. В таком случае на старшего ребенка пособие составит 169 рублей 92 копейки, что выше предыдущего норматива на 5 рублей 67 копеек. Если старший в семье малыш имеет инвалидность, то в этом случае детское пособие на ребенка старше 3 лет составит 237 рублей 88 копеек вместо 229 рублей 95 копеек.
- Также с 1 ноября подрастут пособия по уходу за несовершеннолетними детьми-инвалидами: при I и II степени утраты здоровья, пока ребенку не исполнится 18 лет, также при III и IV степени утраты здоровья у малышей до 3 лет размер социальной выплаты вырастет на 11 рублей 33 копейки и достигнет 339 рублей 83 копейки; при наличии III и IV степени утраты здоровья у ребенка старше 3 лет сумма пособия увеличилась до 407 рублей 80 копеек – плюс 13 рублей 69 копеек.
- Семьи, в которых растут инфицированные вирусом иммунодефицита дети, также могут рассчитывать на увеличение детского пособия с 1 ноября: вместо 229 рублей 95 копеек мамам ежемесячно будут выплачивать 237 рублей 88 копеек.
Дата | Средний размер назначенных пенсий по возрасту |
---|---|
2021 год | |
май — июль | 512,78 руб. |
февраль — апрель | 512,78 руб. |
2020 год | |
ноябрь — январь | 457,93 руб. |
август — октябрь | 456,81 руб. |
май — июль | 447,55 руб. |
Белорусы с 2022 г. будут уходить на пенсию позже. Изменится и страховой стаж
К данной категории относятся пенсии:
- По возрасту. В 2018 году на ее получение имеют право мужчины и женщины, достигшие возраста соответственно 61 и 56 лет. Сейчас в стране проходит пенсионная реформа, стартовавшая с 1 января 2017 года. Она предусматривает постепенное повышение возраста, который к 2023 году составит для мужского населения – 63 года, для женского – 58 лет. Также требуется наличие минимального страхового стажа, он в 2018 году составляет 16 лет, а в 2022 году достигнет 20 лет.
- По инвалидности. Они назначаются гражданам, получившим увечья или профзаболевания в результате осуществления трудовой деятельности. Основанием для начисления является соответствующее заключение медицинской комиссии.
- Лицам, утратившим кормильца. Их получателями являются нетрудоспособные граждане – члены семьи скончавшегося кормильца, находившиеся на его обеспечении. При этом дети получают пенсионное обеспечение независимо от того, являлись ли они иждивенцами умершего.
- Полагающиеся за определенную выслугу лет. Право на их получение имеют лица, которые занимаются деятельностью, приводящей к утрате работоспособности до достижения общепринятого пенсионного возраста.
Также к категории трудовых относятся пенсии за отдельные заслуги перед страной. Их получателями являются Герои Беларуси, СССР, Социалистического труда, кавалеры орденов и других государственных наград, обладатели почетных званий (Народный, Заслуженный), а также иные категории граждан, перечень которых утвержден законодательством.
Назначаются лицам, неспособным зарабатывать на жизнь, а также не имеющим право на получение трудовой пенсии. К ним относятся:
- граждане, не имеющие минимального страхового стажа и достигшие 65 лет (мужское население) и 60 лет (женщины);
- инвалиды;
- дети, которые остались без кормильца;
- дети-инвалиды.
Основанием для назначения пенсионного обеспечения по инвалидности является заключение медкомиссии. Размер социальной пенсии:
Социальная пенсия | Размер |
---|---|
инвалидам I группы (в тч. инвалидам с детства) | 110% БПМ |
инвалидам с детства II группы | 95% БПМ |
инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) | 85% БПМ |
инвалидам III группы (в тч. инвалидам с детства) | 75% БПМ |
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья | |
первой | 80% БПМ |
второй | 85% БПМ |
третьей | 95% БПМ |
четвертой | 110% БПМ |
Льготы для военных пенсионеров
Ветераны и военнослужащие, проходившие службу по контракту, уволенные в запас или вышедшие на пенсию по выслуге лет, могут рассчитывать на получение пенсии и некоторые бонусы. Для выхода на пенсию необходимо проработать 25 лет в вооружённых силах или иных воинских формированиях СССР или Республики Беларусь.
Для военных пенсионеров бонусы предоставляются в индивидуальном порядке. Существенные же льготы для данной категории пенсионеров предусмотрены тем гражданам, которые стали инвалидами при исполнении служебных обязанностей:
- Частичное или полное освобождение от оплаты ЖКУ
- Бесплатное курортно-санаторное оздоровление
- Получение медицинских приборов и технических средств реабилитации
- Льготное обеспечение лекарствами
Исключение составляют случаи, когда травма, ранение или заболевание были получены умышленно, в ходе совершения преступления или же ввиду наркотического или алкогольного опьянения.
Несмотря на то, что количество льгот для пенсионеров относительно невысокое, эти бонусы могут заметно облегчить жизнь некоторым гражданам.
«У населения нет представления о том, что может происходить в дальнейшем». Что сами белорусы думают о пенсионной реформе
Глеб Шиманович, экономист Исследовательского центра ИПМ, тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.
— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.
Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и её возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провёл соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.
— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остаётся надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.
Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить её к лучшему.
— Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, ещё четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребёнком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.
Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.
— Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать её инструменты.
Ещё один вывод из проведённого исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.
— Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.
В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.
— А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.
Система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда, введена в Беларуси с 1 января 2009 г. (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании»).
Система основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий. Таким работникам назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста. Размер ее исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.
Досрочная пенсия по нормам Закона о профессиональном пенсионном страховании назначается при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа.
Прекращение выплат для пенсионеров из стран СНГ со стажем периода СССР
На протяжении 30 лет Россия выплачивала пенсии гражданам Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Украины, Молдавии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, постоянно проживающим на территории РФ.
За эти годы существенно изменились принципы, на которых основана пенсионная система в этих странах, а также в Российской Федерации. В связи с этим ранее заключенные соглашения в этих вопросах попросту теряют свою актуальность.
Также, выплата таких пенсий значительно обременяет Российскую экономику, так как мигрантов из стран СНГ с каждым годом становится все больше и больше.
В последние годы очень часто на пенсионную помощь от Российской Федерации претендуют люди, у которых незначительный стаж работы в СССР, а стаж в период проживания в России и вовсе отсутствует.
Прекращение выплат таким пенсионерам позволит Российской Федерации сэкономить за 2023, 2024 и 2025 гг. не менее 2,2 миллиардов рублей.
Важно отметить, что выплаты, назначенные ранее (в период действия соглашения), будут продолжать выплачивать в полном объеме и в дальнейшем. Получатели таких выплат никак не пострадают.
Также, на территории государств-членов ЕАЭС продолжит работать соглашение, которое гарантирует равные права на пенсионные выплаты для всех граждан этих стран, заключенное еще в 2018 году.
Адвокат рассказал, какие льготы полагаются пенсионерам
На данный момент на территории страны действует около 150 центров, которые предоставляют социальное обслуживание населению. Получить его можно как на безвозмездной основе, так и с условием полной или частичной оплаты. К таким услугам относится:
- Уборка помещений
- Доставка воды, продуктов, лекарств и предметов первой необходимости
- Кормление
- Приготовление пищи
- Санитарно-гигиеническое обслуживание
Нетрудоспособные пенсионеры, которые также утратили дееспособность, могут воспользоваться услугой сиделки.
Помимо оказываемой помощи в дневное время в социальных центрах действуют бесплатные кружки по интересам, а также танцевальные, шахматные и музыкальные клубы. Здесь можно обучиться вязанию, компьютерной грамотности, садоводству, поиграть в теннис и провести время в кругу единомышленников.
Мужчины, которые проработали 30 лет, и женщины, проработавшие 25 лет, при этом, достигшие пенсионного возраста, получают статус ветеранов труда. Они имеют право:
- Обслуживаться в учреждениях здравоохранения, к которым были прикреплены во время трудовой деятельности.
- Получать путёвки в центры реабилитации и оздоровления, которые оплачиваются согласно их доходу, а также сезону.
Ветераны труда и пенсионеры инвалиды 3 группы получают льготы на оздоровление в Минске и любом другом населённом пункте, с условием частичной оплаты (15-30% от полной стоимости путёвки).
Пенсионеры не уплачивают налог на недвижимость и землю. Это касается как земельных участков, на которых ведётся личное подсобное хозяйство, так и предназначенных для постройки и обслуживания жилых домов. Главное условие для обоих случаев – в данном имуществе не должны быть зарегистрированы трудоспособные лица.
Ещё одна льгота касается пенсионеров, которые занимаются предпринимательской деятельностью и уплачивают единый налог. Ставка по нему снижена на 20%.
Льготы Лицам Предпенсионного Возраста В Рб В 2021 Году
1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.
«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».
В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.
Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) — 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить заряд можно помощью мобильного приложения Malanka. Получается, что электротопливо в нашей стране стоит втрое меньше бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется электромобилистам порядка 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.
До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.
Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.
Пенсионное обеспечение является важной составляющей механизма социальной защиты в Беларуси. На получение подобного вспомоществования вправе рассчитывать нетрудоспособные граждане страны. Начиная с начала 2017, наблюдается постепенное увеличение пенсионного возраста, и размер обеспечения напрямую зависит от продолжительности трудового стажа, места трудоустройства, занимаемой должности. Схема выплат вспоможения работает по принципу распределительной основы.
Пенсионером в республике называется индивид, подошедший к пенсионному возрасту и имеющий права на вознаграждение от государства. Еще несколько лет назад пенсионный ценз для женщин оговаривался 55 годами, при имеющемся стаже не менее 20 лет, для мужчин показатель был несколько выше ― 60 лет и 25, соответственно. Однако с 2017 планки стали постепенно повышать, и к окончанию пенсионной реформы начисление пенсии в Беларуси будет происходить в 63 и 58 лет для мужчин и женщин, также соответственно. Повышение пенсиона в 2020 году представляется вынужденной мерой, на фоне падения рождаемости, общего старения населения при росте средневозрастного количества белорусов и увеличения людей пожилого возраста.
Величина подобного обеспечения рассчитывается в соответствии различных показателей. Вначале отчисления производятся в республиканский фонд социальной защиты. За каждого работоспособного гражданина, работодатель уплачивает 34,0% налога, и 1% ― самим работником, причем полученные взносы распределяются на погашение различных пособий. Суть распределительной системы состоит в том, что она не предусматривает кумуляцию пенсионных отчислений, и все собранные средства идут пенсионерам. Однако денег практически хватает на приобретение самых необходимых товаров.
Новые Льготы Пенсионерам В Беларуси
1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.
«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».
В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.
Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) — 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить заряд можно помощью мобильного приложения Malanka. Получается, что электротопливо в нашей стране стоит втрое меньше бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется электромобилистам порядка 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.
До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.
Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.
В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. К примеру, в 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015-м — с 10 до 15, а с 2016-го начал повышаться каждый год на полгода. В 2020-м минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021-го он увеличится на полгода до 18 лет. К 2025 году его намерены повысить до 20 лет.В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. К примеру, учеба в вузе и декретный отпуск не учитываются в этом стаже. Но с этого года входит служба в армии.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку» – они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчинам — с 65 лет, женщинам — с 60 лет. Социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
Сейчас чиновники решили ввести очередные изменения, связанные со страховым стажем.
Повышение пенсионного возраста
Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.
Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.
Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.
Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.
Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.
Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.