Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малые и средние предприятия: критерии отнесения к МСП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства
Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:
1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):
а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- Российская Федерация,
- субъекты Российской Федерации,
- муниципальные образования,
- общественные организации,
- религиозные организации (объединения),
- благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)
владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.
При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- иностранные юридические лица и (или)
- юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,
должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.
Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.
Ограничение в отношении суммарной доли участия:
- общественных объединений инвалидов,
- иностранных юридических лиц и (или)
- юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
не распространяется на:
- участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
- на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).
б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».
в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.
г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».
д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).
е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.
Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.
2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:
- до 15 человек включительно для микропредприятий;
- до 100 человек включительно для малых предприятий;
- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.
Изменить численность по отраслям
Бизнес-объединение «Деловая России» сейчас готовит свой пакет предложений для правительства РФ о критериях отнесения компаний к субъектам МСП. В частности, предлагается учитывать занятость людей в различных отраслях, сообщил ТАСС сопредседатель организации Антон Данилов-Данильян.
«Основная идея выглядит следующим образом: всерьез подумать над тем, чтобы выделить какое-то количество отраслей, где труд явно превалирует. То есть, несмотря на высокое число занятых, по доходам они все равно остаются микропредприятиями. Например, уборка помещений: у них маленькие затраты на основные средства (ведра, швабры, пылесосы и так далее), а основное — это труд уборщиков или мойщиков стекол», — пояснил собеседник агентства.
Увеличение показателя численности поможет «все разумно маленькие и разумно средние компании вовлечь в учет», хотя сейчас они вынуждены ради сохранения льгот по налогам дробиться, что невыгодно государству, сказал Данилов-Данильян.
Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.
Форма (особенности) организации | Условия | Примечание |
Любые ООО | Условие 1: 1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%; 1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49% | ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6 |
Любые АО | Условие 2: Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики | — |
Условие 3: Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций | — | |
Организации-«интеллектуалы» | Условие 4: Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) | Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования |
Организации-«сколковцы» | Условие 5: Имеют статус «сколковца» | — |
Организации с «особенным» учредителем | Условие 6: Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ | — |
Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии 2021 года
Для включения в реестр микропредприятия в 2021 году требуется соответствие предприятия следующим критериям:
- доля государства, регионов или муниципалитетов в уставном капитале не должна быть больше 25 %, а доля иностранных и крупных российских компаний не более 49 %;
- число работников до 15 человек;
- финансовые поступления от предпринимательской деятельности не должны «переваливать» за планку в 120 миллионов рублей.
Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Реестр содержит перечень средних и малых предприятий. Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса. Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:
Руководство микропредприятия имеет массу законных возможностей для оптимизации учета. Его особенности зависят от избранной формы бухгалтерского учета.
Существует несколько видов упрощенного бухучета для малого бизнеса.
[А]. При полной форме организация использует множество регистров и счетов для ведения учета. Ведется учет обязательств и активов по рекомендованным формам.
В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) и других нормативных актах предусмотрен ряд послаблений для малого бизнеса. Так, микропредприятие вправе:
- признавать доходы и расходы по фактическому поступлению или списанию денежных средств (кассовый метод);
- нивелировать разницу между налоговым и бухгалтерским учетами при исчислении налога на прибыль и не формировать отложенные налоговые активы и обязательства;
- не использовать оценочные обязательства (не создавать резервы);
- не исправлять ошибки ретроспективно; можно сделать это в том месяце, когда они были обнаружены; возникшие при этом прибыль или убыток отражаются на 91 счете;
- учитывать все расходы по займам в составе прочих расходов (счет 91);
- делать амортизационные отчисления раз в год (для остальных предприятий раз в месяц);
- не устанавливать кассовый лимит.
Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий регламентированы законодательно. Соблюдение всего комплекса обязательных требований позволит субъекту малого предпринимательства воспользоваться широким набором льгот. Основным нормативным актом в регулировании работы малого бизнеса является Закон о развитии малого и среднего бизнеса от 27.11.2017 г. № 209-ФЗ.
Читать дальше: Новый приказ по вневедомственной охране вместо 900
Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Реестр содержит перечень средних и малых предприятий. Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса. Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:
Руководство микропредприятия имеет массу законных возможностей для оптимизации учета. Его особенности зависят от избранной формы бухгалтерского учета.
Существует несколько видов упрощенного бухучета для малого бизнеса.
[А]. При полной форме организация использует множество регистров и счетов для ведения учета. Ведется учет обязательств и активов по рекомендованным формам.
В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) и других нормативных актах предусмотрен ряд послаблений для малого бизнеса. Так, микропредприятие вправе:
- признавать доходы и расходы по фактическому поступлению или списанию денежных средств (кассовый метод);
- нивелировать разницу между налоговым и бухгалтерским учетами при исчислении налога на прибыль и не формировать отложенные налоговые активы и обязательства;
- не использовать оценочные обязательства (не создавать резервы);
- не исправлять ошибки ретроспективно; можно сделать это в том месяце, когда они были обнаружены; возникшие при этом прибыль или убыток отражаются на 91 счете;
- учитывать все расходы по займам в составе прочих расходов (счет 91);
- делать амортизационные отчисления раз в год (для остальных предприятий раз в месяц);
- не устанавливать кассовый лимит.
Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий регламентированы законодательно. Соблюдение всего комплекса обязательных требований позволит субъекту малого предпринимательства воспользоваться широким набором льгот. Основным нормативным актом в регулировании работы малого бизнеса является Закон о развитии малого и среднего бизнеса от 27.11.2017 г. № 209-ФЗ.
Льготы для субъектов малого предпринимательства
На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:
-
Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;
-
Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;
-
Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);
-
Минимум кадровой документации;
-
Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
- Право на субсидии и гранты;
-
На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).
Изменить численность по отраслям
Бизнес-объединение «Деловая России» сейчас готовит свой пакет предложений для правительства РФ о критериях отнесения компаний к субъектам МСП. В частности, предлагается учитывать занятость людей в различных отраслях, сообщил ТАСС сопредседатель организации Антон Данилов-Данильян.
«Основная идея выглядит следующим образом: всерьез подумать над тем, чтобы выделить какое-то количество отраслей, где труд явно превалирует. То есть, несмотря на высокое число занятых, по доходам они все равно остаются микропредприятиями. Например, уборка помещений: у них маленькие затраты на основные средства (ведра, швабры, пылесосы и так далее), а основное — это труд уборщиков или мойщиков стекол», — пояснил собеседник агентства.
Увеличение показателя численности поможет «все разумно маленькие и разумно средние компании вовлечь в учет», хотя сейчас они вынуждены ради сохранения льгот по налогам дробиться, что невыгодно государству, сказал Данилов-Данильян.
Льготы для субъектов малого предпринимательства
На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:
-
Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;
-
Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;
-
Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);
-
Минимум кадровой документации;
-
Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
- Право на субсидии и гранты;
-
На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).
Статистическая отчетность
Микропредприятия – это субъекты малого предпринимательства, поэтому ежегодное предоставление статистической отчетности для них не обязательно. Отчитываться необходимо тем, кому направленны письменные требования из органов статистики. Узнать, попала ли организация в выборку Росстата можно на их официальном сайте. Кроме уведомления в письме будут бланки и рекомендации по заполнению форм.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» малые предприятия в течение 3 месяцев по окончании отчетного года в органы статистики направляют бухгалтерскую отчетность, а микропредприятия специальную форму.
В 2021 году все эти сведения можно направлять в электронном виде через ТКС. Датой предоставления будет считаться дата отправки, а в качестве подтверждения вы получите квитанцию из госорганов о приеме. С конца 2015 года значительно увеличились штрафы за не предоставление статистической отчетности. Согласно КоАП административный штраф на должностных лиц за недостоверные сведения, их не предоставление или нарушение сроков составляет от 10 до 20 тыс. руб., для юрлиц – 20 – 70 тыс. руб. Повторное нарушение грозит должностным лицам штрафом 30 – 50 тыс. руб., юридическим — 100 – 150 тыс. руб.
Как определять лимиты
Факторы и их значения определили. Чтобы правильно просчитать критерии отнесения к малому и среднему бизнесу 2020, учитывайте рекомендации, которые собраны в таблице.
Критерий |
Как считать |
---|---|
Лимит по доходам от ПД |
С 01.08.2016 в подсчете учитываются все доходы экономического субъекта, а не только кассовая выручка, как это было ранее. Определяя, относится ли компания или ИП к льготной категории налогоплательщиков, следует рассчитывать доходы по налоговым декларациям за прошедший год. Например, берите сумму из декларации по УСН за прошедший год, если компания или ИП на упрощенке. Или считайте лимит по декларации налога на прибыль, если фирма применяет ОСНО. |
Лимит по численности наемных работников |
Численность работников определяется в соответствии с ежегодной налоговой отчетностью по форме «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» (КНД 1110018). |
Лимит по долям участия в УК |
Доли в уставном капитале формируются в соответствии с ФЗ № 209 от 24.07.2007. Закон предусматривает некоторые исключения. К примеру, указанные лимиты не распространяются на:
|
Критерии малого предприятия 2021: таблица
Тип СМП | Среднесписочная численность работников за 2020 год | Примечание |
---|---|---|
Микропредприятие | До 15 человек включительно | — |
Малое предприятие | От 16 до 100 человек включительно | — |
Среднее предприятие | От 101 до 250 человек включительно | — |
От 251 до 1000 человек включительно | Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412 |
Микропредприятие может регистрироваться в форме ИП или юридического лица, фермерские хозяйства, потребительские кооперативы. Не могут признаваться микробизнесом государственные и муниципальные учреждения, унитарные компании, даже если они соответствуют всем признакам.
Сфера деятельности для признания микропредприятием не имеет значения. Обычно это мелкая розничная торговля, бытовые услуги населению, автосервисы, иные виды бизнеса. Микробизнес может получать меры государственной поддержки и льготы, если соответствует критериям Закона № 209-ФЗ, включен в РСМП (Реестр среднего и малого предпринимательства).
Правовых отличий между микробизнесом и малыми предприятиями практически нет. Ряд специальных правил предусмотрен только в части трудовых отношений, охраны безопасности труда, налогообложения. Например, согласно главе 48.1 ТК РФ, микропредприятия могут не разрабатывать локальные трудовые акты, графики сменности, положения об оплате труда и о премировании, ряд других документов. Трудовые договоры для сотрудников микробизнеса заключаются по единой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 858.
В I квартале 2021 года малый бизнес ждёт экономическая перепись
Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), ЕНВД и единому налогу в рамках УСН.
Для того, чтобы отнести себя в нужную размерную группу, вы берете Баланс, Отчет о финансовых результатах, калькулятор и сравниваете данные своей отчетности с соответствующими показателями нашей таблички. При этом руководствуйтесь двумя важными правилами:
(1) Для того, чтобы отнести себя к той или иной группе, предприятие должно одновременно соответствовать как минимум двум критериям (в любой комбинации). Попадание одновременно в три критерия не обязательно.
Например, предприятие по показателям чистого дохода от реализации и балансовой стоимости активов вписывается в критерии, установленные для микропредприятия, а по численности — малое предприятие. В этом случае оно считается микропредприятием (так как попадает в эту группу по двум показателям из трех).
Гораздо интереснее случай, когда двойного попадания в одну и ту же категорию нет и предприятие по всем трем критериям относится к разным размерным группам. К примеру, по количеству наемных работников является микропредприятием, по сумме чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — малым, а по балансовой стоимости активов — средним. В таких ситуациях нужно всегда держаться «золотой середины», а значит, классифицировать предприятие как малое (в нашем случае). Поступать так специалисты Минфина рекомендовали в Информационном уведомлении от 12.11.2018 г. (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 2).
(2) Отправной точкой при определении статуса предприятия является 2017 год, а точнее — показатели финансовой отчетности на 31.12.2017 г. (см. письмо Минфина от 04.07.2019 г. № 35210-01-2/17297, а также «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 2, 2019, № 62, с. 6). Соответственно при расчете критериев балансовой стоимости активов и чистого дохода от реализации используется среднегодовой курс евро за 2017 год — 30,0042 грн./€.
Мы уже сказали, что покинуть «насиженную» группу предприятие может только в том случае, если в течение двух (!) лет подряд не соответствует критериям этой группы. При этом перебраться ему нужно в другую группу, критериям которой оно соответствует.
Получается, предприятие, признанное в 2017 году, например, малым, считается таковым, как минимум, в 2018 и 2019 году.
А значит, в этом году «перебежчиков» еще не будет (еще не прошло 2 года пребывания в определенной категории)
Вопросы перехода из группы в группу возникнут только в 2020 году, и у тех предприятий, которые и в 2018, и 2019 году стабильно отклонялись от малых (микро-) критериев.
Например, самая простая ситуация: малое по финотчетности за 2017 год предприятие по итогам 2018 и 2019 года стало соответствовать микро- критериям. В таком случае только с 2020 года оно перейдет в категорию микропредприятий и только с отчетности за 2020 год сможет подать Финотчетность микропредприятия по формам № 1-мс и № 2-мс (ср. 025069200).
Если же и по показателям финотчетности за 2018 год предприятие оставалось малым, то этот статус закрепится за ним и на 2019-й, и на 2020-й годы. Стать микро- оно сможет уже не раньше 2021 года, и то при условии, что по данным финотчетности оно и в 2019-м, и в 2020-м году будет соответствовать микро-критериям.
- Для того, чтобы отнести себя к той или иной размерной группе, предприятие должно одновременно соответствовать как минимум двум критериям, установленным Законом о бухучете.
- При определении размерной группы для целей составления финотчетности за 2019 год анализируют показатели годовой финотчетности за 2017 год. То есть малое по итогам 2017 года предприятие для целей составления финотчетности за 2019 год также считается малым.
- Вновь созданные предприятия для целей классификации применяют показатели на дату составления годовой финансовой отчетности.
- Если в течение двух лет подряд предприятие не соответствует критериям определенной группы, то ему следует перейти в другую категорию, критериям которой оно соответствует.
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Каникулы не распространяются на налоговые проверки, проверки в области радиационной безопасности, атомной энергии и гостайны, контроль качества аудиторских организаций, федерального пробирного надзора, плановые проверки, по которым установлены категории риска и классы опасности.
Также не могут рассчитывать на каникулы ООО и ИП, которые:
- за последние три года привлекались к административной ответственности за грубые нарушения, или их деятельность приостанавливали за административное правонарушение;
- ведут деятельность в социальной сфере, образовании, здравоохранении, теплоснабжении, электроэнергетики и по лицензируемым видам деятельности.
Мораторий распространяется только на плановые проверки. Если вопреки мораторию организацию из реестра МСП проверят планово, это будет грубым нарушением, а результаты проверки будут недействительными.
Тенденция по переводу налогоплательщиков не достигших суммовых показателей 10 млрд. рублей в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам
В последнее время появилась тенденция к переводу организаций в межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, несмотря на то, что у них суммовые показатели меньше 10 миллиардов рублей.
Администрирование налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших, происходит по особым условиям, при этом контроль за их деятельности со стороны ФНС ведется с большим вниманием, чем за деятельностью иных компаний.
Большая часть межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в Москве, часть межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в таких городах, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Кемерово.
Принцип отраслевого администрирования, а не территориального, порождает такую ситуацию, когда налогоплательщик, место нахождения которого Сибирь или Урал, вынужден состоять на учете в межрегиональной или межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в Москве и, соответственно, отчитываться, направлять корреспонденцию и своих представителей в другой город.
Администрирование в рамках отраслевой специализации позволяет обеспечить предметное изучение сотрудниками инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам особенностей осуществления предпринимательской деятельности в определенной отрасли.
Данное обстоятельство, в свою очередь, гарантирует более пристальный контроль в отношении крупнейших налогоплательщиков.
При этом большое внимание в работе отраслевых инспекций уделяется аналитической работе — сравнение аналогичных налогоплательщиков в сопоставимых условиях, выборки и построение гипотезы о потенциальных нарушениях, пополнение системы налоговых рисков.
Изменения, направленные на совершенствование уровня налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, с точки зрения эффективности работы Службы, себя оправдала.
Высокая доля поступлений в бюджет Российской Федерации от крупнейших налогоплательщиков, изменения в структуре межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и изменения нормативных актов, регулирующих администрирование крупнейшими налогоплательщиками, свидетельствует о том, что реформа системы администрирования крупнейших налогоплательщиков продолжит развитие и в будущем.
Также, в работе с крупными налогоплательщиками ФНС России делает ставку прежде всего на налоговый мониторинг – форма налогового контроля, предполагающая не только комфортное взаимодействие между инспекцией и налогоплательщиком (в формате онлайн), но и нацеленная на возможность выявлять налоговые риски на самой ранней стадии.
Надзорные каникулы для малого бизнеса
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Каникулы не распространяются на налоговые проверки, проверки в области радиационной безопасности, атомной энергии и гостайны, контроль качества аудиторских организаций, федерального пробирного надзора, плановые проверки, по которым установлены категории риска и классы опасности.
Также не могут рассчитывать на каникулы ООО и ИП, которые:
- за последние три года привлекались к административной ответственности за грубые нарушения, или их деятельность приостанавливали за административное правонарушение;
- ведут деятельность в социальной сфере, образовании, здравоохранении, теплоснабжении, электроэнергетики и по лицензируемым видам деятельности.
Учет на микропредприятиях
Большинство микропредприятий имеет право вести бухгалтерский учет по упрощенному варианту (информация №ПЗ-3/2016 Минфина от 29-06-16). Применение упрощенной системы БУ зависит, прежде всего, от того, какой метод учета применяет предприятие – «микро»: кассовый или метод начисления.
При кассовом методе обязательно применять двойную запись. Если на предприятии совершается менее 30 операций за месяц, то их можно отражать в книге учета фактов хозяйственной деятельности, ведомости по зарплате и на счетах двойной записью. Если операций более 30, следует применять специальные ведомости в сочетании с методом двойной записи и планом счетов БУ (см. информацию Минфина ПЗ 3/2012 п. 4.1). Формы документов и учетных регистров применяются согласно приказу Минфина от 21-12-98 №64-н.
Метод начисления позволяет отказаться от использования в учете корреспонденции счетов и двойной записи как таковой. Микропредприятия в этом случае используют для учета самостоятельно разработанные учетные регистры, на основе которых и заполняют бухгалтерскую отчетность. Если при использовании метода начисления применяется метод двойной записи, необходимости в разработке собственной документации нет: заполняются унифицированные формы и, как обычно, хозяйственные операции отражаются двойной записью.
Микропредприятие можно отнести и к другим уровням хозяйствующих субъектов (средний или крупный бизнес) в том случае, если были соблюдены все принятые законодательством границы по той или иной показательной величине.
Иными словами можно сказать, что данный термин означает небольшое собственное дело, которое приносит прибыль, и хозяин которого обязан платить все положенные налоговые пошлины: от полученного дохода, на полученную прибыль и остальные.
Стоит сказать, что нынешняя экономическая система в Российской Федерации состоит из больших промышленных и торговых предприятий, которые имеют широкую и развитую сеть по всей стране. Также значимую роль в экономике страны играют зарубежные брендовые компании, занимающие далеко не последнее место в сетке развития экономической структуры.
Величина денежного оборота подобных организаций может быть равна сумме бюджета некоторых государств, относящихся к категории третьего мира, а число сотрудников может равняться несколько сотням тысяч человек. Производственный баланс подобных предприятий определяется сотнями тысяч в европейской валюте, а товары, выпускаемые данными организациями, переходят количество миллиона штук за один отчетный период.
Требования и критерии отнесения
Помимо этого, нужно учитывать, что в подобном бизнесе учитываются все формы неликвидных активов, которым государственный аппарат уделяет особое внимание, опираясь на размер и величину организации.
Согласно этому, любое небольшое предприятие с малым числом сотрудников и небольшим денежным оборотом может быть приравнено к микропредприятию. Но если оно при саморазвитии и дальнейшей реализации перешагнет через какой-либо показатель, превысив его, то сможет потерять имеющийся статус и все льготы, которые были предоставлены на государственном уровне.
Получается, что для того, чтобы стать микропредприятием, необходимо:
- не превышать число 15 сотрудников за годовой период;
- не превышать денежный оборот за год в количестве 120 миллионов рублей;
- общая часть при участии в благотворительности, государственных фондах, муниципалитетах и т.д. в уставном капитале не должна быть больше 25%.