Ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины

Автор: | 18.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Помимо заявления, где описывается цена иска с расчетом необходимой суммы госпошлины, которую требуется уплатить, в связи с тяжелыми обстоятельствами заявителя, последний должен приложить и письменные подтверждения указанных обстоятельств, не позволяющих ему выплатить пошлину в полном объеме.

Заявление об уменьшении размера госпошлины

Важно помнить в процедуре составления заявления о снижение государственной пошлины:

  • перед тем как составлять ходатайство о снижении государственной пошлины внимательно изучите льготы, возможности освобождения от уплаты госпошлины (так, например, иски направленные на защиту прав потребителей, защиту прав работника, заявления в рамках уголовного судопроизводства и иные – не облагаются пошлиной, поскольку истцы в силу закона освобождены от ее оплаты);
  • правильно рассчитайте цену иска, влияющую на размер государственной пошлины, так как, например, траты на адвоката, на эксперта, почтовые – не являются исковыми требованиями, подлежащими включению в сумму для расчета пошлины;
  • моральный вред – это требование неимущественного характера, государственная пошлина для граждан 300 рублей, даже если истец заявит сумму возмещения в 1 000 000 рублей (по трудовым, потребительским делам и др. государственная пошлина и вовсе не оплачивается).

Необходимые приложения

К заявлению прикладывают:

  • справку, подтверждающую доходы;
  • справку, выданную в Центре занятости (подтверждает статус безработного);
  • копию трудовой книжки;
  • при подсчете дохода, получаемого заявителем, в расчет берется факт наличия у него иждивенцев. Поэтому будет лучше приложить к заявлению свидетельства по каждому ребенку и документы по прочим иждивенцам, материально зависимым от истца;
  • также учитывается решение суда, согласно которому он выплачивает алименты на детей, содержит родителей и прочих членов семьи;
  • в случае нахождения истца в браке, прилагают справку, подтверждающую уровень доходов членов семьи;
  • учитываются также документы из медучреждений в случае получения заявителем медпомощи или же покупки лекарств, необходимых для поддержания здоровья или других жизненно-важных препаратов.

Получается, что при подготовке заявления для уменьшения размера госпошлины, к делу подходят в индивидуальном порядке, – во внимание берется каждый фактор.

Образец ходатайства об уменьшении размера госпошлины

В Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга

Истец:

Ответчик:

Ходатайство

о снижении размера госпошлины в суд

Истцом подано исковое заявление с требованиями о о взыскании долга по договору займа.

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ: «суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса».

Как указал КС РФ, требования процессуального закона к обращениям граждан в суд обязательны. Это относится и к правилам, регламентирующим порядок уплаты госпошлины, поскольку госпошлина относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ) и каждый обязан платить законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ). При этом Конституционный Суд РФ сослался на свое Определение от 13.06.2006 N 272-О, где указано, что отсутствие у заинтересованного лица возможности — в силу его имущественного положения — исполнить данную обязанность не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное противоречило бы Конституции РФ. С учетом этого в ст. 333.36 НК РФ определенная категория граждан освобождается от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, а п. 2 ст. 333.20 НК РФ предусматривает правило об уменьшении госпошлины или отсрочке ее уплаты.

Важно учесть, что нормы, подобные современным нормам об уменьшении размера государственной пошлины, были известны российскому праву еще в XIX веке. Тогда существовал институт, именуемый правом бедности, суть которого состояла в уменьшении размера судебных пошлин на основании удостоверения о недостаточности средств конкретного лица на ведение дела. Данное удостоверение выдавалось служебным или общественным начальством лица либо мировым судьей. При этом лицо обязывалось доплатить пошлину, как только его имущественное положение изменялось в лучшую сторону. Невыполнение данной обязанности влекло применение мер ответственности в виде наложения штрафа и взыскания недоплаченных сумм пошлины.

Исходя из имущественного положения Истца, отсутствие дохода достаточного для одновременной оплаты государственной пошлины и обеспечения прожиточного минимума Истца и его ребенка, находящегося на обучении по очной форме, прошу уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 333.20 НК РФ

ПРОШУ:

  • уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, до фактически произведенного платежа.

Изменение размера иска

Изменение размера требований фактически является их уточнением, а не изменением. Следовательно, истец имеет право в процессе разбирательства изменить, к примеру, основания иска и заявить об увеличении требований.

Право на увеличение размера требований реализуется, если, например, истец требует возвращения суммы долга, процентов за пользование и просит их взыскать не на момент подачи заявления, а на день принятия решения.

Уменьшение размера требований допускается при неправильно занятой правовой позиции заявителем, счетной ошибки или частичном внесудебном удовлетворении требований ответчиком.

Следует учесть, что увеличение размера требований предусматривает доплату , а при уменьшении заявитель вправе претендовать на возврат ее излишне уплаченной части.

Примеры заявлений:

§ 1. понятие изменения иска

Внимание

При изменении и основания, и предмета иска подается новый иск. Суд по своей инициативе не может изменить предмет или основание иска, что соответствует принципу диспозитивности в гражданском процессе. Это подтверждается и судебной практикой. Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 31 декабря 1992 г.

обосновано, что предмет и основание иска не могут быть изменены судом без согласия на то истца Инфо

Бюллетень ВС РФ. 1993. N 5. Увеличение или уменьшение размера исковых требований не может рассматриваться как изменение предмета иска. Увеличение или уменьшение размера исковых требований может повлиять на размер государственной пошлины, подлежащей уплате. Суд обязан учесть изменение истцом основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований независимо от того, противоречит это закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Изменение предмета иска в гражданском процессе образец

Для примера, суд рассматривает иск о признании права собственности на жилое помещение. Судьей устанавливаются факты, согласно которым заявитель может претендовать только на определение порядка пользования спорным жильем. Для таких ситуаций предусматривается изменение предмета иска. Обратим внимание, что изменение иска допускается исключительно по инициативе истца. Суд не вправе изменить требования, выйти за их пределы можно только в установленных законом случаях. Для изменения иска в суд необходимо предъявить заявление по установленной форме: Изменение размера иска Изменение размера требований фактически является их уточнением, а не изменением. Следовательно, истец имеет право в процессе разбирательства изменить, к примеру, основания иска и заявить об увеличении требований.

Изменение иска заключается в следующем. В соответствии со ст. 39 ГПК истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. ГПК РФ и судебная практика выработали определенные правила толкования данной нормы. В частности, истец вправе изменить или предмет, или основание иска. Недопустимым является одновременное изменение предмета и основания иска, поскольку в этом случае истец предъявляет новый иск, что следует производить по общим правилам предъявления исков. Изменение предмета иска может производиться, например, в случае, когда вместо первоначального требования о признании сделки недействительной как оспоримой заявляется требование о применении последствий ничтожности сделки.

Изменение основания иска также может производиться только при неизменном требовании истца, отраженном в предмете иска. Например, требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть заявлено по самым различным основаниям, первоначально истец мог указать в качестве основания иска то обстоятельство, что сделка, о признании недействительной которой заявлен иск в суд, была заключена под влиянием за­блуждения (ст. 178 ГК РФ), а затем — в связи со стечением тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК РФ).

Таким же образом совершаются действия истца по изменению размера исковых требований, когда истец вправе увеличить или уменьшить их размер. Чаще всего истцы прибегают к увеличению размера исковых требований, когда первоначально иск заявляется только о взыскании части суммы долга и неустойки, а затем, после того как правота истца становится очевидной в ходе судебного разбирательства, истец увеличивает размер своих требований. Порядок реализации указанных правомочий истца подчиняется общим правилам процессуального регламента. Все указанные действия не подлежат по правилам ГПК РФ контролю со стороны суда и осуществляются на основании свободного волеизъявления истца. В частности, соответствующие действия истца по изменению предмета или основания иска, увеличению или уменьшению размера исковых требований должны быть зафиксированы в письменной форме — путем подачи в суд отдельного документа либо устного заявления истца, которое подлежит занесению в протокол судебного заседания. Согласно ч. 2 ст. 92 ГПК РФ при увеличении исковых требований во время рассмотрения дела недостающая сумма пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. На истце лежит бремя доказывания юридических фактов нового основания иска, обоснования правомерности изменения предмета иска, например в плане его соответствия установленным способам защиты гражданских прав.

Когда процесс рассмотрения иска в самом разгаре, иногда возникает необходимость направить заявление об изменении исковых требований. Эта необходимость возникает вследствие того, что при первичной подготовке обращения некоторые факты остаются незамеченными, могут нарочно скрываться ответчиком или появиться уже в процессе подготовки заявления. В таких случаях возможно изменение иска.

Чтобы заявление об изменении приняли в суде, нужно постараться составить актуальный образец. Помочь в этом может компетентный юрист. В наши дни такие работают в онлайн режиме, что делает консультацию более удобной. Для тех, кто решил действовать самостоятельно, огромную помощь окажет законодательная база. В сводках закона указаны требования к такому заявлению и порядок подачи.

Подготовка заявления об уменьшении размера госпошлины

Кроме текста заявления с описанием цены иска, расчета подлежащей уплате суммы и жизненных обстоятельств истца, предоставляются письменные доказательства о материальном положении. Это может быть справка о доходах, справка центра занятости о том, что истец состоит на учете в качестве безработного, копия трудовой книжки.

При учете имеющегося у истца дохода учитывается также количество иждивенцев, поэтому разумно приложить копии свидетельств о рождении детей или документы других членов семьи. Если истец состоит в браке, то прикладывается справка о доходах каждого члена семьи. Возможно предоставление медицинских документов, когда истец имеет значительные расходы на получение медицинской помощи или приобретение необходимых для его жизнедеятельности лекарственных средств. Таким образом, к подготовке каждого нового заявления об уменьшении размера госпошлины необходимо подходить индивидуально.

Истец должен обосновать сумму. которую он в состоянии оплатить, хотя окончательное решение по размеру госпошлины останется за судом.

Особенности уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел арбитражными судами

Госпошлина — это обязательный платеж, установленный законом, обязательный на всей территории государства и для всех субъектов, на которых законом возложена уплата государственной пошлины. Она взимается за совершение юридически значимых действий. Отправление правосудия путем рассмотрения и разрешения дел, как и другая государственная деятельность (нотариат, загс, лицензирование и т.д.), требует значительных бюджетных затрат. Таким образом, государственная пошлина не только присуща судебной системе, но и необходима как вид денежного сбора.

Государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с вышеуказанных лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Различают государственную пошлину простую и пропорциональную. Простая взимается в твердой сумме, пропорциональная в процентном соотношении к соответствующей сумме.

Государственная пошлина взимается:

  • с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  • за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
  • за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.

Нововведения при уплате госпошлины

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.

Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.

В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.

Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с

неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.

После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.

Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:

В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов — постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.

Как вернуть госпошлину из арбитражного суда, пошаговая инструкция + образец заявления о возврате госпошлины

Если оплатили госпошлину, а иск не приняли или производство по делу прекратили, или контрагент оплатил долг, до подачи иска, как можно вернуть госпошлину из арбитражного суда?

Арбитражный процесс при исковом производстве или обращения в форме заявления в подавляющем большинстве случаев требует несения затрат, связанных с уплатой, прописанной в законодательстве государственной пошлины. Но бывает так, что потраченные средства (порой значительные) можно впоследствии возместить.

И речь идёт не только о компенсации издержек со стороны ответчика. В некоторых ситуациях возможен возврат госпошлины из арбитражного суда за счёт государственной казны. Для этого существует отдельная процедура, которую мы опишем в предлагаемом материале.

Освобождение от уплаты пошлины должностных лиц и государственных учреждений

Мнение эксперта

Новиков Георгий Яковлевич

Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Большой опыт в экспертизе документов.

Также следует отметить, что освобождаться от уплаты госпошлины за обращение в суд будут, например, и прокуроры, если дела, на рассмотрении коих они настаивают, связаны непосредственно с заявлениями относительно:

  • охраны гражданских прав;
  • данных населению страны законом свобод и их интересов;
  • интересов всей страны в целом и отдельно интересов ее субъектов и муниципальных образований.

Еще одно должностное лицо, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, не будет платить государственную пошлину. Но лишь при условии, что подает в суд прошение относительно проверки ранее вступившего в законного силу:

  • приговора;
  • постановления;
  • определения;
  • решения суда.

Если же в качестве истца, в частности и административного характера, или же роли ответчика выступает какая-либо государственная структура или орган местного самоуправления конкретной территории, они также не платят государственную пошлину за участие в разбирательстве.

Освобождение от уплаты госпошлины в зависимости от цены иска

Согласно одной из рассмотренных нами в начале материала статей Налогового кодекса, определенной номером 333.36, в случаях, когда суд рассматривает дела административной или гражданской категории, и сумма иска составляет величину до одного миллиона, то уплата пошлины отменяется для:

  • заявителей, подавших иск по делам, связанным с защитой потребительских прав;
  • организаций общественного типа;
  • объединений лиц, имеющих доказанный статус инвалидов;
  • ветеранов боевых событий по делам о военной службе и защите собственных законных прав;
  • пенсионеров, обращающих материальные требования такой официальной структуре, как Пенсионный фонд нашей страны, а также к прочим негосударственным фондам.

Если же стоимость искового заявления превышает сумму в миллион российских рублей, то лица, входящие в вышеуказанный список, будут платить пошлину с денежной разницы между миллионом рублей и суммой иска.

В некоторых случаях небольшая цена иска может стать причиной для освобождения от выплаты пошлины в суд

Обратите внимание: согласно Налоговому кодексу нашей страны, суд имеет право, основываясь на реальном материальном положении истца, по личной инициативе:

  • освободить участника разбирательства от выплаты государственной пошлины;
  • уменьшить величину запрашиваемой выплаты;
  • предоставить рассрочку по оплате денежной величины.

Как уменьшить госпошлину или получить отсрочку по ее уплате?

Если вы не имеете возможности уплатить госпошлину единовременно и в полном размере, в некоторых случаях вы можете рассчитывать на уменьшение ее размера, отсрочку или рассрочку по ее уплате. Под отсрочкой понимают уплату госпошлины единовременно в полной сумме, но в более поздний срок, под рассрочкой — уплату поэтапно в течение установленного срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).

1. Уменьшение размера госпошлины

Возможность уменьшения размера госпошлины предусмотрена для случаев, связанных с обращениями в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ; ст. 39 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).

Суд имеет право уменьшить размер госпошлины или полностью освободить вас от ее уплаты исходя из вашего имущественного положения. При этом судьи принимают решение самостоятельно, поскольку действующее законодательство этот процесс не регламентирует.

Иванов Е.Ю., квартиру которого залили соседи, обратился в суд с иском о возмещении ущерба в сумме 180 000 руб., судебных расходов. Размер ущерба определялся отчетом об определении рыночной стоимости восстановительного ремонта. В ходе рассмотрения дела Иванов Е.Ю. уменьшил цену иска на 1/3, так как узнал, что квартира виновника находится в долевой собственности и состоит из 3 долей. Он исключил из расчета часть, приходящуюся на второго владельца. Цена иска составила 120 000 рублей.

В результате судебной экспертизы рыночная стоимость восстановительного ремонта квартиры Иванова Е.Ю. для целей устранения последствий залива с учетом износа определена как 100 000 руб. Новым ходатайством цена иска была уменьшена еще раз.

Суд удовлетворил иск Иванова Е.Ю., но ответчик потребовал взыскания всех его судебных расходов с истца, настаивал на его недобросовестном поведении, так как в случае предъявления требований о возмещении меньшего размера ущерба в досудебном порядке спор мог быть урегулирован мирно, и ответчик был бы избавлен от несения всех судебных расходов.

Суд не усмотрел в действиях Иванова Е.Ю. недобросовестности, поскольку, предъявляя иск, он руководствовался мнением специалистов, отчетом об оценке. Непредъявление требований ко второму собственнику не указывает на неправомерность действий Иванова Е.Ю. — это было сделано истцом после установления в ходе рассмотрения дела обстоятельств, указывающих на то, что второй собственник является причинителем вреда.

Обращаясь за судебной защитой, Иванов Е.Ю. не знал и не мог знать о том, что ущерб определят по результатам судебной экспертизы в меньшем размере. Поскольку истец уменьшил требования в пределах предоставленных ему процессуальных прав, суд нашел их обоснованными и подлежащими удовлетворению, оснований для возмещения судебных расходов ответчика не усмотрел, иск Иванова Е.Ю. и все судебные расходы удовлетворены судом в полном объеме.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *