Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ Минтранса РФ № 440 от 28.10.2020 г.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России
Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.
Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.
У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:
- закупить тахограф;
- заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
- зарегистрировать прибор;
- заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
- назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.
Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.
Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации
Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.
Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:
- Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
- При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
- Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
- При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
- По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.
Штраф за тахограф юридическому лицу
Размеры взысканий с юридических лиц и ИП за некорректное использование тахографа также регулируются статьей 11.23 КоАП.
Примеры:
- На транспортном средстве нет тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
- Нарушена инструкция использования тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
- Выпущенный на линию автомобиль не оснащен тахографом — должностному лицу полагается штраф в размере 7-10 тысяч рублей, ИП — от 15 до 25 тысяч, юрлицу — от 20 до 50 тысяч рублей.
- Водитель нарушил режим отдыха и труда. Размер штрафа за нарушение отдыха по тахографу следующий: водителю — от 1,5 до 2 тысяч рублей, должностному лицу — от 7 до 10 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю — от 15 до 25 тысяч, юридическому лицу — от 20 до 50 тысяч рублей.
Перечень неисправностей, которые влекут наложение штрафа
Логика подсказывает, что можно избежать штрафа — но лишь до тех пор, пока инспектор не обнаружит нарушений. Поэтому компании, которые занимаются перевозками, даже в случае, если число водителей и транспортных средств небольшое, должны пристально следить за соблюдением всех норм и требований.
Неисправности можно разделить на три типа:
- Механические — когда дефекты явно заметны. Они могут быть следствием удара, падения или небрежного отношения.
- Электрические — перепады напряжения, отсутствие питания и другое.
- Нарушение работы программного обеспечения — когда тахометр установлен, работает, но при этом не выдает нужных результатов по причине неполадок программного характера.
Какие штрафы за тахограф могут быть в 2022 году
Штрафы очень условно можно разделить на две категории: за отсутствие самого тахографа или за нарушение режимов труда и отдыха:
Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП | Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП |
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. | для водителя – 3-5 тыс. руб.; для должностного лица – 7-10 тыс. руб; для ИП – 15-25 тыс. руб.; для юридического лица – 20-50 тыс. руб. | Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. | для водителя – 1,5-2 тыс. руб.;
для должностного лица – 7-10 тыс. руб.; для ИП – 15-25 тыс. руб.; для юридического лица – 20-50 тыс. руб. |
Какие автомобили обязаны ездить с тахографом
Устройством контроля должны быть оснащены не все виды транспортных средств (ТС), а только некоторые из них:
- автомобили с разрешенной массой перевозки от 3,5 тонн;
- автобусы, которые могут транспортировать более 8 пассажиров.
Это прописано в Приказе Минтранса № 440 от 28.10. 2020 г. В этом же документе указаны и исключения из общего правила (ТС, на которые не нужно устанавливать контролирующие устройства, даже если их разрешенная масса превышает 3,5 т):
- автобусы, осуществляющие ежедневные пассажирские перевозки в пределах населённого пункта и пригорода;
- автобусы международного сообщения при наличии у них спец. разрешений;
- автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы;
- автокраны и автоэвакуаторы;
- машины скорой медицинской помощи и передвижных мед. комплексов;
- передвижные лаборатории, библиотеки, сцены и т. д.;
- пожарные автомобили;
- ТС аварийно-спасательных служб, полиции, органов оперативно-розыскной деятельности;
- троллейбусы;
- ТС для обслуживания ЖКХ и автодорог, нефтяных и газовых скважин;
- инкассаторские авто;
- автодома;
- автолавки;
- машины ритуальных услуг;
- бронированные авто;
- спецтранспорт (молоковозы, для перевозки животных, птиц, рыбы и пчёл);
- сельскохозяйственный транспорт для внутрихозяйственных перевозок;
- ТС, зарегистрированные в военной автоинспекции;
- машины, предназначенные для перевозок не по дорогам общего пользования;
- ТС старше 50 лет, при условии, что они не используются для коммерческой деятельности;
- автомобили, использующиеся для учебы или при прохождении дорожных испытаний.
Что приравнивается к отсутствию тахографа
Важно: законодательство ставит знак равенства между отсутствием контролирующего устройства и следующими ситуациями:
- нарушение требований к использованию прибора (неправильная эксплуатация);
- неисправность электронного контроллера (исключение — устройство вышло из строя уже после выхода в рейс, но тогда учёт рабочего времени следует вести на специальном бланке);
- использование просроченной или чужой идентификационной карты;
- отсутствие калибровки (настройки). Данная процедура должна проводиться перед установкой нового устройства, после его ремонта, плюс профилактически, т. е. с установленной периодичностью.
Следовательно, все указанные нарушения в 2021 году караются инспекторами ГИБДД так же, как и отсутствие тахографа, т. е. размер штрафов идентичен.
В приложении № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации № 440 от 28 октября 2020 года приведен перечень транспортных средств, которым не требуются тахографы. В эту категорию входят транспортные средства, которые не будут получать штраф за использование тахографа в 2022 году:
- используются для дорожных испытаний в соответствии с отраслевыми документами и действующими государственными стандартами;
- используются государственными учреждениями, занимающимися следственной работой;
- предназначены для перевозки грузов и пассажиров внутри организации и не покидают ее территорию;
- были изготовлены более 50 лет назад и не используются для коммерческих перевозок;
- принадлежат государственным учреждениям, в которых проходит военная служба;
- зарегистрированы на станциях техосмотра; использовались для обучения вождению или сдачи экзамена по вождению;
- используются для обучения водителей или сдачи экзаменов, но только если транспортное средство не используется в коммерческих целях;
- находятся в распоряжении полиции, аварийных служб
- используются в экстренных медицинских ситуациях;
- используются для обслуживания дорог, нефтяных и газовых скважин, перевозки ценных грузов и выручки, животных;
- принадлежат сельскохозяйственным производителям, когда используются для сельскохозяйственных перевозок
- допускаются к международным перевозкам в соответствии со своей картой доступа.
Стоит отметить, что вышеуказанные категории транспортных средств не могут быть оборудованы только в том случае, если транспортное средство принадлежит коммерческим или юридическим лицам. Если по каким-то причинам человек владеет специализированным транспортным средством, ему необходимо установить тахограф. Например, транспортное средство для перевозки лошадей, принадлежащее гражданину, не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, должно быть оборудовано тахографом. Неустановка тахографа в 2022 году повлечет за собой штраф.
Штрафные санкции за езду с чужой картой в тахографе
Управление транспортным средством с чужой картой тахографа строго запрещено. Данное нарушение подпадает под статью 11.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В нем говорится, что штраф налагается в случае вождения в нарушение вышеуказанного устройства. С другой стороны, пункт 5 приложения № 3 к приказу министра транспорта № 440 от 28 октября 2020 года предусматривает, что водителю выдается только одна карточка. Согласно пункту 11, человек обязан вставить его в устройство и ввести пин-код перед началом движения, а затем извлечь щелевой инструмент в конце движения. Поэтому не разрешается водить машину с чужой картой.
Согласно положениям статьи 11.23 Кодекса об административных правонарушениях, штраф на водителя за такое правонарушение будет наложен в 2022 году. Сумма штрафа составит от 3 000 до 5 000 рублей. Точная сумма будет определена в каждом конкретном случае. Обычно за первое нарушение налагается минимальный штраф за использование тахографа. При повторном совершении штраф увеличивается.
Требования и нормы отечественного законодательства
Необходимость использования тахографических устройств, оснащённых сертифицированной криптозащитой СКЗИ, регламентируется приказом Минтранса №0273 и №0470 (от 13.08.2013 и 17.12.13 соответственно). Согласно этим документам, тахографы должны присутствовать на следующих категориях автотранспорта:
- занимающихся перевозками опасных грузов;
- ТС категории М2 (разрешённой массой до 5 тонн, оснащённые сиденьями для перевозки от 8 пассажиров);
- ТС категории М3 (разрешённой массой, превышающей 5 тонн, предназначенные для осуществления пассажирских перевозок);
- ТС категории N2 (разрешённой массой в пределах 3,5-12,0 тонн);
- ТС категории N3 (разрешённой массой свыше 12,0 тонн).
Как видим, легковые автомобили в этот перечень не входят. Тахографы старого образца, не оснащённые средствами криптографической защиты информации, в настоящее время запрещены к эксплуатации. Не запрещено использование приборов, соответствующих нормативам Евросоюза, если они были установлены на ТС в заводских условиях (но только те, которые изготовлены до 01.04.14). Автотранспорт категории N2 должен оснащаться тахографами с криптозащитой с апреля 2015 года.
До 26 июля 2021г в Приложении №2 к Приказу Минтранса РФ №36 существовал ряд транспортных средств коммерческого назначения, которые не попали в перечень для обязательной установки тахографа. К таким автомобилям относились:
- Специальная техника, используемая для проведения сельскохозяйственных работ. Например, скотовоз или трактор.
- ТС, на которых установлены заводские системы контроля. Важно отметить, что транспортные средства должны получить специальные лицензии и выполнять международные перевозки пассажиров.
- Специальная техника, используемая на строительстве объектов различного назначения (бетономешалки и т.д.);
- Автомобили, оборудованные для учебной езды, включая большегрузные фуры и автобусы для перевозки пассажиров.
- Транспортные средства, чей возраст составляет 30 и более лет.
- Автомобили, используемые в военных целях.
- Авто, используемые сотрудниками МВД или ФСБ России для проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных поставленных задач в рамках служебного расследования.
В 2021 году отказаться от установки тахографа могут только владельцы небольших грузовых авто, масса которых не достигает 3,5т (N1). А также легковые авто (M1), количество мест в которых не превышает восьми.
Законодательная база РФ не приводит штрафных санкций на установку тахографа в личных автомобилях. Но следует помнить, что данный прибор облегчает контроль за техническим состоянием авто, а также позволяет оптимизировать режим работы водителя и помогает контролировать скоростной режим.
Штраф за Тахограф по 11.23 КоАП — Чего ещё ждать?
Поначалу, было очень много возмущений по поводу внедрения тахографов в РФ. Впрочем, волна возмущений продолжается и сейчас, потому что планово подводят под оснащение все оставшиеся типы транспортных средств. И всё-же — чего нам ждать в итоге? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим откуда это пришло… Из Европы! Как там сейчас обстоят дела с тахографами? Установлены у всех, даже таксистов. Инспекция экипирована считывателями и программами контроля. В распечатки уже мало кто смотрит. Достаточно просто взять карточку, считать данные и все нарушения «на лицо», можно отправлять на принтер. Вот примерно так и будет!
Уже началась и ведется активная работа по повышению квалификации инспекторов. Регулярно на места приходят рекомендации и пояснения как правильно писать штраф за тахограф по ч.1 и ч.2 ст. 11.23 КоАП. Всё чаще стали появляться тендеры ГИБДД на закупку электронных считывателей информации для проверки карт и тахографов. Следовательно, скоро уровень подготовки контролирующих органов вырастет и протоколов станет больше. Ну, а новые штрафы только подстегнут их «интерес» и желание учиться.
Применение тахографов на практике давно доказало свою высокую эффективность. Даже в России есть положительные результаты, при том, что уровень вовлеченности перевозчиков в этот процесс, находится на крайне низком уровне. Именно поэтому тема не заглохнет! В общем, сопротивление бесполезно!
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Штрафы за тахограф в 2019 году
Введение в эксплуатацию бортового записывающего устройства для транспортных средств было обусловлено желанием дисциплинировать водителей пассажирского транспорта и большегрузов и обеспечить высокий уровень безопасности движения на дорогах.
По этим же причинам был введен штраф за езду без тахографа. Минтранс продолжает разрабатывать предложения и выдвигать инициативы для актуализации этих целей — с 1.07.
2019 года устройствами будут оснащать и городской пассажирский транспорт (автобусы, маршрутки).
Еще одним предложением стало выписывание штрафных санкций за превышение скорости на основании данных тахографов. Многие эксперты уже назвали такой способ неэффективным и дорогим по сравнению с фиксаций нарушения с помощью дорожных камер.
Какими нормативными актами регулируются требования к контролирующим устройствам? Какой штраф за тахограф предусмотрен для водителей? Какой штраф за тахограф на юридическое лицо может выписать инспектор ГИБДД? Можно ли избежать ответственности или обжаловать постановление?