Как Франция училась демократии

Автор: | 21.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как Франция училась демократии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Методологической основой для исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных преподавателей и профессоров. В качестве теоретической базы была использована Конституция Франции 1958 года, а также Избирательный Кодекс 1956г.

Государственный строй Франции в период Второй республики (1848–1851 гг.)

Для начала необходимо разобраться, что такое избирательная система. Существует два подхода к пониманию термина «избирательная система». Избирательная система в широком смысле- это совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.

Регистрация для избирателей считается обязатель­ной, но невыполнение этой обязанности ненаказуемо, поскольку участие в выборах не обязательно. Французские граждане, проживающие за гра­ницей, могут голосовать в дипломатических представительствах Фран­ции или дать доверенность на голосование какому-либо избирателю в той коммуне, где они родились или жили.

Раздел IV посвящен Парламенту страны, деятельности его палат, взаимоотношениям Парламента и Правительства.

Уважаемые посетители сайта www. *****! Данные материалы подготовлены Центром мониторинга демократических процессов «Кворум».

Избирательная система одной из т. н. «старых европейских демократий» — Французской Республики — уже давно привлекает внимание конституционалистов всего мира.

Это фиктивная демократическая система, потому что граждане в возрасте от 21 года не избирают представителей, а ограничиваются утверждением списков видных деятелей.

В 497 г. франки заняли Париж, а к середине VI в. вся территория Франции стала входить в состав Франкского государства, которое не раз подвергалось разделу. Свое нынешнее название страна получила от кельтского племени франков, расселившегося к V в. на территории Галлии и ассимилировавшегося с местным населением.

Роджер Дюпюи, Якобинская Республика. Террор, война и революционное правительство (1792–1794), том 2 Новой истории современной Франции, Le Seuil, колл.

В этих условиях голосование осуществляется по доверенности, т. е. избиратель может дать доверенность любому другому доверенному лицу на право голосовать от его имени.

Это право применяется в муниципалитете, в котором он зарегистрирован, и позволяет ему участвовать в выборе членов совета на местных выборах или депутатов на национальных и европейских выборах.

В стране проживают 63 400 000 человек, из них зарегистрировано в качестве избирателей около 44 500 000, в том числе 1,6 млн – за рубежом.

Избирательная коллегия состоит примерно из 150 000 человек, 95 % которых — делегаты от муниципальных советов.

Государство и право Франции в новое время конец XVIII начало ХХ вв.

Вместе с тем католическая религия объявлялась официальной и основой власти короны. Отменялась рекрутчина. В декларациях новая монархия обещала быть более либеральной, чем военизированный режим Первой империи и уклад цезаризма. Гарантировались права солдат, а также неприкосновенность распроданных после революции конфискованных земель церкви и эмигрантов.

В поисках выхода из него королевская администрация объявила о созыве Генеральных штатов, не собиравшихся уже более 150 лет. Для участия в них были избраны 561 депутат от привилегированных сословий (дворянства и духовенства) и 584 депутата от буржуазного «третьего сословия».

Однако, как было сказано выше, избирательная система различается для муниципалитетов с населением менее 3500 жителей и для коммун, в которых проживает более 3500 жителей. Так, в муниципалитетах с населением менее 3500 жителей депутаты муниципальных советов избираются по мажоритарной системе в два тура. На президентских выборах и в голосовании на референдуме могут принимать участие французские граждане, проживающие за границей. В этих случаях, как уже указывалось только что, голосование проходит в посольствах или в приграничных департаментах.

Предпосылки Великой буржуазной революции

Во Франции вплоть до последней четверти XVIII века господствовал абсолютизм, основу которого, как известно, составляли феодальные отношения. Но в недрах феодального строя постепенно стали зарождаться и развиваться буржуазные отношения. Об этом свидетельствовало возросшее значение мануфактур в экономике страны. Причем некоторые мануфактуры являлись довольно крупными. Развитие мануфактур позволило увеличить производство промышленных товаров, что способствовало значительному расширению французского экспорта. За период с 1716 по 1784 год вывоз промышленных товаров вырос более чем в три раза.

Буржуазные отношения проникли и в сельское хозяйство страны. Здесь в некоторых провинциях наметилась имущественная дифференциация крестьянства и появление зажиточных крестьян, которые стали прибегать к наемному труду батраков из безземельных крестьян. Развитие мануфактур проникло и в деревню, где получила распространение так называемая рассеянная мануфактура. Крестьяне заготавливали для скупщиков-мануфактуристов пряжу, расчесывали хлопок и т.д.

Государственно-правовой механизм якобинской диктатуры 1793–1794 гг. (3-й этап)

Якобинцы пришли к власти в самое трудное время для французской революции. Армии коалиции наступали вглубь страны, тесня революционные армии. Из 83 департаментов 60 были охвачены мятежами. Власть Конвента распространялась лишь на голодающий Париж. В этих условиях якобинцы пошли на решительные меры, которые вносили существенные изменения в общественный и государственный строй Франции. Прежде всего, якобинцы пошли навстречу главным требованиям крестьянства. На другой день после победы народного восстания, 3 июня 1793 года, Конвент принял декрет, устанавливавший льготный порядок продажи земель эмигрантов – мелкими участками, с рассрочкой платежа на 10 лет. Уже 10 июня Конвент принял декрет, окончательно возвращавший крестьянам все общинные земли, захваченными дворянами, и устанавливавший порядок их раздела поровну по требованию трети жителей общины. Наконец, декретом от 17 июля Конвент объявлял полностью и окончательно уничтоженными все феодальные права, повинности и поборы. Все феодальные документы подлежали сожжению, и хранение их являлось преступлением, караемым каторгой.

Таким образом, всего в течение нескольких дней якобинцы нанесли феодализму во Франции сокрушительный удар и полностью сломили его. Отныне крестьянство стало мощной опорой якобинской республики в ее борьбе против неисчислимых сил внутренних и внешних врагов. С такой же быстротой – в две недели – якобинский Конвент принял и утвердил новую Конституцию.

Конституция 1793 года существенно отличалась от первой 1791 г. Это была самая демократичная из всех известных конституций XVIII–XIX вв. Она базировалась на политических идеях Руссо – на принципах свободы, равенства и народного суверенитета, лаконично сформулированных в написанной Робеспьером новой «Декларации прав человека и гражданина».

Все государственные должности должны были заниматься только на определенный срок. Право пересмотра и изменения Конституции предоставлялось только народу.

Конституция 1793 года устанавливала во Франции республику, которая объявлялась «единой и неделимой». Особенностью этой Конституции являлось то, что она не строилась по принципу разделения властей. Согласно ст. 7 верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, который есть совокупность всех французских граждан.

Только народ мог выбирать своих представителей. Избирательными правами пользовались все французы, достигшие 21 года и проживавшие в одном месте не менее шести месяцев.

Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Ему вручалось исключительное право издания декретов и предложение законов. Дела непосредственного управления вручались Исполнительному совету. Местные органы государственного управления в коммунах, дистриктах и департаментах также комплектовались на основе выборов.

В статье 122 Конституции провозглашались: равенство, свобода, безопасность, свобода совести, всеобщее образование, а также пользование всеми правами человека.

Однако необходимо отметить, что эта, безусловно, самая демократичная Конституция для того времени так и не вступила в законную силу. Причин здесь несколько. Основная заключалась в том, что якобинцы, придя к власти, очень скоро встали на путь террора по отношению не только к своим врагам, но также и ко всем инакомыслящим. А, как известно, террор и демократия не уживаются. Поэтому действие этой Конституции было приостановлено. В период правления якобинцев она являлась как бы конечной целью их нахождения у власти и оправданием все разгорающегося террора.

Как уже отмечалось выше, якобинцы пришли к власти в очень сложный период. Для спасения революции нужны были решительные меры. Прежде всего требовалось создать такой государственный механизм, который позволил бы вести эффективную борьбу с контрреволюцией, голодом и внешними врагами. Поэтому неслучайно в Декрете Конвента «О революционном порядке управления» от 10 октября 1793 г. отмечалось, что порядок управления во Франции будет революционным вплоть до заключения мира. Исходя из этих условий, государственный механизм при якобинцах выглядел следующим образом.

Высшим органом власти в стране продолжал оставаться Конвент, который объявлялся «единственным центром управления». Он имел право издавать и толковать законы. Конвент осуществлял управление страной через систему созданных им самим комитетов и комиссий. Однако наибольшее значение имели Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, члены которых избирались Конвентом. Эти комитеты, созданные на втором этапе революции, только при якобинцах стали действительно работающими органами.

Важнейшими органами осуществления якобинского террора являлись Комитет общественной безопасности и революционные трибуналы. Комитет общественной безопасности после его реорганизации якобинцами стал руководить борьбой с внутренней и внешней контрреволюцией.

5 сентября 1793 года по инициативе М. Робеспьера был принят Декрет «О реорганизации революционного трибунала». Органами революционного правительства на местах были комиссары Конвента, посылавшиеся с чрезвычайными полномочиями в департаменты и армию, а также в муниципалитеты, народные общества и революционные комитеты. Комиссары руководили проведением рекрутских наборов, расследовали злоупотребления и наблюдали за генералами и офицерским составом.

Приведенная выше организация государственной власти позволила якобинцам отразить внешнюю агрессию со стороны европейских монархий, подавить внутреннюю контрреволюцию. Кроме того, они проводили жесткую линию в сфере экономических преступлений. Так, были приняты декреты: «Против спекуляции» от 26 июля 1793 г., «Об установлении максимума цен и заработной платы» от 29 сентября 1793 г., «Об установлении единого максимума на всей территории Республики» от 1 ноября 1793 г., которые устанавливали весьма жесткие меры ответственности за их нарушения. Вполне понятно, что декреты проводились в жизнь путем жесточайшего террора, который, в конце концов, лишил якобинцев социальной опоры и привел к гибели.

9 термидора (27 июля) 1794 г. все противники якобинского террора объединились и арестовали М. Робеспьера, Сен-Жюста и других наиболее видных их сторонников, которые вскоре были казнены. Правление якобинцев, продолжавшееся год и один месяц закончилось. Именно этот период характеризовался наличием огромных жертв как со стороны противников революции, так и со стороны ее сторонников.

Во многих работах по истории французской буржуазной революции, особенно выходивших в советское время, событие «9 термидора» называется не иначе, как контрреволюционный переворот, который привел к концу весь революционный процесс. Однако анализ исторических фактов и нормативных правовых актов, принимавшихся в последующие годы, позволяет сделать вывод о том, что революция еще долго продолжалась. Здесь уместно говорить о смене политического режима Первой республики Франции и об условном переходе революции в четвертый этап своего развития.

Конституционные принципы избирательного права во Франции

Основные принципы избирательного права определены в ст. 3 французской Конституции. Согласно основному закону выборы во Франции являются всеобщими, равными и тайными. Всеобщность означает, что избирательным правом пользуются все французские граждане, достигшие 18-летнего возраста. (Возрастной ценз во Франции был понижен в 1970-е гг.) Депутат нижней палаты Парламента должен быть не моложе 23 лет. Возрастной ценз для сенаторов составляет 35 лет. Правом голоса на общенациональных выборах — президентских, парламентских — пользуются только граждане Французской Республики. Участвовать в голосовании в рамках территориальных коллективов на местах могут и неграждане, постоянно проживающие в стране. Кроме того, в связи с введением на основе Маастрихтского договора 1992 г. гражданства Европейского Союза предусматривается, что лица, обладающие этим статусом и находящиеся на территории Франции, могут принимать участие в выборах в Европейский парламент. Они участвуют также в муниципальных выборах при условии проживания во Франции, но не могут осуществлять функции мэра или его заместителя и входить в коллегию по выборам сенаторов.

Введение всеобщего избирательного права

  • Джон Локк : он развивает XVII — го века идею разделения полномочий между исполнительной и законодательной властью .
  • Монтескье ( Дух законов ): В XVIII — го века , то философ — просветитель теоретизировал разделение между исполнительной , законодательной и судебной власти .
  • Эммануэль-Жозеф Сийес : политический деятель времен Французской революции и Империи, он развивает в эссе свои идеи о месте Национального собрания и проекте конституционного жюри для контроля за соблюдением законов с основными естественными правами.
  • Право голоса для иностранцев во Франции
  • Право женщин голосовать
  • Право на участие во Франции
  • всеобщее избирательное право

Луи-Филипп пришёл к власти в 1830 году в ходе буржуазно-либеральной Июльской революции, которая свергла реакционный режим Бурбонов в лице Карла X. Восемнадцать лет правления Луи-Филиппа (так называемая Июльская монархия) были характеризованы постепенным отходом от идей либерализма, учащающимися скандалами и возрастающей коррупцией. В конечном итоге Луи-Филипп присоединился к Священному союзу монархов России, Австро-Венгрии и Пруссии. Целью этого основанного на Венском конгрессе в 1815 союза было восстановление в Европе порядка, существовавшего до Французской революции 1789. Это выражалось прежде всего в обновлённом доминировании дворянства и возвращении его привилегий.

Государство и право Франции в период Нового времени

Якобинцы пришли к власти в самое трудное время для французской революции. Армии коалиции наступали вглубь страны, тесня революционные армии. Из 83 департаментов 60 были охвачены мятежами. Власть Конвента распространялась лишь на голодающий Париж. В этих условиях якобинцы пошли на решительные меры, которые вносили существенные изменения в общественный и государственный строй Франции. Прежде всего, якобинцы пошли навстречу главным требованиям крестьянства. На другой день после победы народного восстания, 3 июня 1793 года, Конвент принял декрет, устанавливавший льготный порядок продажи земель эмигрантов – мелкими участками, с рассрочкой платежа на 10 лет. Уже 10 июня Конвент принял декрет, окончательно возвращавший крестьянам все общинные земли, захваченными дворянами, и устанавливавший порядок их раздела поровну по требованию трети жителей общины. Наконец, декретом от 17 июля Конвент объявлял полностью и окончательно уничтоженными все феодальные права, повинности и поборы. Все феодальные документы подлежали сожжению, и хранение их являлось преступлением, караемым каторгой.

Таким образом, всего в течение нескольких дней якобинцы нанесли феодализму во Франции сокрушительный удар и полностью сломили его. Отныне крестьянство стало мощной опорой якобинской республики в ее борьбе против неисчислимых сил внутренних и внешних врагов. С такой же быстротой – в две недели – якобинский Конвент принял и утвердил новую Конституцию.

Конституция 1793 года существенно отличалась от первой 1791 г. Это была самая демократичная из всех известных конституций XVIII–XIX вв. Она базировалась на политических идеях Руссо – на принципах свободы, равенства и народного суверенитета, лаконично сформулированных в написанной Робеспьером новой «Декларации прав человека и гражданина».

Все государственные должности должны были заниматься только на определенный срок. Право пересмотра и изменения Конституции предоставлялось только народу.

Конституция 1793 года устанавливала во Франции республику, которая объявлялась «единой и неделимой». Особенностью этой Конституции являлось то, что она не строилась по принципу разделения властей. Согласно ст. 7 верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, который есть совокупность всех французских граждан.

Только народ мог выбирать своих представителей. Избирательными правами пользовались все французы, достигшие 21 года и проживавшие в одном месте не менее шести месяцев.

Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Ему вручалось исключительное право издания декретов и предложение законов. Дела непосредственного управления вручались Исполнительному совету. Местные органы государственного управления в коммунах, дистриктах и департаментах также комплектовались на основе выборов.

В статье 122 Конституции провозглашались: равенство, свобода, безопасность, свобода совести, всеобщее образование, а также пользование всеми правами человека.

Однако необходимо отметить, что эта, безусловно, самая демократичная Конституция для того времени так и не вступила в законную силу. Причин здесь несколько. Основная заключалась в том, что якобинцы, придя к власти, очень скоро встали на путь террора по отношению не только к своим врагам, но также и ко всем инакомыслящим. А, как известно, террор и демократия не уживаются. Поэтому действие этой Конституции было приостановлено. В период правления якобинцев она являлась как бы конечной целью их нахождения у власти и оправданием все разгорающегося террора.

Как уже отмечалось выше, якобинцы пришли к власти в очень сложный период. Для спасения революции нужны были решительные меры. Прежде всего требовалось создать такой государственный механизм, который позволил бы вести эффективную борьбу с контрреволюцией, голодом и внешними врагами. Поэтому неслучайно в Декрете Конвента «О революционном порядке управления» от 10 октября 1793 г. отмечалось, что порядок управления во Франции будет революционным вплоть до заключения мира. Исходя из этих условий, государственный механизм при якобинцах выглядел следующим образом.

Высшим органом власти в стране продолжал оставаться Конвент, который объявлялся «единственным центром управления». Он имел право издавать и толковать законы. Конвент осуществлял управление страной через систему созданных им самим комитетов и комиссий. Однако наибольшее значение имели Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, члены которых избирались Конвентом. Эти комитеты, созданные на втором этапе революции, только при якобинцах стали действительно работающими органами.

Важнейшими органами осуществления якобинского террора являлись Комитет общественной безопасности и революционные трибуналы. Комитет общественной безопасности после его реорганизации якобинцами стал руководить борьбой с внутренней и внешней контрреволюцией.

Пришедшая к власти в результате переворота группа умеренных депутатов Конвента, отражавших интересы республикански настроенных кругов французской буржуазии, получила название термидорианцев. Они и не могли быть настроены иначе, так как почти все были связаны участием в суде над Людовиком ХVI и его казнью. А исторический опыт английской буржуазной революции свидетельствовал о возможности организации террора уже в отношении этой категорий политических деятелей.

Поэтому в первое время после прихода термидорианцев к власти действовала прежняя система государственных органов. Однако необходимо отметить, что основа механизма якобинской диктатуры была разрушена. Значение Комитетов общественного спасения и Комитета общественной безопасности было очень сильно ослаблено. Революционный трибунал был реорганизован, а все чрезвычайное законодательство якобинцев было отменено. По отношению к якобинской Конституции термидорианцы проводили двойственную политику. Формально считалось, что она оставалась в силе, хотя никогда не применялась по причине того, что идеи, заложенные в ней, были им чужды.

Вопрос о новой Конституции остро встал на повестку дня в связи с необходимостью законодательного закрепления пришедших к власти термидорианцев и для нейтрализации угрозы от противников (фейянов, роялистов и др.). Поэтому в августе 1795 года Конвент принял новую Конституцию Франции, которая вошла в историю как Конституция 3-го года республики (само название этой Конституции говорит о преемственности революционных процессов). Из этой Конституции было изъято все, что напоминало о политическом и экономическом равенстве. Избирательное право вновь становилось цензовым. Впервые в истории Франции законодательная власть была представлена двумя палатами: Советом старейшин и Советом 500. Первый состоял из 250 депутатов (женатых или вдовцов), достигших 40 лет и избиравшихся коллегией выборщиков с учетом цензов оседлости и имущества. В компетенцию Совета старейшин входило утверждение либо отклонение законопроектов без обсуждения, а также списка членов Директории.

В Совет 500 входило 500 депутатов не моложе 30 лет, которые избирались коллегией выборщиков с учетом цензов оседлости и имущества. Он обладал правом законодательной инициативы, обсуждал законопроекты, формировал на основе обсуждения список Директории.

Весьма оригинально в Конституции решался вопрос об исполнительной власти. Она передавалась в руки 5 членов Директории, которые избирались списком тайным голосованием верхней палатой. Страхом перед длительным сохранением власти в одних руках было продиктовано положение о ежегодной замене одного из членов Директории. На три месяца из состава членов Директории избирался председатель. Они осуществляли руководство министерствами и ведомствами, в которых производили назначение и смещение должностных лиц и контролировали их деятельность.

Кризис Июльской монархии. Причины революции во Франции

Период с 1830 по 1848 год принято называть Июльской монархией. После июльской революции в 1830 году во Франции установилась конституционная монархия. Законодательная власть перешла к французскому королю — Луи Филиппу и двухпалатному парламенту. При выборах в парламент был сохранен имущественный ценз[1], поэтому большинство рабочих и мелких собственников были лишены права голоса. На принятие законов решающее влияние оказывала финансовая аристократия, сосредоточившая в своих руках все промышленные предприятия, банки, железные дороги.

В период Июльской монархии положение рабочих, городской и деревенской бедноты ухудшилось. Особенно тяжелыми выдались 40-е годы. В 1847 году начался кризис перепроизводства товаров, охвативший все промышленные страны, в том числе и Францию.В результате экономического кризиса во Франции началось сокращение производства, сотни тысяч рабочих оказались выброшены на улицу без средств к существованию. Усугубили тяжелую экономическую ситуацию неурожаи 1845-1847гг. картофеля и хлеба, из-за них резко выросли цены на продукты питания, что усилило недовольство народа Июльской монархией.

Революционные настроения подогревала коррупция[2] властей, продвижение французским королем в парламент своих сторонников, покровительство короля финансовой аристократии и игнорирование интересов низших слоев населения.

Провозглашение Второй империи

2 декабря 1852 года президент Луи Наполеон провозгласил себя императором Наполеоном 3. Большая часть французов его поддержала, проголосовав за восстановление во Франции империи. Таким образом, вся власть в стране сосредоточилась в руках императора, который единолично мог издавать законы, назначать и смещать министров, объявлять войну и заключать мир. Парламент утратил реальные полномочия, так как был лишен права законодательной инициативы.

Луи Наполеон Бонапарт установил в стране режим военно-политического террора[5]. Французы лишились большинства демократических преобразований революции. Была восстановлена цензура[6], печать строго контролировалась полицией. Редакторов газет и журналов теперь назначал министр внутренних дел. По приказу Наполеона 3 над школами и университетами восстановило свой контроль католическое духовенство, внедренные туда тайные агенты тщательно следили за деятельностью учителей и преподавателей.

Вторая империя опиралась на поддержку крупных промышленников и капиталистов, финансовой и банковской буржуазии, разбогатевших крестьян. Развитие капитализма приводило к имущественному расслоению крестьян — одни богатели, другие окончательно разорялись. Благодаря внедрению в сельском хозяйстве механических жаток, сеялок, молотилок и других машин – сельскохозяйственная производительность резко возрастала. Около миллиона зажиточных крестьян сконцентрировали в своих руках всю землю, остальные крестьяне владели небольшими клочками земли, находились на грани нищеты.

Приход к власти Наполеона 3 совпал со временем завершения промышленного переворота во Франции. В стране активно строились железные дороги, внедрялись машины на производство, открывались новые фабрики. Железнодорожное строительство требовало поставок железа и стали, поэтому их производство увеличилось более чем в три раза. Вместе с металлургической активно развивалась хлопчатобумажная, химическая, шелковая, горнорудная и шерстяная промышленность. С развитием промышленности развивалась кредитно-финансовая система Второй империи. Возникшие во Франции крупные банки выдавали компаниям кредиты под строительство железных дорог, открытие промышленных предприятий, проведение строительных работ.

Общественные движения

Всеобщее избирательное право политизировало общество. Люди поняли, что за свои права нужно и можно бороться. Изначально это вылилось в стихийные протесты и митинги, далее эволюционируя в самоорганизованные общества: объединения, ассоциации, профсоюзы и инициативы. Они собирались на культурной, национальной, религиозной или профессиональной почве. Например, движение аболиционистов в США (за отмену рабства), суфражисток (за уравнение женщин в политических и экономических правах с мужчинами), пацифистское (против войны и насилия).

И хотя в разных регионах политизация происходила по-разному, выделялись две основные тенденции: революционная в континентальной Европе и реформистская в Британии. В континентальной Европе после 1815 г. и поражения Наполеона утвердился режим Реставрации — компромисс между новшествами, принесенными французской революцией и Бонапартом, и традиционалистами.

В первом туре кандидаты от партий «Вперед, Республика» и «Демократическое движение» вместе получили 32,3% голосов. Но по результатам двух туров у них вместе 348 мандатов из 577 (60,3%). Такой огромный перекос – следствие мажоритарной системы. Более того, наблюдается эффект «сфабрикованного большинства», когда партия или коалиция, поддерживаемые менее чем половиной избирателей, получают в парламенте более половины мест. Такой эффект является характерным для французских выборов.

Искажения касаются и других партий. В таблице 1 сравниваются доли голосов в первом туре и доля полученных мандатов для наиболее крупных партий. Если оценить по данным для крупных партий и групп мелких партий индекс диспропорциональности Лузмора-Хэнби (полусумма модулей отклонений числа мандатов от числа голосов), то он окажется равным 32,8% – это очень высокий показатель диспропорциональности.

Государственный строй Японии до середины 60-х гг. XIX в. Постепенное становление буржуазного государства начавшееся во второй половине XIX в. в Японии, в ходе которого абсолютистская монархия превращалась в дуалистическую монархию буржуазного типа, не было связано с победоносной буржуазной революцией.

Япония до XIX в. была феодальной страной, процессы развития которой были в значительной мере заторможены политикой «самоизоляции» прежде всего от «западных варваров». Начиная с XV в. рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, к окончательному утверждению экономической и политической самостоятельности владетельных князей — представителей крупных феодальных домов — даймё («большое имя»). Владения даймё охватывали провинции или группу провинций. Они лишь номинально признавали власть центрального военно-олигархического правительства, возглавляемого сёгуном («великим полководцем»), представителем одного из крупнейших и сильнейших феодальных домов. Первый сёгунат, приведший к фактическому отстранению от управления японского императора, который сохранял лишь религиозно-ритуальные функции, был установлен в Японии еще в XII в.

Определенной централизации государственной власти с помощью военной силы добились лишь сёгуны из династии Токугава, в период третьего сёгуната (XVII–XIX вв.). Тогда же наиболее законченные формы приобрело в Японии и сословное деление, скрепленное законом и властью сёгуна, выраженное формулой «си-но-ко-сё»: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы. Самурайское, дворянское сословие — было неоднородным. Высший слой феодальных князей делился на 2 категории: фудай-даймё, занимавших все административные посты при сёгуне, в том числе и в его правительстве «бакуфу» («военно-полевая ставка»), и тодзама-даймё — «внешние» князья, отстраненные от дел управления.

К высшему слою самурайского сословия принадлежала и придворная (при императоре) аристократия (кугэ), полностью зависимая от сёгунской администрации, получавшая от нее «рисовые пайки». За счет «рисовых пайков» жила и основная масса служилого военного самурайства, входящая в армию сёгуна или того или иного даймё. Самураи противостояли трем низшим сословиям. Только им принадлежало право занимать административные посты, государственные и военные должности. Исключительно самурайским занятием была военная служба.

В XVIII в., по мере развития ремесленного производства, домашней мануфактурной промышленности, феодальное сословие торговцев, занимающее самую низшую ступень феодальной лестницы, начало играть все более важную роль. Следствием развития товарно-денежных отношений стало разложение самурайского сословия, подпадающего под все большую зависимость от растущего торгово-ростовщического капитала. Крупнейший торговый дом Мицуи стал с XVII в. финансовым агентом самого сёгуна, а затем банкиром императора.

В результате обеднения даймё самураи потеряли своих покровителей, а вместе с тем и «рисовые пайки», пополняя армию недовольных правящим режимом. Недовольство сёгуном, ущемлявшим феодальную вольницу, зрело и среди значительной части даймё. Углубился с развитием товарно-денежных отношений и процесс расслоения японского крестьянства, беднейшая часть которого, задавленная тяжелейшими арендными платежами, налогами, голодом, злоупотреблениями администрации, грабежом ростовщиков, становится главной силой все более грозных народных, так называемых «рисовых бунтов».

Восстановление императорской власти. 1868 г. ознаменовал начало важного переломного этапа в истории Японии. События этого года получили название «реставрации Мэйдзи» (Мэйдзи — «просвещенное правление» — официальное наименование годов правления японского императора Муцухито (1868–1912 гг.). Введение одним из первых актов нового правительства специального летоисчисления по названиям периодов правления того или иного императора было предпринято для упрочения в глазах населения политической и религиозной императорской власти), или «Мэйдзи-исин». Их первым политическим результатом стало свержение сёгуна и восстановление власти японского императора в форме абсолютной монархии. Эти события не переросли в буржуазную революцию в прямом смысле этого слова. В Японии в это время не было ни буржуазии, ни иной политической силы, способной отстаивать цели буржуазной революции, в частности ликвидацию феодализма, абсолютистского режима и пр.

Требования «реставрации Мэйдзи», соответствующие ранним этапам социальной, буржуазной по своей сути революции, стали формой проявления феодального национализма, усилившегося под прямым воздействием проникновения в Японию западного капитала.

В 1865 году Англия и затем США, стремящиеся «открыть» Японию, превратить ее в форпост своей колониальной политики на Дальнем Востоке, с помощью «политики канонерок» добиваются ратификации сёгуном неравноправных торговых договоров, на основании которых «страна заходящего солнца» приравнивается в торговом отношении к полуколониальному Китаю.

Угроза потери своей независимости становится в Японии ускоряющим импульсом национального движения, развитие которого происходило по мере все большего осознания правящими кругами, самураями — «дворянскими революционерами» необходимости «возрождения и единства страны», создания сильного централизованного государства, способного обеспечить ее независимое, самостоятельное существование. Единственный путь к этому — проведение буржуазных по своему характеру реформ.

Начавшаяся в Японии в конце 60-х гг. борьба между сторонниками сёгуна и императора была связана не с тем, проводить или не проводить реформы, настоятельная необходимость которых стала очевидной, а с тем — кто их будет проводить. Лозунги устранения власти сёгуна и восстановления власти императора, имеющей традиционное религиозное обоснование, становятся той общей идейной платформой, на которой и происходит объединение реформаторских сил. Показательна и религиозная окраска антибакуфской идеологии: буддизму — религии сёгуна противопоставляется древняя религия японцев синто — обожествляющая императора.

Дальновидные самурайские круги видели в императорском престоле, в культе императора единственно надежную опору в деле консолидации японцев перед внешней угрозой. Не случайно именно в это время в Японии формируется «тэнноизм» (от слова тэнно — Сын Неба, древнего названия японского императора) как сложное многоплановое явление, получившее название «императорский путь», несущее политический, идеологический, религиозный и мировоззренческий смысл, ставшее объединительным началом, которое выработало у японцев особое чувство национальной общности.

Внедрение тэнноизма означало прямое нарушение японской религиозной традиции веротерпимости (японцы, как известно, поклонялись божествам различных религий). Используемый правящими кругами как инструмент идеологического завоевания масс, он служил не только решению национальных задач Японии, но и в силу своей националистической направленности последующей агрессивной внешней политике Японии.

Переворот 1868 г. в Японии носил мирный, бескровный характер. Он был осуществлен без непосредственного участия народных масс. Пик крестьянских выступлений в форме так называемых «рисовых бунтов» падает на 1866 г. В 1867–1868 гг. народный протест носил характер скорее традиционных для Японии ритуальных шествий и плясок, которые часто инициируются самими правящими кругами, чтобы «выпустить пар» народного недовольства.

Государство и право Франции в новое время конец XVIII начало ХХ вв.

После падения Парижской коммуны политическая обстановка во Франции отличалась жестоким террором и усилением реакции во всех направлениях. Во многих департаментах было введено осадное положение. До 1876 г. в Париже, да и в остальных городах Франции, действовали военно-полевые суды, приговаривавшие к смертной казни десятки тысяч участников Коммуны. Все демократические мероприятия Коммуны были отменены Национальным собранием, которое было избрано еще в феврале 1870 г. для выполнения весьма утилитарной задачи – утверждения условий мира с Германией.

Борьба монархистов и республиканцев в Национальном собрании продолжалась до 1875 г. Именно в этом году происходит законодательное оформление Третьей республики Франции. Было разработано три органических закона: Закон 24 февраля 1875 г. «Об организации Сената», Закон 25 февраля 1875 г. «Об организации государственной власти», Закон 16 июля 1875 г. «Об отношениях между государственными властями». Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи). Отказ от классической Конституции дал возможность монархистам не включать в нее преамбулу, где закреплялись бы принципы республиканского строя. Кроме того, ни один из перечисленных законов не содержал даже намека на какие-либо демократические права и свободы.

Конституцию Третьей республики можно охарактеризовать в целом как документ, внесший в республиканское устройство принципы конституционной монархии послереволюционной Франции. Законодательная власть здесь принадлежала двум палатам – Сенату и Палате депутатов. Обе эти палаты могли в определенных случаях объединяться и заседать совместно под названием «Национальное собрание». Это касалось выборов Президента и принятия поправок к Конституции.

Особое положение в этой Конституции занимал Сенат. Именно этот орган мыслился как плацдарм для последующего перехода к монархической форме правления. Он формировался двояко: 75 человек назначались пожизненно, а 225 избирались коллегиями выборщиков по департаментам сроком на 9 лет. Каждые три года Сенат обновлялся на 1/3. Для выборов в Сенат был установлен возрастной ценз не моложе 40 лет. Помимо того, что Сенат имел равные права с нижней палатой в области законодательства (за исключением финансовых законов), у него имелись и особые полномочия. Он располагал юрисдикцией особого суда для рассмотрения преступлений, совершенных Президентом или министрами, по обвинению, предъявленному Палатой депутатов (своеобразным импичментом), а также для рассмотрения некоторых категорий политических преступлений, «угрожающих целостности или безопасности государства». Наконец, согласие Сената было необходимо для роспуска Президентом Палаты депутатов до истечения сроков ее полномочий. В 1884 г. был изменен порядок комплектования Сената: от пожизненных сенаторов перешли к выбираемым на срок. Однако здесь необходимо отметить, что это нововведение касалось только тех, кто замещал выбывающих пожизненных сенаторов. Другими словами, те 75 человек, которые были назначены пожизненно, продолжали осуществлять свои полномочия до своей смерти.

Палата депутатов состояла из 600 человек, избиравшихся на 4 года всеобщим голосованием. Но ни один из вышеперечисленных конституционных законов не содержал норм, регулирующих избирательное право. Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев. Такая система привела к тому, что из 40 млн населения Франции избирательным правом пользовались 12 млн. Палата депутатов так же, как и Сенат, обладала правом законодательной инициативы, принятия законов, осуществляла контроль над деятельностью министров путем подачи запросов и т.д. Исключительным ее полномочием являлось, как уже указывалось выше, первоначальное рассмотрение и принятие финансовых законов.

Построенная таким образом законодательная власть делала Сенат органом, который должен был сдерживать радикальные устремления нижней палаты, избираемой всеобщими выборами.

Исполнительную власть Конституция возлагала на Президента республики и министров. Президент избирался Национальным собранием сроком на 7 лет абсолютным большинством голосов и имел право переизбираться неограниченное количество раз. Полномочия его по Конституции Третьей республики были весьма значительны. Он являлся главой государства, руководил всей текущей государственной политикой (как внутренней, так и внешней). Президент назначал министров и председательствовал в Совете министров.

Хотя к концу XIX века уже во многих странах могли голосовать все мужчины, проблема женского избирательного права так и не была решена ни в одном из этих государств. Борьбу за соответствующую реформу начали суфражистки. Впервые такие поправки появились в законах Новой Зеландии в 1893 года. Принципы всеобщего избирательного права впервые были введены именно в этой стране, так как без привлечения к выборам женского электората нельзя говорить ни о какой их «всеобщности».

В последующие несколько десятилетий суфражистки добились своих требований еще в нескольких странах. Интересно, что в Российской империи женщинам было разрешено голосовать еще в 1906 году. Правда действие той реформы распространилось только на территорию Великого княжества Финляндского. Это был не единичный подобный эксперимент. В Финляндии российские монархи часто вводили передовые новшества, которые они по разным причинам не могли реализовать на территории остальной империи.

После революции 1905 года в России появилась Государственная дума. Однако парламентские выборы были ограничены различными цензами. Против этого выступали разные оппозиционеры, в первую очередь левые. Они требовали, чтобы в стране было введено всеобщее избирательное право. Парламентская эволюция в царской России была сорвана наступившей Первой мировой войной. И только после Октябрьской революции 1917 года пришедшие к власти большевики объявили о том, что они будут избавляться от «буржуазного» избирательного законодательства.

Сразу после образования США в этой стране была принята Конституция. Для конца XVIII века это был самый передовой и прогрессивный документ. Он регулировал и некоторые важнейшие черты избирательного права. Однако каждый штат по отдельности определял собственное законодательство, в том числе и то, которое касалось выборов. Например, в начале XIX столетия в Массачусетсе, Коннектикуте, Мэриленде для участников выборов существовали имущественные цензы.

Серьезной проблемой для избирательного права и вообще всей страны было рабство. Оно было распространено в южных сельскохозяйственных штатах, у которых назрел неизбежный конфликт с промышленно развитым севером. Вспыхнула гражданская война (1861-1865 гг.). Только после ее окончания рабство было окончательно отменено.

Последовало несколько поправок к Конституции, которые постепенно увеличивали количество людей, наделенных избирательными правами. К этой группе присоединились чернокожие. А в 1920 году была принята XIX поправка, которая наделила правом голоса женщин. Это была безоговорочная победа суфражисток. Так в США восторжествовало всеобщее избирательное право.

Государство и право Франции в период Нового времени

Пересмотр Конституции Пятой Республики 6 ноября 1962 г. установил всеобщее прямое голосование на этих выборах. Референдум 24 сентября 2000 г. заменил семилетний срок пребывания на посту президента на пятилетний, с возможностью переизбрания. Голосование проходит в два тура. Чтобы быть избранным в первом туре, необходимо набрать абсолютное большинство поданных голосов. Во второй тур проходят 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом, при том, что ни один из них не набрал абсолютного большинства.

Законодательные выборы позволяют избрать депутатов Национальной Ассамблеи. Она включает 577 депутатов, избираемых на 5-летний срок, при условии, что легислатура не прервана роспуском Национальной Ассамблеи. После 1958 г. Национальная Ассамблея распускалась 5 раз: в 1962, 1968, 1981, 1988, 1997. В течение года после выборов Национальная Ассамблея не может быть распущена. Голосование проходит по избирательным округам, каждый округ соответствует 1 месту. Применяется мажоритарная избирательная система в 2 тура. Чтобы быть избранным, кандидат должен получить:

в первом туре — абсолютное большинство поданных голосов и количество, равное четверти избирателей, вписанных в избирательные списки;
во втором туре — относительное большинство, в случае равенства избирается более старший кандидат.

Чтобы иметь возможность участвовать во втором туре, кандидат должен набрать минимум 12,5 % от количества зарегистрированных избирателей. Пятая Республика запрещает совмещать парламентский мандат с постом министра, поэтому предусмотрен институт «заместителя» (suppléant), который может занять место того депутата, который становится министром. Также запрещено совмещение мандата парламентария с мандатом депутата Европейского Парламента и сенатора.

• республиканская форма правления;

• разделение властей;

• представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого-

воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением.Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д.Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопро-

ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра-

тивных споров.Органы центрального и местного управления не претерпели существенных изменений. Сохранилось административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.

3, Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими

правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

Парижская коммуна 1871 г. и конституционные законы 1875 г.

1. После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Од-

нако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание,где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учреди-

тельные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения

страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной

власти титулом «президент Республики».

Основные принципы избирательного права определены в ст. 3 французской Конституции. Согласно основному закону выборы во Франции являются всеобщими, равными и тайными. Всеобщность означает, что избирательным правом пользуются все французские граждане, достигшие 18-летнего возраста. (Возрастной ценз во Франции был понижен в 1970-е гг.) Депутат нижней палаты Парламента должен быть не моложе 23 лет. Возрастной ценз для сенаторов составляет 35 лет. Правом голоса на общенациональных выборах — президентских, парламентских — пользуются только граждане Французской Республики. Участвовать в голосовании в рамках территориальных коллективов на местах могут и неграждане, постоянно проживающие в стране. Кроме того, в связи с введением на основе Маастрихтского договора 1992 г. гражданства Европейского Союза предусматривается, что лица, обладающие этим статусом и находящиеся на территории Франции, могут принимать участие в выборах в Европейский парламент. Они участвуют также в муниципальных выборах при условии проживания во Франции, но не могут осуществлять функции мэра или его заместителя и входить в коллегию по выборам сенаторов.

На государственном уровне происходят выборы:

  • Президента Франции;
  • депутатов Национального собрания;
  • депутатов Сената.

Выборы Президента проходят по мажоритарной системе. Если кто-то из кандидатов не набрал большинство голосов (50%+1 от общего числа) в первом туре, то проводится повторный тур голосования, куда вносятся два кандидата, имеющих максимальное число голосов в первом туре.

Выборы в депутаты Национального собрания проходят по мажоритарным округам. Кандидат на выборах выдвигает свою кандидатуру вместе со своим будущим заместителем, который сможет занять место депутата, если тот по каким-либо причинам уходит со своего поста. Для того, чтобы одержать победу в первом туре, нужно получить большинство голосов. В противном случае, во втором туре оказываются кандидаты, которые получили больше 12,5 %.

Политическая система Франции и пятая республика Скачать 16733 0 0

… стран Восточной Европы. Все эти факторы привели к дальнейшему развитию демократических принципов в самой Франции. Заключение Таким образом, рассматривая в перспективе изменения политической системы Франции за время Пятой республики, можно констатировать постепенную трансформацию политической системы из авторитарного президентского правления, так …

Особенности государственно-политического развития Франции: статус и полномочия президента Скачать 20938 0 0

… совместно с министром юстиции и Высшим советом магистратуры. Конституция Французской республики предусматривает досрочное прекращение полномочий президента в результате смерти, добровольной отставки, возникновения препятствий к исполнению обязанностей или обвинения в государственной измене. Последнее предъявляется обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения двумя третями голосов. …

Политическая система Англии Скачать 46945 0 0

… Милля о том, что государство является только «ночным сторожем»[13], неограниченно властвовшая еще в 60-70-х годах, в конце XX века уже практически не находила сторонников в среде политических деятелей Англии. Буржуазное государство в начале XX века сделало несколько практических шагов в сторону вмешательства в сферу индустриальных отношений. Однако само английское общество относилось довольно …

Политическое развитие Франции 1945 -1998 Скачать 90342 0 0

… Наумовой «Голлизм в оппозиции: Партия объединения французского народа в политической жизни Четвертой республики. 1947 –1955 гг.» и книге Сироткина В. Г. «История Франции: Пятая республика». Цель работы: проследить политическое развитие Франции после Второймировой войны. Глава 1 Временный режим и Четвертая республика 1.1Временный режим. В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов …

Для того, чтобы иметь возможность выдвигать свою кандидатуру на выборах, необходимо быть прежде всего избирателем и иметь французское гражданство, хотя в зависимости от выборов могут быть специфические условия, а именно: относящиеся к личной связи между кандидатом и территориальной единицей la collectivite.

Условие, касающееся возраста, также различается в зависимости от вида выборов:

  • 18 лет для муниципальных, региональных и кантональных выборов, президентских выборов после реформы 2011 года и выборов в Национальное собрание после реформы 2011 года;
  • 24 лет для выборов в Сенат.

На европейских и муниципальных выборах кандидат также может иметь гражданство одного из членов Европейского союза.

Целое столетие прогрессивная общественность, студенты, рабочие, городские бедняки и представители интеллигенции пытались заставить свои власти ввести всеобщее избирательное право. Это требование появилось еще в 20-е гг. XIX века среди членов английских профсоюзов. Однако избирательным реформам противостояли консервативные монархические и аристократические круги. Они осознавали, что демократия представляет опасность для их собственного привилегированного будущего.

Даже во Франции после окончания Наполеоновских войн и реставрации монархии вновь был введен имущественный ценз. И только после революции 1848 года и свержения короля Луи Филиппа в новой Конституции окончательно было закреплено право всех мужчин голосовать на выборах. С тех пор никакие реакционеры уже не отменяли его. После той реформы количество французских избирателей увеличилось с 240 тысяч человек до 9 миллионов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *