Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальные выплаты для малоимущих в 2020 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Поддержка семьям с детьми в 2023 году будет оказываться из средств регионального бюджета. Условия получения льгот могут различаться в зависимости от региона. Предоставляется выплата на покупку школьной формы, канцелярских товаров.
Как же правильно рассчитать, положена ли помощь малообеспеченной семье в 2023 году?
Для наглядности приведен пример:
Член семьи |
Уровень дохода за последние 3 месяца в сумме |
Расчет |
Женщина |
30 000 |
(30 000 + 60 000 + 30 000)/3/4 = 10 000 рублей на одного члена семьи. Прожиточный минимум в регионе для каждого члена семьи составляет 11 680 рублей. Можно обратиться за выплатами. |
Мужчина |
60 000 |
|
Пенсионер |
30 000 |
|
Ребенок |
Не получает дохода |
В соответствии с Законом о социальной помощи под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Выделение «иных категорий граждан» связано с внесением в 2004 г. в указанный закон гл. 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг». Но набор социальных услуг – это одна из мер социальной поддержки, предоставляемая не малоимущим гражданам (семьям), а федеральным льготникам.
Для правильного понимания норм института государственной социальной помощи необходимо определить основные его понятия. К числу таковых относятся малоимущие граждане и семьи, прожиточный минимум и потребительская корзина.
Малоимущими признаются семьи (граждане), которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Минимальный набор продуктов питания включает: хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в перерасчете на муку, мука, крупы, бобовые); картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие; сахар и кондитерские изделия в перерасчете на сахар; мясопродукты; рыбные продукты, молоко и молокопродукты в перерасчете на молоко; яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры; соль, чай, специи.
Какие субсидии положены от государства?
Список льготных преимуществ и выплат социального характера окончательно определяется на уровне муниципальных властей.
На федеральном уровне преференции предоставляются в следующих формах:
- Социальные пособия и выплаты на детей до 18 лет и студентов очной формы обучения до 23 лет;
Надбавка к пенсионному пособию для пенсионеров, которые имеют уровень дохода ниже установленного в регионе показателя МРОТ; - Помощи в натуральном виде: продуктами, газом, топливом, медицинскими препаратами, одеждой и т.д.;
- Разнообразные налоговые вычеты;
- Преференции на оплату жилищно-коммунальных услуг (если размер выплат на услуги ЖКХ составляет больше установленного процента от общего дохода);
- Льготы при официальном трудоустройстве;
- Сниженный возраст выхода на заслуженный трудовой отдых;
- Выделение садовых и других участков земли;
- Льготные условия по социальному ипотечному кредитованию.
В каком размере малоимущая семья может получить выплаты на ребёнка?
Действующими нормативно-правовыми документами четко определены размеры предоставляемых выплат.
Так, малоимущие семьи полноправно могут оформить разновидности материальной помощи, которые приведены в таблице ниже.
Возраст ребёнка | Описание |
---|---|
До 1,5 лет | Материальная помощь полагается для одного из родителей в сорокапроцентном размере от его зарплаты. Минимальный размер пособия установлен на уровне 2 900 рублей. |
До 3-х лет | Можно оформить только при появлении на свет 3-го или каждого последующего ребенка. Размер материальной поддержки для малоимущей семьи составит 9 300 рублей. |
До 5 лет | Могут получить семьи военных, которые проходят контрактную службу. Сумма выплаты составляет примерно 10 000 рублей. |
Оформление субсидий, жилья
Основная область снижения финансовой нагрузки – субсидии по оплате ЖКХ. Для их получения нужно выполнить условие – размер квартплаты не должен быть менее 22% от совокупного дохода семьи. Скидки формируются регионально, их размер составляет 20-50% от общей стоимости. Для сохранения этой привилегии отчисления за коммунальные услуги делают ежемесячно, без задержек. Иначе субсидия будет аннулирована.
Возможно предоставление жилья для малоимущих семей на основании договора социального найма. Для многодетных могут выдаваться земельные участки для ведения подсобного хозяйства. Но чаще всего пользуются программами по покупке рыночной недвижимости за счет средств государственного жилищного субсидирования.
Для этого нужно выполнить такие условия:
- наличие российского гражданства;
- постоянная прописка, ее продолжительность определяется для каждого региона РФ отдельно;
- официально оформлен статус малоимущей семьи;
- нет собственного жилья;
- числится в очереди на субсидирование.
Финансовое положение населения
Государственная социальная помощь для малоимущих граждан включает в себя не только выплаты. Ее можно получить, написав заявление и подтвердив свой доход. Гражданам полагается поддержка в виде субсидирования и приобретения лекарств, вещей, продуктовых наборов и так далее. Как можно получить это малоимущим семьям? Субсидию малоимущим гражданам оформляют по нескольким обязательным, и некоторым дополнительным документам, в зависимости от характера льготы, которую нужно оформить.
Согласно цифрам, количество населения за чертой бедности увеличилось по сравнению с прошлым годом. Это обусловлено не только безработицей, но и поднятием уровня прожиточного минимума. Он вырастает каждый квартал. Государство заботится о тех, кто не может самостоятельно себя обеспечивать, предлагая социальную помощь малообеспеченным семьям.
Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливает Федеральный закон «О государственной социальной помощи».
Согласно ст. 3 указанного Закона государственная социальная помощь оказывается в целях:
- • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
- • адресного использования бюджетных средств;
- • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
- • снижения уровня социального неравенства;
- • повышения доходов населения.
В 1990-2000 гг. были заложены основы системы социального страхования Российской Федерации. Сформированы подсистемы социальной защиты отдельных категорий населения, таких как инвалиды; семьи с детьми; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; безработные; ветераны и др.
Изначально законодателем была установлена весьма высокая планка социальных гарантий — для безработных, пенсионеров, ветеранов, граждан, имеющих детей — которая, очевидно, не могла быть «взята» в условиях огромной инфляции, спада производства, кризиса неплатежей и т. п. Видимо, этим в первую очередь и объясняется последовавшее в конце 1990-х — начале 2000-х гг. снижение социальных гарантий. Законодательство приводилось в соответствие с реальными финансовыми возможностями государства. Нельзя видеть в «метаниях» правительства по поводу реформ в социальной сфере только злой умысел или конъюнктурный интерес. Субъективный фактор в деятельности должностных лиц присутствует всегда. Однако следует помнить и о том, что российская система социальной защиты, также как и само российское государство, еще очень молода. Европейские системы социального страхования существуют более ста лет. Нам после распада СССР социальное страхование пришлось учреждать заново, практически с чистого листа.
В то же время в целом ряде областей социальной сферы требуется принятие срочных, неотложных мер. Речь идет о системе поддержки безработных граждан, учащейся молодежи, граждан, имеющих детей. Приходится напоминать очевидную истину о том, что дети и молодежь — это будущее государства, особенно в современных условиях постиндустриального общества, когда именно человек становится ключевым фактором экономического прогресса. В такой ситуации сохранение мизерных детских пособий и низких стипендий способно привести к деградации человеческого капитала страны. Представляется, что в кризисных условиях необходимо делать вложения не столько в поддержание банковской системы, сколько в социальную сферу, здравоохранение, образование, культуру — то есть принимать меры по сбережению и развитию человеческого капитала.
В зависимости от категории населения, выделяются определенные направления для работы с ними. Для примера рассмотрим такие категории населения как молодые инвалиды и дети инвалиды, несовершеннолетние и пожилые люди. Так основными направлениями деятельности в отношении детей-инвалидов и молодых инвалидов являются выявление и профилактика семей, воспитывающих детей-инвалидов, сохранение и укрепление данных семей, привлечение некоммерческих общественных организаций в процесс социального обслуживания для интеграции инвалидов в общество.
В отношении несовершеннолетних практика выделяет направления по развитию всех форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ранее выявление семейного неблагополучия, модернизация системы детских интернатных учреждений, развитие патронатного воспитания, профессиональных семей, работа специалистов с неблагополучными семьями без изъятия ребенка из семьи, постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений.
Вступивший в силу закон о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации имеет как положительные стороны, так и трудности, с которыми столкнулись многие субъекты РФ в ходе его реализации. Тем не менее, органы исполнительной власти со своей стороны контролируют и вносят соответствующие коррективы в нормативно-правовую базу данной сферы с целью повышения эффективности социального обслуживания граждан. Инновационные проекты и мероприятия, реализуемые в социальной сфере, являются важным направлением системы социального обслуживания населения и позволят выйти на новый современный уровень развития.
Современная концепция социальной защиты физических лиц распространяется на все категории населения через систему социальных гарантий. Социальные гарантии предполагают под собой систему долгосрочного действия, которые предусмотрены законом обязательства государства, нацеленные на осуществления граждан своих конституционных прав. Базой для социальных гарантий государства считаются минимальные социальные стандарты, то есть нормы, которые отражают нужды человека в материальных благах и услугах и обеспечивают соответствующий уровень их потребления.
Социальная поддержка – специальные мероприятия, направленные на поддержание условий, достаточных для существования социально уязвимых категорий граждан, социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое отношение в семье, одиночество и т.п.).
Категории граждан, нуждающиеся в социальной поддержке:
1) нетрудоспособные: пенсионеры, инвалиды, дети, граждане, находящиеся на попечении государства (в домах инвалидов, престарелых и т.д.);
3) попавшие в экстренные ситуации: безработные, беженцы и переселенцы, лица, без определенного места жительства, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.).
Социальная защита и социальная поддержка граждан относятся к полномочиям государства. К компетенции ОМСУ относится только оказание содействия в установлении опеки и попечительства. Однако основную часть работы по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют ОМСУ в качестве государственных полномочий.
Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной поддержки.
Виды программ социальной поддержки:
1) объектные, рассчитанные на определенную социальную группу населения;
2) проблемные, рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы.
Социальное обслуживание – механизм осуществления социальной поддержки.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Главное звено организации социального обслуживания населения — городской и сельский районы, микрорайон (трудовой коллектив), малый город без административного деления.
Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения.
Осуществляется социальное обслуживание бесплатно и за плату, через систему соответствующих социальных служб, включающих государственные, муниципальные, частные и другие службы, на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя или другого законного представителя.
Принципы социального обслуживания:
1. равных возможностей граждан независимо от национальности, пола, возраста;
4. содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;
5. адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии;
6. гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности в работе;
7. профилактической направленности;
8. законности и учета международных стандартов.
Цель создания системы социального обслуживания — организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она призвана включать в себя комплекс целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке.
Создание системы социального обслуживания ставит цель помочь в решении многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособными членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволит координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, благотворительные организации.
Социальная служба — система государственных, муниципальных, частных и иных органов, учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Работники социальной службы — лица, непосредственно оказывающие помощь либо организующие оказание помощи клиентам социальной службы и состоящие в штате органов, учреждений и организаций, осуществляющих социальное обслуживание.
Одно из требований — все эти работники должны иметь высшее или среднее образование по специальности «Социальная работа» либо образование медицинского, психологического, педагогического, юридического или иного профиля, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы. Лица, осуществляющие помощь на дому, могут иметь среднее образование, но должны пройти курсовую подготовку. Работники, осуществляющие социальное обслуживание, пользуются определенными льготами, правами и гарантиями.
Клиент социальной службы — человек или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в социальном обслуживании.
Социальная работа – разновидность человеческой деятельности, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.
Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие — это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия — целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация — это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.
Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.
Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:
— денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);
— натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).
Ошибка №1:
Заявитель, подающий документы на получение адресной социальной помощи, учитывал федеральное значение прожиточного минимума. Однако, в данном случае необходимо сверить среднедушевой доход семьи с региональным прожиточным минимумом.
Ошибка №2:
Малоимущая семья получает льготы и социальные выплаты, вследствие чего она отказалась от попыток оформления адресной социальной помощи. На самом деле, если среднедушевой доход семьи не превышает прожиточного минимума по региону даже с учетом социальных выплат и денежного эквивалента льгот, у семьи сохраняется право на получение адресной помощи.
В разных регионах России действуют социальные карты — льготный документ, который выдаётся слабозащищенным слоям населения: малообеспеченным семьям, инвалидам, ветеранам войны и т.д. Карта действует не во всех областях, но планируется к введению во всех субъектах РФ.
Пособия начисляются на счёт соцкарт, которыми можно воспользоваться при оплате товаров в специальных магазинах. Карты обслуживаются банками страны. Фактически соцкарты — это целевые банковские карты, направленные на конкретные льготные статьи. В г. Ульяновске и ещё ряде регионов выпускаются продовольственные социальные карты для малоимущим гражданам.
По ним выделяются продукты с местных хозяйств на 1000 рублей. В Санкт-Петербурге карты используются для прямого начисления пособия, которое разрешено потратить на покупку детских товаров и продуктов.
Пособие по безработице
Уровень жизни граждан в первую очередь зависит от величины дохода. Но попасть на хорошо оплачиваемое место удается не всем. Некоторые по ряду причин вообще остаются без работы. Государственная социальная помощь назначается гражданам, которые признаются безработными службой занятости населения. Независимо от того, по каким причинам гражданин остался нетрудоустроенным, размер денежного пособия будет определяться в процентном отношении к среднему заработку за последние полгода. Если заявитель ранее не работал, размер пособия будет минимальным, т. е. не превысит 3000 рублей.
Социальная помощь гражданам оказывается не только в финансовой форме. Сотрудники службы занятости помогают человеку найти занятие, соответствующее его образованию и навыкам. От предлагаемого места работы человек имеет право отказаться. После третьего отказа гражданина снимают с учета службы занятости, а социальная помощь больше не предоставляется. Первые три месяца гражданину выплачивают пособие в размере 75 % от средней заработной платы за последние шесть месяцев. Последующие четыре месяца выплачивается лишь 60 %, а далее – 45 %. Помощь безработным оказывается не дольше 12 месяцев.