Кто и за что оплачивает водный налог

Автор: | 28.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто и за что оплачивает водный налог». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2022 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

  • при заборе воды мира;

  • при использовании акватории;

  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

  • при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

  • при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

  • с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Пример 1. Калькуляция ВН при заборе воды из подземных водных объектов (Невы) в пределах лимита

Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.

Исходя из приведенных данных, ВН к уплате калькулируют так: 32 000 * 348 руб. / 1000 куб. м. * 2,01 = 22 383,36 руб.

При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2022 г.), объем (32 тыс. руб.).

Получается, за 2 кварт. 2022 г. нужно заплатить ВН размером 22 383,36 руб. Бухгалтерия организации отображает соответствующие операции стандартными проводками: ДТ 20 КТ 68 (начисление ВН), а далее – ДТ 68 КТ 51 (перечисление ВН в бюджет).

Комментарий к Ст. 333.12 Налогового кодекса

Главой 25.2 концептуально изменен подход к установлению налоговых ставок.

Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» были установлены минимальные и максимальные ставки платы по видам водопользования.

Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, установленных указанным Законом, по видам водопользования, по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам были установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 28 ноября 2001 г. N 826 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам».

Конкретные ставки по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных субъектов устанавливались законодательными органами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

При этом Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» предоставлялось право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать льготы по плате за пользование водными объектами для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 333.12 установлены специфические ставки водного налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Размеры налоговых ставок рассчитаны исходя из ставок платы за пользование водными объектами, действовавших на момент принятия гл. 25.2, с учетом уровня инфляции, а также с учетом поступлений от платы за пользование водными объектами за предыдущие годы. Кроме того, в связи с исключением из объекта налогообложения такого вида пользования водными объектами, как сброс сточных вод, ставки водного налога при заборе воды были увеличены на сумму поступлений от платы за сброс сточных вод.

Размеры налоговых ставок рассчитывались исходя из принципов экономического регулирования, использования, восстановления и охраны водных объектов. Поскольку для каждого экономического района условия водопользования различны, то налоговые ставки дифференцированы в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водных объектов по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Так, например, по бассейну реки Волга применяются четыре налоговые ставки в зависимости от экономического района, по которому она протекает. Такая же ситуация складывается и по бассейну реки Дон: четыре экономических района — четыре налоговые ставки.

Ставки водного налога установлены в абсолютной величине в рублях за единицу изменения налоговой базы — 1 тыс. куб. м забранной воды; 1 кв. км используемой акватории; 1 тыс. кВт.ч электроэнергии; 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава.

Необходимо обратить внимание на то, что ставки водного налога за использование акватории поверхностных водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) и территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод установлены в расчете на год, по остальным объектам налогообложения — на квартал. Поэтому налог за отдельно взятый налоговый период — квартал — исчисляется как одна четвертая суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.

В целом налоговые ставки, установленные ст. 333.12, выше максимальных ставок платы за пользование водными объектами, действовавших до вступления в силу гл. 25.2. Исключение составляет только пользование водными объектами для целей гидроэнергетики, в отношении которого ставки водного налога ниже ставок платы за пользование водными объектами.

Так, налоговые ставки за забор воды выросли в зависимости от экономического района и бассейна реки в 1,5 — 1,8 раза. Но при этом следует иметь в виду, что на практике законодательными органами регионов во многих случаях устанавливались не только максимальные, но и средние и минимальные ставки платы по забору воды. Таким образом, для соответствующих категорий водопользователей размер водного налога после принятия гл. 25.2 возрос в 3 — 4 раза.

При использовании акватории поверхностных водных объектов (за исключением лесосплава) увеличение налоговых ставок составило от 1,5 до 1,7 раза, а при использовании акватории территориального моря и внутренних морских вод — в 1,6 — 2 раза.

При использовании водных объектов для лесосплава налоговые ставки увеличены по сравнению с ранее действовавшими ставками платы за пользование водными объектами в 1,2 раза.

Установленные гл. 25.2 ставки водного налога, в отличие от платы за пользование водными объектами, не могут быть изменены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) законодательных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые после принятия гл. 25.2 лишены права предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков.

Статьей 333.12 законодательно закреплена ставка водного налога, уплачиваемая при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Данная ставка увеличена по сравнению с ранее действовавшей платой за пользование водными объектами с 60 до 70 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды.

В соответствии со ст. 135 ВК РФ при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.

Условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения и, соответственно, для применения указанной льготы, должны отражаться в лицензии на водопользование в целях водоснабжения населения, выдаваемой в установленном порядке. Если водоснабжение населения осуществляется не непосредственно налогоплательщиком (забранная вода передается другим организациям) и в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения, данным налогоплательщиком не применяются.

Согласно разъяснению МПР России к забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда — городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций). Имеется в виду, что в жилых домах потребитель — это население; в больницах — больные; в санаториях, пансионатах, домах отдыха и других оздоровительных комплексах — отдыхающие; в школах, ПТУ — учащиеся; в институтах — студенты; в гостиницах — временно проживающие (гости, туристы, командированные и т.д.); в учреждениях и организациях — работающие; в детских садах и яслях — дошкольники; в общежитиях — проживающие в них студенты, учащиеся, работающие.

Водоснабжение других организаций к забору воды для водоснабжения населения не относится и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Потери воды при заборе воды и транспортировке до населения относятся к собственным нуждам организаций ЖКХ, и водный налог за данные объемы забранной, но впоследствии потерянной воды исчисляется по общеустановленной налоговой ставке.

Статьей 2 Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», которым вводится в действие гл. 25.2, определено, что к ставкам водного налога, установленным ст. 333.12 за забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд в пределах установленных лимитов, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, на период с 1 января по 31 декабря 2005 г. включительно применяется коэффициент 0,85.

Ответственность за налоговые нарушения

Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена статьями 119 «Непредставление налоговой декларации» и 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ.

За непредставление декларации в установленный срок грозит штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный и/или неполный месяц просрочки. При этом сумма штрафа не может быть менее 1 000 рублей и более 30%.

В случае грубого нарушения правил учета доходов и расходов объекта налогообложения в течение одного налогового периода будет взыскан штраф 2 000 рублей (при условии, что отсутствуют другие налоговые правонарушения). Если же неправильно учтены налоги более чем за один налоговый период, размер штрафа составит 30 000 рублей. В случае когда нарушения повлекли занижение налоговой базы, грозит штраф 20% от суммы неуплаченного налога (не менее 40 000 рублей).

Грубыми нарушениями считаются:

  • отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, счетов-фактур, налогового учета;
  • систематическое (более 1 раза в течение календарного года) неправильное или несвоевременное отражение денежных средств, операций, финансовых вложений, материальных ценностей, нематериальных активов на счетах бухучета, в отчетности хозяйственных операций и/или в регистрах налогового учета.

Особенности водного налога

Водный имеет общефедеральный характер, поэтому налоговые ставки водного налога устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Для водного налога ставки в 2021 году определяет статья 333.12 Налогового кодекса РФ.

Традиционно на 2021 год ставки водного налога установлены в зависимости от вида использования предприятием или ИП водных ресурсов (см. соответствующую таблицу ниже).

Указанная статья изложена в таком формате, что позволяет понять на будущее, какова будет динамика отчислений в бюджет водного налога.

Например, ставки водного налога на 2021 год надо в определенных случаях умножать на коэффициент 1,75:

  • при сверхлимитном заборе воды;
  • отсутствии измерительных приборов;
  • добыче воды для продажи.

Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

При использовании водного объекта для сплава древесины в плотах и кошелях налоговую базу рассчитайте по формуле:

Налоговая база = Объем древесины, сплавляемой в плотах и кошелях (тыс. куб. м) × Расстояние сплава (км) : 100

Такой порядок содержит пункт 5 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Примеры отражения операций в бухгалтерском учете

Пример №1

ООО «Омега» ведет деятельность на ОСНО, связанную с забором воды из реки. Оно было создано до 2007 года и получило лицензию, актуальную до 2020 года. Для признания доходов и расходов компании используется метод начислений. За 3 квартал 2016 года в декларации были отражены обязательства по водному налогу в сумме 24 000 рублей. Организация уплатила эти средства в государственную казну 24 октября.

Бухгалтер «Омеги» должен сделать следующие проводки в учетной программе:

Д 20 – К 68 на сумму 24 тыс. руб. – начисление налога. Эта операция делается в последний день квартала – 30 сентября.

Д 68 – К 51 на сумму 24 тыс. руб. – перечисление денег в бюджет. Эта проводка делается 24-м октября на основании полученной из банка выписки.

Деньги, направленные на погашение водных обязательств, учитываются в составе прочих производственных расходов и уменьшают налог на прибыль. Их нужно отразить в декларации, сдаваемой по итогам девяти месяцев.

Пример №2

ИП Иванов Д.Д. занимается лесосплавом и работает по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной ныне. Он трудится на ОСНО и использует кассовый метод для отражения расходов и доходов. По итогам 1 квартала 2017 года предприниматель рассчитал водный налог в размере 10 000 руб. и уплатил его в казну 12 апреля. Какие проводки ему необходимо сделать?

Начисление налога отражается операцией Д 23 – К 68 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается на дату фактической уплаты – на 12 апреля.

Перечисление денег отражается как: Д 68 – К 51 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается также 12-м апреля и подтверждается банковской выпиской.

Расходы, связанные с уплатой налога, будут учтены в третьем квартале, т.е. тогда, когда они были фактически понесены.

Заполняем Расчет налога на воду за 2021 год

Приближается срок представления Расчета налога на воду за 2021 год. Как его заполнить, по просьбе разъяснили начальник отдела методологии ресурсных налогов и других доходов МФ Зарема МЕНАЛИЕВА и эксперт «Нормы» Олег ЦОЙ:

Срок представления расчета

– «Юрлица Узбекистана (за исключением сельхозпредприятий) – плательщики налога за пользование водными ресурсами представляют Расчет налога по итогам календарного года по месту водопользования или водопотребления в срок представления годовой финансовой отчетности.

Уже должны были сдать Расчет:

  • сельскохозяйственные предприятия – до 15 декабря;
  • юрлица – нерезиденты, действующие через постоянное учреждение, и индивидуальные предприниматели – до 20 января .

Сумму налога для дехканских хозяйств рассчитывают налоговые органы.

Напоминаем Срок представления годовой финотчетности для большинства предприятий – не позднее 15 февраля, а для предприятий с иностранными инвестициями – не позднее 25 марта года, следующего за отчетным .

Если у вас есть несколько объектов, на которых вы пользуетесь водой, и они расположены в разных районах, представьте отдельные расчеты по соответствующим местам водопользования или водопотребления.

Ситуация

Нужно ли сдавать Расчет, если уплаченные авансы превышают налог к уплате

По итогам 2021 года у предприятия фактический объем использованной воды получился меньше указанного в справке об авансовых платежах. Т.е. уплаченные авансовые суммы превышают налог, исчисленный по Расчету. Нужно ли в этом случае представлять Расчет налога?

– Да, нужно. Расчет входит в состав налоговой отчетности, для него установлен срок представления. Авансовая справка заполняется исходя из предполагаемой, а Расчет – из фактической налоговой базы.

Сумма превышения авансов над суммой налога по Расчету может быть:

  • засчитана в счет предстоящих платежей по тому же налогу;
  • полностью или частично возвращена налогоплательщику;
  • зачтена в счет задолженности по другим налогам, пеням и штрафам .

Что учесть при заполнении расчета

На предусмотрены две формы расчета налога:

1) для производителей безалкогольных напитков и алкогольной продукции (кроме пива и вина);

2) для остальных налогоплательщиков.

Это связано с тем, что юрлица – производители алкогольной продукции и безалкогольных напитков налоговую базу определяют раздельно – по объему воды, используемой на их производство, и по объему воды, используемой на прочие цели. При этом под объемом воды, используемой для производства алкоголя и напитков, понимается ее объем, приходящийся на готовую продукцию в потребительской таре .

Внимание

В ст. 442 НК перечислены категории водных ресурсов, не являющиеся объектом налогообложения.

Если у вас есть льготы, заполните приложение «Уменьшение налоговой базы на объем воды, не подлежащий налогообложению» к Расчету, выбрав основание из имеющегося перечня и указав льготируемый объем воды.

Учтите, что льготы, предусмотренные:

  • НК в ред. 2007 г., действовали до 1 апреля 2021 года;
  • актами налогового законодательства, в т.ч. решениями Президента и Кабинета Министров, принятыми до 1 января 2021 года, действуют до истечения срока их действия .

Напоминаем

Налоговые ставки на 2021 год приведены в к №ЗРУ-589 от 09.12.2019 г.

Налог уплачивается в 5-кратном размере установленных налоговых ставок при:

  • заборе воды сверх установленных лимитов водопользования – в части такого превышения;
  • использовании воды без разрешительных документов;
  • использовании предприятиями воды из поверхностных источников для мойки автотранспорта.

В Расчете налога заполните необходимые показатели по соответствующим строкам в графах 3 (поверхностные источники) и 4 (подземные источники).

Окончательную сумму налога с учетом авансовых платежей вы можете увидеть в строке 090 (к доплате) или в строке 100 (к уменьшению).

Пример

Заполнение Расчета налога за пользование водными ресурсами за 2020 год

Производственное предприятие, расположенное в г. Ташкенте, определило фактический объем использованной воды за 2021 год: 15 700 куб.м водопроводной воды и 20 500 куб.м воды из скважины.

Исходя из соотношения поверхностных и подземных источников водных ресурсов налоговая база по водопроводной воде составляет:

  • поверхностные воды – 14 145,7 куб.м (15 700 х 90,1%);
  • подземные воды – 1 554,3 куб.м (15 700 х 9,9%).

Для предприятий промышленности установлены следующие ставки налога на 2021 год:

  • поверхностные воды – 410 сум. за 1 куб.м;
  • подземные воды – 490 сум. за 1 куб.м.

Сумма налога за 2021 год составит 16 606 344 сум., в том числе за:

  • поверхностные воды – 5 799 737 сум. (14 145,7 х 410);
  • подземные воды – 10 806 607 сум. ((1 554,3 + 20 500) х 490).

Авансовые платежи уплачены в сумме 16 466 552 сум.

Налог к доплате: 16 606 344 – 16 466 552 = 139 792 сум.

Особенности водного налога

Водный имеет общефедеральный характер, поэтому налоговые ставки водного налога устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Для водного налога ставки в 2018 году определяет статья 333.12 Налогового кодекса РФ.

Традиционно на 2018 год ставки водного налога установлены в зависимости от вида использования предприятием или ИП водных ресурсов (см. соответствующую таблицу ниже).

Указанная статья изложена в таком формате, что позволяет понять на будущее, какова будет динамика отчислений в бюджет водного налога.

Например, ставки водного налога на 2018 год надо в определенных случаях умножать на коэффициент 1,75:

  • при сверхлимитном заборе воды;
  • отсутствии измерительных приборов;
  • добыче воды для продажи.

Для данного вида сборов основное понятие кроется в объекте налогообложения. Основному пользователю водного источника обязательно следует отчислять деньги в федеральный бюджет. Это касается как отечественных, так и иностранных субъектов.

Налогообложение зависит от способа использования водных ресурсов. Под налог подпадают такие разновидности водоиспользования:

  • забор воды из водоемов для дальнейшего использования;
  • эксплуатация без забора для генерирования энергии на ГЭС;
  • пользование водоемами для сплава древесины.

Есть длинный перечень водопользования, оплата за который не предусмотрена:

  • когда водный объект содержит полезные ископаемые (актуально для подземных вод);
  • когда воду используют для тушения пожара.
  • при эксплуатации воды морскими судами для функционирования технического оборудования;
  • при рыбной ловле;
  • при движении либо стоянке водного транспорта;
  • в случае применения акватории для организации отдыха ветеранов, инвалидов, детей;
  • при заборе воды на нужды сельского хозяйства, в т.ч. для орошения лугов и пастбищ.

Коэффициенты, применяемые к ставкам

С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2021 года он равен 2,66.

Значения коэффициентов, относящихся к каждому году, входящему в период 2015–2025 годов, приведены в этом материале.

Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2021 года действует ставка 186 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды(п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Эта ставка применяется во всех субъектах РФ.

С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.

Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:

  • превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
  • отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
  • добытая вода перепродается — он равен 10.

Применение трех последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.

Как узнать ставку по водному налогу, смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Ключевые актуальные ставки по ВН на 2021 г.

Особое внимание надлежит обратить именно на ставки данного налога, т. к. все имеющиеся изменения, по сути, связаны с ними. Ст. 333.12 НК РФ устанавливает базовые ставки для калькуляции ВН, актуальные и для 2021 г., которые разделены, точнее, дифференцированы по разным основаниям. Например, в зависимости от экономического района, бассейна озер, рек, морей, а также с учетом вида водопользования.

Отображаются все ставки в рублях, отвечающих объему 1 тыс. куб. м. забранной воды. Все применяемые на 2021 г. ставки опубликованы на сайте ФНС РФ. К ним относят:

  1. При заборе воды из ВО.
  2. В случае использования акватории.
  3. При пользовании ВО без заборов.
  4. В целях использования ВО для лесосплава.

Перечисленные ставки (применительно ко ст. 333.12) корректируются при помощи множителей, которые повышаются из года в год. Начиная с 2021 г. и вплоть до 2025 г. будут применяться следующие их размеры.

Год 2021 2021 2021 2022 2023 2024 2025
Соответствующий ему множитель 2,01 2,31 2,66 3,06 3,52 4,05 4,65

Новый тариф для водоснабжения населения за период с 1 января по 31 декабря 2021 г. составляет 141 рубль за тысячу куб. м. ресурсов. Показатель также меняется по годам, следовательно, на 2021 г. он уже будет другим. По отношению к нему повышающие множители не применяются.

Cтавки водного налога в 2021 году: таблица с последними изменениями

Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2021 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.

Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.

Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2021 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.

Калькуляция ВН производится прежним порядком по стандартной общей формуле: база налога (БН) * ставка (СН) * множитель (МН). При необходимости использования дополнительного повышающего множителя ставку калькулируют с учетом его.

Применительно к конкретной ситуации стандартный порядок подсчета может несколько видоизменяться. В процессе калькуляции могут понадобиться иные формулы.

Формулы,

для целей

применяемые калькуляции

действительной ставки

квартального ВН при заборе воды для продажи

квартального ВН по водоснабжению населения

квартального ВН при отсутствии измерительных приборов для забора воды
базовая ставка * множитель показатель объема забора воды (иное) * ставка объем забора воды * 141 рубль.

лимит * ставка * 1,1

Подсчет ВН плательщик ведет самостоятельно каждый квартал, после чего результат отображает в декларации.

Новое в водном налоге в 2021 (последние новости)

Исходя из кодексов, следует, что водный налог должны платить те, кто использует водные объекты по лицензии (как организации, предприниматели, так и обычные граждане).

Важный момент, те кто получил лицензии до введения Водного кодекса (до 1 января 2007 года) тоже обязаны платить, так как признаются плательщиками водного налога. После этой даты водопользование не лицензируется.

Поэтому, после того как закончится действующая лицензия, полученная до 2007 года водопользователю необходимо заключить договор или получить разрешение. После чего он будет платить уже не водный налог, а плату по договору.

Условно плательщиков водного налога можно разделить на две группы:

Первая группа: те кто пользуются объектами, для которых сейчас нужна лицензия.

Стоит помнить, что самовольное использование водных объектов, кроме налоговой ответственности, грозит еще административной и уголовной.

В статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлен размер административного штрафа:

  • для граждан — от 1000 до 3000 руб.;
  • для предпринимателя — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций и предпринимателя штраф могут заменить на другое наказание — приостановить деятельность на срок до 90 суток.

В статье 171 Уголовного кодекса РФ, за деятельность без лицензий (разрешений) предусмотрено одно из следующих наказаний:

  • штраф, размер которого может достигать 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (другого дохода) за период до двух лет;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • арест до шести месяцев.

Согласно статьи 333.15, пункта 7 статьи 85 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, которые должны получать лицензии для пользования водой, обязаны встать на учет и по своему местонахождению, и по местонахождению водного объекта.

  • Встать на учет по своему местонахождению организация и предприниматель должны по общим правилам.
  • Для постановки на учет в качестве плательщика водного налога, достаточно получить лицензию на водопользование. После этого управление по недропользованию передаст данные о недропользователе в налоговую инспекцию по местонахождению водного объекта в течение 10 дней после получения лицензии. И налоговая инспекция самостоятельно без участия недропользователя поставит его на учет как плательщика водного налога.

Важный момент: Если водных объектов несколько и они находятся в разных муниципальных образованиях, то на налоговый учет нужно вставать по местонахождению каждого объекта. (В каждой лицензии указан конкретный водный объект, из которого организация сможет забирать воду. Вот по местонахождению каждого из них и нужно встать на учет в налоговых инспекциях).

Налоговый период по водному налогу считается квартал. Перечислять платеж в бюджет нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом (если этот день выпал на выходной, то оплату производить необходимо в первый рабочий день после).

Налог нужно перечислить в бюджет того субъекта РФ, где на стоите на учете в качестве плательщика водного налога.

Если организация использует водный объект на территории нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта РФ, то в таком случае перечислять налог необходимо отдельными платежными поручениями в налоговую инспекцию каждого муниципального образования, на территории которого ведется водопользование.

Статьей 333.13 Налогового кодекса РФ предусмртен следующий порядок расчета налога.

Водный налог к уплате = Налоговая база × Налоговая ставка × Коэффициент × Дополнительный коэффициент

Чтобы определить общую сумму налога, сложите суммы налога по каждому объекту.

Налоговая база зависит от целей использования водного объекта, и рассчитывают ее отдельно по каждому:

  • объекту налогообложения;
  • водному объекту.

Налоговые ставки по водному налогу

Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:

  • от объекта налогообложения;
  • от бассейнов рек, озер, морей;
  • от экономических районов.

К ставкам водного налога применяют коэффициент. Его размер устанавливают для каждого года. В 2021 году ставки применяют с коэффициентом 1,75

Существует два случая, когда возникает дополнительная ставка:

1. Забор воды. Размер ставки нужно повысить:

    • на коэффициент 1,1, если у вас нет специальных приборов, чтобы измерить количество воды, которое изъято из водного объекта;
    • в пять раз за сверхлимитный забор.

2. Добыча подземных вод для их переработки, упаковки и реализации. В этом случае ставку надо умножить на 10. Этот случай не распространяется на добычу промышленных, минеральных и термальных вод.

Важно: умножая ставки на коэффициенты, округлите их до полного рубля.

Таблица сроков уплаты налогов в 2021 году

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *