Кейс высшее образование еще не повод

Автор: | 22.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кейс высшее образование еще не повод». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


В рабочем поселке трудилась инженер-инспектор архитектурно-строительного контроля Л. В район назначают нового архитектора. С первых же дней совместной деятельности они не поладили. Между ними возник конфликт, который затянулся на два года. В результате Л. была освобождена от занимаемой должности, хотя работник она добросовестный и знающий.

Кейс «Высшее образование еще не повод»

В плановом отделе государственной организации сформировался слаженный и дружный коллектив. Все пришли в отдел практически одновременно, и у всех была одинаковая зарплата.

Руководитель распределял нагрузку между сотрудниками равномерно (насколько было возможно), и в коллективе по этому поводу никогда не было недовольства, все считали, что все справедливо.

Через полтора года одна сотрудница отдела изменила свое отношение к работе. При этом явных причин для этого не было. Но она стала часто брать отгулы, отказываться выполнять поручения по разным причинам. Имея ребенка, постоянно брала больничные.

Когда поставили новую программу автоматизации и учета, она не очень вникала в разъяснения специалиста о принципах работы этой системы. А затем постоянно обращалась к коллегам за помощью, чтобы совершить элементарные действия в программе.

Параллельно она очень активно проводила свою политику дружбы по отношению к руководителю. То принесет угощения, то заглянет к нему поболтать на пару минут, то сделает комплимент. А недавно объявила во всеуслышание, что поступила в университет, чтобы развиваться по карьерной лестнице. На что руководитель отреагировал одобрительно.

В коллективе у многих сотрудников уже было высшее образование, а некоторые имели степень магистра или кандидата наук. Два специалиста недавно получили сертификаты, закончив курсы повышения квалификации.

Но у всех складывалось впечатление, что перспектива роста есть только у нее. В результате в коллективе начались волнения. Сотрудники то и дело говорили о своей коллеге и о руководителе. Многие считали, что они больше достойны получить повышение.

3. Ситуация рассматривается соискателем в целом, он отсылает к локальным документам компании о карьерном росте. Если такие нормы есть, то все волнения и слухи можно быстро прекратить, объяснив каждому, какие у них возможности.

Если их нет, то нужно разработать. Прогнозировать ситуацию можно, но нужно учитывать позицию каждого сотрудника. Если повысят сотрудницу, то кто-то из коллектива может уволиться. Если повысят кого-то из коллектива, то реакция сотрудницы может быть самой непредсказуемой.

Для оценки результатов рекрутеры составляют подробный профиль кандидата с оцениваемыми навыками, которые подбираются для конкретной должности. Например, для менеджера по продажам определяют следующие компетенции:

Качества оцениваемые в кейсах по управлению персоналом (ситуационные тесты)
Компетенции Индикаторы
Клиентский сервис Что нужно клиенту и как удовлетворить его потребности, умение давать обратную связь.
Нацеленность на результат Четкое представление о результате, настойчивость, умение аргументировать
Коммуникативность Навыки завязывания и поддержания конструктивного диалога с клиентами, заказчиками.
Убедительность Умение действовать в соответствии со стратегией, достигать взаимопонимания, добиваться внимания и доверия собеседника.
Инициативность Способность принимать самостоятельные решения, выполнять больше, чем требуется.

Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны

Метод case-study впервые стали использоваться при обучении в Гарварде (США), и с тех пор Гарвард во многом определяет формат кейс-образования во всем мире. Обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) практически полностью построено на анализе кейсов, а в библиотеке школы собрана самая большая коллекция кейсов в мире. Классический гарвардский кейс — это большой по объему кейс (20–25 страниц текста плюс 8–10 страниц иллюстраций и приложений), где есть главный герой и его история. Особенность применения кейс-метода в HBS — поиск единственно верного решения.

В Школе управления им. Дж. Кеннеди (John F. Kennedy School of Government, HKS) кейсы применяются для обучения государственных служащих, и их темы связаны с вопросами государственной политики и лидерства. Главный герой кейса, как правило, находится на государственной службе или является официальным лицом некоммерческой организации. Кейсы HKS могут затрагивать такие темы, как «Возрождение Руанды после геноцида», «Ураган Катрина» и т. п. Обсуждение кейсов в HKS носит скорее научный и концептуальный характер, в то время как в бизнес-школах кейс-метод — это решение конкретной проблемы с разработкой плана действий.

В медицинском образовании примером использования кейс-метода может служить обучение в Медицинской школе Гарварда (Harvard Medical School). Традиционно будущих врачей допускали до работы с пациентами с третьего курса, а первые два года им давалось исключительно теоретическое образование с огромным объемом материала для запоминания. Студенты изучали биологию, физиологию, анатомию, биохимию и другие дисциплины. В 1985 году декан школы Даниэль Тостезон (Daniel Tosteson) предложил использовать кейсы для того, чтобы снизить информационную нагрузку на студентов и ввести в программу элементы активного обучения.

Работа с медицинскими кейсами отличалась от решения бизнес-кейсов своим форматом. Студенты работали в небольших группах, по 6–8 человек, и получали материал непосредственно на занятии, а не знакомились с ним заранее. Кейс состоял из 5–6 частей, которые последовательно разбирались на нескольких занятиях. Как правило, в первой части описывалось начальное состояние пациента и симптомы болезни, вторая содержала в себе результаты первичного осмотра, последующие части были посвящены результатам анализов, диагнозу специалистов, назначенному лечению, реакции пациента на это лечение и дальнейшему прогрессу лечения.

В ходе обсуждения от студентов не требовалось предлагать готовые решения. Цель заключалась в том, чтобы поставить дальнейшие вопросы, выдвинуть гипотезы, выявить пробелы в знаниях и в итоге сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме, с которым студенты на несколько дней отправлялись работать в библиотеку. После этого преподаватель предлагал для обсуждения следующую часть кейса. Таким образом, с введением кейсов в обучение студенты уже на начальных курсах погружались в мир врачебной практики вместо чисто теоретической подготовки.

В европейской традиции бизнес-образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладавших практическим опытом в управлении бизнесом.

Эта прагматическая ориентация и приближенность к миру реального бизнеса нашла свое наиболее законченное выражение в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School, MBS) и, соответственно, так называемой манчестерской школе кейсов. В отличие от гарвардских кейсов манчестерские кейсы в полтора-два раза короче и в них принципиально отсутствует правильное решение, которое вырабатывается в ходе открытых обсуждений. Кроме того, Манчестерская школа бизнеса пытается еще больше приблизить свои кейсы к реальности: она практикует краткосрочные стажировки студентов (проектный метод обучения), где перед ними ставится задача справиться с конкретной трудностью, которую компания испытывает в настоящий момент. За счет прохождения практики обучение в MBS длится чуть больше — 18 месяцев. В среднем на лекции приходится 30 % всего учебного времени, решение кейсов занимает 25 %, а участие в рабочих проектах — 45 %.

Давайте вначале разберемся с терминологией: изначально бизнес-кейсом называлась специально смоделированная ситуация, сфокусированная на определенной проблеме.

Отличительная черта классических бизнес-кейсов — большое количество исходных данных, которые позволяют проанализировать ситуацию с разных сторон, найти источник проблемы и просчитать лучшую стратегию действий. Метод обучения по бизнес-кейсам использовался для формирования и тренировки способности принимать управленческие решения.

Как мы помним, изначально кейсы были придуманы в качестве альтернативы учебникам и теоретическому материалу, который был либо слишком абстрактным, либо работал только в некоторых ситуациях.

Сдаем тесты, экзамены. Примеры

Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход.

Каждому из вас необходимо доказать, что именно он нужен для выживания. Но если группа в это не поверит, то вам придется покинуть бункер.

На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Европы все более часто в учебном процессе применяются проблемные методы обучения (Problem-based learning), которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем скучные лекции или традиционные уроки.

Женщина, 43 года, кандидат сельскохозяйственных наук. Знает, как выращивать сельхозпродукцию даже в неблагоприятных условиях. Знает химию, агрономию, основы геологии. Хобби: кулинария.

Методическое пособие «Решаем кейс»

Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение.

Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход.

Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.

Сравнительно недавно метод решения кейсов получил широкое распространение в образовании, став одной из самых эффективных технологий обучения. В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:

  • Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ.
  • Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.
  • Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.

Совместный разбор жизненных ситуаций — универсальный способ обучения, поэтому аналоги решения кейсов можно найти еще в античности. Спартанские юноши разбирали со своими наставниками ситуации, возникающие на поле боя, а обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа.

В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х годов.

Преподаватели первых программ МВА были учеными, а не бизнесменами, и они столкнулись с тем, что невозможно было обучить студентов ведению бизнеса исключительно при помощи лекций и учебников.

Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность.

С тех пор анализ бизнес-ситуаций стал важным элементом подготовки будущих менеджеров в бизнес-школах. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех ведущих бизнес-школах, университетах и корпорациях.

  • Решение кейсов состоит из нескольких шагов:
  • 1) исследования предложенной ситуации (кейса);
  • 2) сбора и анализа недостающей информации;
  • 3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;
  • 4) выработки наилучшего решения.

Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.

Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.

Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.

В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени. В бизнесе редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину.

  • Executive-кейсы (1–2 стр. и менее). Участники знакомятся с кейсом непосредственно на мероприятии и решают его индивидуально или в формате обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков.
  • Тематические кейсы (3–5 стр.). Предназначены для разбора на учебном занятии и общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка участников.
  • Гарвардские кейсы (в среднем 20–25 стр.). Подразумевают самостоятельную командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения.
  • Структурированными (highly structured). Включают в себя минимальное количество дополнительной информации. В них заложена определенная модель решения, и существует оптимальный вариант решения.
  • «Маленькими набросками» (short vignetts). Знакомят только с ключевыми понятиями, включают 2–3 стр. приложений. Участникам требуются дополнительные знания для работы.
  • Большими неструктурированными (long unstructured cases). Это самые сложные кейсы. Участникам нужно справиться с большим объемом слабо структурированных данных. В кейс может включаться лишняя информация и/или отсутствовать необходимые данные.

Кейсы впервые стали использоваться при обучении в Гарварде (США), и с тех пор Гарвард во многом определяет формат кейс-образования во всем мире.

Обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) практически полностью построено на анализе кейсов, а в библиотеке школы собрана самая большая коллекция кейсов в мире.

Классический гарвардский кейс — это большой по объему кейс (20–25 страниц текста плюс 8–10 страниц иллюстраций и приложений), где есть главный герой и его история. Особенность применения кейс-метода в HBS — поиск единственно верного решения.

КЕЙС № 4 «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЕЩЁ НЕ ПОВОД»

Бизнес-кейс – это описание конкретной бизнес-задачи (проблемы) для поиска ее решения. Такие кейсы применяются как обучающие материалы для студентов, а также для проведения собеседований при приеме на работу. Учащимся или соискателям предлагается найти решение реальной бизнес-задачи.

Например, студентам MBA хорошо известно, что значит кейс в бизнесе. Их обучение почти полностью построено на анализе и решение кейсов. О кейсах в обучении подробнее поговорим ниже.

У сети салонов красоты среднего уровня падает выручка. Руководство минимизировало все расходы. Сокращены зарплаты персоналу, осуществлен переход на более дешевые материалы – но поднять выручку все эти меры не помогли. Что делать? Перейти в эконом-сегмент? Определить наименее доходные точки и закрыть их? Или что-то еще? Нужно предложить решение и аргументировать свой выбор.

Бывает и обратная сторона медали. Профессия вроде как нравится, и есть интерес заниматься, но учебная рутина приводит к эмоциональному выгоранию и депрессии. Это происходит в том случае, когда студенту не подходят методы и техники преподавания в вузе. Например, человеку с коммуникативным типом одарённости комфортно общаться с людьми, но сложно осваивать научные дисциплины, которые есть в вузе. Или человеку, привыкшему к динамичной работе, крайне сложно высидеть по четыре пары в день и отдавать почти всё свободное время на поиск и изучение академической информации. Отсутствие положительных эмоций и усталость приведет к эмоциональному выгоранию и депрессии. И зачем жить с негативными эмоциями все четыре года?

Виды одарённости: как определить и выбрать по ним профессию?

Если по совместительству с учёбой студент подрабатывает в крупной компании либо стажируется, и у него есть шанс получить постоянное рабочее место, можно задуматься об отчислении по собственному желанию. Студент уже напрактиковался во время работы, а дальше ему нужно только совершенствовать свои знания и навыки.

Даже после университета некоторым молодым специалистам приходится начинать с нуля, потому что реальность не всегда соответствует тому, чему учат в университете. Тем более, знания со временем устаревают и, как показывает практика, нужно постоянно учиться, чтобы держаться на плаву. Помните поговорку: «Век живи — век учись?»

Так вот студенту, получившему высокооплачиваемую работу, придётся либо перевестись на заочку, либо забрать документы из вуза. Но лучше основательно подумать, стоит ли бросать учёбу, чтобы быть успешным.

Подработка не по специальности

Как получить опыт работы во время учёбы?

Второе высшее образование бесплатно предусмотрено законом только для лиц, у которых первый диплом военного института или академии. Дело в том, что профессию минера или сапера трудно применить в гражданской жизни, поэтому переучиваться необходимо.

Гражданскиим лицам, окончившим только бакалавриат, можно попробовать поступить в магистратуру на бюджет, но по другой специальности. В этом случае рассчитывать на рейтинговый вуз сложно, так как для поступления уже нужны знания программ за 4 года по определенному направлению, которых нет у абитуриента. Поэтому выбирать нужно из тех факультетов, на которые меньше всего поступают, но это будут невостребованные специальности из тех, с помощью которых все же можно зарабатывать хорошие деньги.

Когда поступать на второе высшее?

Складывается впечатление, что два высших образования можно получать либо только одновременно (с первого курса по шестой), либо поочередно. Это не так. Более того: поступать в два вуза или на два факультета одновременно не стоит. Это неудобно, да и невыгодно. Исключение — двойной диплом.

Если вы не планируете получать кардинально иную профессию, лучше всего поступить на второе высшее с третьего курса. У этого варианта есть преимущества:

Таким образом, во втором вузе вы будете учиться 2–3 года, а в первом — полный срок. При одновременном поступлении придется посещать оба вуза все 4 года (для бакалавриата).

Есть и еще один нюанс: на первом курсе сложно сразу адаптироваться к новому формату обучения. Лучше поначалу учиться в одном месте, а привыкнув и завоевав репутацию, поступить на второе высшее.

Как получить сразу два высших?

В законодательстве есть всего одно ограничение: гражданин России может получить высшее образование на бесплатной основе только один раз. Количество полученных платным образом высших образований не регламентировано. А потому два-то уж точно получить можно. Как это сделать?
Есть несколько способов.

  • Можно сразу поступить очно в два ВУЗа или на два факультета одного ВУЗа. Второй вариант предпочтительнее, так как экономит время на передвижение. Сложностей здесь много — двойная умственная нагрузка, сдвоенные сессии и две дипломные работы, которые нужно сдать одновременно.
  • Некоторые предпочитают отучиться один год в первом ВУЗе, а со второго курса прибавить ещё один. Тогда напряжённое время написания диплома придётся не на один год, а растянется по времени, что, конечно же, легче.
  • Хороший вариант — сочетание очного образования и заочного или вечернего. А ещё лучше — дистанционного. В этом случае усилий затрачивается меньше, а результат тот же — два диплома на руках.

Когда поступать на второе высшее?

Складывается впечатление, что два высших образования можно получать либо только одновременно (с первого курса по шестой), либо поочередно. Это не так. Более того: поступать в два вуза или на два факультета одновременно не стоит. Это неудобно, да и невыгодно. Исключение — двойной диплом.

Если вы не планируете получать кардинально иную профессию, лучше всего поступить на второе высшее с третьего курса. У этого варианта есть преимущества:

  • в первом вузе вы можете учиться бесплатно и очно;
  • при поступлении во второй вуз вы вправе сократить срок благодаря перезачету нескольких дисциплин (как правило, это общие предметы — физкультура, математика, русский и английский языки и т. д.).

Второе высшее образование в магистратуре

Когда студент получил степень бакалавра, он может поступить в магистратуру на два года. Результатом обучения станет магистерская диссертация, написанная под руководством кандидата или доктора наук.

Поступать в магистратуру не обязательно по своей специальности, поэтому этот способ образования также называют вторым высшим. По окончании у студента будет два диплома – по бакалавра по первому образованию и полученный после магистратуры.

Правила поступления в магистратуру не отличаются для тех, кто недавно получил специальность и тех, кто несколько лет назад окончил вуз. Нужно будет сдать некоторые профильные и междисциплинарные экзамены. Но на практике это труднореализуемый вариант – придется сдавать экзамены по неизвестным новым предметам.

Способы получения двух дипломов

В настоящее время университетское образование стоит не дешево. Поэтому люди, желающие получить одновременно несколько высших образований, должны быть готовы к определенным расходам. Этого нельзя забывать. Как можно получить два высших образования? Вот несколько способов:

  • Можно поступить на очную форму в два вуза или в один вуз, но на разные факультеты (это сэкономит много времени на дорогу), хотя сложностей здесь довольно много (необходимость сдавать двойные сессии, кроме того, вам придется защищать два диплома).
  • Другой вариант – поступить в другой вуз через год после поступления в первый. Это снизит умственное и физическое напряжение. Кроме того, на написание диплома также потребуется время, что намного проще при таком темпе обучения.
  • Также не стоит забывать, что существуют разные формы обучения. Поэтому, если в одном вузе студент учится очно, то в другом он может получить высшее образование заочно или очно-заочно. В этом случае все становится намного проще.
  • Как вариант, можно рассмотреть возможность получения другого высшего образования дистанционно. В наше время почти у каждого есть доступ к интернету, поэтому эта форма обучения очень подходит даже для самых занятых студентов. В этом случае на обучение тратится гораздо меньше сил, но в результате гражданин получит два диплома разных вузов и будет иметь два высших образования. Кстати, сейчас многие учатся дистанционно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *