1.6.3. Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач

Автор: | 25.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.6.3. Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Для тех, кто привык ездить на авто с механической коробкой, надписи вокруг рычага коробки-«автомата» часто выглядят китайскими иероглифами. С «механикой» все понятно – на рычаге или возле него есть схема передач. А вот как ездить на «автомате», когда непонятно, что такое «Р», а что означает «N»? Для тех, кто обучался в автошколе в последние годы, «автомат» является своеобразным спасителем. Ведь в их представлении ездить на «механике». намного сложнее. Однако следует учитывать, что автоматическая коробка – узел сложный и, следовательно, любит аккуратность. Езда на «автомате» только на первый взгляд кажется проще. На самом же деле тут тоже есть свои нюансы и правила.

Чего нельзя делать с АКПП

Несмотря на то, что автоматическая коробка кажется простой в эксплуатации и создана для облегчения вождения, все же есть ограничения и запреты, придерживаясь которых, автоматическая КПП прослужит долго и без нареканий.

Ограничения и запреты при езде с автоматической коробкой:

  • Движение с непрогретой АКПП должно быть плавным, первые 6-10 км на небольшой скорости. Прогревать автоматическую коробку необходимо даже при положительной температуре внешней среды, а в минусовую прогрев должен быть не меньше 10 минут.
  • Автомобиль с коробкой-автомат не предназначен для перевозки больших грузов, хотя прицеп и можно использовать, но только легкий, и от буксирования других транспортных средств лучше отказаться, за исключением чрезвычайных ситуаций.
  • Ни в коем случае нельзя запускать автотранспорт, оборудованный АКПП, с «толкача».
  • Глушить мотор допустимо только в положении селектора «Р».
  • При непродолжительной остановке (в пробке, на светофоре) для продления ресурса АКПП не рекомендуется переводить селектор на «Р» или «N».
  • В процессе движения машины ни в коем случае нельзя переводить селектор в положения «R» и «P».
  • При необходимости остановиться на наклонной поверхности, автомобиль первоначально необходимо зафиксировать с помощью стояночного тормоза, после этого разрешается перевести селектор в положение «P», для избегания выхода селектора с этого положения из-за значительной нагрузки на ведущие колеса.
  • Режим «N» предназначен только для буксирования автотранспорта к месту ремонта, ни в коем случае не спускать с горки на этом режиме.

Характеристика трансмиссий

На последнюю модель KIA RIO 1.6 устанавливают шестиступенчатую автоматическую или механическую коробки переключения передач. Для них характерно следующее:

  • машина, вооружённая АКПП, расходует в смешанном режиме движения 6.40 л на сто километров пробега, что свидетельствует о большем потреблении топлива примерно до литра, чем берёт механика;
  • определённый производителем разгон с МКПП равняется 190.0 км/ч, на автомате – только 185.0;
  • развитие скорости до принятых ста километров в час на МКПП и АКПП составляет 10.30 и 11.20 секунд соответственно;
  • масса коробки автоматических передач Kia Rio 1.6 at добавляет к весу автомобиля дополнительные 20.0 кг;
  • первичная цена нового авто, оборудованного АКПП, выше, чем у его оппонента.

С сожалением приходится констатировать тот факт, что внесённые изменения в конструкцию автоматической и механической коробок, а именно шесть передач, не явились прорывом в МКПП. Они в некоторой степени улучшили технические характеристики KIA RIO в отношении плавности хода, но динамика движения, предел максимальной скорости и потребление топлива остались практически на старых позициях.

Между тем, владельцами таких автомобилей отмечено, что за счёт более точного подбора передаточных чисел коробки, необходимых режиму движения, комфортность эксплуатации несколько повысилась. Принесло плоды и более слаженное взаимодействие всех агрегатных узлов.
Представленная информация относится в равной степени к автомобилю с моделями в кузове седан и хэтчбек. Соответствующая разница заключается в экстерьере машин и их комплектации, но отношения к рассматриваемой теме никоим образом не имеет.

Диапазон D (Drive) — основной режим для движения вперед.

Этот режим производит автоматическое последовательное переключение скоростей (в этом режиме обычно задействованы все передачи за исключением повышающих). Именно этот режим рекомендован при нормальных условиях движения. Диапазон 3 (Цифра 3 на некоторых типах АКПП) — три первых передачи задействованы во время движения. Этот режим активный, он отлично подходит для городского движения, при отключении зажигания выключается. Особенно при большой скорости работы коробки-автомата экономить топливо не получится, этот режим не допускает того чтобы муфта гидротрансформатора многократно блокировалась-разблокировалась в условиях рваной городской езды(не более 80 км.ч.) , также частично блокируется переключаясь на передачи повышенные. Наиболее подходит для движения когда неизбежны частые остановки и для езды по дорогам насыщенных спусками и подъемами. Торможение двигателем в этом режиме возможно. Диапазон 2 (Цифра 2 на АКПП) — в этом режиме допустимо движение только на второй и первой передаче. Наиболее подходит для использование в условиях горных извилистых дорог. Запрещено переключение на четвертую и третью передачу. Диапазон 1 (L или Low) — пониженная передача. В этом режиме разрешено движение лишь на первой передаче. Тяговые возможности двигателя в этом диапазоне реализовываются максимально, так как крутящий момент передаваемый на колеса только на первой передаче максимален. Особенно эффективное торможение двигателем именно в этом режиме. Движение на крутых спусках и подъемах необходимо осуществлять именно на первой передаче.

Дополнительные режимы работы АКПП

В автоматических коробках переключения передач более поздних моделей, где большее число рабочих диапазонов, есть дополнительные режимы работы. В системе управления коробки-автомата они присутствуют в виде кнопок-переключателей. Опытный водитель знает как пользоваться режимами акпп, поэтому давайте рассмотрим все сами.

Экономичный режим («Eco» или «E») — обеспечивает минимальный расход топлива во время движения, так как двигатель ограничен в скоростном диапазоне на каждой из ступеней. Таким образом совместная работа двигателя и АКПП проходит так, что на каждой повышенной передаче работу двигатель начинает фактически с холостых оборотов в дальнейшем их повышая, но не доводя до максимальных. В этом режиме движение автомобиля носит характер спокойный и плавный. Спортивный режим («S») — в этом режиме работы АКПП мощность двигателя используется максимально. Каждая последующая передача включается на частотах близких максимальному крутящему моменту. Ускоряясь дальше вращение коленвала доходит до максимума, и тем самым двигатель развивает свою полную мощность и начинает работать с полной отдачей. А автомобиль в таком режиме гораздо с большим ускорением передвигается по сравнению с экономным режимом. Специальный переключатель, предназначенный для реализации спортивного или экономичного режима, расположен, как правило, рядом с рычагом переключения передач и может иметь различные обозначения, такие как — POWER, S, SPORT, AUTO, A/T MODE и т. п. Распространение также получили спортивные автоматические коробки передач, которые имеют несколько иные алгоритмы управления трансмиссией. В данном случае переключение различных режимов работы может производиться как селектором, так и при помощи соответствующих функциональных кнопок, когда положения рычага акпп остается неизменным.

Kickdown — режим позволяющий системе управления двигателем и АКПП достигнуть высоких значений ускорения, к примеру, для совершения обгона. В данный режим АКПП переходит после резкого нажатия на педаль акселератора, переключаясь на одну или две понижающих передачи. Передаваемый от двигателя на колеса крутящий момент возрастет , при этом диапазон скоростей в двигателе таков, что его отдача практически максимальна. А при достижении максимальных оборотов двигателем происходит переход автомата на следующую повышающую передачу. Если педаль акселератора отпустить, АКПП перейдет в штатный режим работы. Иногда при выключенном режиме Overdrive режим Kickdown запрещен. Надо учитывать тот фактор, что на скользком покрытии при принудительном понижении передачи, неизбежна пробуксовка ведущих колес и дальнейшему возникновению заноса.

Зимний режим (Снежинка) — для активации данного режима предусмотрены специальная кнопка либо переключатель с такими обозначениями: Winter, W, Hold (либо Snow). Для избежания пробуксовки ведущих колес на скользкой дороге при трогании с места, передаваемый к колесам от двигателя крутящий момент необходим минимальный. Это осуществляется посредством трогания автомобиля со второй или третьей передачи — это чревато перегревом АКПП, поэтому ездить постоянно на этом режиме противопоказано.

Аварийный режим — данный режим работы автоматической коробки переключения передач включается при неисправностях в системе управления или трансмиссии которые способны привести к поломкам АКПП. Блок управления включает программу защиты трансмиссии и это позволяет добраться до автосервиса автомобилю своим ходом. Как правило, при аварийном режиме запрещены переключения и работает какая-либо одна передача. Номер такой передачи обычно соответствует той передаче пр которой соленоиды переключения в выключенном состоянии. Также при срабатывании аварийного режима акпп блокировка гидротрансформатора запрещена и устанавливается максимальное давление в основной магистрали.

Как ездить на авто с автоматом: коробка передач

Автоматическая коробка передач имеет несколько режимов.

При нахождении рычага в положении Р ведущие колеса и вал заблокированы. Этот режим используют при стоянке и длительных остановках. Переключаться на parking следует только после полной остановки. Чтобы перевести рычаг в данное положение, нужно удерживать тормоз. Если включить P во время движения на машине с автоматом, автомобиль может сломаться.

Если машину ставить в режим паркинга на относительно ровную поверхность, то использование ручника может быть необязательным. Если уклон крутой, то для снятия нагрузки на механизмы авто можно дополнительно использовать ручник.

Чтобы поставить машину с автоматом в режим P с ручником, следует действовать следующим образом:

Чтобы сняться с ручного тормоза, нужно переключить коробку в режим движения, а затем отпустить ручник, удерживая тормоз.

Чтобы включить задний ход на машине с автоматом, необходимо полностью остановить авто, и удерживая тормоз, перевести рычаг коробки передач в положение R.

Много споров среди тех, кто не знает, как правильно ездить на автомате, по поводу положения N.

Дополнительные режимы работы АКПП

В автоматических коробках переключения передач более поздних моделей, где большее число рабочих диапазонов, есть дополнительные режимы работы. В системе управления коробки-автомата они присутствуют в виде кнопок-переключателей. Опытный водитель знает как пользоваться режимами акпп, поэтому давайте рассмотрим все сами.

Зимний режим (Снежинка) — для активации данного режима предусмотрены специальная кнопка либо переключатель с такими обозначениями: Winter, W, Hold (либо Snow). Для избежания пробуксовки ведущих колес на скользкой дороге при трогании с места, передаваемый к колесам от двигателя крутящий момент необходим минимальный. Это осуществляется посредством трогания автомобиля со второй или третьей передачи — это чревато перегревом АКПП, поэтому ездить постоянно на этом режиме противопоказано.

Аварийный режим — данный режим работы автоматической коробки переключения передач включается при неисправностях в системе управления или трансмиссии которые способны привести к поломкам АКПП. Блок управления включает программу защиты трансмиссии и это позволяет добраться до автосервиса автомобилю своим ходом. Как правило, при аварийном режиме запрещены переключения и работает какая-либо одна передача. Номер такой передачи обычно соответствует той передаче пр которой соленоиды переключения в выключенном состоянии. Также при срабатывании аварийного режима акпп блокировка гидротрансформатора запрещена и устанавливается максимальное давление в основной магистрали.

Буксировка прицепа с АКПП

Четвёртое правило езды с автоматом — автомобиль с АКПП очень нежелательно использовать в качестве буксира для прицепа.

В России немало автовладельцев, эксплуатирующих свой автомобиль с прицепом. Однако, автомобиль с автоматом в качестве буксира для постоянных поездок с гружёным прицепом — не самый лучший выбор. АКПП такого автомобиля будет одним из первых кандидатов на поломку.

Любой автомобиль (равно как и его АКПП), разумеется, имеет определённый запас прочности. Однако, мало кто из владельцев машин на автомате, ездящих с прицепом, задумывается, что эксплуатирует свою машину очень близко к этому пределу, а зачастую и превышая его.

Посчитать этот предел довольно просто, для этого необходимо только посмотреть разрешённую грузоподъёмность автомобиля по паспорту. Для легковых автомобилей она, как правило, составляет около 500 кг, порядка 200 из которых составляет масса самого прицепа. То есть, масса автомобиля с тремя людьми в салоне и пустым прицепом составляет порядка 450 кг, которые приходится везти автомату. Стоит ли говорить, что прицеп редко бывает пустым, равно как и багажник автомобиля.

Разумеется, от десятка — другого поездок на АКПП с прицепом, с коробкой, скорее всего, ничего не случится. Но регулярные такие поездки будут постоянно приближать серьёзную поломку АКПП. Поэтому, для регулярной езды с прицепом лучше всего выбрать машину на механике. А если очень хочется и прицеп и автомат — лучше выбирать такую машину, в АКПП которой изначально заложен очень большой запас прочности, например тяжёлый внедорожник. Автомат такого автомобиля рассчитан на большой вес самого внедорожника и дополнительный вес не сильно загруженного прицепа не будет оказывать на него большого влияния.

Транспортировка на привязи с АКПП

Шестое правило езды на АКПП — автомобиль с автоматом нельзя буксировать на привязи. Ещё одно очень «неудобное правило». Если с двигателем автомобиля вдруг случается какая-то неприятность, то его нельзя просто взять и отбуксировать на сервис, как это делается на механике.

Это связано с тем, что внутри АКПП при движении должно постоянно циркулировать масло, и если двигатель автомобиля заглушен — должной смазки механизмов автомата не происходит и это может вывести из строя коробку.

В инструкции по эксплуатации некоторых АКПП написано, что автомобиль можно буксировать на небольшие расстояния (до 20-50 км) с небольшой скоростью (до 20-30 км/ч), но на практике если сервис находится дальше, чем в трёх- пяти километрах — лучше сразу вызывать эвакуатор. Стоимость такой поездки на эвакуаторе будет не сильно высокой, а вот серьёзных проблем с автоматом можно избежать.

Диапазон Р (Park) — парковочный режим.

Этот режим выбирается при продолжительной стоянке машины. В таком положении в коробке отключены элементы управления, заблокирован выходной вал, как следствие невозможно движение машины (заблокированы ведущие колеса, блокировка не связана со стояночным тормозом и находится внутри самой коробки). Запуск двигателя в этом режиме разрешен.

Нужно ли использовать на стоянке стояночный тормоз? На ровных участках, при условии исправности, блокировки выходного вала коробки для надежной фиксации вполне предостаточно. При остановке на уклоне желательно воспользоваться стояночным тормозом. В этом случае сначала нужно потянуть ручной тормоз, а уж затем поставить рычаг переключения передач в режим Р. Тем самым вы снимаете дополнительную нагрузку с механизма блокировки выходного вала автоматической коробки переключения передач.

Нужно ли менять масло в коробке

Официально эта КПП считается необслуживаемой, потому и не требующей замены масла. В её конструкции даже не предусмотрено отверстие для щупа. Однако механическая стружка, постепенно накапливающаяся в трансмиссионной жидкости, может стать причиной ускоренного износа соленоидов и спровоцировать достаточно быстрое разрушение всей коробки. Лучше уж перестраховываться и менять лубрикант примерно через каждые 80 тыс. км пробега.

Для этой цели подойдут масла Mobil Hyundai ATF SP-III, ZIC ATF SP-3, или, например, Aisin ATF AFW+. Они одобрены компанией, выпускающей Kia Rio и соответствуют всем требованиям, предъявляемым к лубрикантам такого типа. Желательно, чтобы и полная, и частичная замена масла проводились в автосервисе, тем более что эти услуги не такие уж и дорогие. Автолюбителям-умельцам здесь экспериментировать не стоит.

Диапазон Р (Park) — парковочный режим.

Этот режим выбирается при продолжительной стоянке машины. В таком положении в коробке отключены элементы управления, заблокирован выходной вал, как следствие невозможно движение машины (заблокированы ведущие колеса, блокировка не связана со стояночным тормозом и находится внутри самой коробки). Запуск двигателя в этом режиме разрешен.

Нужно ли использовать на стоянке стояночный тормоз? На ровных участках, при условии исправности, блокировки выходного вала коробки для надежной фиксации вполне предостаточно. При остановке на уклоне желательно воспользоваться стояночным тормозом. В этом случае сначала нужно потянуть ручной тормоз, а уж затем поставить рычаг переключения передач в режим Р. Тем самым вы снимаете дополнительную нагрузку с механизма блокировки выходного вала автоматической коробки переключения передач.

Характеристика трансмиссий

На последнюю модель KIA RIO 1.6 устанавливают шестиступенчатую автоматическую или механическую коробки переключения передач. Для них характерно следующее:

  • машина, вооружённая АКПП, расходует в смешанном режиме движения 6.40 л на сто километров пробега, что свидетельствует о большем потреблении топлива примерно до литра, чем берёт механика;
  • определённый производителем разгон с МКПП равняется 190.0 км/ч, на автомате – только 185.0;
  • развитие скорости до принятых ста километров в час на МКПП и АКПП составляет 10.30 и 11.20 секунд соответственно;
  • масса коробки автоматических передач Kia Rio 1.6 at добавляет к весу автомобиля дополнительные 20.0 кг;
  • первичная цена нового авто, оборудованного АКПП, выше, чем у его оппонента.

С сожалением приходится констатировать тот факт, что внесённые изменения в конструкцию автоматической и механической коробок, а именно шесть передач, не явились прорывом в МКПП. Они в некоторой степени улучшили технические характеристики KIA RIO в отношении плавности хода, но динамика движения, предел максимальной скорости и потребление топлива остались практически на старых позициях.

Диапазон Р (Park) — парковочный режим.

Этот режим выбирается при продолжительной стоянке машины. В таком положении в коробке отключены элементы управления, заблокирован выходной вал, как следствие невозможно движение машины (заблокированы ведущие колеса, блокировка не связана со стояночным тормозом и находится внутри самой коробки). Запуск двигателя в этом режиме разрешен.

Нужно ли использовать на стоянке стояночный тормоз? На ровных участках, при условии исправности, блокировки выходного вала коробки для надежной фиксации вполне предостаточно. При остановке на уклоне желательно воспользоваться стояночным тормозом. В этом случае сначала нужно потянуть ручной тормоз, а уж затем поставить рычаг переключения передач в режим Р. Тем самым вы снимаете дополнительную нагрузку с механизма блокировки выходного вала автоматической коробки переключения передач.

Современная АКПП — 6 передач

Разрабатывались они гораздо позже, это современное поколение. Лет так 5 — 7 назад ставились только на представительские машины, но сейчас есть буквально на каждом Солярисе.

Не буду растягивать статью сразу перейдем к положительным моментам этой трансмиссии:

  • Практически не заметные переключения, толчков почти нет
  • Динамичный разгон, без «затупов»
  • Расход топлива на низком уровне, буквально как на механических КПП. Это реально большой плюс, потому как эффективность может составлять до 20 — 30%
  • Здесь меньше масла
  • НА трассе можно передвигаться с высокими скоростями, куда большими, чем 120 км/ч как на старых АКПП. Причем мотор «реветь как зверь» не будет, обороты будут в пределах 3000. Это означает — что расход на трассе будет минимальным

Вроде как вот он очевидный выбор — ЭТО ЖЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРОГРЕСС, СКОРОСТЬ в конце-концов. НО здесь друзья все печально с надежностью и ресурсом. Минусов причем понятных для меня у этих автоматов очень много:

  • Начнем с того что этот автомат — НЕОБСЛУЖИВАЕМЫЙ, то есть у него нет поддона как у старых «автоматов», вы не можете его просто так разобрать и посмотреть что внутри.
  • Многие дилеры вам твердят что они необслуживаемые, вообще. То есть не нужно менять масло, оно там на весь срок службы. ПРОСТО КОШМАР какой-то
  • Если вы все же добрались до замены масла, то вы не можете сменить фильтр. А при больших пробегах он реально забивается, ваша АКПП начинает пинаться
  • Опять же, просто так, не можете добраться до гидроблока и соленоидов
  • ДА и вообще обслужить самому коробку (залезть внутрь) не получится. ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНО! Нет поддона — нужно снимать и «половинить» ее, а это разобрать половину машины
  • Радиатор совмещен с радиатором двигателя. Зачастую охлаждения просто не хватает

Технические характеристики АКПП Хендай A6GF1, вышедшей в свет в 2009 году:

  • тип – гидроавтомат;
  • объем ДВС – до 2.0;
  • крутящий момент – до 160 Нм;
  • объем смазывающей жидкости – 7,3 л;
  • оригинальное масло – Hyundai ATF SP-IV;
  • периодичность замены смазки – 60000 км;
  • ориентировочный ресурс – 250 тысяч км.

6 ступенчатый автомат Киа Рио не обошли пролемы в начале производства, посел доработак ресурс не вызывает соменений. Возможные проблемы с ранними коробками:

  • сильная зависимость срока службы от манеры передвижения на авто (резвые разгоны губят муфту гидротрансформатора);
  • невысокий ресурс гидроблока (ремонт может понадобиться при пробеге до 100 тысяч);
  • быстрый выход из строя датчиков оборота при постоянном перегреве коробки;
  • слабые шлицы чашки дифференциала (затянувшаяся пробуксовка приводит к срезанию).

Автоматическая коробка передач / kia rio / руководство kia

Общие сведения
Работа с автоматической коробкой передач

Для нормального движения вперёд включите режим «D» (движение).

Для перевода рычага переключения режимов из положения «Р» (стоянка), необходимо повернуть ключ зажигания в положение «ON», полностью нажать педаль тормоза и нажать предохранительную блокирующую кнопку.

Для плавного переключения рычага переключения режимов из положения «N» (нейтраль) в положение движения вперёд или назад полностью нажмите педаль тормоза.

Предупреждение

Не нажимайте педаль акселератора, если включён режим заднего хода «R» или любой режим движения вперёд, и при этом нажата педаль тормоза.

Для остановки автомобиля на подъёме или спуске не используйте двигатель. Пользуйтесь основным или стояночным тормозом.

Не переключайте режим движения из положения «N» (нейтраль) или «Р» (стоянка) в положение «1», «2», «D» (движение) или «R» (задний ход), если двигатель имеет частоту вращения выше холостого хода.

Ошибки при использовании акпп

Ресурс АКПП Киа Рио, да и других автомобилей, зависит от особенностей использования коробки. Среди типичных ошибок в эксплуатации:

  • переключение рычага КПП в положение «D» или «R» без полной остановки автомобиля;
  • использование положения «N» при кратковременных остановках, что приводит к гидроудару и быстрому выходу из строя (режим предназначен для перестановки сломанного авто и непродолжительной буксировки, служит для разблокировки колес);
  • переключение на «нейтралку» при движении на скорости (чревато остановкой мотора и, как следствие, отключение гидроусилителя рулевого колеса и усилителя тормозов);
  • буксировка авто на большие расстояния (отсутствие достаточной смазки, подающейся к узлам под давлением, приводит к их износу);
  • попытки запуска мотора «с толкача» (автомат от этого теряет в ресурсе, хотя способ помогает завести ДВС).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *