Принятие федеральных законов: кто и как принимает в РФ, стадии, правила и сроки

Автор: | 08.07.2024

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принятие федеральных законов: кто и как принимает в РФ, стадии, правила и сроки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Процесс принятия федерального конституционного закона (ФКЗ) состоит из нескольких этапов. Вначале инициатива законопроекта может исходить как от Президента Российской Федерации, так и от парламента. Затем происходит подготовка, обсуждение и опубликование проекта закона.

Принятие и опубликование

Конституционные основы принятия федеральных законов закреплены в Федеральном конституционном законе (ФКЗ) «О законодательной подготовке и принятии федеральных законов», который определяет процесс законотворчества.

Процесс принятия федеральных законов состоит из нескольких этапов. Во-первых, инициатива законопроекта может исходить от Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных организаций и граждан.

Далее законопроект проходит ряд фаз, таких как подготовка к первому чтению, обсуждение на комитете Государственной Думы, внесение поправок, голосование в первом и втором чтении. После того как закон был принят во втором чтении, он передается на подпись Президенту Российской Федерации.

Нюансы действия ФЗ во времени

После подписания действующим президентом России и официального опубликования нового закона на первых полосах Российской газеты и в свежих изданиях Собрания законодательства РФ, он начинает действовать во всех российских регионах. Период действия правового акта отсчитывают со дня вступления его в юридическую законную силу, а заканчивают — с даты ее утраты.

ФЗ перестает действовать по различным причинам. Это не зависит от тех должностных лиц, кто принимает новый федеральный закон в РФ.

Одной из наиболее частых является окончание срока действия этого документа.

Чаще ФЗ не имеет обратной силы. Однако бывают и исключения из этого правила.

Так, согласно ст. 10 УК РФ, новый ФЗ, который смягчает наказание преступника, имеет обратную силу.

То есть, этот документ распространяется на деяния, которые были совершены до его вступления в юридическую силу.

Подготовка к введению федерального закона в силу

Подготовка к введению федерального закона в силу представляет собой последнюю стадию процедуры принятия закона. В этом этапе законопроект пройдет обсуждение и проголосование в Государственной Думе.

Совет Федерации рассматривает законопроект после его принятия Государственной Думой. На заседании Совета Федерации обсуждаются все основные вопросы, связанные с данным законопроектом.

Совет Федерации может принять решение о возвращении законопроекта для доработки Государственной Думе или о его дальнейшем рассмотрении, если считает, что есть необходимость в дополнительном изучении вопроса.

После обсуждения и принятия решения о дальнейшем рассмотрении законопроекта в Совете Федерации, он возвращается в Государственную Думу. В случае, если законопроект был возвращен для доработки, Государственная Дума вносит необходимые изменения и повторно проголосовывает по нему.

Роль Совета Федерации

Совет Федерации играет важную роль в процессе принятия федеральных законов в Российской Федерации. Этот орган законодательной власти представляет интересы субъектов России и обладает рядом основных функций и полномочий, связанных с законодательством.

Одной из главных функций Совета Федерации является участие в обсуждении и принятии федеральных законов. Совет Федерации имеет право инициировать рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Эта инициатива должна быть согласована с Президентом России.

Важным этапом рассмотрения законопроектов в Совете Федерации является подписание Федерального закона Президентом. После подписания Федеральный закон направляется на официальную публикацию, и только после этого он приобретает силу закона.

Процедура рассмотрения законопроектов в Совете Федерации основывается на пленарных заседаниях, где проводится обсуждение и голосование. В ходе обсуждения законопроекта субъекты Российской Федерации могут высказывать свое мнение и предлагать вносить изменения.

Совет Федерации также играет важную роль в контроле за соблюдением конституционных основ федерального законодательства. Он осуществляет контроль за соблюдением законов и поддерживает баланс между интересами федерации и субъектов.

Таким образом, Совет Федерации является ключевым органом в процессе принятия федеральных законов в России. Он участвует во всех основных этапах этого процесса — от инициирования законопроектов до подписания Федерального закона Президентом и его вступления в силу.

Процедура принятия Федеральных законов

Процесс принятия федерального законодательства осуществляется по определенной процедуре, предусмотренной Конституцией Российской Федерации. От правительства или инициативы федерального собрания законопроект направляется на рассмотрение в одну из палат Федерального собрания — Государственную думу или Совет Федерации.

В Государственной думе или Совете Федерации проводятся обсуждения и голосования по законопроекту. Для принятия федерального закона требуется большинство голосов от общего числа депутатов, заседающих на заседании палаты Федерального собрания.

После принятия законопроекта в одной из палат Федерального собрания, он направляется в другую палату для повторного рассмотрения и голосования. Если законопроект был принят в обоих палатах Федерального собрания, он передается на подпись Президенту Российской Федерации.

Президент, в свою очередь, может подписать закон или отправить его на повторное рассмотрение в Федеральное собрание. Если Президент отказывается подписывать закон, он возвращает его в Федеральное собрание, где может быть принят снова большинством голосов.

Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе

Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе – это важный этап в процедуре принятия законов. Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания Российской Федерации и входит в законодательную власть страны. Она осуществляет законотворческую функцию, принимает решения по вопросам разработки и принятия законодательных актов.

Законопроекты рассматриваются в Государственной Думе согласно установленного порядка. Вначале проекты законов рассматриваются на комитетах, которые специализируются по различным областям законодательства. Комитеты проводят подробное изучение проекта, обсуждают его положительные и отрицательные стороны, а также проводят публичные слушания, где представители общественности могут высказать свои мнения.

После рассмотрения на комитетах, законопроекты передаются на пленарные заседания Государственной Думы. На пленарных заседаниях депутаты Государственной Думы обсуждают проекты законов, выносят на обсуждение предложения и исправления, голосуют за принятие или отклонение проекта. Для принятия решения требуется простое большинство голосов.

Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе – это сложный и ответственный процесс, который требует участия и деятельного участия каждого депутата. В результате рассмотрения законопроекта на пленарных заседаниях Государственной Думы принимается окончательное решение о его принятии или отклонении.

Процесс принятия закона в Российской Федерации состоит из нескольких стадий, на каждой из которых проводятся определенные формальные процедуры. Весь законодательный процесс начинается с подготовки законопроекта, который может быть разработан Правительством Российской Федерации, депутатами Государственной Думы или Совета Федерации.

После подготовки законопроекта он проходит рассмотрение на первом чтении в Государственной Думе. На этой стадии депутаты могут внести поправки или дополнения к тексту законопроекта после чего проводится обсуждение и голосование.

Если законопроект пройдет голосование на первом чтении, то он переходит на второе чтение, на котором уже проводится более детальное обсуждение и голосование по отдельным статьям и пунктам. В ходе второго чтения также можно вносить поправки и дополнения.

После принятия законопроекта на втором чтении в Государственной Думе, он передается на рассмотрение в Совет Федерации, где также проводятся первое и второе чтения с обсуждением и голосованием.

По итогам рассмотрения законопроекта в Совете Федерации принимается окончательное решение о его принятии. Если законопроект был принят обеими палатами Парламента, он передается на подпись Президенту Российской Федерации. Президент может либо подписать законопроект и принять его, либо вернуть его на доработку Парламенту с указанием возражений.

Законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации. При этом установлен строго определенный круг субъектов законодательной инициативы. В законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной Думы Федерального Собрания.

Действующая российская Конституция четко определила трех участников законодательного процесса: это Президент, Совет Федерации, Государственная Дума.

Согласно Конституции, право принятия федеральных и федеральных конституционных законов принадлежит исключительно Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат. Государственная Дума – нижняя палата – отражает прямое представительство всего населения страны. Что же касается Совета Федерации, то структура верхней палаты основана на федеративном устройстве нашего государства. Конституцией оговорено, что палаты работают раздельно; при этом даже заседают они в различных зданиях Москвы.

Законодательная инициатива

Правом разрабатывать проекты федеральных законов и вносить их на рассмотрение в Государственную Думу обладают Президент и Правительство России, депутаты, члены Совета Федерации, региональные и республиканские парламенты, а также высшие судебные органы нашей страны.

Они могут выступить с законодательной инициативой, поставить вопрос о необходимости разработки и принятия конкретного нормативно-правового акта. Государственная Дума обязана рассматривать законопроекты, внесенные представителями перечисленных органов власти.

Подготовка документов к общественному и парламентскому обсуждению должна начинаться с определения потребности общества, государственных органов, учреждений и предприятий в формировании новых правовых норм. Если всестороннее изучение общественной практики, научных сведений, предложений различных инстанций, политических партий и объединений, отдельных граждан свидетельствует о необходимости принятия нового закона, то его разработку следует инициировать.

Формулировать положения создаваемых нормативных актов могут различные органы государственной власти. Как правило, при этом применяется так называемый отраслевой принцип, когда каждый конкретный законопроект готовит то ведомство или министерство, которое курирует данную сферу. Этот принцип не всегда безупречен, поскольку специалисты федеральных учреждений могут не учитывать интересы представителей бизнеса или смежных отраслей.

Пример 1

Например, чиновники от здравоохранения ратуют за увеличение бюджетного финансирования больниц и поликлиник, с чем далеко не всегда согласятся, например, финансисты.

Поэтому в некоторых случаях, чтобы избежать перегибов в ту или другую сторону при разработке законопроектов, создаются специальные комиссии, в обязанности которых входит нахождение компромисса между всеми заинтересованными сторонами.

Законодательная инициатива президента

Президент РФ обладает правом вето. Это значит, что он может отклонить законопроект, который ему дали для подписания. Таким образом, он обязан с ним ознакомиться и выдвинуть свои предложения или замечания. После этого проект снова попадает к депутатам Госдумы.

На практике депутаты принимают все поправки президента и повторно отправляют проект на рассмотрение членам верхней палаты, а потом на подписание. Стоит отметить, что подобный круговорот может продолжаться бесконечно.

Таким образом, право вето служит последней инстанцией на пути к подписанию документа. Если президент не уверен, что проект закона будет полезным, он отклоняет его. Однако эта мера также служит возможностью показать отношение к конкретно взятой инициативе, чтобы сохранить рейтинг президента при принятии непопулярных мер. Такое уже было сделано несколько раз во время второго президентского срока В.В. путина.

Внесение поправок в законы

Периодически к действующим федеральным законам вносят поправки. Они необходимы, если изданный ранее закон потерял эффективность, появились новые ситуации, которые также нужно предусмотреть в ФЗ и так далее. Также иногда оказывается, что после публикации закона он противоречит действующему праву. Тогда требуется внести соответствующие поправки.

Все поправки надо вносить в установленном порядке. Они являются новым федеральным законом, который вносит изменения в действующий. Таким образом, депутатам придется обсудить все нововведения, а также предоставить проект в верхнюю палату для одобрения. После этого президент подписывает ФЗ, и он публикуется.

К одному правому акту может быть неограниченное количество поправок. В частности, в кодексы они постоянно вносятся, исходя из изменяющихся реалий.

Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» либо «Парламентской газете». ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.

Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» либо «Парламентской газете». ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *