Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2024 году

Автор: | 06.08.2024

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Некоторые контрольные мероприятия отменили вместе с проведением плановых проверок. На текущий момент и в 2024 году представители контролирующих органов не могут проводить мероприятия, которые представлены в таблице.

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок

Обычно выездной контроль длится не более двух месяцев. Но мероприятия могут продолжаться и до четырех месяцев, а в особых случаях (например, при наличии десятка и более обособленных подразделений) — до полугода.

Первый этап проверки — вынесение решения о начале выездного контроля. Важно, чтобы такое решение было подписано руководителем той ИФНС, сотрудники которой выполняют проверку, либо его заместителем. Срок проведения выездной налоговой проверки отсчитывается с даты, когда было принято решение.

В указанный день проверяющие сотрудники приезжают на территорию компании. Они изучают документы первичного учета, опрашивают персонал и выполняют другие процедуры в отдельном помещении, которое обязан выделить налогоплательщик.

Когда проверка завершается, составляется справка с датой окончания выездного контроля, а в течение следующих двух месяцев — акт о результатах проверки в двух экземплярах. Если были выявлены нарушения, ИФНС выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Процедуры, возможные при проверке

Главная цель выездного контроля — определить, правильно ли начислены и уплачены налоги. Для этого налоговики прибегают к разным процедурам:

  • Запрашивают документы. Регистры бухгалтерского и налогового учета, передаточные акты, счета-фактуры, договоры с поставщиками и другие платежные документы. Срок предоставления —10 дней.
  • Требуют документы у контрагентов. Если компания входит в категорию высокого налогового риска, у контрагентов тоже запрашивают документы. Чаще всего смотрят договоры, платежные поручения, счета-фактуры.
  • Допрашивают свидетелей. Другой инструмент, который налоговики часто используют при выездной проверке — допрос физических лиц. Обычно допрашивают сотрудников предприятия, в том числе главного бухгалтера, директора, топ-менеджеров. По окончанию допроса оформляют протокол.
  • Назначают экспертизы. Если для разъяснения отдельных вопросов требуются специальные познания, к налоговому контролю привлекают экспертов. Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить подлинность подписей на документах. Экспертиза всегда назначается постановлением проверяющего лица.
  • Проводят выемку документов и предметов. Если налогоплательщик не предоставляет документы по требованию проверяющих лиц, то они вправе их изъять. Это касается документов не только проверяемой компании, но и контрагентов. Важно, что выемка проводится только в присутствии самого налогоплательщика или его представителя, с обязательным участием понятых.
  • Осматривают помещения. Другая процедура, которая часто проводится при выездном контроле — осмотр территории. Налоговики осматривают склады, магазины, производственные и другие помещения, которые используются компанией. Обратите внимание, что во время осмотра проверяющие лица вправе изучать данные, которые находятся в компьютерах.
  • Выполняют инвентаризацию имущества налогоплательщика. Если налоговики подозревают, что фактическое имущество и финансовые обязательства налогоплательщика не соответствуют его бухгалтерской отчетности, проводится инвентаризация. Важно, что она выполняется только с привлечением материально ответственных лиц компании, а результаты вносятся в опись.

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Выездная проверка проводится представителями ИФНС, как и раньше, на основании ст. 89 НК РФ, на территории организации. Однако формулировки указанной статьи существенно изменились.

Так, если плательщик налога подал декларацию с уточненными данными и сумма налога в ней – к уменьшению, ранее выездная проверка могла проводиться повторно строго по периоду предоставления декларации (п. 10 ст. 89). Теперь же, согласно п.п. 2, предметом проверки является «правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка)».

Если отвлечься от некоторой расплывчатости новой формулировки, то выводы такие:

  • ранее повторная выездная проверка могла вылиться, по сути, в новую проверку всех показателей за период;
  • теперь чиновники имеют право проверять только откорректированные показатели.

Еще один важный нюанс: ранее налогоплательщик имел право по умолчанию не отсылать документы в инспекцию повторно. Теперь он может поступить также, однако, обязан в срок 10 дней уведомить контролирующий орган, что уже выполнил свои обязанности. При этом в уведомлении подробно указываются все реквизиты переданных ранее в инспекцию документов. Правило касается любых проверок, в том числе и выездных.

Несмотря на тот факт, что в Налоговом Кодексе РФ четкого понятия нет, это исследование все равно делится на несколько типов. Разберем каждый из них.

  • Конкретная. Затрагивается только одна сделка. И это наиболее безопасный для самой организации вариант. Налоговиков будет интересовать не вся налогооблагаемая деятельность, а только выбранный договор. Именно в нем, по мнению сотрудников, и скрываются нарушения. И в любом случае, даже если оно действительно есть, то это не так страшно. Самое неприятное, помимо стандартного штрафа – это потенциальное аннулирование. Но что интересно, обычно внимание ФНС привлекает в этом варианте не сама проверяемая организация, а контрагент. Просто поднять сведения через вторую сторону легче, безопаснее и быстрее. Чем работать с самим потенциальным обвиняемым.
  • Выборочная. Это уже неприятнее. Такой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены целые вертикали, пласты деятельности. Обычно выбирается одна. Актуально для компаний, которые работают сразу в нескольких сферах. Удобно то, что другие отрасли на момент проведения мероприятия никак не страдают, не приостанавливают свою деятельность. Но исследование будет в любом случае весьма дотошным. И несмотря на то что запрос будет касаться одной вертикали, будьте готовы предоставить доступ налоговикам в любое место. Даже на склады, которые с этой сферой практически не связаны.
  • Общая. Самый неприятный, затяжной и болезненный для фирмы вариант. И что досаднее всего, назначается он с изрядной частотой. Ведь для выборочного аналога нужно как минимум иметь четкие подозрения про конкретную отрасль. А они есть не всегда. Вот и приходится проходиться по всей фирме в целом, что уловить, где конкретно прячется нарушение. И как это часто бывает, вместо одного, на которое и было подозрение, находятся десятки новых. Учитывая, как происходит выездная проверка, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке – докопаться смогут до всех «серых» точек предприятия. Поднимается вся первичная документация, полностью анализируются договора поставок. Рассматриваются даже бухгалтерские проводки, кассовые и учетные журналы. Легко могут проверить склад на соответствие реальной составляющей ТМЦ и их документным отражением.

Результаты процедуры, итоговые акты

По завершении сбора информации и доказательной базы, выявлению и анализу все сопутствующие документации эпилогам становится специальный акт. Его форма – КНД 1165010. Фактически он является своего рода подтверждением, что процедура была успешно завершена. Она передается руководителю или владельцу компании. И в ней также указывается предмет изысканий. А это очень важно. По закону предъявить претензия по любой отрасли или сделки невозможно, если ВПН по ней уже проходила. Этого своеобразный щит, если, конечно, не будут выявлены нарушения.

После передачи документа вся полученная информация будет тщательно анализироваться. И итогом будет уже другой акт – КНД 1160098. Он сообщит, были ли допущены ошибки, есть ли отклонения от норм, будут ли применяться санкции. Его составление занимает время, но не более 2 месяцев.

Какие документы необходимы

Для проведения выездной налоговой проверки в 2024 году необходимо предоставить следующие документы:

— Свидетельство о государственной регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя;

— Учредительные документы (устав, договор о создании, протокол общего собрания и т.п.);

— Документы, подтверждающие право собственности на имущество или пользование им (договор купли-продажи, договор аренды и т.п.);

— Бухгалтерская отчетность за период, включающий годы, подлежащие проверке;

— Документы, подтверждающие получение и расходование средств (квитанции, акты выполненных работ, договоры с поставщиками и т.п.);

— Лицензии, разрешительные документы и сертификаты, если это необходимо для осуществления предпринимательской деятельности;

— Документы, свидетельствующие о зарегистрированных налоговых режимах (УСН, ОСН и т.п.);

— Документы, отражающие движение товарно-материальных ценностей (накладные, акты сдачи-приемки, инвентаризационные ведомости и т.п.).

Процедура проведения выездной налоговой проверки

Процедура выездной налоговой проверки включает несколько этапов:

1. Подготовительный этап
На этом этапе налоговые органы определяют цели и задачи проверки, разрабатывают план проверки, формируют проверочную комиссию, которая будет осуществлять проверку.
2. Уведомление
Организация или индивидуальный предприниматель получает уведомление о назначении выездной налоговой проверки. В уведомлении указывается цель проверки, перечень документов, которые должны быть предоставлены, и дата начала проверки.
3. Проведение проверки
Во время проверки налоговые органы проверяют достоверность и полноту предоставленной информации, правильность учета доходов и расходов, наличие и правильность уплаты налогов.
4. Составление акта проверки
По результатам проверки составляется акт проверки, в котором указываются выявленные нарушения, размеры утраченных доходов и задолженности перед бюджетом.
5. Решение по результатам проверки
На основании акта проверки налоговые органы принимают решение о возможности начисления дополнительных налогов или санкций, а также о возможности возбуждения административного или уголовного дела.
6. Проведение мероприятий по исполнению решения
В случае вынесения решения об уплате дополнительных налогов или санкций, организация или индивидуальный предприниматель должны исполнить указанные в решении требования и уплатить задолженность.

Проведение выездной налоговой проверки позволяет гарантировать соблюдение налогового законодательства и сохранение справедливости в налоговой сфере.

Чем поможет сопровождение выездных проверок?

Облегчить для себя процедуру прохождения такой проверки и заодно ускорить её можно, если своевременно (то есть сразу же, как только Вам пришло уведомление) обратиться к налоговому адвокату. Наши специалисты немедленно начнут готовить Вас к предстоящему мероприятию. В первую очередь – это выработка позиции по потенциальным рискам, сбор необходимых данных у контрагентов, изучение текущего положения дел.

Также налоговый адвокат может в деталях расписать, что именно будет происходить, причём как в ситуации проведения проверки исключительно силами ФНС РФ, так и в тех случаях, когда к ней привлекают сотрудников ОЭБиПК. Последнее означает, что к самой проверке подойдут более жёстко: гарантированно будет обследование помещения, допросы, выемка документов, психологическое давление на сотрудников и прочее. Понимание ситуации и того, чего можно ожидать, позволяет лучше справиться с происходящим.

Как проходит выездная налоговая проверка

1. Начало проверки

Первым этапом выездной налоговой проверки является подготовка и объявление сотрудниками налоговой службы о предстоящей проверке. Предприятие, на которое назначена проверка, получает уведомление с указанием даты начала и продолжительности проверки.

2. Проведение аудита

Следующий этап – аудит предприятия. Сотрудники налоговой службы проверяют финансовую отчетность, налоговые декларации и другие документы, связанные с налогообложением. Они анализируют правильность заполнения и подачи документов, а также собирают дополнительную информацию, необходимую для проведения проверки.

3. Уточнение информации

На этом этапе инспекторы уточняют детали налогового учета, задают вопросы представителям предприятия и запрашивают дополнительные документы и данные. Они могут обращаться к предприятию, кредиторам, клиентам, партнерам и другим лицам, связанным с деятельностью предприятия, чтобы получить полную информацию для проверки.

4. Составление заключения

По окончании проверки налоговая служба подводит итоги в виде заключения. В нем указываются выявленные нарушения, ошибки в налоговом учете, суммы дополнительных платежей, которые должны быть учтены, а также рекомендации по устранению выявленных проблем.

5. Реагирование на результаты проверки

После получения заключения предприятие должно принять меры, указанные в рекомендациях налоговой службы, чтобы устранить нарушения и ошибки. Также предприятие может обжаловать результаты проверки в суде, если считает, что проверка проведена с нарушениями или имеются неправомерные требования со стороны налоговой службы.

В случае выездной налоговой проверки в 2024 году будут учтены только года, предшествующие этому периоду. Инспекторы налоговой службы будут анализировать документы и деятельность предприятия за предыдущие годы с целью проверки соответствия законодательству и выявления нарушений.

Какие нарушения могут обнаружить

В ходе ревизии инспекторы выявляют различные бухгалтерские и налоговые нарушения. К распространенным относятся:

  1. Применение схем ухода от уплаты налогов.
  2. Взаимодействие с сомнительными контрагентами — например, использование организаций-однодневок для повышения расходов и вывода денег.
  3. Неправильное оформление документации от поставщиков — отсутствие подписей, печатей, применение устаревших бланков, что становится причиной непринятия расходов и вычетов по НДС.
  4. Нарушения по списанию доходов в крупных холдингах — они должны распределяться пропорционально выручке каждой организации, входящей в группу компаний.
  5. Отсутствие документации — непредоставление бумаг не освобождает от проверки.

Какова длительность выездной налоговой проверки

Длительность выездной налоговой проверки может быть разной и зависит от различных факторов. Она может варьироваться от нескольких дней до нескольких месяцев.

В среднем, для малых и средних предприятий, проверка может занимать примерно 4-6 недель. Однако, это время может быть продлено, если у налоговых органов возникнут дополнительные вопросы или необходимость более подробной проверки финансовых документов.

Для крупных предприятий или организаций, проверка может продолжаться несколько месяцев или даже год. Такие проверки обычно проводятся в случае выявления серьезных нарушений или признаков налоговых махинаций.

Окончательное решение о длительности проверки принимается налоговыми органами на основе сложности и объема проверяемых операций, а также на основе результатов предварительного анализа деятельности организации.

В случае необходимости, налоговые органы также могут запросить продление срока проверки, если это потребуется для полного исследования финансовых операций и выявления возможных нарушений налогового законодательства.

Сроки проверок налоговых органов в 2024 году: подробности и информация

В 2024 году налоговые органы проведут ряд проверок, чтобы контролировать исполнение налоговых обязательств со стороны организаций и граждан. Проверки будут осуществляться в соответствии с законодательством и в определенный период времени.

Согласно информации, предоставленной налоговыми органами, период проверок в 2024 году будет отличаться в зависимости от категории налогоплательщика.

Категория налогоплательщика Период проверки
Физические лица с 1 января по 31 декабря
Индивидуальные предприниматели с 1 января по 31 декабря
Малые и средние предприятия с 1 января по 31 декабря
Крупные предприятия с 1 января по 31 декабря

Таким образом, как только налоговый период начнется, налоговые органы будут проводить проверки в течение всего года. Важно помнить, что налоговые проверки могут быть запланированными или незапланированными, а их проведение осуществляется в рамках правил и процедур, установленных законодательством.

Если вы являетесь налогоплательщиком, важно быть готовым к возможным проверкам налоговых органов в 2024 году. Регулярное следование законодательству и своевременное и точное предоставление налоговой отчетности помогут снизить вероятность и негативные последствия проверки. Кроме того, рекомендуется получить консультацию у специалистов, чтобы лучше понимать свои права и обязанности перед налоговыми органами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *