70. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ: ЗАДАЧИ И КОМПЕТЕНЦИЯ

Автор: | 30.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «70. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ: ЗАДАЧИ И КОМПЕТЕНЦИЯ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.

Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, их задачи и функции

Органы дознания — государственные органы и их должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

К органам дознания относятся (ст. 40 УПК РФ): органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы Федеральной службы судебных приставов; органы Федеральной службы исполнения наказаний; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ; органы ФСБ России; органы ФСО России; органы СВР России; таможенные органы РФ.

На органы дознания возлагается: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223 УПК РФ); выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ); исполнение письменных поручений следователей о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Полномочия органов дознания при производстве расследования преступлений определяются характером уголовного дела.

Если по уголовному делу предварительное следствие обязательно (круг таких дел определяется ч. 2 ст. 150 УПК РФ), то в их полномочие входит возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности. После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

По уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), орган дознания правомочен возбудить уголовное дело и произвести по нему необходимые следственные и процессуальные действия, предусмотренный УПК РФ, в полном объеме, применить к лицу установленные законом меры процессуального принуждения, а по окончании дознания составить обвинительный акт или обвинительное постановление и направить материалы уголовного дела прокурору, для последующего направления их в суд.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, которому начальник органа дознания или его заместитель поручил производство расследования уголовного дела.

Дознаватель уполномочен принимать дело к своему производству, самостоятельно производить по нему процессуальные действия, оценивать по своему внутреннему убеждению доказательства по уголовному делу, принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора, осуществлять иные полномочия (ст. 41 УПК РФ).

Дознание производится (ч. 3 ст. 151 УПК РФ): дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3–6 настоящей части; дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), ч. 1 и 2 ст. 322, ч. 1 ст. 323 УК РФ; дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ; дознавателями органов Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1,2 ст. 261 УК РФ; следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, совершенных лицами, указанными в пп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 настоящей статьи.

Непосредственное руководство дознанием осуществляет начальник подразделения дознания, который возглавляет соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (ст. 40.1 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания, по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям, уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщений о преступлениях, принятие по нему решений, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 40.1 УПК РФ).

При осуществлении этих полномочий начальник подразделения дознания вправе проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномочен давать поручения начальнику подразделения дознания и дознавателю о производстве дознания и неотложных следственных действий, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

В органах и учреждениях Федеральной службы исполнений наказаний руководителями органов дознания являются начальники исправительных колоний, воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов. Они своими приказами назначают на должности дознавателей специально выделенных работников из числа начальствующего состава возглавляемых ими учреждений.

Ряд должностных лиц: капитаны морских (речных) судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, — не являясь органами дознания, тем не менее, уполномочены, при наличии повода и оснований, возбуждать уголовные дела по факту установления преступления, совершенного на морских (речных) судах, находящихся в дальнем плавании, по месту дислокации партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских учреждений и дипломатических представительств. Кроме того, уголовно-процессуальный закон возлагает на них обязанности по выполнению неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:

  • Главного судебного пристава РФ.
  • ОВД Российской Федерации.
  • Оперативные подразделения ФСБ РФ.
  • Главного военного пристава.
  • Федеральную пограничную службу.
  • Главных судебных приставов субъектов РФ.
  • Командиров соединений, воинских частей.
  • Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
  • Органы противопожарной службы России.
  • Начальников военных гарнизонов или учреждений.

Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:

  • Прокуратуры.
  • ОВД.
  • ФСБ.

При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.

С каждым годом отмечается появление новых сложностей в деятельности следственной системы. Преступники все чаще сегодня действуют изощренно, используют при правонарушениях методы, значительно затрудняющие их исследование и раскрытие. В связи с этим руководству органов прокуратуры рекомендовано применять специализацию в ходе расследования дел об умышленных убийствах, взяточничестве, хищении имущества и прочих сложных с доказательной точки зрения проступках.

Это на практике значит, что одна группа специализируется на раскрытии преступлений, которые связаны с бытовыми конфликтами, другая – с ущемлением личностных прав, третья – с получением взяток и так далее. При выборе категории дел и назначении сотрудников для их ведения необходимо учитывать степень их квалификации и опыт, профессиональную ориентацию, то есть предрасположенность следователя к расследованию конкретного вида правонарушения. Как показывает практика, при грамотно организованной специализации повышается эффективность раскрытия преступлений, считающихся сложными по доказательной стороне и юридической оценке.

  1. § 1. Дискуссионные вопросы понятии правоприменительной практики и ее социальные истоки
  2. Классификационные задачи
  3. ОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ( ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ)
  4. 13.1. Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом
  5. Валютная система, ее модификации. Элементы валютной системы
  6. § 2. Понятие, система и общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации
  7. § 3. Основные этапы развития российской судебной системы[149]
  8. § 4. Основные этапы становления и развития органов внутренних дел в России
  9. § 1. Понятие, формы предварительного расследования в России, их сходство и различия
  10. § 4. Понятие, задачи и система органов предварительного следствия
  11. § 2. Организационно-правовые аспекты сотрудничества правоохранительных органов России с зарубежными государствами в борьбе с организованной преступность
  12. §1. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и основные направления их использования в уголовном судопроизводстве
  13. § 1. Предмет, природа и задачи криминалистики в зарубежных странах
  14. § 1. Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики
  15. § 2. Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук
  16. Понятие уголовного процесса (уголовного судопроизводства). Соотношение уголовного процесса (уголовного судопроизводства) с иными видами деятельности
  17. § 1. Понятие, предмет и задачи уголовного права России
  18. 3.3. Оперативно-розыскные мероприятия в системе криминалистических рекомендаций по тактике и методике доказывания
  • Правила и срок предварительного следствия по уголовному делу
  • Дознание и предварительное следствие. Приостановление и окончание предварительного следствия
  • Статья 151 УПК РФ: порядок рассмотрения сообщения о преступлении
  • Сокращенная форма дознания — что это? Особенности дознания в сокращенной форме
  • Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия
  • Домашний арест как мера пресечения. Условия домашнего ареста
  • Обязательство о явке, образец заполнения. Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:

  • предварительное следствие (гл. 22, ст. 162 — 170 УПК РФ);
  • дознание (гл. 32, ст. 223 — 226 УПК РФ).

Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:

  • единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
  • одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
  • идентичные средства государственного принуждения;
  • дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
  • деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
  • доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).

Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».

Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).

Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.

Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.

Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Территориальный критерий подследственности характеризует место производства предварительного расследования, т.е. территориальную компетенцию органа дознания или следствия

По делам о преступлениях, указанных в ч. 2 статьи 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

  • следователями Следственного комитета Российской Федерации;
  • следователями органов федеральной службы безопасности;
  • следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

По делам о преступлениях, указанных в ч. 3 статьи 151 УПК РФ дознание производится:

  • дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;
  • дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;
  • дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов;
  • дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
  • следователями Следственного комитета Российской Федерации;
  • дознавателями таможенных органов Российской Федерации.

В нормах, закрепленных в ч. ч. 5 и 6 ст. 151 УПК РФ, использован альтернативный признак подследственности, суть которого заключается в установлениях закона, в силу которых предварительное расследование по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования, принадлежащими к различным ведомствам.

Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы.

Органы предварительного следствия: задачи и полномочия

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; оперативный розыскной следствие дознание

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации – по уголовным делам.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 224-ФЗ, вступающим в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования, в подпункте “а” пункта 1 части второй статьи 151 цифры “185 – 185.5,” будут заменены цифрами “185 – 185.6,”.

Положения части второй статьи 151 в редакции Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ, касающиеся изменения подследственности преступлений, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2011 года (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ).

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 – 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 – 133, 136 – 149, 198 – 199.2, 170.1, 185 – 185.5, 205, 205.1, 205.2, 208 – 212, 215, 215.1, 216, 217, 227, 237 – 239, 246 – 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 263, 263.1, 269, 270, 271, 279, 282, 282.1, 282.2, 285 – 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298 – 305, 317, 318, 320, 321, 328, 332 – 354 и 356 – 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью.

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

2) следователями органов федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй – четвертой, 189, 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 275 – 281, 283, 284, 322 частью второй, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Положения части второй статьи 151 в редакции Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ, касающиеся изменения подследственности преступлений, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2011 года (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ).

3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой – третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 134, 135, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй – четвертой, 159 частями второй – четвертой, 160 частями второй – четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью третьей, 166 частями второй – четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частью второй, 172, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 188 частями второй – четвертой, 191 – 193, 195 – 197, 201, 202, 204 – 206, 208 – 210, 213 частью второй, 215.2, 215.3, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 225 – 227, 228 частью второй, 228.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частью второй, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 – 274, 290 – 293, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частью второй и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации.

4) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй – четвертой (в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ), 228 частью второй, 228.1, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Предварительное следствие — форма досудебного расследования.

Во время данной процедуры происходит установление, уточнение обстоятельств, требующих доказывания.

Полученные в результате сведения становятся основанием для вынесения решения в суде.

УПК (ст. 73) определяет, что установлению подлежат:

  • событие происшествия (время, место и т.д.);
  • виновность лица;
  • степень вреда, причиненного пострадавшей стороне;
  • факты, исключающие преступность действий;
  • факты, смягчающие или отягчающие вину;
  • иные обстоятельства.

Глава 22 УПК устанавливает законодательный регламент проведения процедуры.

Органы предварительного расследования

На сегодняшний день в Российской Федерации существуют структуры, имеющие статус «орган предварительного следствия». Данные подразделения входят в систему разных исполнительных ведомств. Чтобы разобраться, какие существуют полномочия органов предварительного следствия, нужно выделить их виды. Таким образом, на сегодняшний день в РФ существуют следующие следственные органы:

— Следственный комитет Российской Федерации.

— Следственный департамент Министерства внутренних дел РФ.

— Следственные органы Федеральной службы безопасности России.

— Следственные органы прокуратуры.

— Следственные органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Данный перечень закреплен в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Таким образом, лишь представленные выше структуры могут осуществлять предварительное расследование криминальных правонарушений. Дабы разобраться, какими особенностями наделены данные органы, нужно рассмотреть суть каждого из них в отдельности.

Дознание как форма предварительного расследования

Расследование в форме дознания по уголовным делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде.

В п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ изложен исчерпывающий перечень составов преступлений, уголовные дела о которых отнесены к компетенции органов дознания. Это такие составы преступлений, как, например, кража без особо квалифицирующих признаков, мошенничество без квалифицирующих признаков, хулиганство без особо квалифицирующих признаков, вандализм и др., а всего более 100 составов преступлений.

Пунктом 2 части 3 статьи 150 УПК РФ прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю.

Указание прокурора о производстве дознания может содержаться в отдельном письменном распоряжении прокурора о проведении дознания по делу, которое уже возбуждено. Как правило, указание прокурор дает на стадии возбуждения уголовного дела, однако подобные указания не исключаются и при расследовании преступлений. Основания для таких указаний в законе отсутствуют, поэтому прокурор с учетом сложившейся ситуации и в интересах объективного, всестороннего и в короткие сроки расследования уголовного дела принимает подобное решение.

В частности, из материалов дела может следовать, что орган дознания при производстве неотложных следственных действий (по делу небольшой и средней тяжести, по которому обязательно следствие) выполнил необходимые и достаточные для окончания расследования действия и передача дела для производства следствия является формальностью. Такое полномочие прокурора позволяет освободить органы следствия от расследования дел, не обладающих процессуальной сложностью, для производства по которым достаточно компетенции органа дознания.

С другой стороны, в соответствии с ч. 4 ст. 150 УПК РФ по письменному указанию прокурора предварительное следствие может производиться и по делам, по которым по общему правилу проводится дознание.

Производство дознания дифференцировано на две разновидности:

  • общий порядок дознания (гл. 32 УПК РФ);
  • сокращенная форма (гл. 32.1 УПК РФ).

По делам частного обвинения производство дознания осуществляется только в случаях, когда дознавателем принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора, при наличии основания о неспособности пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу его зависимого, беспомощного состояния либо невозможности самостоятельно установить преступника в силу иных причин (ч. 4 ст. 20 УПК РФ). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319 УПК РФ).

Современная система следственных органов России

В прошлом году мы отмечали 300 лет со дня издания Петром Великим типового Наказа об учреждении системы следственных канцелярий 9 декабря 1717 года. «Новое – это хорошо забытое старое», и наше обращение к истокам образования первых в России вневедомственных следственных органов ещё раз это подтверждает. Сама идея образования вневедомственного следственного органа возникла еще в 1713 году в ходе проведения Петром Великим экономических реформ. Именно тогда были учреждены первые специализированные следственные органы России – «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с уже упомянутым Наказом были подчинены и подотчётны непосредственно Петру I.

Вам может понравиться => Сертификат Акций Гермес-Полис

Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовной преступности. В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 года заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период не рассматривался.

Следствие в уголовном процессе – собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие – собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений).

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

  • •Раздел 1. Общие положения курса 1
  • •Правоохранительные органы
  • •Cодержание
  • •Тема 6. Судебная система российской федерации 82
  • •Тема 21. Адвокатура в российской федерации 348
  • •Раздел 5. Система органов уголовной юстиции зарубежных государств 371
  • •Тема 22. Правоохранительные органы зарубежных стран 371
  • •Тема 1. Сущность учебного курса «Правоохранительные органы в рф». Основные понятия 468
  • •Раздел 1. Общие положения курса
  • •Раздел 1. Общие положения курса.
  • •2. Соотношение курса «Правоохранительные органы рф» с другими юридическими дисциплинами.
  • •3. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы России
  • •Тема 2.Правовые акты, изучаемые в учебном курсе «правоохранительные органы рф»
  • •1. Нормативные акты органов государственной власти, регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов.
  • •2. Классификации нормативных актов, изучаемых в учебном курсе «Правоохранительные органы рф».
  • •1. Нормативные акты органов государственной власти, регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов
  • •2. Классификации нормативных актов, изучаемых в учебном курсе «Правоохранительные органы рф»
  • •Тема 3.Основные понятия в учебном курсе «правоохранительные органы рф»
  • •1. Основные понятия и их определения в учебном курсе «Правоохранительные органы рф».
  • •1. Основные понятия и их определения в учебном курсе «Правоохранительные органы рф»
  • •Раздел 2. Судоустройство
  • •2. Признаки судебной власти
  • •3. Функции органов судебной власти
  • •Тема5. Судья, статус судей, арбитражные и присяжные заседатеЛи
  • •2. Порядок наделения судей полномочиями
  • •1. Объявление об открытии вакансии в средствах массовой информации
  • •2. Подача заявления лицом, желающим занять должность судьи
  • •3. Сдача квалификационного экзамена
  • •4. Получение рекомендации квалификационной коллегии судей
  • •5. Согласование кандидатуры с председателем соответствующего суда и оформление представления
  • •6. Назначение федеральных судей, назначение, избрание мировых судей
  • •7. Принесение присяги
  • •3. Судья. Требования, предъявляемые к судьям федеральных судов
  • •4. Особенности правового статуса судей Конституционного Суда рф,судей военных судов, мировых судей Судьи Конституционного Суда рф
  • •Судьи военных судов рф
  • •Мировые судьи рф
  • •5. Срок полномочий судьи. Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи Срок полномочий судей
  • •Приостановление полномочий судьи
  • •Прекращение полномочий судьи
  • •Отставка судьи
  • •6. Органы судейского сообщества
  • •7. Квалификационные коллегии судей: их полномочия, порядок формирования и состав
  • •Порядок формирования квалификационных коллегий судей
  • •8. Присяжные и арбитражные заседатели
  • •8.1. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
  • •8.2. Составление списков присяжных заседателей
  • •8.3. Подбор жюри присяжных для рассмотрения конкретного дела
  • •8.4. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжных заседателей
  • •8.5. Права и обязанности присяжных заседателей
  • •8.6. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям
  • •8.7. Формирование и утверждение списков арбитражных заседателей
  • •Тема6. Судебная система российской федерации
  • •1. Понятие и характерные черты судебной системы рф
  • •2. Простота и доступность правосудия в судах для населения
  • •3. Единство статуса судей в судах
  • •2. Звено судебной системы. Компетенция суда
  • •3. Судебные инстанции
  • •4. Судебный состав, осуществляющий правосудие
  • •Тема7. Федеральные суды общей юрисдикции
  • •2. Состав и структура Верховного Суда рф
  • •3. Пленум Верховного Суда рф, его состав и компетенция
  • •4. Президиум Верховного Суда рф
  • •5. Коллегии Верховного Суда рф
  • •6. Аппарат Верховного Суда рф
  • •7. Председатель Верховного Суда рф. Председатели судебных коллегий Верховного Суда рф
  • •Тема 7.2. Судебный департамент при верховном суде российской федерации
  • •2. Статус и полномочия Судебного департамента
  • •3. Система органов Судебного департамента и структура его центрального аппарата
  • •4. Порядок назначения работников Судебного департамента и их правовое положение
  • •Тема 7.3. Федеральный суд общей юрисдикции субъекта рф (верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа)
  • •2. Президиумы и судебные коллегии областных и равных им судов, их состав
  • •3. Председатель областного и равного ему суда, его заместители и председатели судебных коллегий
  • •4. Компетенция Федерального суда общей юрисдикции субъекта рф
  • •Тема 7.4. Районный (городской) суд
  • •2. Состав районного суда
  • •3. Председатель районного суда
  • •4. Аппарат районного суда
  • •5. Компетенция районного суда
  • •Тема 7.5. Военные суды
  • •2. Система, структура и состав военных судов
  • •3. Подсудность дел военным судам
  • •Тема 8. Арбитражные суды рф
  • •2. Система арбитражных судов. Система судебных инстанций в арбитражных судах. Разграничение подсудности между арбитражными судами разных звеньев
  • •1. Апелляционная инстанция в арбитражном процессе
  • •2. Кассационная инстанция в арбитражном процессе
  • •3. Надзорная инстанция в арбитражном процессе
  • •3. Полномочия и структура арбитражных судов рф
  • •Тема9. Конституционный суд российской федерации
  • •1. Назначение и компетенция Конституционного Суда рф.
  • •2. Состав и структура Конституционного Суда рф.
  • •1. Назначение и компетенция Конституционного Суда рф
  • •2. Состав и структура Конституционного Суда рф
  • •Тема10. Суды субъектов рф. Мировые судьи в рф
  • •2. История института мировых судей в России
  • •3. Место мировых судей в судебной системе рф
  • •4. Компетенция мировых судей
  • •Тема11. Понятие правосудия и принципы его осуществления
  • •Признаки правосудия
  • •2. Виды судопроизводств и формы осуществления правосудия
  • •3. Понятие принципов правосудия. Система принципов правосудия
  • •3.1. Обеспечение доступа к правосудию
  • •3.2. Равенство граждан перед законом и судом
  • •3.3. Законность построения судебной системы и осуществления правосудия
  • •3.4. Независимость судей и подчинение их только закону
  • •3.5. Гласность судебного разбирательства
  • •3.6. Национальный язык судопроизводства
  • •3.7. Процессуальное равноправие сторон и состязательность
  • •3.8. Обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью
  • •3.9. Участие в судопроизводстве представителей общества
  • •Раздел 3. Государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность
  • •2. Система, структура и состав органов прокуратуры рф
  • •3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры рф
  • •4. Кадры органов прокуратуры рф
  • •5. Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры рф
  • •Тема13. Министерство внутренних дел рф, органы внутренних дел и иные подразделения в его системе
  • •2. Общая характеристика системы Министерства внутренних дел рф
  • •3. Милиция в Российской Федерации
  • •4. Органы предварительного следствия системы Министерства внутренних дел рф
  • •5. Внутренние войска Министерства внутренних дел рф
  • •Тема14. Федеральная служба безопасности рф
  • •2. Основные направления деятельности и задачи органов и пограничных войск федеральной службы безопасности
  • •3. Система федеральной службы безопасности и структура ее органов
  • •Тема15. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее органы
  • •Руководство и коллегия фскн России
  • •2. Система органов и структура центрального аппарата Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • •3. Прохождения службы в органах Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • •Тема 16. Таможенные органы
  • •2. Система и структура таможенных органов, их задачи и основные направления деятельности
  • •3. Компетенция таможенных органов
  • •Тема 17.Министерство юстиции рф
  • •2. Задачи Министерства юстиции рф и его положение в системе органов исполнительной власти
  • •3. Функции Министерства юстиции рф и его органов
  • •4. Система органов и структура Министерства юстиции рф. Учреждения и организации Министерства юстиции рф
  • •Тема 18. Служба судебных приставов рф
  • •2. Система службы судебных приставов рф
  • •3. Порядок назначения и освобождения от должности судебных приставов. Требования к лицам, назначаемым на должность судебного пристава
  • •4. Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов
  • •Тема19. Органы, осуществляющие предварительное расследование
  • •2. Формы предварительного расследования. Подследственность уголовных дел
  • •4. Органы, осуществляющие дознания. Компетенция органов дознания
  • •Раздел 4. Профессиональные юридические объединения
  • •1. Нотариат. Задачи, функции и правовые основы нотариата в рф
  • •2. Нотариальная контора. Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата. Взаимодействие нотариусов и нотариальных палат с органами Министерства юстиции рф
  • •4. Нотариальный округ. Нотариальное делопроизводство. Нотариальные действия
  • •Тема 21. Адвокатура в российской федерации
  • •1. Понятие адвокатуры. Организация адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации
  • •2. Приобретение статуса адвоката. Приостановление и прекращение статуса адвоката
  • •3. Права и обязанности адвокатов
  • •Участие адвоката по уголовным делам
  • •Участие в суде по гражданским делам в качестве представителей истцов, ответчиков, других лиц, участвующих в деле
  • •Участие в производстве по делу об административном правонарушении
  • •Оказание юридической помощи индивидуальным предпринимателям, организациям, учреждениям, предприятиям различных форм собственности
  • •4. Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов
  • •5. Порядок оплаты труда адвокатов
  • •Раздел 5. Система органов уголовной юстиции зарубежных государств
  • •2. Англия и Уэльс
  • •3. Бельгия
  • •4. Германия
  • •5. Греция
  • •6. Дания
  • •7. Ирландия
  • •8. Испания
  • •9. Италия
  • •10. Люксембург
  • •11. Нидерланды
  • •12. Португалия
  • •13. Финляндия
  • •14. Франция
  • •Судебная система России*
  • •Система федеральных судов рф
  • •Система судов общей юрисдикции
  • •Мировые судьи (суды общей юрисдикции субъектов рф) (Ст. 1 фз «о мировых судьях в рф»)
  • •Федеральные гражданские (общие) суды
  • •Система федеральных арбитражных судов
  • •Суды субъектов Российской Федерации
  • •Звено судебной системы
  • •Верховный суд рф Высший арбитражный суд рф
  • •Судебная инстанция при осуществлении правосудия
  • •Кассационную (или вторую) инстанцию осуществляют
  • •Надзорная инстанция
  • •Пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам
  • •Структура судов высшего звена судебной системы
  • •Структура Верховного суда рф
  • •Компетенция президиума верховного суда рф
  • •Президиум Верховного Суда рф
  • •Компетенция кассационной коллегии верховного суда рф
  • •Кассационная коллегия Верховного Суда рф
  • •Компетенция судебных коллегий по гражданским и уголовным делам верховного суда рф
  • •Компетенция военной коллегии верховного суда рф
  • •Структура Высшего арбитражного суда рф
  • •Органы, осуществляющие материально- техническое и организационное обеспечение деятельности судов рф
  • •Структура федеральных судов общей юрисдикции субъектов рф (среднее звено)
  • •Структура судов общей юрисдикции и арбитражных судов низшего звена
  • •Состав судов высшего звена
  • •Состав судов среднего звена судебной системы
  • •Состав федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов низшего звена
  • •Структурные подразделения судов
  • •Cтруктура генеральной прокуратуры рф
  • •Структура центрального аппарата министерства внутренних дел рф
  • •Структура центрального аппарата министерства юстиции рф
  • •Cистема органов и учреждений юстиции рф
  • •Программа учебного курса «Правоохранительные органы рф»
  • •Тема 1. Сущность учебного курса «Правоохранительные органы в рф». Основные понятия
  • •Тема 2. Законодательные и иные нормативные источники учебного курса «Правоохранительные органы в России»
  • •Тема 3.Судебная власть и судебная система в России
  • •Тема 4.Понятие правосудия и принципы его осуществления
  • •Тема 5.Статус судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей
  • •Тема 6.Система судов общей юрисдикции России
  • •Тема 7.Арбитражные суды рф
  • •Тема 8. Конституционный суд Российской Федерации
  • •Тема 9.Суды субъектов рф
  • •Тема 10.Прокуратура
  • •Тема 11.Органы предварительного расследования
  • •Тема 12.Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации
  • •Тема 13.Федеральная служба безопасности и иные органы государственной безопасности рф
  • •Тема 14.Органы Федеральной службы рф по контролю за оборотом наркотиков
  • •Тема 15.Министерство юстиции рф и его органы
  • •Тема 16.Адвокатура
  • •Тема 17.Нотариат
  • •Тема 18.Суд и прокуратура отдельных государств (по выбору)
  • •Список рекомендуемой учебно-методической литературы для изучения учебного курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»
  • •Нормативный материал
  • •Нормативные акты
  • •Вопросы для подготовки к экзамену
  • •Правоохранительные органы
  • •634050, Г.Томск, пр. Ленина, 34а, тел. (382-2) 53-33-35

ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ и ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;
  • категория уголовных дел, отнесенных законодательно к подследственности;
  • субъект предварительного расследования;
  • сроки досудебного производства по уголовному делу;
  • процедура окончания предварительного следствия или дознания;
  • итоговое решение следователя или дознавателя.
  • об опасных преступлениях;
  • об общественно опасных деяниях, совершенных лицами, которые в силу своих психических или физических недостатков не могут самостоятельно осуществлять право на защиту;
  • о преступлениях, совершенных лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступных действий;
  • о преступлениях невменяемых.

К органам предварительного следствия относятся Следственный Комитет РФ и подчиненные ему органы, Следственный департамент МВД России и соответствующие структуры, а также следственные подразделения органов Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Следственный Комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (убийства, изнасилования), о налоговых преступлениях, по фактам совершения преступлений против правосудия, преступлений, совершенных сотрудниками органов государственной власти, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и другие.

Ранее в статье автор указал тот факт, что существуют органы следствия в системе прокуратуры. Но достаточно небольшой процент людей знает, что они собой представляют.

Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Органы предварительного следствия: понятие и полномочия

Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Структура Органов Предварительного Следствия 2021

1. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются — органы предварительного следствия) обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

12. Главные следственные управления (управления, отделы) при министерствах внутренних дел, при главных управлениях (управлениях) внутренних дел по субъектам Российской Федерации возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел, заместители начальников главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации — начальники главных следственных управлений (управлений, отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации (за исключением лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации).

За прошедшие годы было разрешено множество самых острых проблем, стоявших перед следствием МВД России. Со временем выстроена эффективная система противодействия организованной преступности. На всех уровнях, включая федеральный, образованы специализированные подразделения (следственные отделы, части) по расследованию организованной преступной деятельности. Существенно расширились процессуальные полномочия следователя и руководителя следственного органа. Значительно возросла численность подразделений следствия, и улучшился их качественный состав.

Сегодня отмечают профессиональный праздник следователи органов внутренних дел. Начало современной истории органов предварительного следствия в системе МВД России положил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. № 1237-VI «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *