Правовое регулирование труда медицинских работников

Автор: | 31.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование труда медицинских работников». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Первый вопрос, который может возникнуть у руководителя медицинской организации, а обязательно ли вообще заключать трудовые договоры с врачами и медсестрами или можно обойтись гражданско-правовыми соглашениями об оказании услуг? Гражданско-правовые отношения являются более свободными для обеих сторон, они не требуют соблюдения исполнителем жесткой трудовой дисциплины, но и не предполагают предоставления гарантий трудовых прав (отпуск, оплата больничных и т.д.) Поэтому соблазн обойтись именно таким способом оформления отношений всегда велик.

Комментарий к ст. 350 ТК РФ

1. Труд медицинских работников интенсивен и требует значительного физического и нервного напряжения, что обусловлено высокой ответственностью за жизнь и здоровье человека. Поэтому в трудовом законодательстве для указанной категории работников предусмотрено сокращение продолжительности рабочего времени. По общему правилу продолжительность рабочего времени всех без исключения медицинских работников не должна превышать 39 часов в неделю.

2. Нормы о сокращении рабочего времени для отдельных категорий работников здравоохранения установлены некоторыми специальными федеральными законами. Так, отдельным категориям медицинских работников, занятым на работах с химическим оружием, предусмотрена 24-часовая и 36-часовая рабочая неделя (в зависимости от группы работ) в соответствии со ст. 5 Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием. Перечень должностей (профессий) работников учреждений здравоохранения, занятых на работах с химическим оружием (ХО), предусмотренных ч. 2 (первая группа работ) и ч. 3 (вторая группа работ) ст. 1 Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, утвержден Приказом от 19.12.2002 Минздрава России N 386 и Российского агентства по боеприпасам N 714. Сокращается продолжительность рабочего времени медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи в соответствии с Законом о предупреждении распространения туберкулеза, а также работникам здравоохранения, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей, согласно Закону о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции.

3. Конкретная продолжительность сокращенного рабочего времени медицинских работников дифференцирована в зависимости от вида и специфики работы, от степени вредности и опасности условий, в которых она осуществляется, и определена Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», причем в нем указаны только те работники, продолжительность рабочего времени которых составляет менее 39 часов в неделю в связи с работой в неблагоприятных условиях.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ 36-часовая рабочая неделя установлена, в частности, врачам, в т.ч. врачам — руководителям структурного подразделения (кроме врача-статистика), среднему (кроме медицинского регистратора архива, медицинского статистика) и младшему медицинскому персоналу инфекционных больниц, отделений, палат, кабинетов, кожно-венерологических диспансеров, отделений, кабинетов, осуществляющих работу по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных;

— врачам, в т.ч. руководителям структурного подразделения (кроме врача-статистика), среднему и младшему медицинскому персоналу лепрозориев;

— отдельным категориям медицинских работников лечебно-профилактических учреждений (больниц, центров, отделений, палат) по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; врачам, в т.ч. руководителям отделения, кабинета (кроме врача-статистика), среднему (кроме медицинского регистратора архива, медицинского статистика) и младшему медицинскому персоналу психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, палат и кабинетов (в т.ч. детских), осуществляющих работу непосредственно по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных;

— старшим врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи, станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи городов Москвы и Санкт-Петербурга; фельдшерам или медицинским сестрам по приему вызовов и передаче их выездной бригаде станции (отделения) скорой медицинской помощи, станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи городов Москвы и Санкт-Петербурга; врачам-психиатрам; среднему и младшему медицинскому персоналу, занятым на работах по оказанию медицинской помощи и эвакуации граждан, страдающих психическими заболеваниями, а также среднему и младшему медицинскому персоналу, выполняющему работы непосредственно по эвакуации инфекционных больных станций (отделений) скорой медицинской помощи, станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, отделений выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц; некоторым категориям медицинских работников организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы, в т.ч. врачам-эпидемиологам, врачам-вирусологам, врачам-бактериологам, среднему и младшему медицинскому персоналу, работающим непосредственно с живыми культурами (зараженными животными), а также врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, занятым на работах в отделе особо опасных инфекций, и некоторым иным категориям медицинских работников определенных организаций и учреждений здравоохранения.

33-часовая рабочая неделя предусмотрена: для врачей лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов), проводящих исключительно амбулаторный прием больных; врачей и среднего медицинского персонала физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов, работающих полный рабочий день на медицинских генераторах ультракоротковолновой частоты «УКВЧ» мощностью свыше 200 Вт; врачей-стоматологов, врачей-стоматологов-ортопедов, врачей-стоматологов-ортодонтов, врачей-стоматологов детских, врачей-стоматологов-терапевтов, зубных врачей, зубных техников (кроме врача-стоматолога-хирурга, врача — челюстно-лицевого-хирурга) стоматологических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов).

Подведем итог вышесказанному:

  • Медицинская организация обязана оформлять трудовые договоры с медицинскими работниками.
  • Трудовой договор составляется в письменной форме, любые изменения в него вносятся путем подписания дополнительного соглашения, кроме случаев производственной и организационной необходимости.
  • В трудовом договоре обязательно должны быть согласованы существенные условия (трудовая функция, режим рабочего времени и отдыха, размер заработной платы, место работы и др.), а также могут содержаться дополнительные условия в зависимости от ситуации.
  • Принципиально важно правильно указать должность и специальность медработника в строгом соответствии с Единым квалификационным справочником или профстандартом.

В связи с реформированием системы здравоохранения были оптимизированы (закрыты) многие медицинские учреждения и исследовательские центры РАН, что повлекло в свою очередь сокращение числа медицинских работников. В связи этим из-за нехватки кадров врачи вынуждены работать сверхурочно, за пределами установленного для них графика рабочего времени, в выходные и праздничные дни. Также из-за низких зарплат многим медицинским работникам приходится совмещать профессиональную деятельность и работать на нескольких ставках в одной или нескольких медицинских организациях [1]. Все вышеизложенное влияет на психоэмоциональное состояние медицинских работников, от которого зависит квалификационный уровень оказания медицинской помощи пациенту.

Ответственность медицинских работников и медицинских организаций, предусмотренная за качество оказываемых ими медицинских услуг (помощи), отражена в ряде законодательных и нормативно-правовых актах Российской Федерации (РФ), среди которых: ст. 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2], ст. 515 Гражданского кодекса РФ [3], Трудовое законодательство [4]. В соответствии с представленными законодательными и нормативно-правовыми актами РФ медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи [2], обязаны возместить моральный вред за физические или нравственные страдания пациента [3], подвергаются дисциплинарным взысканиям в виде замечания, выговора или увольнения за неисполнение или ненадлежащее исполнение медицинским работником по вине администрации возложенных на него трудовых обязанностей [4]. Административная ответственность наступает в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и статьями: 6.2. «Незаконное занятие народной медициной», 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и 13.14. «Разглашение информации с ограниченным доступом» [5]. Целая группа составов преступлений, за которые медицинские работники несут ответственность, зафиксирована и в Уголовном кодекс РФ (далее — УК РФ) [6]. Так, УК РФ в ч. 2 ст. 109 предусматривает «наложение ответственности за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей», в ст. 118 — «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности», а также cодержит квалифицирующий состав для лиц, исполняющих свои профессиональные обязанности: в ч. 4 ст. 122 — «наложение ответственности за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей», в ст. 124 — «неоказание помощи больному», в ст. 235 — «незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности», в ст. 293 — «халатность». В связи с вышеназванными особенностями ответственности медицинских работников можно сделать вывод об их особом трудовом статусе [7].

Однако, в соответствии с социологическим опросом [8], проводимым среди работников скорой медицинской помощи (далее СМП), работающих в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Республике Коми и имеющих стаж работы от 3 лет и более, среди респондентов: 58% отмечают недостаток правовых знаний и только 46,4% считают свои правовые знания достаточными для исполнения своих профессиональных обязанностей [8]. Несмотря на то что нормативные документы о работе СМП доступны 84,1% респондентам, их положения понятны 75,9% из них [8]. В связи с этим среди наиболее частых вопросов врачей, задаваемых юристам, являются следующие: сколько времени врач должен работать; должна ли оплачиваться работа в часы, не предусмотренные основным графиком (переработка), и если «да», то когда и в каких случаях; нормальным ли является административное требование работать в выходные и праздничные дни; сколько времени врач должен работать за пределами основного графика работы (сверхурочно или по совместительству); правильно (допустимо) ли для врача работать без перерывов, без отпусков и без выходных дней?

Увольнение медицинских работников, так же как и переводы, производятся с соблюдением общих правил, т.е. в случаях и в порядке, установленных законом.

Повышенные требования, предъявляемые к медицинским работникам, т.е. необходимость иметь специальное образование, обусловливает наличие некоторой специфики и в вопросах, связанных с увольнением. Действующим трудовым законодательством не допускается, как правило, увольнение работников в связи с отсутствием у него специального образования при условии, что он справляется с возложенными на него обязанностями. Иначе решается вопрос в отношении медицинских работников. Для занятия врачебных должностей наличие специального медицинского образования является обязательным. Зачисления на эти должности лиц, не имеющих соответствующего образования, являются грубейшим нарушением закона, и, следовательно, указанные лица подлежат увольнению.

Некоторыми авторами предлагается закрепить в законодательном порядке увольнение за однократное ненадлежащее исполнение медперсоналом трудовых обязанностей, которое вызвало или могло вызвать тяжелые последствия для здоровья больного. Оценочное понятие тяжести последствий для здоровья больного должно быть основано на заключении комиссии специалистов.

Важно иметь в виду, что при принятии работодателем решения о прекращении трудового договора с медицинским работником в случае невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций эти работники имеют право на переподготовку в соответствии с п. 6 ст. 63 Основ.

Поэтому прекращение трудового договора с медицинским работником по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и по п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не должно допускаться, если он дал согласие на переподготовку по другой специальности или на перевод на другую работу по специальности, полученной им при переподготовке.

13.1. Врачи, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

13.2. Лица, получившие медицинскую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а также после получения лицензии на занятие, определенными Министерством здравоохранения Российской Федерации, видами деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

13.3. Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

13.4. В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в соответствии с законодательством. Возмещение ущерба не освобождает медицинских работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов в составе Российской Федерации.

13.5. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

13.6. В случае причинения вреда здоровью медицинских работников при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга им возмещается ущерб в объеме и порядке, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

13.7. В случае гибели работников государственной и муниципальной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие в размере 120 месячных должностных окладов.

13.8. На выпускников медицинских высших учебных заведений, прибывших на работу в сельские лечебно-профилактические учреждения по направлению, распространяются порядок и условия выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные учебные заведения.

13.9. Лечащий врач — это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении.

Лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования.

Лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача последний должен содействовать выбору другого врача.

Лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законного представителя приглашает консультантов и организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного.

Лечащий врач единолично выдает листок нетрудоспособности сроком до 30 дней.

Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения.

Лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов в составе Российской Федерации.

Особые требования к заключению трудового договора с медицинскими работниками

Медицинские работники являются специальным субъектом трудового права ввиду особого характера и условий их деятельности, что обусловливает необходимость применения дифференцированного подхода при заключении с ними трудового договора.

Среди особенностей медицинской деятельности можно выделить: ее рисковый и творческий характер, значительную неопределенность, возможность принятия самостоятельных и независимых решений, властный характер, осуществление надзора за пациентом, наличие доверительных отношений между врачом и пациентом. Данные особенности медицинской деятельности рождают ее особую публичную (конституционную) значимость, на что обратил внимание в своем решении Конституционный Суд РФ.

Далеко не все вышеназванные особенности закреплены в Трудовом кодексе РФ и иных федеральных законах, однако они вытекают из самой природы медицинской деятельности. Это обуславливает необходимость применения дифференцированного подхода к медицинским работникам при регулировании их труда, в том числе и при заключении трудового договора.

Наименование должности

Из-за строгости лицензионных требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, наименование должностей не может быть произвольным. На этот счет Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н утверждена «Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Особенности регулирования труда медицинских работников

Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников установлены ст. 350 Трудового кодекса РФ. Это:

  1. сокращенная продолжительность рабочего времени;
  2. возможность увеличения продолжительности работы по совместительству работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, по решению Правительства РФ, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей;
  3. возможность предоставления дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков отдельным категориям медицинских работников.

Рассмотрим эти особенности более подробно. Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством РФ. В настоящее время в этих целях применяется Постановление от 14.02.2003 N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (далее — Постановление N 101).

Согласно данному документу для медицинских работников установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности:

  • 36 часов в неделю установлены для медработников:
  • инфекционных больниц, отделений, палат, кабинетов; кожно-венерологических диспансеров, отделений, кабинетов;
  • лепрозориев;
  • противочумных учреждений (центры, станции, отделения, отделы, лаборатории, институты);
  • станций и отделений переливания крови;
  • лечебно-исправительных учреждений для принудительного лечения лиц, страдающих наркоманией и хроническим алкоголизмом;
  • организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения и некоторых других.
  • 33 часа в неделю установлены для медработников:
  • лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов);
  • физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов;
  • стоматологических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов) и т.д.
  • 30 часов в неделю предоставляются медработникам:
  • работающим с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений;
  • патолого-анатомических отделений бюро (институтов), отделений, лабораторий, прозекторских, моргов;
  • туберкулезных (противотуберкулезных) организаций здравоохранения и их структурных подразделений и т.д.
  • 24 часа в неделю — медицинским работникам, непосредственно осуществляющим гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Порядок действий при переводе работника.

Далее существует два варианта развития событий.

  1. Если работник отказался от перевода или у работодателя отсутствуют вакансии, соответствующие рекомендациям, указанным в медицинском заключении, а срок такого перевода не превышает 4 месяцев, работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности). Отстранение от работы оформляется приказом в произвольной форме. Он может выглядеть следующим образом.
Общество с ограниченной ответственностью «Белая линия»
14 февраля 2011 г. г. Саранск ПРИКАЗ № 21 об отстранении от работы.
В связи с невозможностью исполнения трудовых обязанностей Шишкиной Валентиной Сергеевной в соответствии с медицинским заключением от 14.02.2011, отказом от временного перевода, на основании ст. 73 Трудового кодекса РФ ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Отстранить от работы на период с 14.02.2011 по 16.05.2011 Шишкину Валентину Сергеевну, уборщицу производственных помещений. 2. Не начислять заработную плату Шишкиной В. С. в период отстранения. 3. Начальнику отдела кадров Дубницкой Н. Р. ознакомить Шишкину В. С. с настоящим приказом. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на начальника отдела кадров Дубницкую Н. Р.
Директор Марков /Марков Л. Ж./ С приказом ознакомлены: Уборщица производственных помещений Шишкина /Шишкина В. С./ Начальник отдела кадров Дубницкая /Дубницкая Н. Р./ Главный бухгалтер Дудько /Дудько О. Г./

Защита персональных данных работника

Персональные данные определяются в ТК РФ как информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Вводится также понятие «обработка персональных данных работника», которое определяется как получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника (ст. 85 ТК РФ).

Защите персональных данных работника посвящена гл. 14 ТК РФ, нормы которой в целом соответствуют ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, установившей, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну, защиту своей чести и доброго имени. В ст. 24 Конституции установлено, что сбор, хранение, использование информации о частной жизни гражданина без его согласия не допускаются, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено законом. С этими конституционными нормами корреспондируют международно-правовые акты. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., а также Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и такие международно-правовые акты регионального уровня, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г., Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. и др. В указанных актах установлено право на уважение частной и семейной жизни, признаны незаконными какие бы то ни было посягательства на честь и достоинство человека.

Среди соответствующих международно-правовых актов определенную роль играет Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 г., в которой под персональными данными понимается информация, касающаяся конкретного или могущего быть идентифицированным лица («субъекта данных»). Статья 7 этой Конвенции обязывает лиц, осуществляющих сбор персональных данных, принимать надлежащие меры для охраны персональных данных, накопленных в автоматизированных базах данных, от случайного или несанкционированного разрушения или случайной утраты, а равно от несанкционированного доступа, изменения или распространения.

В нашей стране приняты одновременно Федеральные законы от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и N 152-ФЗ «О персональных данных». Из Федерального закона «О персональных данных» следует, что его основной целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 2). В этом Законе (ст. 3) дано следующее определение: персональные данные — это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Таким образом, основная направленность норм названных Федеральных законов и гл. 14 ТК РФ выражается в обеспечении правовой защиты персональных данных граждан. В сфере трудовых отношений указанные нормы распространяются на субъекта персональных данных — работника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем, который в силу своего положения располагает сведениями о фактах, событиях, обстоятельствах жизни работника.

С целью ограждения работника от сбора персональных данных, которые могут быть использованы для его дискриминации по политическим, национальным, имущественным или иным обстоятельствам, не связанным с трудовыми отношениями, в ст. 86 ТК РФ предусмотрены общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты.

Важным требованием для защиты персональных данных, соблюдение которого необходимо при обработке персональных данных работника, является необходимость все персональные данные работника получать у него самого.

Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть поставлен об этом в известность заранее и от него следует получить письменное согласие.

Кроме того, работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере получаемых персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.

Кроме приведенных требований, ст. 86 ТК РФ устанавливает, что работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях, его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, а также о его частной жизни.

В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия.

На возникающий вопрос, что следует понимать под частной жизнью, ответ необходимо искать в Конституции РФ. «Во всяком случае, — как правильно говорится в комментарии к ст. 24 Конституции Российской Федерации, — к конфиденциальной информации о частной жизни следует отнести сведения о расовом, национальном и социальном происхождении лица, данные о его духовном мире, об отношении к религии, о взглядах, мнениях и убеждениях, о морально значимом поведении, данные о неофициальном общении и межличностных связях, семейных и интимных отношениях, сведения о принадлежности его к общественным объединениям, о здоровье, имуществе, доходах, о профессиональной деятельности, иные факты его биографии и жизни, которые он считает невозможным опубликовать. Лишь само лицо вправе определять, какие именно сведения имеют отношение к его частной жизни и какова степень чувствительности для него той информации, раскрытие которой повлечет для него душевную боль или моральный ущерб».

В сфере трудовых отношений не все данные о частной жизни работника необходимы работодателю, а только такие, которые непосредственно касаются труда конкретного работника.

Персональные данные, в том числе данные о частной жизни работника, охватывают всю информацию, необходимую работодателю для оформления трудовых отношений, их изменения и прекращения, которую принято также называть «анкетные данные». К ним, в частности, относятся: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, паспортные данные; сведения об образовании, имеющихся навыках, повышении квалификации, наличии ученых степеней и званий, научных трудов; сведения о предыдущей трудовой деятельности; информация о получаемом вознаграждении за труд. В ряде законодательных актов предусмотрены специальные требования относительно персональных данных работника. Так, например, на основании п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке сведения о себе и своей семье, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющемся объектом налогообложения, об обязательствах имущественного характера.

В особых случаях, в зависимости от характера выполняемой работы, необходима специальная информация о работнике. Например, этим объясняется принятие Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», которым установлена обязательная дактилоскопическая регистрация для ряда категорий работников.

Составление трудового договора с медицинским работником

По сути, трудовое соглашение с медицинским работником состоит из реквизитов обеих сторон, а также перечня обязательных и дополнительных условий. В соответствии с 57 статьей Трудового Кодекса РФ, в документе обязательно должна содержаться информация о следующем:

  • о месте, где будет работать гражданин. В документе должно фигурировать полное название медицинского учреждения. Если речь идет о его структурном подразделении, то должно также фигурировать название этого подразделения;
  • трудовая функция. В документе должна значиться занимаемая должность, а также квалификация и полный перечень выполняемых функций;
  • конкретная разновидность работы, которая будет поручена гражданину (если перечень соответствующих пунктов был установлен для представителей определенных специальностей на законодательном уровне в Российской Федерации, он не может быть расширен по желанию работодателя);
  • дата, в которую был заключен трудовой договор и причины, в связи с которыми это случилось. Если речь идет о срочном соглашении, указывается также срок, до которого она будет действовать;
  • условия оплаты трудовой деятельности сотрудника. Они включают в себя все поощрения, премии и налоговые отчисления;
  • режим рабочего времени и отдыха;
  • условия, которые определяют характер работы;
  • условие об обязательном социальном страховании сотрудника.

НТВП «Кедр — Консультант»

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Трудовые споры » Об особенностях оформления трудовых отношений с медработником, проводящим предрейсовый осмотр

Распечатать

В 2014 – 2021 г.г. в нашей организации по договору ГПХ работал медицинский работник (проводила предрейсовый и послерейсовый осмотр). При проверке ФСС настаивает, что этот договор можно приравнять к трудовому, т.к. она работала ежедневно (за месяц по 30-31 час) и длительное время.

Вопрос

Можно ли сослаться на то, что у нас нет лицензии на медицинскую деятельность и только по этой причине медработник не состоит в штате организации?

Ответ юриста.

Проведение предрейсового и послерейсового медосмотров можно организовать одним из следующих способов.

1. Работодатель принимает на работу медицинского работника, предварительно включив в штатное расписание должность такого специалиста. Данный вывод основан на ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

В этом случае необходимо учитывать следующее:

— работник, который будет проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, должен, в частности, иметь высшее и (или) среднее профессиональное образование (п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров);

— работодатель обязан получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам. Отметим, что организации, входящей в частную систему здравоохранения на территории инновационного , такая лицензия не потребуется. Данные выводы следуют из п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном , п. п. 1, 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного ), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 99-ФЗ (далее — Положение о лицензировании), Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Отметим, что долгое время позиция официальных органов и судов по вопросу о необходимости получения работодателем лицензии в приведенной ситуации оставалась неоднозначной. Однако в п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, вступившего в силу с 01.05.2015, прямо установлено требование о наличии такой лицензии у работодателя, в штате которого состоит работник, проводящий предрейсовые и послерейсовые медосмотры.

2. Работодатель заключает с организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, договор на оказание соответствующих медицинских услуг. Это следует из п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Необходимо учесть, что у такой организации должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающая выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым). Данный вывод следует из п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, п. 3 Положения о лицензировании, Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

ТК РФ Статья 121. Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:

время фактической работы;

время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;

время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;

период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр не по своей вине;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.
(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются:

время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Кодекса;

время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 157-ФЗ.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 304-ФЗ)

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Изменение условий трудового договора, переводы, перемещение и отстранение от работы

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ233 внес существенные изменения в главу 12. Изменение трудового договора ТК РФ.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ в редакции указанного Федерального закона возможно изменение «определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу», что нередко приводит к изменению трудового правоотношения.

Из текста этой статьи следует, что изменением трудового договора следует считать изменение любых его условий: как обязательных, так и других, предусмотренных сторонами трудового договора при его заключении. При этом соглашение об изменении этих условий сторонами трудового договора заключается в письменной форме.

Перевод на другую работу как один из видов изменения трудового договора допускается только с письменного согласия работника, за исключением некоторых случаев, предусмотренных частями второй и третьей ст. 722 ТК РФ,

«Перевод на другую работу, — пишут А.И. Ставцева и О.С. Хохрякова, -является собирательным понятием, охватывающим различные его виды, каждый из которых имеет свои особенности. Различаются временные переводы на другую работу и переводы на другую постоянную работу; переводы на том же предприятии и переводы на другое предприятие или в другую местность; переводы по инициативе администрации и переводы по просьбе работника и т.д.»234.

Рассмотрим более подробно некоторые виды переводов применительно к врачам и средним медицинским работникам.

Перевод на другую постоянную работу есть постоянное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.

Перевод на другую постоянную работу в здравоохранении по разным основаниям имеет довольно широкое распространение, инициаторами которого являются как работодатели, так и работники.

Определенные особенности имеет такой перевод в связи с изменением трудовой функции.

Как нами отмечалось выше, в здравоохранении установлена довольно детальная дифференциация, например, врачебных специальностей, и отсюда существует большое количество их наименований и, соответственно, врачебных должностей. При этом каждая врачебная должность характеризуется как минимум двумя компонентами: указанием на профессию «врач» и врачебную специальность, например, врач-терапевт. В данном случае врач со специальностью «терапия» допускается на такие должности как врач-терапевт участковый, врач-терапевт подростковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач здравпункта, судовой врач.

Основным компонентом этих врачебных должностей, характеризующим трудовую функцию этих врачей как главный отличительный признак, является их основная врачебная специальность -терапия, и хотя она в этих должностях остается неизменной, но изменение любой из этих должностей является переводом, поскольку в наименовании этих должностей предусмотрены и другие компоненты, такие как: участковый, подростковый и другие, которые в определенной степени отличают трудовую функцию этих врачей-терапевтов.

Поэтому, приходим к логическому выводу, характеризующему особенность перевода врачей: Любое изменение врачебной должности в рамках основной специальности является переводом, и, соответственно, требует письменного согласия врача.

Исследуя вопросы перевода на другую работу, Р.З. Лившиц отметил, что «перевод на другую работу и изменение трудовой функции — не равнозначные понятия. Если всякое изменение трудовой функции есть перевод, то не всякий перевод заключается в изменении трудовой функции.

Возможен перевод на другую работу при сохранении прежней трудовой функции» .

Так, изменение структурного подразделения, в котором работает врач или средний медицинский работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), является переводом, хотя трудовая функция при этом не меняется.

Одна из особенностей правового регулирования труда этих работников состоит в том, что изменение структурного подразделения по своему профилю в одном случае является переводом на другую постоянную работу, если оно было указано в трудовом договоре, а в другом — изменением определенных сторонами условий трудового договора, если оно не было указано.

Например, врач-терапевт работает в терапевтическом отделении многопрофильной больницы. При этом в трудовом договоре отсутствует указание на это отделение. Впоследствии ему предлагают работать по той же должности, но в инфекционном отделении больницы. Такое изменение отделения не является переводом, поскольку отсутствует изменение трудовой функции, но одновременно является изменением определенных сторонами условий трудового договора. В инфекционном отделении у врачей и других работников меняется размер оплаты труда, установлена 36-часовая рабочая неделя и т.п.

Комментарий к ст. 350 TК РФ

1. Конкретная продолжительность рабочего времени некоторых категорий медицинских работников, имеющих право на сокращенную 39-часовую рабочую неделю, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 757).

2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 813 «О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа» (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4595) продолжительность работы по совместительству указанных работников составляет не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.

Об особенностях работы по совместительству медицинских работников см. также комментарий к ст. ст. 282, 284, 285 ТК.

4. Врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские сестры таких врачей ежегодно имеют право на дополнительный трехдневный оплачиваемый отпуск (см. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях» (СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 300)).

5. Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 526 (БНА РФ. 2007. N 42).

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2008 г. N 149н (РГ. 2008. 16 апреля).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *