21.10.2022. Что изменится в порядке применения КОСГУ с 2023 года

Автор: | 10.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «21.10.2022. Что изменится в порядке применения КОСГУ с 2023 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п. 4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П. 6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.

Пеня не начисляется, когда налогоплательщик вовремя и в полном объеме выполнил свои обязательства перед бюджетом. Иногда даже в случае, если есть недоимка, законодательством разрешается не начислять и не платить пеню:

  • по решению ИФНС или суда заблокировали счет или арестовали имущество;
  • у компании или ИП имеется переплата по налогам или взносам, и ее величина не меньше просроченного платежа — ИФНС сама зачтет переплату в счет недоимки;
  • недоимка образовалась из-за того, что в расчетах налогоплательщик следовал письменным разъяснениям госорганов;
  • недоимка образовалась из-за произведенной налогоплательщиком согласно п. 6 ст. 105.3 НК самостоятельной корректировки налогооблагаемой базы и размера налога (убытков) — не начисляется со дня, когда возникла недоимка, до регламентированного срока уплаты налога на прибыль компании за соответствующий налоговый период;
  • недоимка образовалась из-за произведенной налогоплательщиком согласно п. 12 ст. 105.18 НК обратной корректировки налогооблагаемой базы и размера налога (убытков).

Подтверждающие документы и акт сверки

В соответствии с п. 4 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Таким образом, основанием для списания являются акты сверки расчетов и подтверждающие документы.

Пунктом 5 Правил № 783 установлены основания для списания. Ими являются:

а) в случае, предусмотренном пп. «а» п. 3 Правил № 783, – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом;

б) в случае, предусмотренном пп. «б» п. 3 Правил № 783, в дополнение к документам, указанным в пп. «а» п. 3 Правил № 783, – информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек в бюджет или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком на счет заказчика, автономного учреждения или юридического лица, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ;

в) в случае, предусмотренном пп. «в» п. 3 Правил № 783, – исполнение (при наличии) поставщиком обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, с приложением подтверждающих документов (при их наличии);

г) в случае, предусмотренном пп. «г» п. 3 Правил № 783, – заключение сторонами контракта соглашения об увеличении цены контракта в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315;

д) в случае, предусмотренном пп. «д» п. 3 Правил № 783, – исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

К сведению: если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), то принятие решения о ее списании не допускается (п. 7 Правил № 783).

Проводка неустойки в счет оплаты по контракту

В рассматриваемом случае возникшее встречное требование (неустойка) предъявленное поставщику (подрядчику) зачитывается в счет оплаты обязательств учреждения по контракту.

Казенному учреждению при выборе данного способа расчета необходимо учитывать несколько факторов:

  • в контракт целесообразно включить условие о том, что исполнение обязательств по перечислению неустойки в доход бюджета возложено на государственного заказчика;
  • неустойку самостоятельно перечислить в доход бюджета (в платежном документе следует указать наименование контрагента, за которого перечисляется неустойка);
  • внести изменения в показатели бюджетного обязательства, учтенного органом ФК.

Проводка неустойки в счет оплаты по контракту

В рассматриваемом случае возникшее встречное требование (неустойка) предъявленное поставщику (подрядчику) зачитывается в счет оплаты обязательств учреждения по контракту.

Казенному учреждению при выборе данного способа расчета необходимо учитывать несколько факторов:

  • в контракт целесообразно включить условие о том, что исполнение обязательств по перечислению неустойки в доход бюджета возложено на государственного заказчика;
  • неустойку самостоятельно перечислить в доход бюджета (в платежном документе следует указать наименование контрагента, за которого перечисляется неустойка);
  • внести изменения в показатели бюджетного обязательства, учтенного органом ФК.

Учет пени по договору электроэнергия в казенном учреждении

Светлана, согласно Указаниям № 65н расходы, связанные с уплатой пеней за несвоевременную оплату поставленных услуг отражаются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Для учета расчетов с поставщиками по сумме пеней применяется счет 302.91 «Расчеты по прочим расходам». При этом в ситуации, если пени по договорам (контрактам) начисляются в качестве исполнения судебных актов РФ, мировых соглашений, для их уплаты применяется КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда». В случае добровольной уплаты пеней по договорам (контрактам) с поставщиками применяется КВР 853 «Уплата иных платежей». Подобные расходы целесообразно списывать сразу в дебет счета 401.20 «Прочие расходы».
Оплату пеней и штрафов бюджетным учреждениям желательно осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности (КВД 2). Однако действующим законодательством нет прямого запрета на оплату экономических санкций за счет средств бюджетных субсидий. При этом, следует понимать, что при начислении и оплате подобных расходов за счет средств субсидий, в ходе контрольных мероприятий они могут будут квалифицированы, как минимум, в качестве неэффективных.

В каких случаях нужно списывать неустойку в 2022 году? И какие документы требуются от поставщика в каждом случае?

Для вашего удобства мы свели все случаи списания неустойки в 2022 году в таблицу, показав в ней также, какие документы являются основанием для списания неустойки в каждом случае.

Случай списания неустойки

Размер списания

На основании каких документов

1. Если обязательства по контракту были исполнены в полном объеме

Неустойка не списывается, если в 2015, 2016 и 2020 гг. были изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и/или цене контракта, и/или цене единицы товара, работы, услуги, и/или количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами

Общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта

Полностью

  1. Документы о приемке, подтверждающие исполнение обязательств по контракту в полном объеме
  2. Документ о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней)
Общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает
5% цены контракта, но составляет не более
20% цены контракта

50% начисленных
и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней)
при условии уплаты 50% начисленных и неуплаченных
сумм неустоек (штрафов, пеней)

  1. Документы о приемке, подтверждающие исполнение обязательств по контракту в полном объеме
  2. Документ о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней)
  3. Доказательства уплаты оставшихся 50 % неустойки:
    • если неустойку взыскивает государственный или муниципальный заказчик — информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет;
    • если неустойку взыскивает автономное или бюджетное учреждение, унитарное предприятие или иное юридическое лицо, применяющее Закон № 44-ФЗ в виде исключения, — информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика

2. Если обязательства по контракту не были исполнены в полном объеме:

В связи с существенным увеличением в 2021, 2022 году цен на строительные ресурсы, повлекшим невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

За период с даты заключения контракта до даты представления предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, предусмотренного абз. 5 подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — ПП РФ № 1315)

Дополнительное соглашение об увеличении цены контракта в соответствии с положениями ПП РФ № 1315
По причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения
без изменения условий, в связи с введением международных
санкций или мер ограничительного характера

Полностью

  1. Документ о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней)
  2. Исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, подтвержденное актом приемки или иным документом
  3. Обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и/или мер ограничительного характера, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии)

Пени по налогам проводки казенного учреждения в 2021 году

В случае просрочки выполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (п. 6 ст.

1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ).

Пример расчёта и учёта пеней по налогу на прибыль с использованием первого и второго способов Компания ООО «Альтаир» не смогла вовремя уплатить налог на прибыль в размере 124 тыс. руб. Срок уплаты был 30 октября 2021 года (так как 28 октября – суббота). Фирма погасила задолженность 24 ноября 2021 года. Помимо суммы налога бухгалтер ООО «Альтаир» начислил сумму пеней.
Ставка рефинансирования на момент расчёта равна 9,75%.
Просрочка с 17 октября по 15 ноября — 30 календарных дней. Пени за этот период считаем по ставке 1/300 = (300 000 руб. × Ключевую ставку × 1/300 × 10 дн.). Отдельно считаем сумму пеней за период свыше 30 календарных дней — с 16 по 19 ноября по ставке 1/150.

Средства, поступившие в учреждение из бюджета, не будут облагаться налогом. Налогообложение также не затрагивает доход, полученный от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:

  • Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
  • Право управления образуется с дня регистрации.
  • Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
  • Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.

КБК КРБКДБ 1 209 40 000 Расчеты по суммам принудительного изъятия гКБК КДБ 1 209 71 000 Расчеты по ущербу основным средствам (в части ювелирных изделий) КДБ КИФ 1 210 05 000 Расчеты с прочими дебиторами КДБ КДБКИФКРБ 1 210 13 000 Расчеты по НДС по авансам уплаченным – КРБ 1 301 01 000 Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам КИФ КИФКРБ (в части процентов, штрафов и пеней) 1 301 02 000 Расчеты с кредиторами по государственным (муниципальным) ценным бумагам КИФ КИФКРБ (в части процентов, штрафов и пеней) 1 301 03 000 Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу КИФ КИФКРБ (в части процентов, штрафов и пеней) 1 304 06 000 Расчеты с прочими кредиторами КРБ КРБКДБКИФ При использовании приложения 2 к Инструкции № 162н нужно не забывать о требованиях п.

Отдельные разъяснения представителей Минфина РФ сводятся к тому, что пени надлежит отображать на счете 0.303.05.000, касающемся расчетов с бюджетом по прочим платежам. Объясняется это тем, что пени нельзя считать налогами или иными обязательными сборами, отнести их следует к прочим платежам, выплачиваемым в бюджет.
С целью ведения раздельного учета в отношении налоговых санкций и иных платежей, положенных к выплате в бюджет рационально открытие субсчета к счету 0.303.05.000. Проводки по начислению пеней по налогам в бюджетном учете выполняются так: Дт 0.401.20.290 Кт 0.303.05.730 субсчет «Пени» Какой бы способ не был выбран организацией, он должен в обязательном порядке закрепляться в учетной политике предприятия.

Нормативное регулирование

Согласно пункту 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, в части операций с собственными средствами учреждения (организации) (КФО 2), средствами во временном распоряжении (КФО 3) и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания (КФО 4), учитываемых на лицевом счете учреждения (организации), применяется единый КФО — 8 (средства некоммерческих организаций на лицевых счетах).

Для учета операций, осуществляемых с данными средствами, в органах Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

  • 20 — лицевой счет бюджетного учреждения;
  • 30 — лицевой счет автономного учреждения.

Проведение кассовых операций за счет средств бюджетных и автономных учреждений осуществляется органами Федерального казначейства, финансовыми органами от имени и по поручению учреждений в пределах остатка средств, поступивших учреждениям. Именно для большего маневра в использовании средства из разных источников учитываются на одном лицевом счете.

В соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) в бухгалтерском учете операции по временному заимствованию средств из одного источника для проведения кассовых операций другого источника отражаются в корреспонденции со счетом 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (см. письмо Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 (Пример 4), письмо Минфина России № 02-02-04/67438, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-805 от 25.12.2014 (с изменениями от 03.02.2015)).

Для автономных учреждений Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» даже предусмотрено временное заимствование с отдельных счетов автономного учреждения (открываются для расходов по средствам целевых субсидий (КФО 5) и субсидий на капитальные вложения (КФО 6)): средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение кассовых расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ (п. 3.7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Бухгалтерские записи по отражению временного заимствования средств из иного источника приведены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н:

Выдержка из документа

«привлечение (восстановление) за счет поступлений текущего финансового года средств, полученных бюджетным учреждением по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности) (далее — источник финансового обеспечения), направленных в пределах остатка средств на лицевом счете бюджетного учреждения на исполнение обязательства, принятого бюджетным учреждением в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности) (далее — иной источник финансового обеспечения, привлеченный на исполнение обязательства), отражаются на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) по дебету счета 0 201 11 510 „Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» и кредиту счета 0 304 06 730 „Увеличение расчетов с прочими кредиторами»»

п. 72 Инструкции № 174н

«уменьшение остатка средств по соответствующему виду финансового обеспечения при привлечении (восстановлении) учреждением средств в пределах остатка на его лицевом счете отражается по кредиту счета 0 201 11 610 „Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» и дебету счета 0 304 06 830 „Уменьшение расчетов с прочими кредиторами». Указанные записи отражаются одновременно с корреспонденциями, предусмотренными абзацем семнадцатым пункта 72 настоящей Инструкции»

п. 73 Инструкции № 174н

КОСГУ: штрафы, пени, уплаченные

Для отражения уплаченных штрафных санкций Порядком № 209н предусмотрена статья 290 КОСГУ «Прочие расходы», объединяющая несколько подстатей (292-295), созданных с целью отражения сумм уплаченных штрафов в зависимости от природы их возникновения.

На подстатье 292 отражаются расходы по уплате штрафов и пени, начисленных непосредственно за несоблюдение сроков уплаты налогов и сборах, а также за нарушение законодательства РФ о страховых отчислениях.

По коду 293 КОСГУ отражают затраты по перечислению штрафов за нарушение норм законодательства РФ о госзакупках товаров/работ/услуг и условий заключенных соглашений по подобным поставкам. Так, уплаченный контрагенту штраф за недопоставку товаров по договору, должен быть отражен по подстатье 293. По данному коду учитывают и уплачиваемые предприятием в бюджет административные штрафы, начисленные согласно КОАП РФ и касающиеся госзакупок.

Подстатья 294 КОСГУ — пени и штрафы, уплаченные за несвоевременное погашение кредитов, полученных в иностранной валюте из бюджета, а также предоставленных зарубежными странами (в т. ч. на определенные цели), международными финансовыми компаниями, иными иностранными юрлицами.

Четкая градация по характеру начисленных пени и штрафов КОСГУ в 2022 году не случайна – эти перечни закрыты, не подлежат расширению и на каждой подстатье необходимо учитывать лишь те санкции, которые обозначены в ней. Например, по кодам 292-294 нельзя учесть штрафы и пени, предъявленные контролирующими органами за непредставление необходимой отчетности

Прочие штрафы и пени, уплаченные учреждением, но не вошедшие ни в какую из перечисленных категорий, относят на подстатью 295, предназначенную для отражения расходов по оплате других экономических санкций. Таким же образом учреждения учитывают и другие санкции, например, не связанный с госзакупками административный штраф. КОСГУ 292 – 295 увязывают с соответствующими кодами КВР.

Как рассчитывается пеня за неуплату коммунальных платежей и как ее избежать

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Однако новый порядок будут применять не только федеральные учреждения. Ряд приложений к новому порядку будут применять учреждения всех уровней бюджетов:

  • коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов согласно (приложение N 1);
  • коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (приложение N 5).

Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н). По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2021 N 02-06-10/65506).

Правовое регулирование

Главный правовой документ, освещающий вопросы оплаты коммунальных услуг, задолженности и начисления пени, — ЖК РФ. Неисполнению обязанностей по оплате услуг посвящена ст. 155 ЖК РФ.

Чтобы выяснить, законны ли пени за просрочку коммунальных платежей и соблюден ли порядок их начисления, стоит ознакомиться с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Постановление № 354).

Множество изменений в финансовые отношения внес и Федеральный закон от 03.11.2015 №307-ФЗ, стимулирующий повышение дисциплины должников.

Хотя во всех перечисленных правовых актах содержится утвердительный ответ на вопрос, обязательно ли платить пени за коммунальные услуги, предусмотрены исключения из общего правила.

Классификация доходов бюджетов

Согласно п. 7 Порядка № 82н код классификации доходов бюджетов состоит из 20 знаков. Структура двадцатизначного кода осталась неизменной – она является единой для бюджетов бюджетной системы РФ и включает следующие составные части:

  • код главного администратора доходов бюджета (1–3‑й разряды);

  • код вида доходов бюджетов (4–13‑й разряды);

  • код подвида доходов бюджетов (14–20‑й разряды).

Структура кода классификации доходов бюджетов

Код главного администратора доходов бюджета

Код вида доходов бюджетов

Код подвида доходов бюджетов

группа доходов

подгруппа доходов

статья доходов

подста-тья доходов

эле-мент дохо-дов

группа подвида доходов бюджетов

аналитическая группа подвида доходов бюджетов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Неустойка, предусмотренная государственным (муниципальным) контрактом

В соответствии с п. п. 10, 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ в контракт в обязательном порядке включается условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки.

Учитывая положения ст. 9 Закона N 94-ФЗ, а также ст. ст. 125, 126 ГК РФ, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по государственным (муниципальным) контрактам кредиторами выступают Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, от имени которых такие контракты заключаются (Письмо Минфина России от 13.07.2012 N 02-04-10/2732).

Размер неустойки. В соответствии с п. 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Банка России. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Пени вк азенном учреждении 2022 года

Унифицированная форма требования о взыскании неустойки (пени, штрафа) не утверждена, поэтому оно составляется заказчиком в произвольной письменной форме с отражением информации, позволяющей определить размер взыскиваемой суммы и основание для такого взыскания (конкретное нарушение, допущенное контрагентом).

Суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, отражаются по дебету счета 1 209 41 56Х и кредиту счета 1 401 10 141 (п. 86 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее — Инструкция № 162н). При этом хозяйственные операции, учитываемые на счетах бухгалтерского учета по разным кодам финансового обеспечения, отражаются с применением счета Х 304 06 ХХХ «Расчеты с прочими кредиторами» на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) (п. 111.1 Инструкции № 162н).

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2022 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2022 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2022 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2022 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.

Таблица новых КБК для госзакупок

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 140 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства».
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 141 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *