Расчет объема электроэнергии на общедомовые нужды

Автор: | 22.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет объема электроэнергии на общедомовые нужды». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.

Обязательны общие собрания

Если собственники не определились с периодичностью, перерасчет по умолчанию будет ежегодным. Как отмечает Никита Чулочников, это может привести к крупным расходам. «В таком случае сумма может накопиться большая, которую придется единомоментно оплачивать», — говорит эксперт, добавляя, что самый комфортный вариант для жильцов — ежемесячный перерасчет. «Чтобы сумма не была большой, ее лучше регулярно корректировать», — заключает он.

Собранием собственников также можно вообще отказаться от оплаты по нормативам и перейти на оплату по фактическому потреблению, напоминают в Минстрое. — В этом случае перерасчеты не потребуются. Такой вариант расчетов максимально выгоден в домах, где все собственники дисциплинированно оплачивают коммуналку и нет серьезных проблем с состоянием самого дома.

Общедомовые Нужды На Водоотведение В 2021 Году

О том, что следует понимать под термином “водоотведение” в коммунальных платежах, сообщается в ФЗ № 416 от 07.12.2021 , который аккумулировал многочисленные положения местных и федеральных законов. Некоторые из них по-прежнему актуальны и регулируют, например, требования к качеству воды, поставляемой в квартиры и сбрасываемой в природные резервуары, а также тарифы на ее использование.

Арбитражный суд округа своим постановлением отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и признал незаконными оспариваемые предписания. Суд пришел к выводу, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом: объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2021 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении). Объем воды, поступившей в многоквартирные дома, определен по показаниям общедомовых приборов учета.

Как пользоваться ресурсом

-именно Ваш случай и заводит Вас же в неверное суждение. поэтому и применяется указанная презумпция о равном объеме потребления и сброса. правда текущие нормы Правил по Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 указывают об общедомовых нуждах на водоотведение только либо по коллективному прибору учёта водоотведения (НЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ), либо по нормативам — только с 01 07 2013 по пост губерн Владимирской области от 31 08 2012 № 983.

Вода, используемая на ОДН, практически всегда (моются ли полы в подъездах, поливается ли газон и т.д.) выливается на придомовую землю или остается на вымытых поверхностях и испаряется. В настоящее время водоканал считает, что сколько воды вошло в дом, столько же и вышло.

Какая площадь мест общего пользования используется при расчете ОДН по ХВС и водоотведению

11. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Какие установлены нормативы?

С 1‑го января 2021 года действуют те же нормативы, что и в 2017 г. Однако в июне 2021 года будут приняты новые, которыми и будут руководствоваться управляющие компании в регионах.

Норматив затрат на воду в месяц следующий: 0,029–0,067 куб. м на кв. м жилья. Эти пределы действуют для всей страны. В конкретном регионе местные власти устанавливают свой норматив, но не выходя за указанные рамки. Для владельца квартиры это означает: сумма к оплате будет равна нормативу, помноженному на количество принадлежащих ему квадратных метров. Расходовать эту воду можно:

  • на уборку лестниц и подъездов;
  • полив зеленых насаждений вокруг дома;
  • водосброс во внутренних сетях (выполняется два раза в год, перед началом и после окончания отопительного сезона, для промывки системы).

Норматив расхода электроэнергии в месяц следующий: 2,84–11,17 кВт × ч/кв. м. Столь серьезный разброс учитывает различия в условиях эксплуатации общедомового оборудования в южных и северных регионах страны. Тратить эту энергию можно на обслуживание:

  • лифтов и домофонов;
  • насосов подкачки воды;
  • пожарной и охранной сигнализации;
  • освещение подъездов, подвалов и чердаков;
  • потери при работе электрооборудования.

Если показания общедомового счетчика выше нормативных значений, то управляющей компании придется самой изыскать деньги на расчет с поставщиком услуг.

При нулевом нормативе потребления указанная услуга не может предъявляться к оплате собственникам помещений. При этом в случае отсутствия ОПУ водоотведения, собственники не могут на общем собрании принимать предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решений об определении размера расходов на «водоотведение на СОИ» исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОПУ, поскольку ОПУ водоотведения в МКД нет.

Избежать таких убытков РСО может исключительно путем взаимодействия с органами госвласти соответствующего субъекта РФ – либо убедить эти органы утвердить норматив потребления «водоотведения на СОИ» (или понудить в судебном порядке), либо обжаловать в суд их бездействие, выраженное в отказе от утверждения нормативов «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам РСО (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета этих убытков.

Нормы о водоотведении на ОДН

Стоит отметить, что Минстрой России первоначально письмом от 10.04.2014 № 5942-МС/04 поддержал РСО, требовавших с ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН», впоследствии изменил свое мнение, указав письмом от 23.12.2014 № 25364-ОГ/04, что плата за «водоотведение на ОДН» в домах, не оборудованных ОПУ водоотведения, равна нулю. Однако, если апрельское письмо Минстроя многие суды приняли в качестве доказательства наличия обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН», поскольку на тот момент единообразная судебная практика еще не сложилась и разъяснения Минстроя России являлись чуть ли не единственной внятной позицией федеральных органов государственной власти, то декабрьское письмо Минстроя уже не принималось судами с таким воодушевлением, так письма Минстроя нормативными актами не являются, а сложившаяся к декабрю судебная практика позволяла аргументировать позицию об обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН».

Однако уже 29 июня 2020 года Правительство РФ приняло Постановление 603 (проект ПП РФ разработан Минстроем России), которым внесены поправки в ряд НПА жилищной сферы. В числе прочего изменен подпункт «в» пункта 21 Правил 124, а именно: исключено распространение указанной нормы на определение объема водоотведения при расчетах ИКУ с РСО. Напомним — формула, утвержденная указанной нормой, ссылается на Правила 354. С учетом внесенной поправки, казалось бы, регулирование порядка расчета стоимости водоотведения, подлежащего оплате ИКУ в пользу РСО, больше в жилищном законодательстве РФ не предусматривалось. А поскольку жилищным законодательством (имеющим высший приоритет) вопрос не урегулирован, тогда подлежат применению нормы гражданского законодательства, в частности — Закон 416-ФЗ. Именно на этот закон в течение несколько лет ссылались РСО, требующие от ИКУ оплаты несуществующей .

Потребление электричества

Несмотря на то, что строка ОДН из квитанций по ЖКХ исчезла, потребители могут наблюдать резкое увеличение суммы оплаты в четыре, а то и в шесть раз. При этом в разных регионах свои тарифы, поскольку и нормативы устанавливаются индивидуально в каждом субъекте Российской Федерации отдельно.

В первую очередь необходимо отметить особенности ОДН по электроэнергии. Такие нужды включают в себя работы по обеспечению и поддержанию многоквартирных домов освещением, не затрагивая самих личных квартир. ОДН по электроэнергии включает в себя:

  • Обеспечение освещением подъездов, тамбуров, лестничных клеток;
  • Бесперебойную работу домофонов;
  • Освещение и работу лифтов;
  • Функциональность установленных видеокамер, если таковые имеются;
  • Устранение технологических потерь, которые фиксированы во внутридомовой сети.

Как утверждают специалисты, ссылаясь на 354 Правительственное Постановление, размер платежей за использование электроэнергии на ОДН в 2021 году непосредственно зависит от наличия приборов учёта, которые позволяют экономить. По этой причине имеет смысл пересмотреть техническое обеспечение и при необходимости заняться его заменой.

Для уменьшения платежей за ОДН, если это именно электроэнергия, рекомендуется следующее:

  • Поскольку с января 2021 года размер норматива на электричество возрос на 7,3%, целесообразно принять положительное решение об установке общего домового электросчётчика, приобретение и установка которого окупят себя уже через несколько месяцев;
  • Подавать показания необходимо своевременно (до двадцать шестого числа каждого месяца), иначе при расчётах оплаты будут учитывать среднее годовое потребление с последующим переходом к региональным нормативам;
  • Фиксировать показания приборов учёта желательно в присутствии ответственного жильца, который был выбран по решению общего собрания (хотя следить за показаниями это работа управляющей компании, контроль никогда не бывает лишним в вопросах, связанных с денежными средствами);
  • При наличии подозрений относительно несанкционированного подключения к сети со стороны предпринимателей, которые арендуют помещения в доме, необходимо подать запрос на проведение проверки ситуации управляющей компанией;
  • Экономить на потреблении ресурса также позволяет замена электропроводки – потеря ресурса, таким образом, значительно ниже или вовсе отсутствует.

Нельзя брать плату за общедомовое водоотведение, если в доме нет специального счетчика

В квитанциях на оплату услуг, предъявляемых жильцам, общество включало плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Расчет платы осуществлялся на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления, который определялся по нормативам потребления коммунальных услуг по водоснабжению (формула 12 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2021 г. N 354 (далее — Правила N 354).

По результатам проверки государственной жилищной инспекцией субъекта Российской Федерации (далее — инспекция) обществу выдано два предписания о необходимости перерасчета размера платы за водоотведение и об исключении из нее платы за водоотведение, начисленной на общедомовые нужды.

Норматив на водоотведение на общедомовые нужды

Ежемесячно в течение всей жизни, большинство жителей России, оплачивают коммунальные услуги. Известно, что именно систематические платы, которые невозможно отменить, наносят в итоге семейному бюджету существенный урон. Коммунальные услуги – это общее название, представляющее собой совокупность платежей за газ, воду, водоотведение, электричество, отопление и так далее.

Весь 2021 год продолжались попытки как-то на законодательном уровне урегулировать вопрос с водоотведением и 01.01.2021 года, вступили в законную силу поправки, внесённые в Жилищный Кодекс Российской Федерации ФЗ – 176. Также, в ряд смежных законодательных актов были внесены поправки, вступившие в законную силу 01.01.2021. Суть этих поправок сводится к тому, что ресурсоснабжающим организациям разрешили взимать плату с исполнителей коммунальных услуг. Расчёт объёма воды, согласно нового норматива водоотведения на общедомовые нужды, должен происходить по формуле: поступившая вода ХВС+ГВС. Это связано с тем, что в большей части домов нет прибора учёта, способного считать объём канализационного стока.


Судебная практика складывается в пользу управляющих организаций, которые отвечают за состояние инженерных сетей, устранение утечек, предотвращение незаконных подключений и иных форс-мажоров и несут обязательства по эффективному управлению энергозатратами. Иную позицию занимают энергосбытовые компании,
доказывающие, что ресурсоснабжающие организации (РСО) вправе начислять и взимать ОДН, если управляющие компании не выполняют предписанные законом обязанности.

МНЕНИЕ специалиста. Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города»: « Жилищный кодекс, к которому обращаются участники дискуссий вокруг ОДН, не допускает разногласий – право начислять и взимать плату за потребленные общедомовые услуги принадлежит исключительно управляющим компаниям и ТСЖ. При этом у граждан есть право отказаться от услуг управляющей организации и принять решение о непосредственном управлении многоквартирным домом, что позволяет вносить плату за ОДН непосредственно РСО. Закон есть закон, и его необходимо исполнять. Если управляющая организация не спешит заключать договор на покупку коммунального ресурса, ресурсо­снабжающая организация имеет право подать иск в суд и принудить УК или ТСЖ заключить договор, соответствующий нормам Жилищного кодекса. Другой, менее радикальный вариант решения проблемы – самим пойти навстречу управляющей организации, сесть за стол переговоров, обсудить варианты сотрудничества, действуя по принципу «если управляющая организация не идет к РСО, то РСО идет к УК».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *