Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 44. Изменение и дополнение коллективного договора». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их (ст. 40 ТК РФ ). Такой договор может заключаться в организации в целом, в ее представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Немного о коллективном договоре
Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ).
Отметим, что коллективный договор — это двухстороннее соглашение, и изменять его положения в одностороннем порядке работодатель не может.
Процедура внесения изменений в коллективный договор не так уж сложна, если строго следовать положениям Трудового кодекса. Не бойтесь корректировать положения договора, если в учреждении есть для этого основания. Ведь если, например, в законодательстве появились новые работникам, а по коллективному договору они не полагаются, велика вероятность возникновения трудовых споров — а это лишняя трата времени, сил и средств.
Довольно часто требуется внести в коллективный договор учреждения изменения. Причиной может стать изменение законодательства, (например, установление новых льгот), утверждение нового отраслевого соглашения, инициатива работников или работодателя. В любом случае необходимо соблюдать определенную процедуру. Кто может инициировать внесение изменений в коллективный договор? Нужно ли проводить коллективные переговоры? Какова процедура согласования изменений? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответ, прочитав статью.
Как заключить коллективный договор?
Процедуру заключения коллективного договора можно назвать достаточно сложной и громоздкой. Конечно, когда такой договор подписывается от имени большого коллектива работников, то объяснение этому есть, но процесс заключения нельзя упростить и в небольших организациях.
Заключение коллективного договора должно быть инициировано, и по закону право на это имеют работники или работодатель. Обязать заключить коллективный договор при отсутствии такой инициативы не может ни трудовая инспекция, ни фонды, ни другие административные органы.
Конечно, чаще всего, предложение о заключении коллективного договора подают работники, по естественным причинам – улучшить условия труда и его оплату. Если в трудовом коллективе создан профсоюз, то работники (в случае, когда инициатива исходила от них) должны сообщить о начале коллективных переговоров и включить представителей профсоюза в состав переговорщиков.
Присоединиться к коллективным переговорам другая сторона должна в семидневный срок со дня получения предложения.
Как мы уже упоминали выше, работодатель, отказывающийся от участия в переговорах, может подвернуться административным санкциям – до 3 тысяч рублей. К слову, аналогичная норма ответственности для работников не предусмотрена.
В ответ на полученное предложение заключить коллективный договор вторая сторона должна дать письменное согласие, указав в нем своих представителей, дату, место, время начала переговоров. Если эти подробности в письме отсутствуют, то переговоры назначаются на следующий день после получения ответа.
Для ведения переговоров, разработки проекта и заключения коллективного договора представители работников и работодателя объединяются в общую комиссию. На заседаниях комиссии обсуждаются предложения сторон по улучшению трудовых отношений и другие важные для работников и работодателя вопросы. Лица, входящие в комиссию, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на период участия в переговорах и подготовке коллективного договора.
Проект коллективного договора должен быть передан для ознакомления и обсуждения всем работникам, и их замечания и дополнения должны учитываться при подготовке окончательной редакции.
Как долго стороны могут обсуждать условия коллективного договора? Законом установлен максимально возможный срок — не более трех месяцев. Если согласия по всем положения договора достигнуто не было, то стороны все равно должны подписать коллективный договор, а условия, по которым согласия не найдено, вписать в протокол разногласий. Эти несогласованные моменты могут впоследствии стать причиной трудового спора (статья 398 ТК РФ).
Коллективный договор заключается на срок до трех лет, с правом продления на такой же срок. В течение семи дней после подписания работодатель должен зарегистрировать договор в соответствующем органе по труду (статья 50 ТК РФ). Это может быть орган в региональной администрации или департамент по труду и занятости. В Москве, например, это Комитет общественных связей города Москвы.
Как и другие соглашения, коллективный договор может впоследствии дополняться и изменяться, и порядок внесения изменений должен быть прописан в его тексте. Все новые соглашения к договору тоже должны быть зарегистрированы в органе по труду.
Виды соглашений и их участники
Видовое различие соглашений по Закону связано со сферой регулируемых ими отношений. Статьей 18 Закона определены пять основных видов соглашений:
— генеральное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской федерации на 2000-2001 годы заключено 16 декабря 1999 года;
— региональное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации;
— отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей);
— профессиональное тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий;
— территориальное соглашение — устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.
Кроме того, соглашения по договоренности сторон могут быть двухсторонними и трехсторонними. Состав участников соглашения зависит от уровня заключаемых соглашений. Например, генеральное соглашение заключается исключительно на федеральном уровне с участием Правительства РФ. Региональное и территориальное соглашения — только соответственно на уровне субъектов РФ или административно-территориальных образований в их составе. Отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения могут заключаться на федеральном уровне или на уровне субъектов РФ.
В соответствии со ст. 19 Закона участниками соглашений могут быть:
— генерального — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство Российской Федерации;
— отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерство труда и социального развития РФ;
— профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган по труду;
— регионального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;
— отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ;
— территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.
Коллективный договор: разработка и особенности
Согласно статье 40 Трудового кодекса коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор не является обязательным документом, потому многие общества с ограниченной ответственностью не применяют у себя коллективные договоры.
Вместе с тем, коллективные договоры позволяют урегулировать взаимоотношения между работником и работодателем, определить дополнительные условия взаимодействия, дополнительные гарантии, например, дополнительные выходные, оплату больничных листов.
Разработка и принятие коллективных договоров урегулировано главой 7 Трудового кодекса. Разработкой коллективного договора может заниматься:
- формы, системы и размеры оплаты труда;
- выплата пособий, компенсаций;
- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
- соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
- оздоровление и отдых работников и членов их семей;
- частичная или полная оплата питания работников;
- контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
- отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
- другие вопросы, определенные сторонами (статья 41 ТК РФ).
Срок действия коллективного договора
Статьей 43 ТК РФ установлено, что коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.
Коллективный договор продолжает действовать в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.
При смене формы собственности организации коллективный договор продолжает действовать в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
Особенности внесения изменений в колдоговор
Изменения в колдоговор вносятся в том порядке, который установлен в самом договоре сторонами либо путем коллективных переговоров, который утвержден Трудовым кодексом (ст. 44 ТК РФ).
Зафиксированный законом порядок будет следующим:
- Сторона-инициатор письменно предлагает второй стороне начать коллективные переговоры. В нашем случае они касаются изменения условий колдоговора.
- Получившая предложение сторона должна в течение 7 дней дать ответ, где нужно указать, кто будет представлять ее на переговорах.
- Работодатель издает приказ о формировании комиссии для ведения коллективных переговоров.
- Готовится проект с изменениями колдоговора, который будет обсуждаться всем коллективом.
- После принятия решения изменения нужно внести в текст колдоговора и утвердить приказом главы компании. Все представители работников, которые принимали участие в переговорах, должны в нем расписаться.
- Колдоговор после внесения изменения работодатель отправляет в орган по труду для регистрации (ст. 50 ТК РФ).
Ответственность работодателя
К сожалению, действующее законодательство предусматривает ответственность только для работодателя и его представителей. То есть если работодатель уклоняется от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора или затягивает сроки проведения переговоров, ст. 5.28 КоАП РФ за такие действия предусмотрена ответственность в виде административного штрафа от 1 000 до 3 000 руб. Таким же штрафом могут наказать работодателя за непредоставление в установленный срок информации, необходимой для проведения коллективных переговоров (ст. 5.29 КоАП РФ). А если работодатель или его представитель вовсе откажется от внесения изменений в коллективный договор, возможны санкции по ст. 5.30 КоАП РФ – штраф от 3 000 до 5 000 руб.
Кроме административной ответственности, работодатель может нести материальную ответственность, если не будет соблюдать порядок внесения изменений в коллективный договор. Этому есть множество подтверждений в судебной практике.
Б. обратилась в Надымский городской суд с иском к ООО о взыскании оплаты проезда к месту отдыха и обратно за 2010 – 2011 годы и материальной помощи на оздоровление. В обоснование иска Б. указала, что согласно положениям коллективного договора ООО работодатель обязан ежегодно оплачивать работнику и членам его семьи, находящимся на его иждивении, проезд к месту отдыха и обратно, а также предоставлять ежегодно материальную помощь на оздоровление к отпуску. В 2010 – 2011 годах по выходу из отпусков Б. передавала работодателю авансовые отчеты о расходах на проезд к месту отдыха и обратно на себя и своего несовершеннолетнего ребенка с приложением необходимых документов, однако ответчик не компенсировал ей понесенные расходы на проезд и не выплатил материальную помощь на оздоровление.
Представитель ООО исковые требования не признал, пояснил, что требуемые истцом выплаты действительно предусмотрены коллективным договором при наличии финансово-экономических возможностей общества, однако в связи с тяжелым финансовым положением на предприятии выплата данных социальных компенсаций приостановлена со II квартала 2010 года.
Городской суд отказал Б. в удовлетворении требований о взыскании материальной помощи, а расходы на проезд к месту отдыха взыскал. Не согласившись с таким решением суда, Б. подала апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, судебная коллегия апелляционной инстанции посчитала, что ранее состоявшееся решение суда подлежит отмене и вот почему.
Пунктом 7.2.1 коллективного договора ООО на 2010 – 2012 годы предусмотрена оплата работодателем расходов, понесенных работником на проезд к месту отпуска и обратно любым видом транспорта. Кроме того, работодатель производит оплату стоимости проезда членам семьи, находящимся на иждивении работника. Пунктом 7.1.1 коллективного договора предусмотрена обязанность работодателя оказывать материальную помощь на оздоровление к ежегодному отпуску работникам, отработавшим не менее двух лет в данной организации. В разделе «Условия оплаты труда» (п. 4.4) трудового договора, заключенного ответчиком с истцом, предусмотрена выплата работнику материальной помощи к отпуску на оздоровление.
Вывод городского суда в части правомерности приостановления предусмотренных коллективным договором социальных выплат на оздоровление к отпуску в связи с тяжелым финансовым положением ООО основан на неправильном толковании норм трудового законодательства. Апелляционная инстанция обосновала свою позицию следующим.
В соответствии со ст. 44 ТК РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором. Коллективным договором данный порядок не установлен, комиссия по регулированию социально-трудовых отношений полномочиями по изменению коллективного договора не наделена. В связи с этим изменения в коллективный договор ООО, в том числе в части временного приостановления действия отдельных пунктов коллективного договора, могли быть внесены в том порядке, в котором коллективный договор был принят, – на конференции трудового коллектива.
ООО не предоставило доказательств, свидетельствующих о внесении в коллективный договор изменений в определенном законом порядке, следовательно, доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности приостановления ответчиком социальных выплат являются обоснованными.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании материальной помощи на оздоровление подлежит отмене, а исковые требования Б. – удовлетворению (Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.06.2012 по делу № 33-1136/2012).
Комментарий к статье 44 ТК РФ
Изменение и дополнение коллективного договора может осуществляться либо в процессе проведения коллективных переговоров, т.е. по правилам его заключения (ст. 37 ТК), либо в порядке, установленном самим коллективным договором.
Выбор одного из предлагаемых данной нормой вариантов осуществляется представителями сторон. Это может быть сделано при заключении коллективного договора или при обсуждении вопроса о необходимости внесения в него изменений.
Очевидно, серьезные изменения, касающиеся принципиальных вопросов, таких как система оплаты и стимулирования труда, социальная программа организации, порядок индексации заработной платы, целесообразно вносить после проведения коллективных переговоров. Незначительные дополнения (изменения) могут быть внесены по согласованию между представителями сторон без переговоров.
На практике некоторые социальные партнеры поручают комиссии по ведению коллективных переговоров контролировать выполнение коллективного договора и по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения. Такая практика получает все более широкое распространение.
Основополагающие принципы
Общие требования к оформлению и предмету договора регулируются гл. 7 трудового законодательства РФ. Основываясь на нормативах ТК РФ в колдоговоре должны раскрываться следующие положения:
- заработная плата (ее величина, форма, выплата премиальных, увеличение зарплаты на уровень инфляции и другое)
- назначение компенсаций и пособий
- социальные гарантии трудящихся, льготы для них
- учеба трудящихся
- рабочий режим и время для отдыха (нахождение в отпуске)
- положения по охране труда (в том числе женщин, вынашивающих ребенка и воспитывающих малолетних детей)
- исполнение соглашения, порядок внесения корректировок
- полномочия и ответственность участников, прочие положения
Перечень прилагаемой документации
Колдоговор заключается между работодателем и гражданами, трудящимися на предприятии. Инициаторами внесения корректировок в действующий договор может выступать любой из его участников. Для этого потребуется изложить в письменной форме суть необходимых изменений и направить сформированный документ другим участникам договора. На протяжении 7 дней предложение должно быть рассмотрено, а инициатору направляется письменный ответ.
В случае если предложение одобрено, назначается дата обсуждения вносимых изменений и состав рабочей комиссии для утверждения обновленного колдоговора.
К колдоговору для процедуры прикладываются следующие официальные бумаги:
- действующие в организации нормативы по труду
- рабочий график
- штатное расписание с указанием ФИО граждан, занимающих должности
- список льготных категорий работников
- информация о трудящихся, проверяющих выполнение пунктов колдоговора
- положение о выплате премий
- документация о выделении материальной поддержки сотрудникам
- фонд заработной платы и прочее
Как внести изменения в коллективный договор?
Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
При необходимости коллективный договор может быть изменен или дополнен по соглашению заключивших его сторон. Законодательство не предусматривает возможности изменения коллективного договора в одностороннем порядке.
Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ, апелляционное определение Иркутского областного суда от 25.10.2012 по делу № 33-8672/2012).
Например, коллективным договором может быть предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в него производится в упрощенном порядке. Если условиями действующего коллективного договора не предусмотрен иной порядок согласования изменений коллективного договора, то процедура по внесению изменений начинается с проведения коллективных переговоров между представителями сотрудников и работодателя (ст. 36 ТК РФ). Сторона-инициатор направляет представителям другой стороны письменное предложение в произвольной форме о начале коллективных переговоров (ч. 1 ст. 36 ТК РФ). Сторона, получившая предложение, должна вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).
Представлять интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора могут: первичная профсоюзная организация (ч. 3 ст. 37 ТК РФ), единый представительный орган, который будет представлять всех сотрудников учреждения (ч. 2 ст. 37 ТК РФ), либо иные представители, избираемые сотрудниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ, определение Московского областного суда от 02.09.2010 № 33-16981). Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров может представлять руководитель учреждения или уполномоченные им лица (ч. 1 ст. 33 ТК РФ).
Процесс внесения поправок в коллективный договор
Изменения вносятся в несколько этапов.
Если работникам или руководству хочется изменить льготные условия для работников, то стоит действовать в рамках законодательства, придерживаясь абсолютно всех процессов и условий:
- от работающего персонала избирается уполномоченный человек, который отвечает за их интересы. Как правило, таким лицом на предприятии является председатель профсоюзной организации.
Именно данный человек вправе выдвигать новые требования и просить изменить коллективный договор. Помимо него, сделать это вправе и сам работодатель. В обсуждении изменений могут участвовать и обычные сотрудники.
В таком случае, работников, которые являются одной из сторон переговоров, следует освободить от основной работы, при этом сохраняя их заработок. Максимальный срок составляет 3 месяца.
Для соблюдения данного пункта следует издать соответствующий приказ, который будет документально подтверждать, что сотрудник официально занят на переговорах. В приказе следует указать:
- ФИО;
- Должность;
- Срок переговоров;
- Сохранение заработной платы;
- Сохранение рабочего места на срок переговоров.
Табулировать работника, который занят на переговорах, следует обозначением Г. Кроме того, никакие наказания к нему не могут быть применены. Этот человек на время переговоров будет привилегированным, его можно уволить лишь за серьезный проступок;
- инициатор изменений направляет своему оппоненту, в роли которого выступает директор или профсоюзная организация, предложение об изменении коллективного договора. Согласно ст. 36 ч.2 Трудового Кодекса Российской Федерации сторона, получившая предложение, обязана в течение недели решить вопрос о собрании и организовать его.
Предлагаем ознакомиться: Договор о разделе имущества наследуемого
Согласие на начало переговоров стоит отправить в произвольной форме и сообщить о том, кто будет приглашен на собрание. В этом же письме можно указать и дату самого собрания, как правило, это следующий за согласием день.
Если желание по изменению коллективного договора исходит от самих сотрудников предприятия, то им необходимо направить два письма. Одно – в профсоюзную организацию, другое – работодателю.
Если же одна из сторон не является на переговоры, то их можно начинать без неё. Неявка не означает отказ от беседы. В таком случае, у тех, кто не пришел, есть месяц, чтобы у их представителей была возможность явиться за стол переговоров;
- прежде чем изменить правильно локальный документ, стоит создать специальную комиссию. Стороны коллективного договора не обязаны подписывать изменения в день переговоров.
Однако следует уложиться в 3 месяца. Комиссия создается из двух равноправных сторон: представитель работников и работодателя. Если есть необходимость, могут быть приглашены специалисты или эксперты из вне. Например, работники трудовой инспекции или юристы из частных фирм.
Все убытки несет лишь работодатель, даже если он не хотел изначально вступать в переговоры и вносить поправки в существующий документ;
- каждое собрание протоколируется. Выносимые вопросы выводятся на общее голосование и записывается количество проголосовавших за или же против. Однако голосование можно делать и анонимным. После протоколирования вносятся официальные изменения.
Локальный нормативный акт, как правило, принимается и утверждается работодателем без учета мнения работников, однако, учет такого мнения может быть обязательным, если это прямо указано в коллективном договоре. Локальный нормативный акт не может устанавливать нормы, в которых указано более плохое положение работника по сравнению с другими актами, где говорится о нормах трудового права.
Коллективный договор вместе с приложениями является продуктом деятельности обеих сторон, его заключение носит весьма длительный характер. Помимо всего прочего он должен быть зарегистрирован, причем эта процедура связана с тем, что его проверяет соответствующий орган, который может предложить внести изменения.
Цель, принципы и основа для заключения коллективного договора
- Методические рекомендации по вопросам коллективно-договорного регулирования разработаны на основе Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов и устанавливают примерный порядок ведения коллективных переговоров по заключению, изменению и дополнению коллективного договора, контроля за его исполнением, а также разрешения коллективных трудовых споров в случаях неисполнения условий коллективного договора.
- Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе профсоюзными комитетами организаций любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделений (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).
- Коллективно-договорное регулирование отношений между нанимателем и работниками осуществляется непосредственно в организациях, их обособленных подразделениях.
- Целью принятия коллективного договора является регулирование сторонами трудовых и социально-экономических отношений, направленных на повышение заинтересованности в увеличении производительности труда, эффективной, прибыльной работы организации, установление соответствующего уровня оплаты труда работников, полную и продуктивную занятость работников, создание здоровых и безопасных условий труда, охрану здоровья и установление льгот и гарантий, улучшающих положение работников по сравнению с законодательством.
- Коллективный договор – это локальный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками (часть первая статьи 361 ТК).
- Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантиях и компенсациях, предоставляемых нанимателем и профсоюзом.
- Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными (статья 362 ТК).
- Основными принципами социального партнерства при заключении коллективного договора (статья 353 ТК) являются:
- равноправие сторон;
- соблюдение норм законодательства;
- полномочность принятия обязательств;
- добровольность принятия обязательств;
- учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;
- обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;
- отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
- взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.