Штраф для водителя, который не вписан в страховку ОСАГО

Автор: | 20.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф для водителя, который не вписан в страховку ОСАГО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Но как быть, если страховой полис ограниченный и владелец автомобиля находится рядом? Предусмотрено в данном случае наказание или нет? На самом деле, если водитель не вписан в ОСАГО штраф также составит 500 рублей.

Стоит ли вписывать человека в свою страховку?

Да. Несмотря на то, что сумма штрафа, если водитель не вписан в действующее ОСАГО, минимальна, а доплата зачастую выше размера этого штрафа, всё же не забываем о самом вредном последствии неисполнения вашей обязанности. Речь идёт о возможном регрессе при ДТП. И не нужно думать, что как водитель вы ездите аккуратно, медленно, осторожно и так далее. Очень часто виновными в ДТП неожиданно признают не тех участников. И дело даже не в подтасовке инспекторами, а незнании – точнее, забывании – постоянно меняющихся ПДД.

Как пример, знаете ли вы, как правильно ездить по круговому движению в 2023 году? Большинство водителей не знают, как именно выезжать с кольца, а именно это может спровоцировать происшествие – и виновником внезапно окажется тот, кто пытался геометрически проехать по дороге прямо, но формально был на круге не в крайней правой полосе.

И таких пунктов Правил ещё десятки.

Как происходит возмещение ущерба

Обязательная страховка гражданской ответственности для водителя является некой «подушкой безопасности» при дорожных происшествиях. Полис может быть заключен на ограниченное и неограниченное число лиц, которые вправе управлять ТС (транспортным средством). Во втором случае ответственность любого водителя, допущенного к управлению конкретного авто, считается застрахованной. Так как любые лица могут находиться за рулем на вполне законных основаниях, то на СК (страховую компанию) возлагается обязанность по компенсации нанесенного ими ущерба.

Но неограниченные полисы заключаются достаточно редко. Чаще круг лиц, допущенных к управлению, четко оговорен страховым договором. Что делать водителю-виновнику ДТП, не включенному в данный список? Ему придется лично компенсировать пострадавшему все расходы, и не только связанные с ремонтом автомобиля, но и иные затраты, например:

  • услуги независимого оценщика/эксперта, проводившего осмотр поврежденного авто и составившего заключение;
  • услуги юриста, если таковой будет привлекаться;
  • услуги эвакуатора;
  • почтовые расходы и т. п.

Страховой полис водителя может быть двух видов:

  • В полисе прописаны все граждане, которые имеют право управления авто, данное владельцем этого ТС. В такой ситуации сумма страховых премий для каждого будет своя, и зависит она от некоторых факторов, например, водительский стаж, стаж безаварийной езды и частота возникновения страховых случаев. Если управляющий автомобилем имеет хорошие вышеописанные показатели, то сумма премии не будет большой.
  • Открытый тип полиса. При приобретении полиса никаких данных водителей в нем не указывается. Владелец ТС и любой гражданин, который управляет авто с разрешения собственника, являются застрахованными. Этот тип полиса обходится в большую сумму, нежели обычный полис, однако и действие он имеет более расширенное, так как дает возможность получить компенсацию даже тогда, когда виновное лицо отсутствовало в полисе как лицо, допущенное у управлению.

Как возмещается ущерб

Для потерпевшей стороны происшествия ситуация остается прежней. Собственности, которой в результате действий третьего лица был нанесен урон, возместить ремонт должен виновник в рамках закона Российской Федерации. Рассчитывать на компенсационные выплаты держатель полиса может от страховщика, с которым он заключил договор. Страховая компания не имеет права отказывать в таких ситуациях.

Однако, если виновная сторона происшествия имеет страховку ОСАГО, то пострадавший в происшествии имеет право выбора, а если виновник аварии отсутствует в полисе автострахования как лицо, допущенное к управлению, либо полиса попросту нет, обращаться за компенсацией нанесенного урона придется к собственному страховщику. Инициировать проведение восстановления ТС либо выплачивать компенсацию в виде денег будет как раз он, причем сумма выплат не должна превышать 400 000 рублей. Если размер компенсации больше, чем вышеописанная сумма, этот остаток нужно будет требовать с виновной стороны инцидента.

Этот вопрос можно решить в досудебном порядке, либо, если виновник отказывает в возмещении, подать на него в суд.

Два условия дают ситуации развиться подобным образом:

  • компенсационные выплаты были произведены;
  • был составлен и подан регрессный иск в судебные инстанции.

А какая сумма штрафа, если я, владелец автомобиля, передал машину другому лицу, не вписанному в страховку?

Вам за такие действия штраф не предполагается. Но могут добавиться другие тонкости: вы передали автомобиль лицу без водительских прав или пьяному водителю. Это две разные нормы с двумя разными видами наказания. В первом случае вас могут оштрафовать на 3 тысячи рублей, а во втором аж на 30 тысяч рублей. Но трезвый водитель, не вписанный в страховку, всё же не покрывается административным взысканием со стороны водителя, предоставившего транспортное средство.

Но здесь есть еще один важный момент: представим, что человек, не вписанный в ОСАГО, стал виновником ДТП и скрылся с места происшествие. При таком раскладе, пострадавший получит компенсацию только тогда, когда автомобиль виновника будет установлен. После этого владельцу автомобиля будет необходимо явиться в ГИБДД для дачи показаний. Но даже если собственник укажет на настоящего виновника в аварии, он вполне может избежать ответственности за содеянное. Он понесет наказание только в том случае, если найдутся доказательства совершения им правонарушений. Но даже при таком раскладе штраф на владельца автомобиля наложен не будет.

С суммами разобрались, теперь поговорим о предполагаемых ситуациях.

К кому предъявлять и подавать иск о возмещении ущерба по ДТП, с виновного водителя или с собственника автомобиля?

Если виновный водитель работал на компанию или ИП работодателя, то отвечает работодатель, но это нужно подтверждать документами. Т.е. водитель будет заинтересован перевести ответственность на работодателя, хоть и потом работодатель будет взыскивать с него.

Если виновный водитель не является собственником машины (ТС), и при этом у него нет ОСАГО, и он не работает на собственника автомобиля, то возникает спор с кого требовать возмещение ущерба? При таких условиях нужно требовать солидарного возмещения ущерба (ст. 322, 323 ГК РФ) с обоих ответчиков и водителя и собственника. Так вы сможете взыскать всю сумму с одного из них, или частично в разных долях с каждого, а они потом между собой могут разбираться дальше, но вам уже возместят.

И не соглашайтесь требовать в суде только с одного ответчика и/или разбивать в процентном соотношении между ответчиками.

Как происходит возмещение ущерба

Страховая компания не обязана возмещать ущерб пострадавшему, если виновник ДТП не имеет полис ОСАГО. Однако при ситуации, если водитель не вписан в бланк автостраховки, СК может выдвинуть требование регресса к виновному в течение 3 лет с момента аварии.
Происходит данное действие следующим образом:

  • на основании факта случившегося происшествия устанавливается наличие незастрахованного или не вписанного в имеющийся полис водителя;
  • вызываются сотрудники ГИБДД для оформления происшествия;
  • лицо, понесшее урон в процессе аварии, обращается в страховую компанию за возмещением понесенного им ущерба;
  • страховщик выполняет свои обязанности и выплачивает компенсацию за вред, причиненный не вписанным в полис водителем;
  • спустя время виновный получает на фактический адрес письмо с требованием, в котором указана сумма, необходимая к возмещению;
  • нарушитель выполняет свои обязательства, выплатив указанную в документе сумму.

Взыскание ущерба ДТП с водителя собственником

Нередки ситуации, когда на предприятии сотрудник может взять служебный автомобиль не только для выполнения своих непосредственных обязанностей или поездки по делам фирмы, но и после окончания рабочего дня. Согласие руководства дает право использовать корпоративное авто для личных целей, например, чтобы добраться на работу. И если водитель попадает в ДТП, то собственник может взыскать с него ущерб. В каких случаях и как следует поступить, чтобы не нарушить действующее законодательство?

Если дорожно-транспортное происшествие случилось в рабочее время или сотрудник ехал по делам компании (т.е выполнял служебное задание), то необходимо провести внутреннее расследование. Его результаты помогут оценить степень вины водителя, а также соблюдение режима труда и отдыха во время движения транспортного средства. На основании полученных данных при явной вине сотрудника компания может взыскать с него ущерб, который представляет собой уменьшение личного имущества фирмы или ухудшение его состояния. Иными словами, работник должен компенсировать ремонт автомобиля.

Если размер выплат для потерпевшей стороны оказывается больше суммы страховки, то собственник авто (в данном случае работодатель) по решению суда обязан возместить недостающую сумму, включая компенсацию морального вреда и затрат на лечение. Однако, если вина работника доказана, то работодатель может потребовать возмещения ущерба, который будет осуществляться либо единоразово (по соглашению сторон), либо компания будет вычитать из заработной платы своего сотрудника определенную сумму.

Если водитель и собственник не состоят в трудовых отношениях и не удается решить проблему с компенсацией ущерба в добровольном порядке, то единственным вариантом остается обращение в судебную инстанцию. Помощь квалифицированного юриста, грамотно составленное исковое заявление и проведение экспертиз позволит владельцу автомобиля компенсировать ущерб за счет средств водителя.

Почти всегда ущерб реальнее взыскать с собственника автомобиля, по тому, что у него точно есть имущество (автомобиль) и по тому, что у него есть ответственность. Как показывает практика, виновники часто оказываются неплатежеспособными. Если виновник ДТП арендовал, взял у друга (брата, жены, родителей) автомобиль с разрешения собственника – это основание привлекать собственника для солидарной ответственности. Кстати, мы рекомендуем привлекать именно к солидарной ответственности всех причастных лиц, суд сам разберется в степени ответственности каждого.

Основанием для материальных требований будет оценка ущерба (автоэкспертиза) которую вы должны будете провести за собственные деньги (впоследствии на суде требуйте взыскать расходы с ответчика). Не приступайте к ремонту автомобиля до проведения экспертизы, так вы лишите себя возможности обоснования ущерба и получения компенсации.

Участник ДТП не вписан в ОСАГО – но у меня страховка есть!

С 2012 года у водителей есть право использовать чужой автотранспорт без составленной доверенности, согласно Постановлению №1156. Автомобиль можно передавать третьим лицам для временного использования, и доверенность необязательна. Доказательство добровольной передачи транспорта – ключи от машины и свидетельство о праве собственности.

Многие владельцы авто составляют доверенность при передаче своего транспорта третьим лицам, но не вносят данные водителя в страховку. Это помогает избежать проблем с ГАИ без задержания машины.

Именно с этого времени автолюбители обязаны прописывать всех застрахованных в полисе.

Рассмотрение дела в суде и получение выплат

После поступления дела на рассмотрение в судебные органы, ответчикам направляется повестка с копиями иска и остальных, приложенных к делу документов. В ходе предварительного заседания, участвующие в тяжбе стороны, могут примириться.

Когда такой путь решения проблемы участников тяжбы не устраивает, назначается день суда. Если ответчик не реагирует на повестки, заседание проводят заочно, без его участия. После того как судебное постановление вступит в силу, остается получить исполнительный лист. Этот документ затем передается вместе с заявлением в ФССП (федеральную службу судебных приставов).

В иске потерпевший к виновнику ДТП или собственнику виновного автомобиля может просить возмещения понесенных расходов и тех, что еще предстоят. Для этого ему нужно представить:

  1. результат осмотра машины независимыми экспертами;
  2. смету на закупку запчастей и ремонтные работы из автомастерской.

Можно ли решить вопрос с другим участником происшествия

Возможно, что второй водитель решит выплатить возмещение добровольно. Особенно, если отсутствуют серьезные повреждения. Тогда проблему получится решить на месте.

Когда ваш оппонент согласен платить, но просит дать ему время, не верьте словам.

Совет. Составьте расписку и укажите дату и размер перечисления компенсации. Иначе вполне вероятно, что деньги вы так и не получите.

3 совета по сбору доказательств происшествия

  1. Фиксируйте вмятины и повреждения на камеру, если автомобиль попал в аварию.
  2. Запишите видео, что второй участник происшествия подтверждает согласие возместить убытки.
  3. Возьмите ценную вещь как залог будущего возмещения. Например, магнитолу или заднее сидение. Зафиксируйте документально, какое состояние имеет переданная вещь.

Если собственником автомобиля, попавшего в ДТП, является юридическое лицо

Претензии по случаям, когда материальный вред нанесен наемным водителем, выполнявшим рейс по выписанному в организации путевому листу, потерпевший адресует работодателю виновника аварии. Наемными работниками считаются лица, выполняющие должностные обязанности по любому типу трудового договора (Ст. 1068 ГК РФ).

Юридическое лицо несет ответственность за работника, выполнявшего трудовые обязанности по указанию непосредственного начальства. За человека самовольно взявшего машину из гаража и выехавшего на ней с территории предприятия без путевого листа, а затем совершившего наезд либо столкновение, организация не отвечает. Такое деяние равносильно угону.

Выплаченные потерпевшему средства юридическое лицо может в дальнейшем взыскать с водителя через суд. Для этого понадобятся документы, подтверждающие факт перечисления средств по судебному постановлению. Организация не имеет права взыскивать большие суммы с трудящегося, чем было оплачено в качестве возмещения убытка. Самостоятельно принимать решения и взимать средства из зарплаты работника, препятствовать его увольнению, создавать иные препоны противозаконно.

Наложение взыскания на работника, по вине которого организация понесла материальный ущерб, производится судом. Порядок получения возмещения регламентируют нормы ТК РФ и пунктами соглашения, заключенного между наемным рабочим и работодателем. Получить средства с водителя можно только в том случае, когда его вина в ДТП доказана, и организация реально понесла документально подтвержденные расходы.

Вс обязал страховщика компенсировать ущерб по осаго водителю без полиса

Если пострадавший в аварии не застрахован по ОСАГО — это не повод отказывать ему в возмещении ущерба. В законе такого повода для отказа не предусмотрено. Казалось бы, истина очевидна. Но, как выяснилось, не для всех. Верховному суду пришлось восстанавливать справедливость, потому что суды нижестоящие придумали весьма странное основание для того, чтобы страховщик не возмещал ущерб.

Дело оказалось непростое. Незастрахованными по ОСАГО оказались оба участника аварии. Но полис на автомобиль виновника был. Правда, за рулем оказался водитель, в него не вписанный.

Авария произошла в марте 2019 года. В автомобиль некоего Салихова врезалась машина, которой управлял некто Балаов. Машина виновника была застрахована по ОСАГО, поэтому Салихов обратился за выплатой к страховщику виновника.

По идее, он должен был обращаться за прямым возмещением ущерба к своему страховщику. Но так как его ответственность не была застрахована, он подал заявление в страховую компанию виновника. И это вполне законно.

Страховщик признал случай страховым и даже выплатил Салихову чуть больше 100 тысяч рублей. Но пострадавший посчитал, что это явно заниженная сумма. Он провел независимую оценку ущерба, которая насчитала более 400 тысяч даже с учетом износа, и обратился к страховщику с требованием доплаты. Страховщик проигнорировал его обращение.

Тогда пострадавший пошел к финансовому омбудсмену, который не принял его обращение. Салихов подал заявление в суд, и Суд первой инстанции частично удовлетворил требования пострадавшего.

Он справедливо указал: страховщик признал факт наступления страхового случая, но возмещения ущерба в полном объеме в установленные сроки не произвел.

Суд обязал страховщика заплатить спорную часть суммы — 230 тысяч рублей, а также неустойку в размере 170 тысяч и штраф в размере 130 тысяч рублей. А также оплатить независимую экспертизу и почтовые расходы.

Но страховщик подал апелляцию. И апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав, что Балаов не был вписан в полис, оформленный на машину, причинившую ущерб. А сам Салихов «не указан ни в страховом полисе, ни в материалах о ДТП», да и полис на его имя на поврежденный автомобиль не выдавался.

Обрадованный страховщик тут же заявил, что выплаты истцу произведены отделом убытков ошибочно, в связи с чем будет заявлен иск о взыскании с него выплаченных сумм. Кассационный суд почему-то поддержал это решение.

Однако Верховный суд пришел к другим выводам. Он указал, что по закону об ОСАГО потерпевший, не застраховавший свою гражданскую ответственность, вправе направить страховщику, застраховавшему ответственность причинителя вреда, заявление о страховом возмещении в связи с нанесением ущерба его имуществу.

При этом оснований для освобождения страховщика от выплаты из-за незастрахованной ответственности потерпевшего не имеется. Доводы суда апелляционной инстанции о том, что Истец не включен в страховой полис причинителя вреда, какого-либо значения не имеют, поскольку это законом об ОСАГО не предусмотрено.

  • Оснований для освобождения страховщика от выплаты ущерба из-за того, что потерпевший не застраховал свою ответственность, не имеется
  • Довод о том, что водитель Балаов не включен в полис страхования в качестве лица, допущенного к управлению автомобилем, также не основание для отказа в выплате.
  • В силу прямой нормы закона об ОСАГО страховщик имеет право регресса к водителю, не включенному в число допущенных к управлению по договору ОСАГО, однако не освобождается от выплаты страхового возмещения потерпевшему, подчеркнул Верховный суд.

Он также напомнил: судом первой инстанции установлено, что гражданская ответственность виновника ДТП застрахована. Этот факт был признан и страховой компанией, частично выплатившей страховое возмещение.

Поэтому ВС отменил решения судов апелляционной и кассационной инстанций и направил дело на новое рассмотрение в кассационный суд.

Что делать, если такое произошло?

Когда на место аварии прибудут сотрудники автоинспекции, и будут выполнять свои должностные обязанности следует в обязательном порядке проверить внесли ли они информацию об отсутствие у виновного лица полиса обязательного страхования в справку о ДТП и протокол.

Также следует обязательно записать себе информацию о виновнике аварии, а именно:

  • Данные из паспорта – место регистрации и фактического проживания (если эти данные отличаются).
  • Данные о ТС виновного лица из СТС.
  • Контактный телефон для связи.

В том случае, если виновное лицо отказывается предоставлять вам необходимые сведения, то вы можете взять эти данные из протокола. Копию протокола и справку формы 154 вам должны выдать сотрудники ГИБДД. После этого следует провести независимую экспертизу повреждений автомобиля.

До прибытия сотрудников автоинспекции перемещать свой автомобиль не следует. В том случае, если данное происшествие произошло на оживленной трассе, то сначала следует зафиксировать на фото или видео камеру положение вашего автомобиля во время аварии, а уже после этого отогнать его на обочину.

Последствия, которые могут ожидать водителя признанного пострадавшим в ДТП могут быть различны и зависят от конкретной ситуации.

На сегодняшний день существует два варианта развития событий:

  • У собственника авто есть действующий полис автогражданской ответственности, но конкретный водитель, который в момент аварии находился за рулем в данный документ не вписан.
  • Полиса автогражданской ответственности нет или он просрочен.

При первом варианте развития событий следует действовать абсолютно также, как если бы у виновника был договор с неограниченным числом лиц допущенных к управлению авто, то есть в данном случае потерпевший обращается в страховую организацию и действия развиваются по стандартному сценарию.

На это существует прямое указание в действующем законодательстве: Статья 14 говорит о том, к кому страховая организация имеете право выдвинуть регрессные требования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *