Часто задаваемые вопросы

Автор: | 17.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Часто задаваемые вопросы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Согласно ст. 18 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон) гражданин или его законный представитель имеют право на отказ от социального обслуживания или предоставления социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.

Допустима ли замена НСУ на денежный эквивалент

Взамен набора услуг социального характера претендующий на таковые льготник может получать добавочную, относительно ЕДВ, сумму. Отказаться от НСУ можно либо полностью, либо оставить некоторые услуги в нематериальном виде. В этом случае размер ЕДВ возрастет соответственно стоимости услуг, от которых гражданин отказался. С 2021 года (февраль) стоимость НСУ в полном объеме составляет 1211,66 рубля.

Заявление по поводу использования НСУ подается единожды в течение года, в период до конца сентября. С первого дня следующего за оформлением заявки года ЕДВ возрастет (с учетом стоимости отказных услуг), при этом право на НСУ ликвидируется. Выбор в ежегодном подтверждении не нуждается, заявление пролонгируется автоматически до подачи новой его вариации.

Каков размер денежной выплаты ежемесячной категории

Конкретный размер определяется разновидностью льготной категории, а узнать его цифровое выражение можно на портале ПФР.

Размер ЕДВ ежегодно индексируется в сторону увеличения. Региональных коэффициентов в отношении данной льготы не существует.

НСУ предоставляется, как правило, в натуральной форме (по умолчанию). Если претендент на НСУ услугами данной категории не пользуется (либо пользуется в неполном объеме), он может получать взамен денежную компенсацию. Включаются компенсационные средства в размер ЕДВ (денежной выплаты ежемесячного характера). При отказе от НСУ размер ЕДВ возрастает автоматически.

В отношении подвергшихся воздействию радиации граждан НСУ действует наоборот – в денежной форме по умолчанию, а в натуральной – согласно оформляемому в соответствии с выбором заявлению.

Минтруд разработал рекомендации по оценке нуждаемости граждан в социальной помощи

На официальном портале нормативных актов сегодня размещен проект приказа Минтруда «Об утверждении методических рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки».

Как отмечается в пояснительной записке, проект подготовлен в соответствии с федеральным законом №388-ФЗ от 29.12.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и применения критериев нуждаемости».

В методических рекомендациях представлены формулы расчета совокупного дохода семьи, а также критерии, по которым производится оценка нуждаемости.

Право на социальное обслуживание

Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.

Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:

1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);

2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);

3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);

4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);

7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).

Формы предоставления социального обслуживания:

— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;

полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;

форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.

При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;

5) оказание иных видов посторонней помощи.

Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):

— социально-бытовые;

— социально-медицинские;

— социально-психологические;

— социально-педагогические;

— социально-трудовые;

— социально-правовые;

услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

— срочные социальные услуги – включают в себя:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги.

В каких случаях инвалиды имеют право на получение набора социальных услуг

Правом на пользование такой мерой государственной поддержки как набор социальных услуг обладают следующие лица, являющиеся федеральными льготниками:

  1. Дети с ограниченными возможностями (дети-инвалиды не классифицируются по группам инвалидности).
  2. Инвалиды 1, 2, 3 группы.
  3. Инвалиды с детства.
  4. Инвалиды войны.
  5. Участники Великой Отечественной Войны.
  6. Граждане, трудившиеся в период ВОВ:
  • на судах транспортного флота (лица, интегрированные в начале ВОВ в портах других стран);
  • на профильных участках автомобильных и железных дорог;
  • на строительстве операционных зон действующих флотов, аэродромов, военно-морских баз, оборонительных сооружений, прочих военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов;
  • на объектах (местной) противовоздушной обороны.

Отказ получателя от предоставления социальных услуг

Согласно ст. 18 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон) гражданин или его законный представитель имеют право на отказ от социального обслуживания или предоставления социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.

Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта РФ и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.

Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ в предоставлении социальных услуг возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.

Помощь государства в виде предоставления инвалидам НСУ необходима данной категории граждан, чтобы у них была возможность проходить лечение, получать необходимые лекарства, которые назначаются им лечащими врачам, а также получать на бесплатной основе путевки на лечение на курорте или в санатории.

Уровень доходов этой категории граждан значительно снижен по сравнению с трудоспособным населением.

В тоже время назначаемые препараты и технические средства для реабилитации требует значительного объема денежных затрат.

Внимание! Данная помощь может оказывать государством в виде предоставления пакета НСУ, либо при отказе от него – в денежном эквиваленте.

Как получить денежную компенсацию

Для отказа от льгот пенсионеру следует обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда (где хранится личное дело пенсионера) с письменным заявлением (форма заявления ниже). Воспользоваться также можно услугами Многофункционального Центра.

Достаточно один раз написать заявление, которое будет действовать пока, гражданин не подаст новое заявление, о новом решении.

Сроки подачи и начала работы документа:

— заявление, написанное до 1 октября, вступит с силу с 1 января следующего года;

— если данный срок нарушен, например заявление подано 15 октября, то оно вступит в силу только через год с лишним.

Для оформления отказа от набора социальных услуг понадобится только паспорт гражданина РФ. В отделение Пенсионного фонда выдается бланк заявления, где необходимо указать личные данные гражданина и желаемый объем получения услуг в натуральной форме.

Важно! Справка на набор социальных услуг выдается на определенный период — с момента обращения до 31 декабря текущего года.

Как можно использовать набор соцуслуг: натуральная форма либо денежный эквивалент

Льготник самостоятельно решает, как, в каком виде ему пользоваться данными соцуслугами. Гражданин, имеющий право на использование НСУ, вправе отказаться от него полностью либо частично. Взамен ему выплатят денежный эквивалент (компенсацию). Его размер зависит, прежде всего, от числа льгот, по которым оформляется отказ.

Данные нормы обозначены, закреплены ФЗ РФ № 178 и одинаково применяются по отношению ко всем федеральным льготникам. Обобщая сказанное, следует отметить, что каждый из них вправе:

  1. Отказаться от НСУ полностью и получить вместо этого денежный эквивалент.
  2. Воспользоваться набором соцуслуг в натуральной форме.
  3. Отказаться от одной (либо двух) из соцуслуг и забрать вместо этого деньги.
  4. Возобновить предоставление НСУ в натуральной форме (полностью либо частично).

Начисление ЕДВ и предоставление НСУ тесно взаимосвязаны. Если пользователь НСУ пользуется ими в натуральной форме, то его денежный эквивалент вычитается из ЕДВ. Соответственно, при отказе от НСУ полностью либо частично в пользу денег, его стоимость из размера ЕДВ не высчитывается.

Отказаться от соцпакета — порядок действий

Отказ от соцпакета льготник может произвести как полностью, так и частично. Для этого необходимо обратиться в отделение пенсионного фонда до 1 октября 2019 года с заявлением. В этом случае натуральная форма будет заменена на денежную компенсацию с 2020 г.

При назначении пенсии соцпакет автоматически предоставляется в натуральной форме, и если пенсионер желает получать в 2019 году его денежный эквивалент, заявление необходимо было подать строго до 1 октября 2018 года. Чтобы получать деньги в 2020 г., заявление нужно написать до 1 октября 2019 г. Если же гражданин уже подавал подобное заявление раннее, повторное обращение в ПФР потребуется только при изменении своего решения.

Для отдельных категорий граждан РФ предусмотрены различные соцпакеты, которые включают в себя право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

Оно войдёт в соцпакет для инвалидов ВОВ, вследствие травмы, полученной во время военных действий, а также несовершеннолетним узникам немецких лагерей.

Право на получение такой доплаты предоставляется независимо от места жительства. Сумма пособия составляет одну тысячу рублей.

Ещё один вид ДЕМО в размере пятисот рублей могут получить некоторые категории граждан (лица, участвовавшие в ВОВ; бывшие узники концентрационных лагерей, достигшие на тот момент совершеннолетия; блокадники Ленинграда).

Для получения дополнительного пособия нужно обратиться в территориальные органы по выплате пенсий.

Получать пособие гражданин может только по одному основанию, предполагающему самый высокий размер выплаты.

Каждый гражданин РФ, имеющий право на дополнительное пособие, может получать его на основании своего заявления в региональный Пенсионный Фонд. Для россиян, проживающих за границей, также предусмотрены выплаты через Пенсионный Фонд РФ.

В поисках работы большинство соискателей интересуются, какими льготами работодатель готов обеспечить своих сотрудников.

Ещё несколько лет назад оплата отпуска и больничного листа считалась оптимальным объёмом гарантированного соцобеспечения. На самом деле, согласно Трудовому кодексу, такие выплаты не зависят от желания работодателя, а должны быть обязательными.

К счастью, в последнее время некоторые работодатели значительно увеличили объём льгот, которые гарантированы работнику.

Социальный пакет работника на сегодняшний день включает в себя не только гарантии комфортной и эффективной трудовой деятельности, но и полноценный санаторно-курортный отдых.

Куда обратиться за получением?

Для того, чтобы стать получателем ЕДВ и НСУ гражданину необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации (постоянной или временной). ЕДВ для пенсионеров назначается в том отделении Пенсионного фонда России (ПФР), где они уже получают другие пенсионные выплаты.

  • Несовершеннолетние и недееспособные, по общему правилу, получают ЕДВ по месту жительства родителей, опекунов, либо попечителей.
  • Если родители несовершеннолетнего проживают раздельно, то обращаться следует в Пенсионный фонд по месту жительства того родителя, с которым проживает ребенок.
  • Для несовершеннолетних, которым исполнилось 14 лет, предусмотрено право обратиться за получением выплат самостоятельно.

Если лицо, претендующее на такую выплату, находиться в детском доме для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, психоневрологическом интернате или ином стационарном учреждение социального обслуживания, то такому лицу необходимо обратиться в орган ПФР по месту нахождения данной организации.

Социальные услуги, на которые инвалид имеет право даже в случае отказа от НСУ

Важно! Стоимость набора социальных услуг индексируется каждый год на федеральном уровне – 1 февраля.

Обратимся к тексту статьи 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ – здесь перечислены все льготы и права инвалидов, касающиеся социальных услуг и не зависящие от получения социального пакета:

  • социально-бытовое обслуживание (социальное обслуживание инвалида на дому – помощь в организации быта, осуществлении гигиенических и медицинских процедур, сопровождение до поликлиник и региональных/государственных ведомств);
  • получение социально-психологической помощи (подразумевается помощь в адаптации в социуме, корректировке психического состояния);
  • повышение коммуникативного уровня в результате пользования некоторыми особыми услугами;
  • получение содействия Службы занятости в трудоустройстве на особых условиях, согласованных с работодателем в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • прохождение регулярных обследований медицинского характера, осмотров специалистами поликлиник;
  • защита прав и интересов инвалида за счет пользования бесплатными услугами юридического характера.

Набор социальных услуг: законодательное регулирование

Перечислим основные законодательные и нормативные акты, в которых упоминается о предоставлении льготным категориям лиц набора социальных услуг (НСУ, соцпакета):

№ п/п. Закон, нормативный акт Информация о предоставлении НСУ
1 ст. 39 Конституции Российской Федерации Гарантия предоставления набора социальных услуг двум категориям граждан, нуждающихся в государственной помощи:
  1. Людям с ограниченными возможностями здоровья (инвалидам).
  2. Лицам, которые утратили здоровье и возможность зарабатывать деньги своим трудом по иным причинам.
2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ О возможности для инвалидов и иных лиц претендовать на получение социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (единовременную, регулярную, постоянную).
3 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ Гарантия предоставления индивидуальной помощи и особых льгот
4 ГОСТ Р 52495-2005 Перечень социальных услуг, стандарты их предоставления
5 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ О возможности получения бесплатных лекарств скорой, первичной, специализированной помощи с принятием во внимание стандартов и установленного перечня препаратов
6 Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 № 328 Гарантия предоставления специализированного питания детям-инвалидам


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *