Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальные налоговые режимы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Глава 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» была введена в действие с 01.01.2003. Суть данного специального налогового режима заключается в замене наиболее значимых налогов уплатой единого налога.
Упрощённая система налогообложения
Субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате тех же налогов, что и плательщики ЕСХН, а также от уплаты НДС (за исключением уплачиваемого: при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; в качестве налогового агента в соответствии со ст. 161 НК РФ; при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества, договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением).
Прочие налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Однако для субъектов данного специального налогового режима установлены особенности уплаты налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц. Они не освобождаются от уплаты названных налогов в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно.
Желающие перейти на УСН должны отвечать следующим условиям.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
В 2021 году в России отменили спецрежим ЕНВД. Предприниматели, которые не выбрали ни один другой специальный режим, были автоматически переведены на общую систему налогообложения.
В Минфине пояснили, что ЕНВД перестал отвечать своим целям, так как ранее его ввели в условиях отсутствия контроля за реальными доходами по отдельным видам предпринимательской деятельности и, как следствие, отсутствия возможности расчета документально подтвержденной налогооблагаемой базы.
Что лучше, обычная «упрощенка», АУСН или патент — можно решить исходя из специфики бизнеса. Но в любом случае необходимо контролировать продажи и прибыль.
«Учет в тетрадке» часто приводит к ошибкам и росту затрат. Вы сможете сократить издержки, если автоматизируете процессы. Для этого подойдет МойСклад — облачный сервис для управления продажами. Кассовое приложение, товароучетная система, CRM и все необходимые формы документов в комплекте.
- Подключите любое число розничных точек: централизованно управляйте товарами, ценами и скидками.
- Печатайте ценники и этикетки, массово меняйте цены: устанавливайте скидку или наценку, изменяйте валюту.
- Торгуйте онлайн: интеграция с интернет-магазином, маркетплейсами, ВКонтакте, Авито.
- Контролируйте все процессы на производстве: от закупки и приемки сырья до производства и реализации готовой продукции.
- Управляйте всеми каналами продаж в одном сервисе. Анализируйте прибыль, сравнивайте, как продаются те или иные товары.
Комментарий к ст. 18 НК РФ
В Российской Федерации наряду с общей системой налогообложения применяются специальные налоговые режимы, и именно от общего и специального режима налогообложения зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.
Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.
Из системного толкования положений статей 18, 21, 22, 23 НК следует, что статус налогоплательщика — это совокупность прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством (статус налогоплательщика в широком смысле). Однако права и обязанности плательщиков различных налогов (статус налогоплательщика в узком смысле) являются разными и предусмотрены соответствующими главами Особенной части НК РФ. Следовательно, изменение режима налогообложения влечет изменение статуса налогоплательщика.
Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 N 05АП-5345/2012.
Например, в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 N А72-8962/2011 отмечено, что переход организации на общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет у него возникновение иных прав и обязанностей по исчислению налогов, чем при применении упрощенной системы налогообложения, установленной главой 26.2 НК РФ. Признав организацию, которая считала себя налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения и пользовалась правами и исполняла обязанности, предусмотренные главой 26.2 НК РФ, плательщиком налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на имущество, права и обязанности которого предусмотрены главами 21, 25, 30 НК РФ и отличаются от прав и обязанностей налогоплательщика по упрощенной системе налогообложения, налоговый орган изменил статус организации как налогоплательщика.
Комментируемая статья регулирует виды специальных налоговых режимов.
НК РФ установлены общий и специальные режимы налогообложения, от которых зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.
Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.
Применение налогоплательщиком общего режима налогообложения, предусматривающего уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет возникновение у него иных прав и обязанностей по исчислению налогов, установленных главами 21 и 25 НК РФ, чем при применении специального налогового режима.
Изменение статуса налогоплательщика влечет и изменение характера его деятельности, поскольку при общей системе налогообложения деятельность налогоплательщика становится облагаемой иными налогами, что предполагает иной характер деятельности, иные формы отражения такой деятельности.
По состоянию на 01.04.2016 в Российской Федерации действуют пять специальных налоговых режимов:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (регулируется главой 26.1 НК РФ);
2) упрощенная система налогообложения (регулируется главой 26.2 НК РФ);
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (регулируется главой 26.3 НК РФ);
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (регулируется главой 26.4 НК РФ);
5) патентная система налогообложения (регулируется главой 26.5 НК РФ).
Пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определено, что ЕНВД применяется до 2018 г.
В соответствии со статьей 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели с 01.01.2013 переходят на уплату ЕНВД добровольно.
Однако в марте 2016 года в ГД ФС РФ был внесен законопроект о продлении действия единого налога на вмененный доход до 2021 года.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, система ЕНВД успешно применяется налогоплательщиками на территории России уже более 13 лет, и практика ее применения показывает, что данный специальный налоговый режим является одним из самых востребованных льготных режимов налогообложения, направленных на снижение налогового бремени представителей малого бизнеса и обеспечение его стабильности, а также на упрощение порядка исчисления и уплаты налога.
Предоставление с 1 октября 2015 года права уменьшения налоговой ставки по единому налогу в два раза (с 15 до 7,5 процента) на муниципальном уровне позволило органам местного самоуправления определять налоговую нагрузку на налогоплательщиков единого налога в зависимости от социально-экономических условий осуществления предпринимательской деятельности на конкретных территориях, что еще более повысило привлекательность данного льготного режима налогообложения.
Отмена ЕНВД с 1 января 2018 года может привести к сокращению количества малых предприятий и предпринимателей, а также повлечь иные негативные последствия в экономической сфере.
Таким образом, сохранение ЕНВД позволит не только оказать реальную поддержку малому бизнесу и создать налоговые стимулы для его развития, но и сохранить стабильный источник налоговых доходов бюджетов муниципальных образований.
Необходимо отметить, решение о продлении ЕНВД после 2018 года также было включено в антикризисный план Правительства РФ.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
Применяется для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Условие / задача |
Комментарии |
Основание |
Налоговый кодекс РФ глава 26.1 |
Необходимая отчетность |
Налоговая декларация, подается 1 раз в год. |
Вид деятельности |
Основная деятельность – производство сельскохозяйственной продукции, с долей доходов от нее не менее 70%. Рыбные хозяйства, которые имеют в наличии (собственность или аренда) судна, а так же штат сотрудников не выше 300 человек. |
Налоговая база |
Доходы минус расходы. |
Налоговая ставка |
Доходы минус расходы: 6% В зависимости от региона ставка может понижаться, вплоть до 0%. |
Уплата налога |
2 раза в год. За полугодие и за год. |
Ограничения |
Нельзя работать по агентским договорам поручения и комиссии, заключать договоры простого или инвестиционного товарищества, доверительного управления. |
Налог на профессиональный доход (НПД).
Данный вид специального налогового режима применим к физическим лицам, которые ведут свою деятельность в статусе САМОЗАНЯТОГО. Есть ряд ограничений видов деятельности для данного статуса.
Условие / задача |
Комментарии |
Основание |
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ |
Необходимая отчетность |
Без декларации |
Вид деятельности |
Самая простая предпринимательская деятельность без:
|
Налоговая база |
Доход. |
Расчет налога |
4% — при реализации физическим лицам; 6% — при реализации ИП и юридическим лицам. |
Иные расходы |
Можно в рамках добровольного пенсионного страхования. |
Сравнение принципов налогообложения
Применение специального режима должно быть основано на таких принципах:
- Упрощение процедуры налогообложения – множество налогов, существующих на общем режиме, заменяются одним. Это делает порядок их исчисления и уплаты более удобным и простым.
- Налоговое благоприятствование – спецрежим должен иметь более мягкие и выгодные для плательщика условия, иначе его применение будет бессмысленным.
- Добровольность – предприниматель сам решает, оставаться ли ему на общем режиме налогообложения или переходить на специальный.
- Избирательность – законодательство устанавливает ограничения по виду деятельности и масштабу налогоплательщика, который имеет возможность перейти на спецрежим.
- Сосуществование – все режимы предусматривают применение как единого налога, так и других обязательных взносов (например, страховых).
- Замещение – единый налог каждого спецрежима заменяет несколько других из общей системы.
- Учет особенностей экономических условий каждого субъекта – этот принцип реализуется при помощи введения различных корректирующих коэффициентов.
Применение специальных режимов направлено на то, чтобы помочь начинающим предпринимателям и небольшим организациям выдержать существующую на рынке конкуренцию и иметь возможность продолжать свою деятельности.
Условия спецрежимов помогают снизить налоговую нагрузку и значительно упрощают налогоплательщикам ведение отчетной документации.
Зарегистрировавшись в ФНС в качестве ООО или ИП, налогоплательщик по умолчанию применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Данная система имеет самую высокую налоговую нагрузку и большой список отчетности. Небольшим бизнесам с определенными видами деятельности разрешено применять специальные режимы, которые снижают налоговую нагрузку на малый бизнес и предусматривают меньший объем отчетности.
Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:
- Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
- Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
- Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
- В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.
Понятие спецрежима налогообложения
Специальный налоговый режим — система сбора платежей налогоплательщиков в бюджет, которая устанавливается в порядке, предусмотренном НК РФ и иными правовыми актами. Данные спецрежимы могут предусматривать порядок исчисления платежных обязательств, отличающийся от стандартного, а в ряде случае — освобождение от них отдельных плательщиков.
Понятие специального налогового режима закреплено в российском законодательстве. Основной источник права здесь — Налоговый кодекс. Специальный налоговый режим российские исследователи определяют как механизм сбора платежей в бюджет для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, который рассматривается как альтернативный общей системе налогообложения или ОСН. Собственно, соответствующие формулировки закреплены на уровне главного, как мы отметили выше, источника налогового права в России — НК РФ. Так, в Налоговом кодексе сказано, что спецрежимы могут освобождать плательщика от обязательств, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ, то есть тех, что характеризуют главным образом как раз-таки ОСН.
Еще одна популярная система налогообложения, являющаяся альтернативой ОСН — единый налог на вмененный доход. Основное его преимущество — предприниматель уплачивает государству фиксированную сумму налога, величина выручки и прибыли не имеют никакого значения. В то время как общий налоговый режим, УСН и ЕСХН предполагают перечисление в бюджет сумм, пропорциональных росту доходов предпринимателя.
ЕНВД могут применять не все бизнесы, а только те, которые ведут деятельность:
- в сегменте розничной торговли,
- в сфере общепита,
- в области предоставления ветеринарных сервисов,
- в сфере оказания бытовых услуг,
- в области предоставления сервисов по ремонту, техобслуживанию, а также мойке автомобилей,
- в сфере распространения либо размещения рекламы,
- в области услуг по передаче в аренду торговых точек, земельных участков,
- в области гостиничного бизнеса (с некоторыми ограничениями),
- в сфере транспортных услуг,
- в области предоставления в пользование платных стоянок.
Собственно, отмеченные сегменты предпринимательских активностей отлично совместимы со спецификой ЕНВД. Они позволяют генерировать предприятию большую выручку, величина которой в данном случае значения не имеет — в результате платежная нагрузка на бизнес оптимизируется.
Патентная система налогообложения (ПСН)
Основывается на покупке патента на какой-либо вид деятельности на срок от 1 до 12 месяцев. Важной особенностью является то, что ПСН не требует подачи деклараций в налоговую инспекцию. Примечательно здесь также то, что для ПСН снижены ставки страховых взносов с вознаграждений работникам, но нет возможности их зачесть, поскольку налоговая база не зависит от фактических доходов и расходов организации. Все специальные налоговые режимы заменяют собой несколько налогов общей системы налогообложения. Это позволяет экономить, уплачивая вместо нескольких налогов один. Имеет место снижение налоговой нагрузки. Положительно также и то, что декларация в налоговую инспекцию будет подаваться только по одному налогу вместо нескольких. В числе общих недостатков можно отметить необходимость строгого соответствия условиям применения специального режима налогообложения и ограничение по видам деятельности.
Патентная система налогообложения позволяет предпринимателю выбирать срок действия патента (от 1 до 12 месяцев), что удобно при сезонной деятельности. Упрощенный учет, отсутствие декларации по налогу, возможность не использовать контрольно-кассовую технику так же являются сильными преимуществами для большинства ИП. Привлекательны пониженные тарифы страховых взносов с выплачиваемых работникам вознаграждений. Из минусов применения данного режима можно отметить:
— необходимость приобретать разные патенты на разные виды деятельности;
— нет права зачесть суммы уплаченных страховых взносов;
— базовая доходность, на которой основывается стоимость патента, может отличаться от реальной стоимости;
— уплата налога авансом притом, что будущая прибыль неизвестна и может не покрыть даже стоимость патента.
Таким образом, можно отметить, что каждый специальный налоговый режим имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Универсального решения при выборе той или иной системы налогообложения не существует. Для каждого предприятия необходим индивидуальный подход. Однако, в общем можно сказать, что применение специальных налоговых режимов позволяет снизить налоговую нагрузку, облегчить ведение учета и сдачу отчетности в налоговую инспекцию, что очень актуально для большей части предпринимателей.
ВИДЫ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
Официального определения налоговой системы нет. Чаще всего под налоговой системой понимают совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания, обмена на территории России, определение прав, обязанностей, ответственности субъектов налоговых отношений и.т.д.
В России действуют следующие режимы налогообложения:
2. Специальный налоговый режим
Общий режим налогообложения
представляет трехуровневую систему налогообложения, которая состоит из:
1). Федеральные налоги и сборы
2). Региональные налоги
3). Местные налоги
Федеральные налоги и сборы– это налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8 (отменили Единый Социальный Налог):
· Налог на добавленную стоимость
· Налог на доходы физических лиц
· Налог на прибыль организаций
· Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
· Налог на добычу полезных ископаемых
Региональные налоги установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов федерации.
При установлении региональных налогов законодательные, представительные органы государственной власти субъектов федерации определяют следующие элементы налогообложения:
1. Налоговые ставки
2. Порядок и сроки уплаты
Существует на данный момент 3 региональных налога:
1). Транспортный налог
2). Налог на игорный бизнес
3). Налог на имущество организаций
Местные налоги установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в Санкт-Петербурге и Москве(в городах федерального значения) устанавливаются НК РФ и законами этих субъектов федерации.
Понятие и сущность налоговых режимов
В связи с антикризисными мерами, направленными на снижение общей налоговой нагрузки на экономику повышается значимость использования потенциала специальных налоговых режимов в качестве инструментов налогового регулирования. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011и 2012 годов введение специальных налоговых режимов в процессе становления налоговой системы России было призвано компенсировать отмену ряда льгот для субъектов малого бизнеса и субъектов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этом же документе отмечается, что совершенствование упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей за последние шесть лет привело к снижению налоговой нагрузки на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило качество налогового администрирования.
Общие черты специальных режимов налогообложения
Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. При этом они разбиваются на следующие группы по отношению:
- К масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики.
- Кругу налогоплательщиков. ЕСХН и УСН доступны как организациям, так и ИП. СРП можно применять только организациям, а ПСН — только ИП.
ВНИМАНИЕ! Чиновники планируют разрешить применять ПСН и малому бизнесу, включенному в реестр МСП. Кроме того в законопроекте рассматривается возможность увеличения суммы доходов и числа сотрудников. Подробности см. в этом материале.
Подробнее об условиях применения ПСН рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
- Объекту применения. ЕСХН, СРП и ПСН возможны только при определенных видах деятельности, а УСН — при большинстве (за некоторыми исключениями).
- Набору налогов, вместо которых начисляется спецналог. При ЕСХН, УСН и ПСН он заменяет налог на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество (кроме налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости) и НДС. Для СРП спецналога как такового нет, а применяется система льгот по большинству существующих налогов, допускающая полную отмену некоторых из них.
- Совместимости друг с другом и ОСНО. СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ПСН.
Подробнее о возможности совмещения режимов читайте в статье «Какие особенности совмещения ОСНО и УСН?».
Патентная система налогообложения
Патентная система налогообложения — относительно новый специальный налоговый режим налогообложения, который применяется с 2013 года.
Данный спецрежим устанавливается НК РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками Патентной системы налогообложения признаются индивидуальные предприниматели , перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном главой 26.5 НК РФ.
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно.
Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.