Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если нарушаются права ребенка в детском саду?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Защита прав и интересов ребенка
Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.
Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.
Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.
Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.
По факту нарушения прав ребенка куда писать
Так, согласно Приложению №2, обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее — ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Права ребенка: правила диалога с сотрудниками ДОУ
Разговаривать с сотрудниками ДОУ нужно правильно. С их стороны возможны разного рода отговорки, найдите на них достойный ответ.
-
Родитель предложил экскурсию в музей, воспитатель отказывается участвовать, ссылаясь на усталость.
- Это плохо, работники ДОУ совсем не заинтересованы, не прислушиваются к чужому мнению, не хотят удовлетворить просьбы и желания детей.
-
Воспитатель ставит малыша в угол, мотивируя это разбитой чашкой после завтрака.
- Плохой поступок воспитателя наказывать малыша за каждый его промах. Лучше бы промолчать и даже поощрить ребенка, ведь он только учится жить, моральное насилие над детьми недопустимо.
-
Воспитатель дала подзатыльник мальчику якобы за дело, ведь раньше могли и на горох поставить, значит, такое воспитание нормальное.
- Малыш –не бесправное существо, это такой же полноценный маленький гражданин нашей страны. Нужно проявлять терпение и уважение, несмотря на свое старшинство, бьющий педагог- не педагог, ему бы работу сменить.
-
По словам ребенка, воспитатель скотчем заклеила ему рот, ведь сегодня такое наказание стало модным у педагогов, вполне допустимо и не наказуемо для педагога.
- Родителям стоит поставить камеры, и больше знать о том, как себя ведут и чем занимаются их дети. Нельзя ссылаться на то, что малыш фантазирует, может придумывать и говорить неправду. Малыш с ранних лет все чувствует, понимает, если его любят, хорошо относятся, вряд ли он будет врать. Веры больше ему, чем воспитателю, ну а его действия и методы воспитания сегодня несложно проверить.
Как снять ребёнка с учёта на распределение в детский сад
Если отпала необходимость в отправке ребенка в дошкольное учреждение, то снять с учёта можно в том же порядке, в котором ставили. Если заявление предоставлялось через портал Госуслуги, то достаточно зайти в личный кабинет, перейти в раздел с заявлениями, выбрать нужное и нажать на кнопку «Отменить заявление».
При полученном уведомлении о направлении в дошкольное учреждение отказаться можно, выбрав пункт «Отказываюсь от зачисления» с указанием причин (вариант более не подходит по месторасположению, передумали отдавать ребенка в муниципальное дошкольное учреждение и прочие).
При первоначальном предоставлении документов лично на бумажном носителе, необходимо подойти в орган местного управления образованием, куда подавали заявление о постановке на учёт для того, чтобы вам разъяснили порядок отказа от направления в детсад в вашем регионе.
Как вести себя воспитателю в конфликтных ситуациях (примеры)
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации в детском саду на примерах, а также разберем, как правильно выходить из них.
Ситуация 1
Ребенок приносит свою игрушку в детский сад и остро реагирует, если ее берут без разрешения. Он может плакать, злиться и даже драться. Так он показывает свое исключительное право на владение игрушкой.
Как вести себя педагогу?
Воспитатель рассказывает, как пользоваться чужими игрушками и настаивает, что всегда нужно просить разрешения, прежде чем взять. Нельзя отнимать силой, если ребенок не хочет делиться. Можно предложить игру «Давай договоримся», когда педагог отслеживает заранее оговоренное количество времени.
Детей нужно поддержать, если они переживают отказ, стимулировать их находить другие игрушки и не капризничать. Также нужно поощрять детей делиться или меняться игрушками, следить, чтобы никто не был обижен. Можно соорудить «Волшебный короб», придумать про него сказку. В коробе, который стоит на видном месте, будут храниться игрушки, которые принесены из дома и которыми сейчас никто не играет.
Ситуация 2
Нередко педагогам также бывает сложно быстро и правильно отреагировать при возникновении конфликтной ситуации. Рассмотрим высказывания воспитателей, если появляется конфликт домашних игрушек.
«Не приноси игрушки, если не следишь за ними». Дети могут потерять свою игрушку во время прогулки или в группе, начать капризничать перед уходом домой, от того что не находят ее. Воспитателю же нужно обеспечить соблюдение режима дня.
«Ты плохо себя ведешь — отнеси игрушки в шкаф». Так воспитатель может изменить поведение ребенка.
«Отдай игрушку, Дима — твой друг», «Не жадничай, это плохо». Воспитатель апеллирует к моральным принципам, чтобы предотвратить конфликт.
Во всех приведенных ситуациях воспитатель остро реагирует на нежелательное поведение ребенка. Однако такая реакция не всегда приводит к положительным последствиям.
Как вести себя педагогу?
Нужно акцентировать внимание детей на необходимости следить за своими игрушками, не терять их, находить перед уходом домой. Отмечать, у кого из детей получается это делать. Также следует проанализировать, какова причина частого обращения ребенка к воспитателю при потере игрушки.
Следует задать детям вопросы о дружбе, друзьях, узнать, что они вкладывают в эти понятия.
При появлении нежелательных реакций нужно разобраться в их причинах. Если недостаточно профессиональных знаний или опыта, то можно обратиться к другому педагогу, , пройти курсы повышения квалификации.
Ситуация 3
Примером конфликтов в ДОУ могут быть ситуации, когда потеря игрушки означает утрату маленькой ценности, памятного предмета или подарка. Расстраиваются не только дети, но и родители. Часто они требуют найти игрушку, а это нарушает распорядок дня, например, когда дети должны собираться на прогулку.
Как вести себя педагогу?
Чтобы предотвратить подобные ситуации, лучше обсудить их возможность на первом родительском собрании. Следует спросить у родителей, как они организовывают обхождение с домашней игрушкой на прогулке. Возможно, стоит рекомендовать родителям не отдавать в детский сад игрушку, если она особенно ценна или дорога. Также стоит отметить, что педагог не может отвечать за сохранность игрушки. Важно сохранять доброжелательность и корректно объяснить пределы ответственности воспитателя.
Ситуация 4
Ребенок сломал чужую игрушку, и родители требуют возмещения. Нужно ли в этой ситуации воспитателю включаться в разговор? Мы рекомендуем при возникновении споров попросить родителей выяснить это вне садика. Если воспитатель становится на сторону одного из родителей, он может быть втянут в конфликт, а это всегда нежелательно.
Куда следует обращаться в случае нарушения прав ребенка? Меры ответственности
Несовершеннолетние входят в число уязвимых категорий граждан. Поэтому каждое правовое государство должно уделять пристальное внимание защите и обеспечению исполнения прав граждан, не достигших совершеннолетия.
Ребенком (несовершеннолетним) признается каждый человек, не достигший возраста 18 лет. За ним закреплены соответствующие обязанности и права, которые должны соблюдаться на территории всех субъектов РФ.
На территории Российской Федерации права несовершеннолетних, отношения между детьми и их родителями или законными представителями (опекунами), а также ответственность за нарушение этих прав регламентируют:
- Конституция РФ;
- Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы РФ;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ФЗ «Об образовании»;
- локальные акты образовательных учреждений;
- нормативные акты субъектов РФ.
Российская Федерация, будучи государством-членом ООН, обязана соблюдать права своих несовершеннолетних граждан и своевременно пресекать нарушения их прав и свобод.
Однако в ходе изучения судебной практики нередко выявляются нарушения, связанные, например, с рассмотрением дел об определении места жительства ребенка в случае раздельного проживания его родителей, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, с кем он хочет проживать, не учитывается.
Так, одним из судов Пермского края было вынесено решение об определении места жительства двенадцатилетнего подростка, при этом мнение самого ребенка не учитывалось ни органами опеки и попечительства, ни судом, а само решение судом никак не было мотивировано.
Также, судебная практика говорит о случаях, когда суд не учитывает мнение ребенка, когда родители в суде заключают мировое соглашение о месте жительства ребенка, тем самым нарушая требования ст. 57 СК РФ.
Какая ответственность предусмотрена за нарушение прав детей
Прежде чем перейти к раскрытию всех инстанций, которые могут помочь, следует выделить ответственность, которая полагается для тех, кто нарушает права ребенка.
Стоит выделить общую информацию:
- Могут лишить свободы передвижения. Т.е. ограничить выезд за пределы страны на определенный отрезок времени.
- Органы могут настоять на уход одного из родителей из места проживания. Чаще всего в роли «уходящего родителя» выступают отец или мать алкоголики и т.д. Это довольно жесткая мера, которую редко встретишь.
- Общественные работы. Чаще всего предусматриваются действующим КОАП.
- Штраф.
- Реальное заключение от 2 до 20 лет. Все зависит от степени нарушения, которые предусматривает Уголовный Кодекс России.
Обратиться за помощью может как сам ребенок, так и его законный представитель. Кстати, стоит выделить круг лиц, которые имеют право защищать права малыша:
- Старший совершеннолетний брат или сестра.
- Бабушки и дедушки.
- Кровные родственники.
- Сотрудник социальной защиты.
- Временный опекун.
- Сотрудники полиции.
Список лиц довольно обширный, в редких случаях, на защиту может встать даже классный руководитель малыша. Однако, его область прав довольно ограничена. Со стороны учителя должны быть приняты лишь первичные меры. Например:
- Если преподаватель заметил побои, он должен сообщить об этом высшему руководству. Именно оно будет принимать окончательные меры в виде вызова психолога, пояснительные работы с родителями и т.д.
- Преподаватель обязан сохранить мир в классе и не допустить деления. Это значит, что не должно возникать ненависти на фоне расы, половой принадлежности и т.д.
Какие законодательные акты нужно знать
По достижению 14 лет ребенок может самостоятельно подать заявление не только в суд, но и в органы полиции или опеки. Однако, стоит понимать, что без стабильной доказательной базы, призвать к ответственности родителей или опекунов не получится. У ребенка должен быть весомый аргумент для того, чтобы избавить себя от страданий.
В более взрослом периоде, дети имеют все возможности, чтобы собрать все необходимые данные. До 14 лет этим вопросом занимаются сотрудники полиции и органы опеки, которые несут полную ответственность, так как по документам ребенок – недееспособен, т.е. не самостоятелен.
Какие законодательные акты нужно знать:
- Если дома постоянно истязают, избивают, присутствуют шрамы или увечья, то написать заявление в полиции можно на основании нарушения ст. 117 УК РФ. В данном случае, обидчику грозит от 3 до 7 лет лишения свободы. Если родитель один, то скорее всего ребенка определят в социальный центр.
- Если родители периодически срываются и наносят побои – можно настоять на возбуждении дела по ст. 115 УК РФ. В это случае, обидчику грозит наказание в виде ареста до 5 месяцев, а также выплату штрафа.
- Родители сильно избили, на теле синяки, было получено легкое расстройство здоровья – ст. 112 УК РФ. Здесь предусматривается реальный срок заключения до 8 лет.
- Родители постоянно говорят, что убьют или покалечат – ст. 119 УК РФ, предусматривает лишения свободы до 2 лет.
Право на игры и полноценный отдых в стенах ДОУ
В детских садах часто проводятся уроки по развитию мелкой моторики, где ребята делают что-либо своими руками, на других занятиях — разучивают буквы, но смена развивающей деятельности и игр — обязательна. В процессе игр малыши также учатся и готовятся ко взрослой жизни, разыгрывая различные ситуации и эпизоды жизни взрослых.
Существуют федеральные образовательные стандарты, которые определяют варианты досуга для ребенка в саду. Воспитатель при этом не является человеком, который просто наблюдает — он реализует и сопровождает новые игры, развивающие детей и позволяющие в то же время отдохнуть.
«Изучение» телефона или праздные разговоры с другим персоналом показывают педагога как безразличного к своим обязанностям работника. Часто бывает, что в группах устанавливают телевизор и дети днями напролет смотрят мультфильмы. Само собой, воспитатель таким образом снимает с себя нагрузку, но он также нарушает и права дошкольника на полноценные активные игры.
Для отдыха ребенку должна быть предоставлена своя кроватка, где он будет спать. Это должно быть комфортное для него место.
Государство на страже жизни и здоровья детей в саду
Государство дает гарантии воспитанникам дошкольного учреждения на жизнь и здоровье. А значит, сад должен быть спроектирован и оснащен с учетом норм безопасности.
Учреждение должно обладать медицинским кабинетом, где присутствует медработник, способный оказать первую помощь малышу, а также помочь справиться с первыми признаками недомогания. Кроме того, он может связаться с родителями, если есть повод, или вызвать скорую.
В случае когда такая возможность в саду отсутствует, налицо грубейшее нарушение. В данном случае правом ребенка на здоровье и жизнь пренебрегают.
Воспитатели отвечают за безопасность ребенка в пределах времени нахождения его в саду. Если родители желают забирать ребенка вне установленного режима, это необходимо прописать в договоре с ДОУ.
На что можно пожаловаться
Когда речь идет о криминальных действиях со стороны воспитателя, от родителей должна поступать не жалоба, а заявление в полицию. Оно необходимо, если ребенка в детском саду избивают, совершают в отношении него сексуальное насилие или другие преступные деяния. Это повод для возбуждения уголовного дела и изоляции воспитателя-садиста.
Жалоба на воспитателя детского сада обычно пишется, когда родителям стало известно о следующих фактах:
- Воспитатель не организовывает досуг детей: не проводит развивающих занятий, не предлагает игры, не выводит воспитанников на прогулку.
- Сотрудник не следит за жизнью и безопасностью детей, постоянно отвлекаясь на личные дела.
- Собранные на нужды детей средства полностью или частично присваиваются педагогом.
- Работающий с детьми сотрудник очень груб и раздражителен при общении с ними, позволяет себе использование ненормативной лексики, обидных прозвищ, постоянно повышает голос на своих подопечных.
- К ребенку применялись недопустимые методы наказания. Многочисленные телесюжеты на эту тему повествуют о нездоровой фантазии некоторых особей педагогического коллектива: детям заклеивают рот скотчем, привязывают их к стульям или кроватям, лишают еды, оставляют одних в закрытом помещении, используют иные жестокие методы воздействия на ребенка.
- Воспитатель занимается рукоприкладством. Он не избивает детей, но позволяет в отношении них шлепки, щипки, щелбаны, легкие удары посторонними предметами. О таких методах воспитания можно догадаться по синякам и царапинам, периодически возникающим на теле ребенка.
Вышеперечисленные обстоятельства являются достаточными основаниями для жалобы на воспитателя детского сада.
Почему такое отношение к правам детей?
Юрист Ольга Садовская отмечает, что пример мальчика В. прекрасно характеризует нынешнее состояние правоохранительной системы и вообще общества, когда права детей почему-то легко попираются и совсем не защищаются. Воспитатели позволяют себе бесцеремонно обращаться с малышами, в школах учеников могут унизить, оскорбить и даже дойти до телесных наказаний. Полицейские не знают, что делать с такими «преступлениями» – да, такие случаи часто для стражей порядка воспринимаются как что-то не особо серьезное, как «правонарушение в кавычках», ведь следователи на протяжении восьми лет не знают, как подступиться к случаю мальчика В.
Кстати говоря, Ольга обращалась и к самым, казалось бы, важным людям в цепочке защиты прав детей. К уполномоченным по правам ребенка. Ольге помог предыдущий уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Игорь Михайлов, благодаря его участию было отменено несколько незаконных постановлений прокуратуры. Но затем Михайлова сменила Светлана Агапитова, а потом Ольга записалась на прием к Астахову.
Ей посочувствовали, но реальной помощи, как говорит Ольга, оказано так и не было. «Если мне нужно сочувствие, я могу выйти к бабушкам у подъезда. Я не восприняла этот институт серьезно. Я приглашала их посидеть просто хотя бы на заседание суда. Трижды звала их. Но они не приходили, ссылаясь на дела», – огорчается Ольга.
«В жалобе, которая была направлена в Европейский суд по правам человека, защита В. указывает на нарушение статей 3 и 13 Европейской конвенции о защите прав человека – на жестокое обращение и на отсутствие эффективного расследования. Сейчас жалоба коммуницирована. К лету можно ждать решения по ней», – поясняет Ольга Садовская, юрист «Комитета против пыток», представляющий интересы Ольги.
Виктор, супруг Ольги, не работает: в семье решили, что теперь работать будет жена, новоиспеченный юрист. А муж будет сидеть дома с сыном. «Сына теперь невозможно оставить одного – в помещении. На улице-то он спокойно играет сам. В закрытом же помещении у ребенка наступает паника», – говорит Ольга.
Мальчику В. сейчас 13 лет.
Правила общения с персоналом
Права родителей в детском саду по новому закону об образовании предусматривают возможность:
- поддерживать контакт с руководством сада;
- знакомиться с учебными программами;
- интересоваться распорядком дня;
- забирать ребенка на протяжении дня;
- предлагать проекты изменений в работе учреждения;
- получать консультации психолога по воспитанию;
- совершать другие действия, предварительно согласовав их с администрацией.
Мать и отец должны соблюдать правила этики во время общения с воспитателями. Необходимо придерживаться делового стиля. Вместе с тем, родители обязаны защищать права ребенка, заранее приготовив ответ на возможные обвинения, касающиеся плохого поведения малыша. Основные способы защиты прав сына (дочери):
- личная беседа с воспитателем или директором;
- составление письменной жалобы на имя руководителя заведения;
- жаловаться в районный или городской отдел образования.
Следовательно, права ребенка в детском саду подразумевают определенные обязанности его родителей. Законные представители также вправе ознакомиться с особенностями воспитательного процесса дошкольного учреждения, с распорядком дня, меню ребенка на каждый день. Также в связи с новыми правилами, вступившими в силу вместе с новым законом об образовании, мать и отец могут забрать чадо из сада на протяжении дня, активно участвовать в жизни развивающего дошкольного учреждения.