Повреждение груза транспортной компанией

Автор: | 14.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повреждение груза транспортной компанией». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Чтобы максимально обезопасить свои интересы, требуется вооружиться документом. Это акт утраты вверенного груза. Если быть точнее, то акт утраты или недостачи. Составляется документ при участии представителей получателя груза и фактического перевозчика, у которых есть соответствующие полномочия. Найти образец, чтобы составить претензионный акт, не составит труда. Так можно привлечь к ответственности транспортную компанию, повредившую ваш груз. Если претензия отсутствует, то и оснований для рассмотрения дела нет.

Как происходит компенсация через суд

Предположим, что транспортная компания, которая была нанята, чтобы перевести груз, по своей вине повредила его или испортила. Но в досудебном порядке компенсировать ничего не хочет. Или же условия компенсации не соответствуют требованиям пострадавшей стороны. Тогда возникает вопрос, что делать в такой ситуации.

Здесь требуется решать вопрос через суд. От пострадавшего потребуется подать иск с арбитражный суд. Только важно учитывать, что правила в отношении подобных претензий к перевозчикам жёсткие. Иск подаётся только по месту расположения транспортной компании. С этим пострадавшему грузовладельцу или грузоотправителю придётся смириться, если он находится или проживает далеко от расположения грузоперевозчика.

В иске нужно обязательно детально описать обстоятельства при обнаружении потери или порчи. Далее идут ссылки на документы, в которых предусматриваются основания не только утраты, но и величины причинённого ущерба.

Может помочь страхование груза

Услуга по страхованию груза это добровольный вид страхования и никто навязать страховку клиенту не может. В отдельных транспортных компаниях которые тесно сотрудничают со страховыми при отправке груза напоминают от возможности страхования, но клиент сам выбирает, платить ли за страховку или нет.

Несомненно страховка груза осуществляется в интересах грузоотправителя и грузополучателя и здесь риски которые могут возникнуть в процессе перевозки будут покрыты суммой страховой выплаты и лучше конечно застраховать груз, так как это поможет избежать в дальнейшем лишних финансовых проблем и убытков.

Если застрахованный груз будет поврежден после передачи его транспортной компании для перевозки, то все убытки будут покрыты выплатами страховой компании, однако прежде чем получить выплаты от страховой, необходимо доказать факт и размер причиненных убытков, а так же факт наступления страхового случая. Несомненно при недостаче груза, его утрате или повреждении необходимо сообщить о данном факте в страховую компанию, которая в свою очередь должна направить эксперта, что бы он осмотрел поврежденный груз. Представитель страховой не просто осматривает груз, он должен составить акт, в котором зафиксировать факт недостачи, повреждения или утраты груза полностью. В процессе составления акта должны присутствовать все заинтересованные лица, в акте отражаются все повреждения груза, потери и прочие моменты, так же обязательно необходимо сделать фотографии самого груза, упаковки и средств крепления груза.

Страховое возмещение возможно получить в случае когда вам предоставят следующие документы которые должны быть как у экспедитора и перевозчика:

  • Товарно-транспортная накладная (ТТН);
  • Налоговая накладная;
  • Расходная накладная;
  • Акт приема-передачи груза;
  • Договор страхования;
  • Договор перевозки;
  • Договор экспедирования.

Не скажу, что указанный список документов является полным, это типовой набор, но ситуации бывают разными и могут потребоваться документы из ГИБДД, МЧС, акт осмотра составленный представителем страховщика и прочие документы соответствующие конкретной ситуации.

Так же скажу Вам, что на основании закона «О транспортно- экспедиторской деятельности», факт предоставления экспедиторских услуг подтверждается наличием товарно-транспортной накладной, а в ней уже должен быть указан маршрут по которому следует груз от пункта отправления до пункта назначения. ТТН это самый важный документ, поэтому обратите внимание на его наличие.

Необходимо правильно действовать, что бы страховая не обвинила Вас в нарушении правил страхования и по данному основанию не попыталась отказать в возмещении:

  1. Извещаем страховщика правильно. Обязательно в письменной форме, можно подготовить 2 экземпляра обращения, приехать в офис страховой компании и подать на подпись уполномоченному на прием лицу. На вашем экземпляре должны поставить печать, подпись принимающего лица и дату. Только так будет правильно уведомлять страховую и я вообще рекомендую всегда вести общение в письменной форме с обязательным возвратом Вам экземпляра обращения с подписью принимающей стороны. Точно так же Вы можете направить обращение по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
  2. В вашем письменном извещении укажите, что произошло, это порча, частичная или полная утрата. Если есть повреждения то указывается их характер, где произошел случай и по вашему мнению в какой ситуации он произошел, а так же можно указать предполагаемую сумму ущерба. Для оценки суммы реального ущерба может быть привлечен эксперт оценщик (независимый);
  3. Знайте, что лучше уведомлять страховую стразу же при обнаружении факта утраты или порчи.

Как определить размер ущерба, причиненный транспортной компанией?

Прежде чем обращаться с досудебной претензией к перевозчику, важно провести собственную экспертизу и установить степень повреждений груза, причиненный ущерб и возможность восстановления. Преимущество такого шага заключается в том, что вы можете воспользоваться помощью объективного независимого эксперта, задать ему правильные вопросы, чтобы транспортная компания фактически не имела возможность отказаться компенсировать причиненный вред. О вашем намерении провести экспертизу нужно предупредить перевозчика, а затем задать следующие вопросы:

  • Какой ущерб причинен товару;
  • Соответствует ли упаковка или транспортировочная тара состоянию, описанному в акте приемки;
  • Существует ли причинно-следственная связь между зафиксированными повреждениями и действиями компании в процессе транспортно-логистических услуг.

Услуги эксперта стоят денег, но помните: в случае признанием перевозчиком вины на причиненный ущерб именно он компенсирует вам стоимость проведения экспертизы.

Особенности подачи и рассмотрения претензии

Срок подачи претензии перевозчику – 6 месяцев с момент обнаружения повреждений. На втором экземпляре документа транспортная компания обязана поставить отметку о получении, указать дату, поставить печать и входящий номер, после чего отправить обратно заявителю. Ответ должен быть дан в течение 30 дней с момента получения. Если опасаетесь за честность перевозчика. Отправьте претензию заказным письмом с обязательным уведомлением о прочтении и описью вложения.

В идеальном случае вы получите указанную сумму компенсации в установленный законом срок. Если это не произошло (что бывает достаточно часто) или размер выплат оказался гораздо меньше требуемого, нужно обращаться в суд. Срок исковой давности составляет 1 год. Важно помнить, что перед подачей искового заявления о компенсации материального вреда нужно в обязательном порядке пройти процедуру досудебного урегулирования.

Идеальный вариант – еще на этапе обнаружения повреждений воспользоваться услугами транспортного юриста нашей компании. Мы поможем вам грамотно составить акт повреждений, возьмем на себя проведение экспертизы, досудебное урегулирование и процесс взаимодействия с перевозчиком. А если не удастся решить вопрос с компенсацией по претензии, составим исковое заявление в суд, защитив ваши интересы и репутацию.

Документальное подтверждение порчи груза

Повреждённый груз — это, чаще всего, длительный и неприятный процесс разбирательств. Ситуаций, при которых груз был повреждён или утерян — множество. Если причиной повреждения груза стало ДТП, в котором перевозчик не виновен, то ответственность за отсутствие сохранности перевозимого товара всё равно ложится на него.

В некоторых ситуациях вина автоперевозчика неоспорима, но есть моменты, при которых перевозчик может воспользоваться так называемой презумпцией невиновности. Цель перевозчика в такой ситуации — доказать, что порча или недостача товара является следствием внешних обстоятельств, которые он не мог предотвратить или на которые не мог повлиять. Каждый отдельный случай — это конкретные доказательства, и чем их больше, тем выше вероятность доказательства своей непричастности.

Одним из сопроводительных документов, прилагаемых к грузу, является CMR-накладная. В ней можно указать все замечания по качеству, состоянию, выявленные повреждения и прочие нюансы принятого груза.

Также обязательно необходимо зафиксировать повреждения, выявленные во время выгрузки при помощи составления акта и внести точную информацию об:

  • количестве или размерах повреждённого груза;
  • виде повреждений (описать их);
  • местах повреждений (упаковка или сам товар, указать где конкретно).

При необходимости, водитель имеет право внести свои правки, после чего, готовый акт подписывается водителем и иными лицами, составляющими акт. Копии оригинального акта остаются у каждой из сторон. Наличие акта указывается в CMR-накладной. Такая отметка проставляется во всех экземплярах CMR. Данные в двух документах не должны отличаться, вся информация должна быть идентичной и максимально подробной.

Акт составляет по установленным требованиям, и также должен содержать краткое описание обстоятельств, которые послужили основной причиной боя или повреждения груза. Не стоит забывать указывать дату и место составления акта, ФИО и должности всех составителей акта.

Факторы, влияющие на сохранность груза

Есть определенные ключевые моменты, которые необходимо учитывать при выполнении любого вида перевозки грузов, чтобы избежать повреждения груза.

  1. Внезапные изменения температуры могут привести к образованию конденсата, который может привести к повреждению товара водой при транспортировке. Помимо этого, перемещение товаров также является основной причиной ущерба, нанесенного грузу.
  2. Если между грузами есть какой-то промежуток, и они не плотно упакованы, очевидно, что товары будут перемещаться во время транспортировки. Эти небольшие или незначительные зазоры могут привести к увеличению пространства, которое может привести к смещению нагрузки из-за даже небольшой вибрации и столкновения друг с другом или стенами, что приведет к дальнейшему разрушению.
  3. Нужно разграничивать типы грузов на более тяжелые, более мягкие и хрупкие товары, чтобы ни один из товаров не был поврежден из-за столкновения при транспортировке.
  4. Существует строгая необходимость равномерно загружать все товары в контейнер, чтобы судно не наклонялось при транспортировке.
  5. Груз должен быть защищен от любого типа влаги, присутствующей в контейнере. Эта влага может быть вызвана чем-либо, например, деревянным полом, влажностью воздуха и так далее. Необходимо проверять влажность, так как это может привести к дальнейшей конденсации из-за изменения климата или температуры и повреждению груза.

Законы, регулирующие действия перевозчиков

При подаче претензии транспортной компании, а равно и подаче иска в Арбитражный суд, не лишне будет знать, на какие законы ссылаться, доказывая полученный убыток.

В Федеральном законе N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г установлена мера ответственности транспортной компании при повреждении или утрате перевозимого груза.

С момента передачи отправителем груза экспедитору и до вручения грузополучателю, перевозчик несет ответственность за перевозимый объект и обязан возместить причиненный ущерб. Кроме эпизодов форс-мажора.

В статье 796 ГК РФ, определяется величина компенсации со стороны перевозчика при повреждении или утере груза.

  • При частичной или полной утере сумма компенсации равняется стоимости утерянного груза или его недостающей части.
  • Размер компенсации при повреждении определяется как величина, на которую уменьшилась стоимость груза.
  • Если поврежденный груз восстановить невозможно, то компенсация равняется стоимости груза.
  • Компенсация утерянного груза с объявленной ценностью, возмещение равняется сумме заявленной ценности.

В Постановлении Правительства России от 15.04.2011 № 272 с поздними редакциями содержится информация о:

  • правилах заключения договоров перевозки,
  • сроках перевозок,
  • последовательности составления актов,
  • правилах подачи претензий.

Ответственность за утрату груза в результате хищения (грабежа)

Утрата груза вследствие грабежа, хищения или мошенничества, не является основанием для освобождения перевозчика от ответственности, предусмотренной Гражданским кодексом, Уставом автомобильного транспорта, и ФЗ об экспедиционной деятельности.

Перевозчик или экспедитор должны будут возместить грузополучателю стоимость утраченного груза в полном объеме, если не докажут, что ими были предприняты все возможные меры, исключающие возможность хищения. Даже сопровождение охраны, допустившей утрату груза, является основанием для взыскания убытков по ст. 402 Гражданского кодекса.

Как и в случае с повреждением груза при ДТП, перевозчик и/или экспедитор вправе обратиться с иском к виновной стороне в порядке регресса и взыскать расходы, направленные на погашение убытков грузополучателя.

Страховое возмещение стоимости утраченного груза

Перевозка грузов автотранспортом в большинстве случаев связана со страхованием ответственности перевозчика или экспедитора. Договор страхования груза является безусловным основанием для возмещения ущерба в результате утраты или повреждения груза. Однако страховые компании неохотно осуществляют страховые выплаты, всегда затягивают сроки и зачастую, пытаются снизить размер этих выплат.

Не исключение ситуации, когда страховщик пытается всячески снять с себя ответственность за страховой случай, оставляя грузоперевозчика и грузополучателя 1 на 1 с возникшей проблемой. Потерпевшая сторона может потерять время, выясняя степень ответственности перевозчика, которое может стоить сумме взыскания страховой выплаты. Многие обращаются с иском в суд к перевозчику или экспедитору, а затем получают отказ по причине ненадлежащего ответчика.

Наличие договора страхования груза может стать только дополнительной причиной обратиться за помощью к квалифицированному юристу, ведь страховая компания будет всячески пытаться понести минимальные финансовые потери.

Ответственность поставщика

Однако есть случаи, когда сам поставщик несет ответственность за нанесение такого ущерба. Это происходит тогда, когда доставку товара делает сам поставщик, не обращаясь к услугам транспортных компаний. То есть у него есть свой транспорт, квалифицированные кадры, техника, документальное оформление в штате. Тогда контакт заключается с ними и в этой части предусматривается полная ответственность за такие действия. Если же контракт устный и доказать вину той или иной стороны сложно, тогда за претензией следует иск и уже суд будет разбираться в объективных обстоятельствах такого нарушения и устанавливать вину лиц.

Поэтому грамотное оформление документов играет в этом процессе большую роль. Оно помогает сэкономить затраты на оплату государственных пошлин, работу юристов в процессе взыскания сумм ущерба. Компания Руссо Логистикс радует клиентов качественным обслуживанием вот уже несколько лет. Доверяя свое дело ее специалистам, вы можете быть спокойны за качество подготовленных документов.

Если транспортная фирма отказала в компенсации

Отказ перевозчика компенсировать потери – типичная ситуация, если вы обратились в первую попавшуюся фирму и не стали подписывать договор. Но вернуть деньги можно. Составьте судебный иск, подробно опишите обстоятельства перевозки и порчи имущества. Приложите чек на оплату, потребуйте возвращения уплаченной суммы. Также попросите суд компенсировать стоимость испорченных вещей.

Обнаружив, что товар после перевозки испорчен, сразу составьте акт – в нем опишите обстоятельства произошедшего. Укажите как можно больше подробностей: именно этот акт будет главным доказательством вашей правоты в суде. К составлению документа необходимо привлечь сотрудников транспортной фирмы – иначе акт не будет считаться действительным. А чтобы у вас было больше оснований требовать компенсации, приложите показания свидетелей и результаты экспертизы.

Если груз задерживается, то каждый день опоздания предполагает выплату пени или штрафа. В рамках Гражданского кодекса РФ на этот случай предусмотрено взыскание не только реального ущерба, но и упущенной выгоды.

Выгоду подтверждают документально копией сорванного договора купли-продажи. Ущерб и сопутствующие убытки подтверждает не только выставленная встречная претензия от реального покупателя, но и платежное поручение на оплату товара и его доставку.

Водная перевозка предусматривает начисление штрафа в 9 % от стоимости доставки. Просчитывается каждый день просрочки, но не более половины стоимости доставки.

Авиаперевозка при задержке груза предусматривает начисление штрафа от 25% минимального размера оплаты труда, но не более 1/2 стоимости доставки.

При подписании договора поставки следует обращать внимание на ответственность за несвоевременную доставку, на размеры пени и штрафа и когда они начисляются.

Как подать через интернет?

У каждой крупной ТК есть сайты, посредством которых можно заказать перевозку груза и оставить официальный запрос на предоставление транспортных накладных.

Многие фирмы, стремясь заслужить доверие потребителя, имеют обратную связь для подачи информации. Нажав поле «Подать обращение», остается только заполнить пустые поля, выстроить шаблон и прикрепить сканы всех подтверждающих претензию документов.

У этого способа есть плюсы и минусы.

Положительным моментом выступают сокращенные сроки на подачу и рассмотрение. Если жалоба бесспорна и не вызывает вопросов, ответ поступает быстро.

Но в случае отсутствия ответа и какой-либо реакции, при обращении в судебные инстанции не все судьи принимают скрины таких заполненных электронных страниц в качестве доказательства выполнения досудебного претензионного порядка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *