Воинский учет: что проверяет военкомат?

Автор: | 16.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Воинский учет: что проверяет военкомат?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


В соответствии с п. 7 ст. 8 закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, п. 9 постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о воинском учете» от 27.11.2006 № 719 (далее — постановление № 719), абз. 1 п. 9 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях», утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации) все организации, в которых есть работники, признаваемые законодательством призывниками и военнообязанными, обязаны вести воинский учет. Отвечает за данную функцию на предприятии руководитель, непосредственно исполняет — кадровый работник.

Воинский учет на предприятии и его контроль

Как проходит медкомиссия

Медосвидетельствование молодые люди проходят 2 раза. Один раз – в 16-летнем возрасте, при первичной постановке на учет, второй раз – при достижении совершеннолетия. При этом предварительная категория, установленная в первый раз, может измениться.

В назначенный день призывник должен прибыть в военкомат. С собой требуется принести следующие документы:

  • повестку;
  • паспорт;
  • медицинскую карту;
  • результаты анализов;
  • справки, подтверждающие хронические или врожденные заболевания;
  • документы, подтверждающие причины для отсрочки.

Ответственность за ведение в/у ненадлежащим образом

Отрицательные результаты проверки ведения учета военнообязанных сотрудников (наемных работников) согласно действующему российскому законодательству предусматривают штрафные санкции к руководителям предприятий.

Размеры штрафов за невыполнение требований по в/у согласно КоАП РФ (ст. 21 п/п 1-7):

  • За несвоевременное предоставление сведений по трудоустроенным военнообязанным гражданам в территориальный комиссариат (органы местного самоуправления) – 300-1000 рублей;
  • За препятствие мобилизации военнообязанных сотрудников – 500-100 рублей;
  • За небрежное хранение документации по воинскому учету – 100-500 рублей.

Кто ведает воинским учетом в фирме

Полнота ответственности за данную деятельность в организации возлагается на руководителя (п. 6 ст.1 ФЗ № 53, п. 9 Положения №719). Начальник вправе в тексте спецприказа назначить для исполнения этих действий выделенного сотрудника. Если назначенное лицо по какой-то причине временно не присутствует на работе (например, в ежегодном отпуске или уехал в командировку), его на это время нужно заместить другим сотрудником, причем преемнику придется передать всю учетную документацию.

Руководитель имеет право передать полномочия военного учета специалисту отдела кадров, бухгалтеру и др., оформив совместительство или внутреннее совмещение. Целесообразно прописать эти требования в должностной инструкции.

Результатом планового военкомовского аудита будет оценка двух ключевых пунктов:

  • организации ведения учета;
  • записей в личных карточках.

По первому пункту проверяющие вынесут вердикт «удовлетворительно», если выполнены требования федерального законодательства, либо «неудовлетворительно».

Заполнение личных карточек оценивается по 4-балльной шкале:

  • «отлично» – все требуемые личные карточки имеются в наличии, заполнены правильно, не содержат неточностей, нарушений правил и расхождений в данных с материалами контрольной сверки;
  • «хорошо» – проверяющие выявили некоторое число карточек с упомянутыми нарушениями, но их немного, до 5% от общего массива;
  • «удовлетворительно» – допускается до 10% «некондиционных» карточек;
  • «неудовлетворительно» – испорчено более 10% личных карточек.

Документы, интересующие военкомат

П. 39 Методических рекомендаций устанавливает перечень документации, подлежащей проверке со стороны военкоматов.

  1. Приказ, изданный организацией, «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе». Не все организации его издают, хотя он обязателен. По форме его составления можно следовать Методическим рекомендациям, а можно разработать свою, утвердив внутренним нормативным актом. Прежде чем издать приказ, его проект надо согласовать с территориальным военным комиссаром или органом самоуправления по первичному учету военнообязанных.
  2. ВАЖНО! Отсутствие данного приказа приравнивается к тому, что военный учет не ведется вообще.

  3. Личные карточки военнообязанных в запасе и призывников. Заполнять ее нужно по форме Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо собственной, разработанной в организации.
  4. План работы по воинскому учету в фирме (форма приведена в Методических рекомендациях).
  5. Журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан запаса Вооруженных сил. Форма его утверждена приказом Министерства обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 г.

Информация к размышлению

На основании п.20 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях при выявлении нарушений в организации и ведении воинского учета военнообязанных должностные лица военных комиссариатов районов (городов) наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению.

Руководители и другие должностные лица, ответственные за военно – учетную работу в организациях, за невыполнение обязанностей по воинскому учету несут ответственность, установленную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП).

  • непредставление в установленный срок в военкомат списков граждан, принятых и уволенных, предусмотрен штраф в размере от 2 до 4 базовых величин. При повторном нарушении — штраф от 4 до 6 базовых величин (ст. 25.2 КоАП);
  • умышленное неоповещение допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военкомат либо воспрепятствование их явке на сборные пункты или призывные участки — штраф в размере от 2 до 4 базовых величин, за повторное нарушение — штраф от 2 до 8 базовых величин (ст. 25.3 КоАП);
  • нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету — штраф от 4 до 5 базовых величин (ч. 2 ст. 25.8 КоАП).

К ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету также могут быть привлечены и работники.

Уклонение призывника или военнообязанного от воинского учёта –наказывается штрафом или арестом на срок до трёх месяцев (ст.437 УК РБ).

Бюрократизм, затягивание сроков, хамство

Молодые люд часто сталкиваются с хамством в военкоматах, затягиванием сроков, игнорированием доводов. Практически во всех случаях бюрократия начинается после того, как призывник приносит медицинские документы, в которых подтверждается непризывной диагноз. Военно-врачебная комиссия отправляет на дополнительное обследование, чтобы затянуть сроки. Справки, предоставленные призывником, становятся недействительными, при определении категории годности во внимание берутся уже новые заключения, которые часто разбегаются с предыдущими.

По закону призывник имеет право отказаться от дополнительного обследования, написав соответствующее заявление. Но сотрудники военкомата отказываются его принимать. Также может писаться заявление с просьбой присвоить категорию годности на основе уже предоставленных медицинских документов. Иногда заявление принимают, но нигде не фиксируют, долго рассматривают или «теряют». В таком случае призывник обязан будет пойти на дополнительное обследование.

Если со стороны военкомата наблюдается хамство, нарушение законодательства, рекомендуется отправить заявление по почте. В данном случае сотрудники комиссариата расписываются при получении письма, обязаны внести заявление в Книгу реестров, дать ответ в течение 30 дней по почте. Если сроки затягиваются, с ксерокопией отправленных документов можно идти в суд, где возбуждается дело о бездействии должностных лиц.

Правовая база воинского учета

Для Закона не столь важно, к какой форме собственности относится компания: воинский учет работающих там лиц вести придется во всех случаях. Это утверждает п. 7 ст. 8 Федерального закона от №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

Естественно, далеко не все сотрудники имеют отношение к прохождению воинской службы, поэтому важно понять, в отношении кого нужно осуществлять учет. Для этого существуют нормы специального Положения о воинском учете №719, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. (в п. 14 и 16). Учитывать нужно:

  • военнообязанных лиц;
  • потенциальных и актуальных призывников.

Каким образом организовывать военно-учетные дела на предприятии, регламентируют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.

Что должен делать работодатель в рамках военкомовского учета:

  • при трудоустройстве уточнять военнобязанность граждан по записям в удостоверениях личности (есть или нет штамп «военнообязанный» на 13 странице гражданского паспорта РФ);
  • вносить актуальную информацию в личные карточки;
  • обеспечивать надлежащее и своевременное исполнение обязанностей сотрудников при их мобилизации или проведении военной подготовки;
  • изучать предоставленные документы, касающиеся воинских обязанностей, на предмет неверных сведений, правок, недостачи страниц, подозрении в подделке и т.п., и при нахождении информировать военный комиссариат.

ВАЖНО! Недостаточно формально относиться к требованиям закона, уделяя внимание воинским данного учета, и при ненадлежащем исполнении этого необходимого требования предпринимателю будут вменены санкции (КоАП РФ, ст. 21.1 – 21.5).

Воинского учета не избежать, если в штате наличествует хотя бы один военнообязанный работник.

Проверка военкоматом: готовим документы

Работодатели обязаны вести воинский учет. Это значит проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности; заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета; информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации. Причем все это регулярно проверяется военкоматами. Посмотрим, как подготовиться к проверке и на что обратить внимание.

Любая организация, независимо от формы собственности, обязана вести воинский учет. Об этом говорит п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Однако на практике компании либо не ведут воинский учет, либо соблюдают формальный учет, проверяя соответствующие документы лишь при приеме на работу. При этом не каждая компания знает о том, что военкоматом может быть проведена проверка правильности ведения воинского учета, а также начислены штрафные санкции. Подробнее об этом – в статье.

Полная мобилизация или новая волна: могут ли возобновить частичную мобилизацию и провести вторую волну зимой 2023 года? В Уфе на пять лет колонии осудили ефрейтора, который уклонялся от участия в СВО, новости 13 января 2023

Уфимский гарнизонный суд приговорил к пяти годам колонии 24-летнего ефрейтора Марселя Кандарова, который уклонялся от военной службы с мая по сентябрь 2022 года. По данным суда, контрактник в мае сбежал из части, не желая участвовать в спецоперации, и не явился к месту службы.

«Суд признал Кандарова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 337 УК РФ («Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или контракту, в период мобилизации»), ему назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима», — говорится в сообщении объединенной пресс-службы судов Башкирии.

В сентябре ефрейтора задержали сотрудники правоохранительных органов, после чего он предстал перед судом. На данный момент приговор не вступил в законную силу, передает ТАСС.

Зачем вызывают отслуживших граждан?

Повестка юноше, который уже отслужил, вызывает удивление. Основная причина – уточнение сведений о лице, уведомление о военных сборах. Повторно забрать служить не имеют права. Необходимо позвонить в военкомат для уточнения причины. При личном визите органа важно иметь при себе военник, чтобы доказать факт службы.

Среди прочих причин – корректировка военного билета, детализация личной информации (место работы, семейное положение), ошибочная отправка оповещения. В Российской Федерации учения по плану проводятся ежегодно, поэтому каждый мужчина может получить повестку. Схема привлечения упрощенная.

Перед началом сборов проводится медицинское обследование, даже для ограниченно годных. На учениях гражданами соблюдается Устав. Они получают финансовое довольствие, размер которого – до 600 рублей, в зависимости от звания юноши.

Повторное вручение повестки регулируется законодательством. Отслужившие граждане обязаны соответствовать требованиям, повышать объем знаний. Это поддержит уровень армии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *