ТОП-5 важных изменений трудового законодательства в Казахстане

Автор: | 20.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТОП-5 важных изменений трудового законодательства в Казахстане». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Размеры государственных социальных пособий зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума (ПМ), устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Добавлены новые критерии СУР по труду.

Как и в сфере налогового законодательства, в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства предпринимателям (работодателям) присваивается соответствующая степень риска. Для оценки степени риска применяются специальные критерии. В связи с отменой проверочных листов по труду добавлены новые критерии оценки степени риска работодателей.

Так, в перечень новых критериев оценки степени риска по труду вошли:

  • сообщение о несчастном случае, связанном с трудовой деятельность, в местный орган по инспекции труда;

  • наличие рабочего оборудования, соответствующего нормам безопасности, с соответствующими техпаспортом (сертификат), знаками предупреждения и ограждениями или защитными устройствами для обеспечения безопасности работников на рабочих местах;

  • предоставление работникам перерыва для отдыха и приема пищи;

  • предоставление внутрисменных и специальных перерывов;

  • соблюдение порядка применения дисциплинарных взысканий (получение от работника объяснение в письменной форме, ознакомление работника с актом работодателя о наложении дисциплинарного взыскания под роспись);

  • выдача по требованию работника (в том числе уволенного) в течение 5 рабочих дней с момента обращения справки с указанием специальности, времени работы и размера заработной платы, характеристику-рекомендацию;

  • выдача справки о размере образовавшейся задолженности по заработной плате и иным выплатам (при ликвидации работодателя);

  • представление ЦЗН информации о предстоящем высвобождении работников в связи с прекращением деятельности работодателя, сокращением численности или штата, снижением объема производств и выполняемых работ и услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя;

  • направление ЦЗН уведомлений о наличии вакансий в течение 5 рабочих дней со дня их появления с указанием условий труда и оплаты;

  • своевременное извещение ЦЗН о приеме на работу или отказе в приеме на работу.

Не забудьте внести корректировки в локальные документы

Ввиду вносимых изменений компаниям нужно подкорректировать локальные нормативные акты, в частности — правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР).

Нужно внести правки в пункты о предоставляемых работникам-иностранцам гарантиях, в раздел о приёме на работу, отстранении и увольнении. Правила о том, что работники-иностранцы обязаны приобрести ДМС или об обеспечении их платной медицинской помощью за счёт работодателя следует исключить. Если в трудовом договоре есть условие о праве работодателя оплачивать работникам-иностранцам медуслуги, такое условие можно оставить и в ПВТР.

Подготовьте приказ о внесении изменений в ПВТР. Учтите мнение профсоюза (при его наличии). Ознакомьте всех сотрудников под подпись с новой редакцией ПВТР.

Пособие по инвалидности

В 2022 году размер пособия по инвалидности от общего заболевания I группы составляет 71 787 тенге (1,92 ПМ), II группы – 57 206 тенге (1,53 ПМ), III группы – 38 885 тенге (1,04 ПМ).

С 1 января 2023 года размеры государственных социальных пособий по инвалидности будут повышены на 8,5% в связи с изменением величины ПМ.

Размер пособия по инвалидности от общего заболевания I группы составит 77 889 тенге (1,92 ПМ), II группы – 62 068 тенге (1,53 ПМ), III группы – 42 190 тенге (1,04 ПМ).

Пособие по потере кормильца

Размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца зависят от количества иждивенцев умершего, а также от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Сейчас действуют такие размеры пособий:

  • при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 0,86 ПМ (32 155 тенге);
  • при наличии двух – 1,49 ПМ (55 710 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии трёх – 1,85 ПМ (69 170 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии четырёх – 1,96 ПМ (73 283 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии пяти – 2,03 ПМ (75 900 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 2,11 ПМ (78 891 тенге).

В связи с увеличением величины прожиточного минимума размеры государственных социальных пособий по потере кормильца будут повышены на 8,5% и с 1 января 2023 года составят:

  • при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 34 888 тенге;
  • при наличии двух – 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии трёх – 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии четырёх – 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии пяти – 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 85 597 тенге.

С 21 апреля 2023 г. вступит в силу новая редакция Закона от 30.11.2010 № 197-З «О донорстве крови и ее компонентов».

Увеличивается возраст доноров с 60 до 65 лет.

В новом перечне обязанностей нанимателя появятся две новые:

– запрет допуска работника к работе в день сдачи крови, ее компонентов, если его работа связана с вредными и (или) опасными условиями труда, а также к ночным и сверхурочным работам;

– выдача необходимых справок по просьбе работника.

Донорам предоставили новые права:

– знакомиться с результатами медосмотра;

– получать полную и объективную информацию о состоянии своего здоровья и последствиях, которые могут наступить в связи с выполнением донорской функции;

– на освобождение от работы на время прохождения медосмотра;

– приступить к работе в день сдачи крови, ее компонентов, за исключением случаев работы с вредными и (или) опасными условиями труда, ночных и сверхурочных работ.

Обязанности донора не изменились, за исключением установления обязанности уважительно относиться к работникам здравоохранения.

Важно: из списка гарантий и компенсаций, предоставляемых донору, исключена гарантия по предоставлению дней отдыха на основании ст.ст. 31 и 30-1 Закона № 197-З. Соответственно, после 21 апреля 2023 г. доноры, сдавшие кровь, ее компоненты до 21 апреля 2023 г., утрачивают право на дни отдыха, предоставляемые исходя из ст.ст. 31 и 31-1 Закона № 197-З. Поэтому у доноров срок реализации гарантии в виде дней отдыха в связи со сдачей крови, ее компонентов (возмездно или безвозмездно) истекает 20 апреля 2023 г.

Количественная раскладка на 2023 год

Период Дней
Календарных Рабочих Выходных и праздничных
Январь 31 20 11
Февраль 28 20 8
Март 31 19 12
Апрель 30 20 10
Май 31 20 11
Июнь 30 21 9
Июль 31 20 11
Август 31 22 9
Сентябрь 30 21 9
Октябрь 31 21 10
Ноябрь 30 22 8
Декабрь 31 20 11
Всего: 365 246 119

Новые подходы к регулированию бизнеса

В январе 2023 года в республике заработает Реестр обязательных требований в сфере предпринимательства – механизм, обеспечивающий на постоянной основе пересмотр государственных регуляторных актов. Если в Реестре отсутствуют какие-то требования либо по ним имеется срыв срока пересмотра, то субъекты бизнеса освобождаются от административной ответственности за их нарушение.

С 1 января отменены проверки, проводимые по особому порядку. Таким образом, осуществляется переход от проверок и наказаний к профилактике нарушений. Вместе с тем в действие введена норма по автоматизации системы управления рисками, что позволит исключить человеческий фактор при формировании графиков проведения проверок и профилактического контроля.

При отсутствии такой автоматизации теперь допускается осуществлять контроль только в отношении 5 процентов от общего количества подлежащих ему субъектов. Это позволит сфокусировать органы надзора на проблемных субъектах бизнеса и снизить административное давление на законопослушных предпринимателей.

Кроме того, с начала года введен запрет требовать от бизнеса отчетности, по которой не обеспечена автоматизация механизмов ее предоставления. Также на один год продлен мораторий на проведение проверок и профилактического контроля с посещением субъектов малого и микропредпринимательства.

Изменения в Трудовом кодексе РК с 11.01.2021 года

Статья 101. Нормирование труда

1. Нормы труда (времени, выработки, трудоемкости, обслуживания, численности) являются мерой затрат труда и устанавливаются для работника соответствующей квалификации в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

2. Разработка, введение, замена и пересмотр норм труда производятся работодателем в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по труду.

3. Нормы труда подлежат обязательной замене по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.

Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по своей инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

4. О введении работодателем новых норм труда работники извещаются не позднее чем за один месяц.

5. При разработке норм труда должны обеспечиваться:

1) качество норм труда, их оптимальное приближение к необходимым затратам труда;

2) установление одинаковых норм труда на одни и те же работы, выполняемые в аналогичных организационно-технических условиях;

3) прогрессивность норм труда на основе достижений науки и техники;

4) охват нормированием труда тех видов работ, для которых возможно и целесообразно установление норм труда;

5) техническая (научная) обоснованность норм труда.

6. Нормы труда в организации, на услуги (товары, работы) которой вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов), утверждаются работодателем по согласованию с уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности и с уполномоченным государственным органом по труду в установленном им порядке.

7. Типовые нормы и нормативы по труду разрабатываются и утверждаются отраслевыми ассоциациями работодателей, единые и (или) межотраслевые типовые нормы и нормативы по труду для всех сфер деятельности утверждаются Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан по согласованию с представителями работников в установленном уполномоченным государственным органом по труду порядке.

8. Квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.

Статья 102. Государственные гарантии в области оплаты труда

Государственные гарантии в области оплаты труда работников включают:

1) минимальный размер месячной заработной платы;

2) минимальный размер часовой заработной платы;

3) оплату за работу в сверхурочное время;

4) оплату за работу в праздничные и выходные дни;

5) оплату за работу в ночное время;

6) ограничение размера удержаний из заработной платы работника;

7) порядок и сроки выплаты заработной платы.

Статья 103. Размер заработной платы

1. Размер месячной заработной платы работника устанавливается дифференцированно в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, а также условий труда. Размер месячной заработной платы максимальным размером не ограничивается.

Заработная плата выплачивается работнику за фактически отработанное им время, учтенное в документах работодателя по учету рабочего времени.

Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 19.12.20 г. № 386-VI

1-1. Размер основной заработной платы работников направляющей стороны должен быть не ниже размера основной заработной платы работников принимающей стороны по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, сложности, количеству и качеству выполняемой работы, а также производственно-бытовым условиям в соответствии с договором на оказание услуг по предоставлению персонала.

Заработная плата работникам направляющей стороны выплачивается за фактически отработанное ими время, учтенное в документах по учету рабочего времени принимающей стороны.

Статья 120. Обязанность стороны трудового договора по возмещению причиненного ущерба (вреда)

1. Материальная ответственность стороны трудового договора за ущерб (вред), причиненный ею другой стороне трудового договора, наступает за ущерб (вред), причиненный в результате виновного противоправного поведения (действия или бездействия) и причинной связи между виновным противоправным поведением и причиненным ущербом (вредом), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

2. Сторона трудового договора, причинившая ущерб (вред) другой стороне, возмещает его в соответствии с настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

3. В трудовом, коллективном договорах может конкретизироваться материальная ответственность работника и работодателя.

4. Прекращение трудового договора после причинения ущерба (вреда) не влечет за собой освобождения стороны трудового договора от материальной ответственности по возмещению причиненного ущерба (вреда) другой стороне.

Статья 121. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику незаконным лишением его возможности трудиться

1. Работодатель обязан возместить работнику не полученную им заработную плату и иные причитающиеся ему выплаты в случае незаконных перевода на другую работу, недопущения работника к рабочему месту, одностороннего изменения условий трудового договора, отстранения от работы, расторжения трудового договора.

2. Трудовым, коллективным договорами могут быть установлены дополнительные случаи возмещения работодателем ущерба, причиненного незаконным лишением работника возможности трудиться.

Статья 122. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный жизни и (или) здоровью работника

1. При причинении вреда жизни и (или) здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей работодатель обязан возместить вред в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан.

2. Вред, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, возмещается в полном объеме при отсутствии у работника страховых выплат, за исключением случая, предусмотренного в пункте 3 настоящей статьи. При наличии страховых выплат работодатель обязан возместить работнику разницу между страховой суммой и фактическим размером вреда.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.17 г. № 80-VI (введены в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.)

3. При причинении вреда работнику, связанного с установлением ему степени утраты профессиональной трудоспособности от пяти до двадцати девяти процентов включительно, работодатель обязан возместить работнику утраченный заработок и расходы, вызванные повреждением его здоровья.

Размер расходов, вызванных повреждением здоровья, возмещаемых работодателем в период установления степени утраты трудоспособности не может превышать двести пятьдесят месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на момент выплаты.

Выплата по возмещению расходов, вызванных повреждением здоровья, осуществляется на основании документов, подтверждающих эти расходы, представленных работником либо лицом, понесшим эти расходы. При этом возмещению не подлежат расходы, которые входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

См. также: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 9 июля 1999 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами Республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью».

Трудовой кодекс Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда;

2) определяет размеры социального пособия по временной нетрудоспособности;

3) утверждает Типовое положение об условиях оплаты труда и премирования руководящих работников национальных компаний, акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству;

4) утверждает систему оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий;

5) заключает генеральное соглашение с республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями работников;

6) устанавливает порядок принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами;

7) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Последние изменения в Трудовом кодексе Республики Казахстан в 2021 году

Поправками внесено уточнение, что при совпадении ночного времени работы с праздничным или выходным днём доплата должна быть отдельной за ночные часы, а также за работу в праздничные или выходные дни.

Например, работник заступил на смену в ночь 30 апреля с 20.00 до 08.00 1 мая. Ночным временем считается промежуток с 22.00 до 06.00. По закону работодатель должен оплатить время работы следующим образом:

  1. С 20.00 до 22.00 – оплата в одинарном размере ставки.
  2. С 22.00 до 06.00 – добавить 0,5 ставки за работу в ночное время.
  3. С 00.00 до 08.00 – добавить ещё 0,5 ставки за работу в праздничный день, так как фактически наступило 1 Мая – красный день календаря.

«Раньше бухгалтеры считали, что если человек работает ночью, и этот день совпал с праздничным, то доплата не нужна. Они спрашивали: «Где в законе статья, которая говорит об отдельной доплате?». Теперь это новшество чётко поясняет, как производится выплата», – поясняет доцент кафедры международного права КазНУ имени аль-Фараби, эксперт по трудовому законодательству Наталья Гилёва.

Хоть в законе и осталось ограничение на 36-часовую рабочую неделю для инвалидов, теперь исключён пункт, по которому инвалиды I и II групп могут работать не более семи часов в день. По словам юристов, иногда семи часов не хватало для работы. Фактически работник оставался, но ему не доплачивали, потому что иначе бы работодатель нарушил закон.

Сейчас убрали ограничение в семь часов. Главное, чтобы сотрудник прошёл обследование у профпатолога. Специалист в заключении укажет, может ли он трудиться. Таким образом, стало больше гарантий, что человек с инвалидностью не останется без работы.

Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 12 по 18 июля 2021 года

В соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 11 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года утвержден Перечень загрязняющих веществ, эмиссии которых подлежат экологическому нормированию.

Перечень загрязняющих веществ, эмиссии которых подлежат экологическому нормированию

1. Перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы эмиссий

1. Вещества, загрязняющие атмосферный воздух:

1) диоксид серы и другие соединения серы;

2) оксиды азота и другие соединения азота;

3) окись углерода;

4) летучие органические соединения;

5) металлы и их соединения;

6) мышьяк и его соединения;

7) цианиды;

8) хлор и его соединения;

9) фтор и его соединения;

10) предельные углеводороды;

11) меркаптаны;

12) сероводород;

13) углерод черный (сажа);

14) пыль, в том числе асбестосодержащая (РМ-2.5, РМ-10, взвешенные частицы, волокна);

15) полихлорированные дибензодиоксины и полихлорированные дибензофураны;

16) иные загрязняющие вещества и их соединения, для которых установлены предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия в атмосферном воздухе населенных мест.

2. Вещества, загрязняющие воду:

1) органические соединения галогенов и вещества, которые в водной среде могут образовывать эти соединения;

2) органические соединения фосфора;

3) органические соединения олова;

4) металлы и их соединения;

5) углеводороды и их соединения;

6) цианиды;

7) мышьяк и его соединения;

8) пестициды (ядохимикаты), для которых установлены предельно допустимые концентрации и ориентировочные допустимые уровни веществ в воде;

9) взвешенные вещества и суспензии;

10) вещества, которые способствуют эвтрофикации (нитраты и фосфаты);

11) вещества, оказывающие неблагоприятное воздействие на кислородный баланс;

12) иные загрязняющие вещества и их соединения, для которых установлены предельно допустимые концентрации и ориентировочные допустимые уровни веществ в воде в водных объектах культурно-бытового, хозяйственно-питьевого и рыбохозяйственного водопользования.

Производственный календарь на 2022 год в Казахстане

В соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 11 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года утвержден Перечень загрязняющих веществ, эмиссии которых подлежат экологическому нормированию.

Перечень загрязняющих веществ, эмиссии которых подлежат экологическому нормированию

1. Перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы эмиссий

1. Вещества, загрязняющие атмосферный воздух:

1) диоксид серы и другие соединения серы;

2) оксиды азота и другие соединения азота;

3) окись углерода;

4) летучие органические соединения;

5) металлы и их соединения;

6) мышьяк и его соединения;

7) цианиды;

8) хлор и его соединения;

9) фтор и его соединения;

10) предельные углеводороды;

11) меркаптаны;

12) сероводород;

13) углерод черный (сажа);

14) пыль, в том числе асбестосодержащая (РМ-2.5, РМ-10, взвешенные частицы, волокна);

15) полихлорированные дибензодиоксины и полихлорированные дибензофураны;

16) иные загрязняющие вещества и их соединения, для которых установлены предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия в атмосферном воздухе населенных мест.

2. Вещества, загрязняющие воду:

1) органические соединения галогенов и вещества, которые в водной среде могут образовывать эти соединения;

2) органические соединения фосфора;

3) органические соединения олова;

4) металлы и их соединения;

5) углеводороды и их соединения;

6) цианиды;

7) мышьяк и его соединения;

8) пестициды (ядохимикаты), для которых установлены предельно допустимые концентрации и ориентировочные допустимые уровни веществ в воде;

9) взвешенные вещества и суспензии;

10) вещества, которые способствуют эвтрофикации (нитраты и фосфаты);

11) вещества, оказывающие неблагоприятное воздействие на кислородный баланс;

12) иные загрязняющие вещества и их соединения, для которых установлены предельно допустимые концентрации и ориентировочные допустимые уровни веществ в воде в водных объектах культурно-бытового, хозяйственно-питьевого и рыбохозяйственного водопользования.

С 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ объединили в Фонд пенсионного и социального страхования (федеральные законы от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 237-ФЗ)).

Для работодателей вместо пяти действующих форм (4-ФСС, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД, СЗВ-М и ДСВ-3) введена новая единая форма – ЕФС-1. В ней отражаются сведения для персонифицированного учета и данные о взносах по травматизму.

В форме ЕФС-1 два раздела. В первый включены подразделы со сведениями о трудовой деятельности, стаже, зарплате. Во второй – о взносах по травматизму.

По форме ЕФС-1 работодатели должны отчитываться и по договорам ГПХ, по которым начисляют страховые взносы. Данные о приеме, переводе и увольнении, начале и окончании срока действия ГПД нужно направлять не позднее следующего рабочего дня. Сведения о начисленных взносах на случай травматизма должны сдаваться не позднее 25-го числа месяца после окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.

Кроме этого, работодатели будут направлять в налоговую инспекцию новый ежемесячный отчет (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»). Он включает в себя расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения о физлицах – персональные данные и данные о суммах выплат и иных вознаграждениях.

Отчитываться нужно раз в месяц не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.

Новые трудовые книжки

С 1 января 2023 года будут действовать новые формы трудовой книжки и вкладыша в нее, утвержденные Приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н (п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.07.2021 № 1250).

Раздел со сведениями о работе станет больше: 14 разворотов в трудовой книжке и 12 во вкладыше. Разделы с награждениями станут меньше: 7 и 5 разворотов в трудовой и во вкладыше соответственно.

Имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца заменять на новые не нужно.

Имеющиеся у работодателей бланки трудовых книжек и бланки вкладышей в них старого образца действительны и могут использоваться без ограничения срока. Когда они закончатся, нужно будет закупать новые бланки трудовых и вкладышей у изготовителя – АО «Гознак» или у официальных распространителей, с которыми «Гознак» заключил договоры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *