Невыясненные платежи в банке возврат плательщику

Автор: | 08.07.2024

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Невыясненные платежи в банке возврат плательщику». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Одним из первых шагов в такой ситуации является обращение к банку, в котором зарегистрирован счет, на который был зачислен непреднамеренный платеж. Здесь проводятся дополнительные проверки и устанавливается возможность возмещения средств от банка. Вместе с этим организация должна направить запрос в Банк России на получение информации о получателе платежа и о его дальнейшем использовании.

Следственные действия в случае непреднамеренного зачисления платежа на чужой счет

Если банк не может решить эту проблему самостоятельно, следственные действия обязательно понадобятся. В таких случаях следственные органы могут назначить экспертизу, провести дополнительные проверки и выяснить обстоятельства, связанные с непреднамеренным зачислением платежа на чужой счет. Следовательство даст возможность выяснить, было ли это случайное действие, или заранее спланированное мошенничество.

Организации также имеют возможность обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании средств, если получатель отказывается вернуть неправильно зачисленную сумму. Однако перед этим следует собрать все необходимые доказательства, чтобы иметь возможность подтвердить свою правоту перед судом.

Следственные действия в случае непреднамеренного зачисления платежа на чужой счет представляют собой важную процедуру для организации, ведь они помогают выяснить обстоятельства и предотвратить возможные финансовые потери. Регулярное применение этих действий обеспечит защиту интересов организации и сохранение ее финансовой стабильности.

Когда можно уточнить платеж

Для того, чтобы уточнить налоговый платеж, воспользоваться нужно правилами статьи 45 НК РФ. Правила указанной статьи устанавливают порядок уточнения, если организация или ИП обнаружили ошибку в платежке по перечислению налога, которая не привела к неперечислению налога в бюджет. В этом случае налогоплательщик может написать в налоговую заявление, указав свою ошибку и приложить к нему документы, которые подтверждают уплату налога. Кроме того, в заявлении налогоплательщик просит уточнить перечисленный платеж, а именно, его основание, принадлежность, налоговый период, либо статус плательщика.

Важно! Уточнить платеж налогоплательщик может только если его ошибка не привела к неперечислению налога в бюджет.

Таким образом, правом налогоплательщика является уточнение некоторых реквизитов в платежном поручении на уплату налога, в случае допущенных в нем ошибок. Существует только одно ограничение: допущенная ошибка не должна привести к неперечислению денежных средств в бюджет. Схожее правило действует и отношении страховых взносов. Однако уточнять платеж по страховым взносам нужно будет только в том случае, если сведения по нему не отразились на лицевом счете застрахованного лица.

Кроме того, с 1 декабря 2017 года вступил новый порядок работы налоговиков с неуточненными платежами. Установленные правила касаются непосредственно налоговых органов. В отношении налогоплательщика нужно понимать, что уточнить невыясненную сумму налоговая сможет только по заявлению плательщика, независимо от того, кто нашел ошибку в поручении. После предоставленного заявления налоговая в течение 10 дней примет решение об отнесении платежа по месту предназначения.

Каждый этап использования платежной системы РФ строго регламентирован законодательством. В то же время нередко возникают ситуации, когда банки в результате неверного указания плательщиками реквизитов в платежном поручении отправляют денежные средства не тем получателям. При расчетах платежными поручениями могут возникать и иные ошибки с неблагоприятными последствиями. В такой ситуации возникает вопрос, как осуществить возврат ошибочно перечисленной суммы по платежному поручению. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Срок возврата ошибочного платежа юридическим лицом

Следует посоветовать такие меры:

  • Тщательнейшим образом проверять реквизиты контрагента, в том числе и с помощью сервисов Федеральной налоговой службы. Если платежное поручение заполняет неопытный бухгалтер, проверять документ должен и руководитель отдела.
  • Стараться принимать реквизиты только по электронной почте, чтобы избежать неточностей отражения данных при передаче документов по факсу.
  • Вносить сразу в базу данных все реквизиты партнеров, даже если сделки носили разовый характер.
  • Перечислять деньги поэтапно в пределах одной сделки лишь после сверки расчетов по предыдущему этапу.

Советы несложные, но они помогут избежать перечисленных неприятностей.

  • 21.04.2015

Обратная связь с налоговиками

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

Возврат по платежному поручению

Перечисление денежных средств с ошибками, допущенными в платежном поручении, условно можно разделить на два вида:

  • невыясненные платежи в бюджет;
  • иные платежи с ошибками (к примеру, ошибочное перечисление денежных средств не тому получателю, возврат займа с ошибкой в платежном поручении и т.п.).

Возврат ошибочных платежей до наступления стадии безотзывности одинаков для обоих видов и производится кредитной организацией по волеизъявлению плательщика. Правила такого возврата принимаются банком в соответствии с Порядком от 19.06.2012 N 383-П .

Если же стадия безотзывности пройдена, осуществить возврат труднее, т.к. платеж фактически перечислен и в соответствующую процедуру возврата будет вовлечен получатель ошибочного платежа.

Процедура возврата невыясненных платежей в бюджет Казначейства регулируется Порядком от 18.12.2013 N 125н .

К примеру, невыясненные поступления в федеральный бюджет могут быть возвращены Казначейством, если:

  • значение поля «Назначение платежа» не свидетельствует о том, что данный платеж относится к платежам в бюджет (возврат осуществляется по заявлению плательщика);
  • невыясненное поступление зачислено в результате ошибки банка.

В бухгалтерском учете получателя списание на возврат денежных средств по ошибочному платежному поручению сопровождается проводками Дт. 76 — Кт. 51.

Если компания отправляет неверно оформленную платежную документацию (к примеру, есть ошибки, неточности), казначейство регистрирует невыясненный платеж.

Учет невыясненных платежей

Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:

  • Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
  • Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
  • ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
  • ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).

Эти проводки актуальны при уточнении платежей. Если же деньги возвращаются налогоплательщику, используется эти бухгалтерские проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие к учету невыясненного платежа. Первичная бумага, на основании которой создается проводка – выписка со счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Перечисление невыясненного платежа налогоплательщику. Первичный документ – заявление налогоплательщика.

Бухгалтерские проводки могут создаваться только на основании информации из первичных документов.

Контроль за корпоративными картами

Центробанк выпустил еще одну методичку, в которой предписывает кредитным организациям усилить контроль за операциями по снятию наличных с корпоративных карт.

ЦБ обвиняет банки в игнорировании рекомендованной для юрлиц и ИП максимальной суммы налички, которая может быть получена с использованием корпоративных карт в течение одного операционного дня (не более 100 тыс. рублей).

Признаки из методички № 19-МР, по которым компанию или ИП признают недобросовестным:

  • отношение объема получаемых за неделю наличных денег к оборотам по банковским счетам 30 % и больше;
  • с даты создания юрлица прошло менее двух лет;
  • деятельность клиента, в рамках которой поступают деньги на счет и списываются с него, не создает обязательств по уплате налогов. Или налоговая нагрузка минимальна;
  • деньги поступают на счет от контрагентов, по банковским счетам которых идут транзитные операции;
  • поступление от контрагента средств на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на счета других клиентов;
  • деньги идут на счет суммами, как правило, не превышающими 600 тыс руб.;
  • снятие налички регулярно: как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех — пяти дней со дня поступления;
  • наличности снимают, как правило, не больше 600 тыс руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей установленного банком лимита на день;
  • наличные снимаются в конце операционного дня с последующим снятием налички в начале следующего операционного дня;
  • у клиента нескольких корпоративных карт, и с их использованием преимущественно проводятся операции по получению наличности.

Документальное оформление

Если орган зарегистрировал невыясненный платеж, создается и отправляется запрос на установление принадлежности средств. Запрос составляется по форме 0531808. Для уточнения платежа предоставляется соответствующее уведомление. Цель уведомления – исправить неверные реквизиты на правильные. Необходимость направления этого документа оговорена в п. 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса. Положение, касающееся рассматриваемой ситуации, содержится также в п.56 Приказа Минфина №125н.

Если платеж был направлен неверно, нужно возвратить деньги налогоплательщику. Для этого создается заявление на возврат по форме 0531803. Отправить его нужно в казначейство.

Записка составляется представителем бухотдела или сотрудником с соответствующими полномочиями. На документе обязательно проставляется подпись руководителя фирмы. Если лицо, направившее письмо, узнало об ошибке, актуален следующий порядок действий:

  1. Обращение в банк для получения доказательств о фактическом перечислении средств. Банк должен выдать доказательство в письменной форме.
  2. Отправка в налоговую письма, уточняющего платеж.

Специальной формы для письма нет, поэтому при его составлении можно пользоваться локальными актами. В документе в обязательном порядке прописывается эта информация:

  1. Название структуры, которая получила платеж.
  2. Адрес фирмы.
  3. Данные о получателе платежа.
  4. Номер поручения, составленного с ошибками, дата его создания.
  5. Указание на ошибку (к примеру, неверное указание кодов).
  6. Способ удаления ошибки.

Если в поручении содержится несколько ошибок, отдельно нужно указывать каждую из них. Существуют рекомендательные требования к бумаге:

  • Деловой стиль.
  • Отсутствие двусмысленностей.
  • Краткое изложение исключительно по существу вопроса.

Письмо рекомендуется дополнить документами, которые подтверждают фактическое осуществление платежа. К примеру, можно направить платежное поручение с отметкой банковского учреждения. Если представителям налоговой этого недостаточно, можно приложить выписку с расчетного счета. Она станет доказательством списания средств.

ВНИМАНИЕ! Если из-за ошибок платеж не учтен в расчетной карте, в письме следует сформулировать просьбу перерасчета пени.

ВАЖНО! Сроки отправки письма нормативными актами не установлены. Его можно направлять в любое удобное время.

Код возврата для электронных платежей с реестром

С 01.07.2013 ЦБ РФ ввел в оборот новый платежный документ — ED108, который представляет собой электронное поручение на общую сумму с реестром (информационное письмо от 08.04.2013 МЦИ-12-2-16/1401). Данная инициатива Центробанка была связана с необходимостью реализации п. 3.9 и п. 3.15 положения ЦБ РФ от 29.06.2012 № 384-П.

С момента ввода в оборот документа ED108 РКЦ при обработке соответствующих платежных получений должен осуществлять проверку:

  • корректности указания реквизита «Вид платежа» (при использовании системы БЭСП он не должен заполняться);
  • статуса отправителя и получателя платежа (если они входят в структуру одной и той же платежной системы территориального учреждения ЦБ, то оба должны быть участниками соответствующей системы);
  • соответствия отправителя и получателя — если они работают на разных ТУ ПС Центробанка, статусу участника электронного обмена;
  • наличия у получателя лицензии — если она отозвана ЦБ, то как раз и проставляется код 2313;
  • соответствия показателя в реквизите «Сумма перевода», который указан в реестре, значениям в реквизите «Сумма» электронного платежного поручения.

Таким образом, если контроль показал, что у получателя платежа нет лицензии Центробанка, РКЦ отклоняет перевод и фиксирует в платежном поручении код возврата со значением 2313.

Орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) и направляет его администратору поступлений в бюджет. Администратор доходов бюджета в срок, не превышающий 20 рабочих дней (если законодательством РФ не установлен иной срок) со дня представления в его адрес Запроса на выяснение принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.
Невыясненные поступления подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы поступлений в бюджет, которым направлялся Запрос, или администратор поступлений в бюджет, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, которому предназначался платеж, предоставили Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от принятия на учет данного поступления. Невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» (КБК) или текстовом поле «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления.

Что собой представляет невыясненный платеж

Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:

  • В поручении содержатся неверные ИНН/БИК плательщика налогов.
  • Неправильно зафиксирован идентификационный номер налоговой структуры.
  • Назначение направленных средств, указанное в письменной форме, не соответствует коду назначения средств.
  • Выплата направлена в налоговую структуру, в которой налогоплательщик не зарегистрирован.
  • Налогоплательщику не нужно платить тот вид налога, который он уплатил.
  • Не прописан номер лицевого счета (или он прописан неверно).

Как правило, ошибки содержатся в кодах. Они наиболее вероятны при использовании платежных терминалов. Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.

ВАЖНО! Если зарегистрирован невыясненный платёж, компании нужно направить заявление на возврат. Альтернативный вариант – зачет суммы, выплаченной по ошибке, в структуру, в которую нужно направить платеж.

ВНИМАНИЕ! Невыясненные платежи должны быть отображены в бухучете.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *