Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?

Автор: | 10.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Все земельные участки, зарегистрированные в России, следует использовать в соответствии с установленным государством целевым назначением. Для этого государство разработало специальные характеристики (виды разрешенного использования земельных участков). Благодаря ВРИ пользователь знает, как распоряжаться участком и какую деятельность на нём можно осуществлять, а также можно узнать, имеет ли владелец право на смену вида и повторную кадастровую регистрацию.

Изменение вспомогательных видов разрешенного использования.

Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к вспомогательным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр, точно также как и для основных ВРИ.

Никаких разрешений и согласований получать не нужно.

Важный нюанс.

Собственник не может изменить основной вид разрешенного использования на вспомогательный.

Допускается добавление вспомогательного вида разрешенного использования к основному.

Иными словами, выбирая вспомогательный ВРИ, вы добавляете его к основному виду, и в результате ваш участок будет иметь 2 вида разрешенного использования (основной и вспомогательный).

Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке добавить вспомогательный вид разрешенного использования, предусмотренный в ПЗЗ, к основному виду.

Документы, которые требуются для процедуры

Порядок смены вида разрешенного использования земельного участка, если есть нужный пункт, регламентирующий возможность трансформации, заключается в обращении в местную кадастровую палату. С собой надо иметь:

  • паспорт (оригинал и копию) для каждого из собственников, принимающих участие в решении вопроса;

  • правоустанавливающее свидетельство на землю;

  • согласие всех правообладателей на внесение изменений в Росреестр.

Все остальные выписки госорган получит самостоятельно (путем межведомственного взаимодействия).

Когда необходимо слушание и обращение в муниципалитет, то список будет немного объемнее:

  • паспорт и его копию для всех правообладателей;

  • для ИП — предоставить соответствующий бланк;

  • выписка из ЕГРН о присвоении статуса юрлица или предпринимателя;

  • правоустанавливающее свидетельство на площадь, паспорт, право собственности, согласие арендодателя;

  • планировочные обоснования.

Вид разрешенного использования – это характеристика земельного участка, определяющая способ его использования, а также вид деятельности, ведение которой может на нем осуществляться.

Перечень всех устанавливаемых в настоящее время ВРИ приведен в классификаторе, утвержденном Приказом Минэкономразвития России No 540 от 01.09.2014г. №540.

Наиболее востребованным остается перемена ВРИ на «дачное строительство» или «садоводчество», в категории «земли сельскохозяйственного назначения» с целью строительства капитальных строений, то есть домов.

Также востребованы замена вида разрешенного использования на землях категории «Населенные пункты», с видов ЛПХ и ИЖС, на мало-, средне- и многоэтажную жилую постройку (таунхаусы-дома блокированной застройки, многоквартирные дома), а также для возведения строений торгового и бытового назначения (магазины, общепит, автосервисы, и т.п.). Это влечет за собой обязательную формальную смену ВРИ, иначе невозможно будет получить разрешение на возведение постройки.

Для замены ВРИ земли, изначально необходимо определить возможность перемены ВРИ, осуществив мини-градостроительный аудит.

В Москве и Московской области осуществляется в соответствии с Правилами землепользования и застройки.

При отсутствии требуемого вида разрешенного использования в ПЗЗ, услуга по смене трансформируется в услугу внесения изменений в ПЗЗ (см. раздел II, ниже), которой также занимается АПБ «ГРАД».

II. ГПЗУ, внесение изменений в ПЗЗ.

Градостроительный план участка— это документ, который фиксирует разрешенные параметры застройки, в том числе:

  • границы земли и зон действия публичных сервитутов;
  • минимальные отступы от границ;
  • информацию о видах разрешенного использования;
  • требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на участке — площади объекта, площади застройки, этажности и т. д.;
  • информацию о расположенных в границах объектах капитального строительства;
  • информацию о технических условиях подключения сооружений капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и т. д.

  1. Согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями (собственниками земельных участков и объектов капитального строительства) самостоятельно.
  2. Лицо, желающее изменить ВРИ земельного участка, обращается в местное МФЦ с заявлением о смене ВРИ ЗУ и прикладывает комплект документов, удостоверяющих его права на данный ЗУ.
  3. Если территориальная зона по ПЗЗ вашего населенного пункта предполагает в качестве основного или вспомогательного ВРИ ЗУ, за сменой которого обращается заявитель, то в ЕГРН вносятся изменения. Если не предполагает, то заявитель получит отказ.
  4. После смены ВРИ земельного участка, у него изменится кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость устанавливается в зависимости от ЦН и ВРИ земельного участка, а рассчитывается на основании массовой кадастровой оценки проводимой не чаще чем раз в 5 лет и актуализируется исходя из поправочного коэффициента, установленного правительством вашей области.

Кто может изменить вид разрешенного использования земельного участка

Согласно ЗК РФ, решение об смене ВРИ принимает местная или региональная администрация. В больших городах для этого создаются специальные отделы, которые рассматривают обращения землевладельцев. Узнать о наличии таких ведомств можно на муниципальных сайтах. К примеру, в Москве разрешением подобных земельных вопросов занимается Департамент городского имущества. Причем информация о самой процедуре предоставлена на сайте учреждения.

Если планируется изменить вспомогательный либо основной вид разрешительного использования надела, на который распространяются предписания ПЗЗ и регламентов, то с заявлением следует обращаться в Росреестр. Дальнейшая процедура заключается лишь в смене информационных данных. После ее завершения заявителю выдается выписка ЕГРН с указанием нового вида землепользования.

Порядок действий при изменении назначения здания

Смена назначения здания проводится на основании распорядительного документа (распоряжения), выданного уполномоченным органом. Если здание или его часть принадлежит городу, то обращаться надо в Департамент городского имущества г. Москвы. Если собственником является не город, то смена назначения здания будет происходить через БТИ.

Чтобы сменить целевое назначение здания, необходимо обратиться в Департамент городского имущества г. Москвы или БТИ соответственно, с письменным заявлением и следующим пакетом документов:

  • правоустанавливающие документы на объект;
  • технический паспорт;
  • подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения.

Изменение ВРИ в случае некорректности установления

Наиболее частым случаем некорректного установления ВРИ в Москве является включение в состав ВРИ участков, предоставленных в аренду под производство, помимо производственного вида использования также офисов или объектов торговли. Такой смешанный ВРИ может приводить к многократному завышению кадастровой стоимости участка и размера зависящей от нее арендной платы.

В подобной ситуации изменение ВРИ путем исключения лишнего вида использования позволит арендатору существенно снизить размер земельных и имущественных платежей в бюджет, а также в ряде случаев исключить здания из перечня облагаемых «кадастровым» налогом. Отметим, что производственным ВРИ охватывается абсолютно вся деятельность предприятия, включая размещение административных корпусов и помещений для сотрудников, столовых и т. д.

Говорить о некорректности установления ВРИ можно также в ситуации, когда он изначально был установлен публичным органом без учета назначения расположенных на участке объектов. Нередко это приводит к отказу публичного органа в оформлении земельных отношений, проблемам с эксплуатацией объектов, исчислением платежей в бюджет, привлечению к административной ответственности за нецелевое использование.

Правообладатель вправе требовать изменения ВРИ участка на соответствующее назначению законно возведенных на участке объектов, независимо от предусмотренного ПЗЗ градостроительного регламента участка. Судебная практика по данному вопросу в Москве складывается в пользу собственников недвижимости.

Изменение ВРИ в случае несоответствия классификатору ВРИ

В ряде случаев целесообразно приведение ВРИ участка в соответствие с классификатором видов разрешенного использования.

На практике ВРИ участков, установленные еще до принятия обязательного к применению в настоящее время при определении ВРИ классификатора, допускают различные трактовки, которые могут приводить к завышению земельных и имущественных платежей в бюджет, а также к проблемам с получением разрешительной документации на строительство (реконструкцию).

Сопровождение «Два М» дела № А41-30025/19 позволило обосновать, что ранее установленный участку клиента ВРИ «малоэтажное жилищное строительство», с учетом обстоятельств его установления, должен соответствовать в современной классификации «индивидуальному жилищному строительству» (а не малоэтажному многоквартирному). В данном случае неверная трактовка ВРИ препятствовала получению арендатором разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на участке.

Отметим, что формально процедура приведения ВРИ в соответствие с классификатором изменением ВРИ не является. В том числе, для ее осуществления не имеют значения градостроительный регламент участка, предельные параметры для испрашиваемого вида. Кроме того, применение данной процедуры не требует внесения платы за изменение ВРИ, в связи с чем зачастую является наиболее эффективным и экономически целесообразным способом оптимизации ВРИ.

Что означают основные и условно разрешенные ВРИ?

Все способы использования земель для хозяйственной деятельности указаны в классификаторе ВРИ. Он утвержден Федеральным органом исполнительной власти на основании приказа Минэкономразвития № 540 от 1 сентября 2014 г. У каждого участка имеется свой ВРИ, тем не менее, особенности использования каждой отдельно взятой территориальной зоны, подлежащей застройке, определяются градостроительными регламентами. Они устанавливают правовой режим для выделенных наделов – для всего, что расположено на их поверхности, и последующего размещения объектов капитального строительства. И согласно этим нормативным документам некоторым участкам дополнительно присваиваются условно разрешенные виды использования земель.

Очень часто можно встретить в Интернете, такой запрос, как «изменение ВРИ Московская область» – так резиденты пригородов решают проблему поиска нужного специалиста. В результате отпадает необходимость ездить на прием к столичному юристу.

Главным различием между основными и условно разрешенными ВРИ объектов капстроительства и наделов является то, что первые выбираются собственником в самостоятельном порядке, без каких-либо одобрений или согласований, в то время как вторые недоступны без позволения уполномоченного органа публичной власти.

Правила застройки и землепользования являются одним из основных градостроительных документов. Это региональный правовой акт, регламентирующий застройку той территории, для которой был разработан. Данный документ может быть разработан как на целый город, так и на небольшое поселение. Утвержденные правила застройки и землепользования являются обязательными к исполнению застройщиками и землепользователями при проектировании и строительстве. Несоблюдение и игнорирование параметров ПЗЗ влечет за собой серьезные последствия: штраф, снос строения, изъятие участка земли.

Правила застройки и землепользования играют важную роль в создании общей картины населенного пункта. Целями ПЗЗ являются:

— устойчивое развитие муниципальных образований путем создания оптимальных условий для развития их территорий,

— охрана и поддержание объектов культурно-исторического наследия и окружающей среды,

— планировка территорий согласно выбранной концепции,

— защита интересов и прав населения, землепользователей, арендаторов, собственников объектов капитального строительства и других юридических и физических лиц,

— привлечение инвестиций.

Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает согласованность всех градостроительных документов, относящихся к одной территории. ПЗЗ обязаны соответствовать параметрам Генерального плана населенного пункта, не идти в разрез утвержденным в нем условиям развития данной территории. От данных в ПЗЗ, в свою очередь, зависят ПМТ (проект межевания территории) и ППТ (проект планировки территории). А ГПЗУ представляет собой выписку из правил застройки и землепользования конкретного земельного участка. Из вышеизложенного следует, что ПЗЗ – это основной градостроительный документ, описывающий параметры застройки территории.

Наличие или отсутствие градостроительных регламентов определяется утверждением ПЗЗ. Чтобы получить ГПЗУ для начала проектирования объекта и получения разрешения на строительство достаточно утвержденных правил землепользования и застройки.

Правила застройки и землепользования фиксируют на законодательном уровне дальнейшее градостроительное развитие земельной территории, ее частей и зон. В ПЗЗ прописан алгоритм их применения, возможность и порядок внесения изменений в правила застройки и землепользования для возможности определенного строительства на различных участках территории.

ПЗЗ являются главным документом для застройщика. Именно в них содержатся все предъявляемые требования касательно застройки земельного участка. Чтобы ознакомиться с правилами, не обязательно обращаться в муниципальную администрацию, ПЗЗ находятся в открытом доступе на сайтах администраций.

Практически все правила землепользования и застройки имеют в своем составе следующие параметры:

1. Схематические и топографические данные:
— карты зонирования с обозначенными границами территориальных зон,
— карты зон с земельными участками, на которые распространяются особые условия,
— карты участков с границами, на которых расположены объекты культурно-исторического наследия.
2. Материалы с данными о градостроительных регламентах территориальных участков.
3. Виды разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков.
4. Сведения о максимальных и минимальных размерах земельного участка и характеристики разрешенного строительства.
5. Наличие или отсутствие ограничительных мер по использованию земельного участка или здания.
6. Расчет минимально допустимых показателей обеспеченности участка объектами инфраструктуры (социальная, транспортная, коммунальная сферы).

Чтобы правильно рассчитать градостроительные регламенты, необходимо рассмотреть и проанализировать большое количество факторов, влияющих на развитие территории. К таким факторам можно отнести:

— фактическое использование земли и объектов строительства,

— взаимозаменяемость и сочетание различных видов планируемого и существующего использования объектов строительства и земельных участков в границах одной территории,

— характеристики планируемых функциональных зон и их развития,

— виды территориальных зон земельного участка,

— требования к соблюдению охранных мероприятий, направленных на сохранение объектов культурно-исторического наследия, особых природных территорий и иных зон.

Начнем с законодательства.

Пункт 3 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ указывает следующее:

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Пунктом 3 ст. 85 Земельного Кодекса РФ определено:

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Пунктом 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ указано:

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Из всего указанного делаем вывод — процедура изменения разрешенного использования земельного участка зависит от того, какой именно вид нужно установить. Для основных и вспомогательных видов разрешенного использования процедура одна, для условно разрешенного вида — другая.

Правообладатель земельного участка вправе свободно установить любой из основных или вспомогательных видов использования для своего участка без каких-либо специальных разрешений администрации муниципального образования. Иными словами, для изменения вида использования участка (основного или вспомогательного) за разрешениями ни в администрацию, ни куда-либо еще, обращаться не нужно вообще.

До 2020 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2020 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2020 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2020.

Документ содержит список из 15 ВРИ, каждый из которых имеет несколько подкатегорий. Если для участка вид был установлен до принятия классификатора, он продолжает действовать независимо от соответствия тем данным, которые указаны в документе.

Цель использования земельного надела согласно указанному документу может быть следующая: жилая застройка, отдых, сельскохозяйственное использование, предпринимательство, транспорт, использование лесов, ведение садоводства, огородничества и другие.

Изменить ВРИ земельного участка допускается только в рамках кодов, перечисленных в Классификаторе.

Виды разрешенного использования земельного участка

Вид разрешенного использования земельного участка (ВРИ) — это установленные в публичном порядке способы использования земельного участка, а также построенных на его территории объектов недвижимости. Вид разрешенного использования участка в Москве и Московской области определяется на основании утвержденных правил землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок. Кроме того, от ВРИ зависит, какие строения и какой высоты можно строить на участке, какую максимальную площадь могут занимать постройки (максимальный процент застройки).

В соответствии с действующим Градостроительным кодексом РФ существуют следующие виды разрешенного использования земельных участков:

  • основные;
  • вспомогательные;
  • условно-разрешенные.

В каждой группе имеется свой перечень конкретных видов разрешенного использования, из которого собственником может быть выбран наиболее подходящий для планируемого использования земельного участка.

Нельзя выбрать вид разрешенного использования участка, не предусмотренный соответствующими правилами землепользования и застройки (при их наличии), без внесения изменений в такие правила.

В Москве и в Московской области на 01 января 2021 г. на территории всех муниципальных образований правила землепользования и застройки утверждены.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *