Характеристика валютных операций: понятие, субъекты, правовое регулирование

Автор: | 25.03.2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Характеристика валютных операций: понятие, субъекты, правовое регулирование». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


По Закону о валютном регулировании, главными участниками валютных правоотношений, на которых нацелено государственное регулирование, а также контроль, являются индивиды, которые объединены в следующие группы: резиденты и нерезиденты.

Правовой статус органов валютного регулирования

В соответствии со ст. 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Правовой статус указанных органов закреплен в ряде нормативных правовых актов. Правовой статус и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, Законе о Правительстве РФ.

Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.

Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173-ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-Ф3 содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.

Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-Ф3 ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.

Рассмотрим более детально полномочия каждого из органов валютного регулирования.

Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

а) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
б) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
в) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Среди них можно выделить следующие:

  1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;

  2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;

  3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;

  4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;

  5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

  • Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;

  • международные соглашения РФ;

  • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Валютные операции на валютном рынке

Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:

  • экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
  • неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
  • единство внешней и внутренней валютной политики государства;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:

  • обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
  • проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
  • выявление и пресечение противозаконных операций.

Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:

  • проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
  • проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
  • запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.

Какие операции подлежат валютному контролю

Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
  • ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
  • перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
  • перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.

Регулирование валюты в России сегодня

С тех пор как произошёл распад СССР, систематизация регулирования валютной сферы претерпела массу перемен. При могущественном Советском союзе определяющим фактором было наличие единой государственной монополии. Поэтому ничего удивительного в том, что все права на проведение операционных действий с валютой, в том числе и сам факт владения ею, были только у государства. Ни один платёж или поступление не проходило мимо валютного плана республик. Как и любую другую державную собственность, валюту продавали или покупали у граждан и организаций по официальному установленному курсу, фиксированному Госбанком СССР. К тому же оборот иностранного капитала и ценностей внутри Союза вне государственного контроля преследовался законом. Ответственностью за совершение этого экономического преступления определялись меры по Уголовному кодексу.

После перехода страны к новому этапу развития рыночных отношений в России изменения произошли и в области регулирования валюты. Например, власти предприняли множественные попытки отстранения административных методов. Между тем отойти от них полностью до сих пор не удалось.

Валютное регулирование предполагает использование комплекса мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на стабильное изменение или поддержание в определенном (устойчивом) соотношении курса национальной валюты по отношению к иностранным.

    К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

    • требование проведения валютных операций через уполномоченные банки (ст. 11 Закона);
    • лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1 Закона);
    • требование репатриации, т.е. обязательного перевода из-за границы экспортной выручки (ст. 19);
    • требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20);
    • лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из России (ст. 15).

    Механизм валютного регулирования

     Валютное 
    законодательство
     Регулятивное воздействие 
     Валютные
    отношения
     Акты валютного 
    законодательства
    (нормативный
    аспект)
    Валютное законодательство осуществляет 
    регулятивное воздействие на валютные отношения
    в форме предписаний, дозволений и запретов,
    осуществления валютного контроля и возложения
    ответственности на субъектов валютных
    отношений за нарушение ими норм валютного
    законодательства
    Субъекты
    валютных
    отношений
    Объекты
    валютных
    отношений
     Органы, издающие
    акты валютного
    законодательства
    (институционный
    аспект)
    Валютные
    операции

    Валютные отношения как структурный элемент механизма валютного регулирования не представляют собой однородную массу, а, в свою очередь, имеют логическую систему построения, включающую субъекты, объекты и валютные операции, то есть действия, которые субъекты валютных отношений имеют право совершать применительно к объектам . Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не совсем подходят к данному вопросу. Валютное законодательство использует совершенно новые категории субъектов, неизвестные гражданскому праву в целом, а именно: «резиденты» и «нерезиденты». Важность выделения этих категорий субъектов заключается в том, что в зависимости от их вида различается правовой режим осуществления ими валютных операций. К числу лиц, включаемых Законом в категорию резидентов, относятся:

    • физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
    • постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
    • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
    • находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц — резидентов;
    • дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
    • Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые вступают в валютные отношения (пп. 6 п. 1 ст. 1).

    См.: Емелин А.В. Основы правового регулирования валютных отношений // Закон. 2005. N 4; Смирникова Ю.Л. Валютные правоотношения как элемент механизма финансово-правового регулирования // Международное публичное и частное право. 2006. N 6.

    Примечание. Законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы.

    К нерезидентам согласно Закону относятся следующие лица:

    • физические лица, не являющиеся резидентами;
    • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
    • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
    • аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
    • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
    • находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов — юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами;
    • иные лица, не являющиеся резидентами (пп. 7 п. 1 ст. 1).

    Закон не раскрывает в деталях характеристики резидентов и нерезидентов , поэтому для точного уяснения сути этих категорий необходимо обращаться к иным нормативно-правовым актам. Определение статуса клиента банка (резидента или нерезидента) представляется важнейшим элементом деятельности уполномоченных банков, поскольку позволяет, во-первых, установить, какие нормативные акты подлежат применению в отношении данного субъекта (требования валютного законодательства в отношении резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций сильно отличаются), а во-вторых, правильно идентифицировать его с позиции соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    См. об этом более подробно: Смирникова Ю.Л. Валютно-правовой статус резидентов и нерезидентов // Внешнеторговое право. 2007. N 1.

    Так, Закон относит к резидентам физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно проживают в России на основании вида на жительство. Этот вопрос регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2011) . Согласно данному Закону все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:

    • временно пребывающие в России;
    • временно проживающие в России;
    • постоянно проживающие в России (п. 1 ст. 2).

    Правовое регулирование проведения валютных операций

    Как уже отмечалось, общим объектом валютного регулирования является порядок осуществления валютных операций, при этом в качестве конкретных объектов регулирования могут выступать расчеты между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте, размеры обязательной продажи экспортной выручки на внутреннем рынке, размеры импортных и экспортных пошлин, инвестиции резидентов в экономику иностранных государств, условия обращения драгоценных металлов и камней. Покольку все валютные операции существенно отличаются друг от друга, поэтому регулирование валютных операций целесообразно рассматривать исходя из предложенной диссертантом в 1 главы I настоящего исследования классификации валютных операций. 1. Операции с наличной иностранной валютой. Все наличные расчеты за реализуемые физическим лицам (резидентам и нерезидентам) на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) могут осуществляться исключительно в рублях. Это правило установлено Положением ЦБ от 15.08.1997 г. № 503 «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)». Общие принципы обращения наличной иностранной валюты на территории России закреплены в Письме ЦБ РФ от 02.09.1994 г. № 107 «Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации». В соответствии с указанным письмом, выдача в Российской Федерации уполномоченными банками наличной иностранной валюты и дорожных чеков в иностранной валюте банкам — нерезидентам (их представителям), а также прием уполномоченными банками от банков — нерезидентов наличной иностранной валюты и дорожных чеков в иностранной валюте допускается только по специальным разрешениям Банка России, выдаваемым уполномоченным банкам в каждом отдельном случае Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля. Зачисление наличной иностранной валюты на валютные счета предприятий, учреждений, организаций — нерезидентов, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, когда это прямо разрешено Банком России. На валютные счета физических лиц — нерезидентов, в том числе при открытии физическим лицом — нерезидентом валютного счета, может быть зачислена наличная иностранная валюта, принятая уполномоченным банком только от владельцев соответствующих счетов (их представителей) и только в следующих случаях: — наличная иностранная валюта, ввезенная на территорию Российской Федерации с соблюдением таможенных правил физическим лицом — нерезидентом либо уполномоченным им лицом, зачисляется в пределах сумм, указанных владельцем счета (уполномоченным им на ввоз лицом) таможенной декларации, подтверждающей ввоз в Российскую Федерацию указанных средств в наличной иностранной валюте владельцем счета (уполномоченным им на ввоз лицом); — наличная иностранная валюта, снятая владельцем счета (его представителем) с его валютного счета в уполномоченном банке, может быть зачислена в пределах суммы снятой с него наличной иностранной валюты только на открытые на его имя валютные счета, в том числе в других уполномоченных банках; — наличная иностранная валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть зачислена физическим лицом — нерезидентом на открытый на его имя валютный счет в пределах приобретенной им суммы. При зачислении наличной иностранной валюты физическим лицом нерезидентом — владельцем счета, на который зачисляется наличная иностранная валюта (его представителем), в уполномоченный банк представляется-документ, подтверждающий произведенный им ввоз, снятие, приобретение наличной иностранной валюты. Эти требования не распространяются на физических лиц -нерезидентов, пользующихся дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации. Без ограничений и без специальных разрешений Банка России осуществляется зачисление уполномоченными банками на валютные счета физических лиц — резидентов принятой от них (их представителей) наличной иностранной валюты. Не ограничивается снятие наличной иностранной валюты физическими лицами (резидентами и нерезидентами) либо их представителями с их валютных счетов в уполномоченных банках, а также приобретение ими платежных документов в иностранной валюте за счет средств на валютных счетах физических лиц в уполномоченных банках. При этом уполномоченный банк в подтверждение проведения указанных операций выдает клиенту соответствующий документ с указанием суммы снятой со счета наличной иностранной валюты либо приобретенных платежных документов в иностранной валюте. Предприятия, учреждения, организации (резиденты и нерезиденты) не могут начислять и выплачивать в иностранной валюте на территории Российской Федерации физическим лицам — резидентам заработную плату, премии, любые иные вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением этими физическими лицами своих трудовых обязанностей на определенный срок и на время выполнения определенной работы), а также оплачивать в иностранной валюте работу (услуги) физических лиц по договорам подряда-и иным. договорам гражданско — правового характера. Предприятия, учреждения, организации (резиденты и нерезиденты) не могут снимать наличную иностранную валюту со своих текущих валютных счетов в уполномоченных банках, покупать у них дорожные чеки в иностранной валюте, а уполномоченные банки не могут выдавать наличную иностранную валюту с текущих валютных счетов указанных лиц (продавать им дорожные чеки в иностранной валюте).

    Методы валютного регулирования

    Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:

    • управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
    • валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
    • защита национальной экономики и валюты;
    • введение ограничений по операциям с валютой;
    • девальвация и ревальвация;
    • управление золотовалютными резервами;
    • реализация и приобретение золота;
    • внесение изменений в режим обратимости валюты;
    • диверсификации резервов валюты;
    • регулирование баланса.

    Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:

    • импортных и экспортных;
    • ценных бумаг;
    • по обмену валютных ценностей;
    • реализация доли валютной выручки.

    Объекты и субъекты валютных операций

    Перед тем как ознакомиться с тем, какие виды валютных операций существуют, стоит рассмотреть объекты и субъекты рассматриваемого механизма. Под объектом валютных операций подразумевается любые финансовые требования, выраженные в валютной ценности. Именно объекты рынка продаются и покупаются субъектами за деньги, имеющиеся в обращении. Основные объекты валютных отношений

    1. Валюта РФ.
    2. Зарубежная валюта.
    3. Ценные бумаги.
    4. Валютные ценности.

    Резиденты и нерезиденты выступают в роли субъектов валютных правоотношений. К субъектами могут относиться следующие структуры:

    • физические и юридические лица;
    • организации, не являющиеся юридическими лицами;
    • представительства и филиалы юрлица, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами;
    • официальные представительства.

    Правовое регулирование валютных операций на внутреннем валютном рынке

    Под валютным регулированием понимается деятельность уполномоченных государственных органов по регламентированию порядка совершения валютных операций.

    В настоящее время целью валютного регулирования является поддержание стабильного курса национальной валюты по отношению к курсам валют других стран. Валютное регулирование включает в себя следующие направления: определение политики валютного курса и официальных валютных интервенций; проведение валютного контроля; управление официальными валютными резервами; участие в международных валютно-кредитных организациях.

    Реализация валютного регулирования подразумевает применение целого комплекса различных мер, осуществляемых государством по регламентации валютных операций резидентов и нерезидентов, осуществляемых ими платежей, инвестиций, порядка ввоза, вывоза за пределы страны валютных ценностей и валюты Российской Федерации и т.п.

    Текущие валютные операции

    К текущим валютным операциям относятся определенные действия. Например, такие действия:

    • выдача или получение кредитов в иностранной валюте;
    • переводы в РФ или из родной страны денег в иностранной валюте с целью осуществления импортных или экспортных операций;
    • переводы в Россию, из страны процентов и любых выплат, связанных с получением доходов;
    • переводы денежных средств в виде премии, заработной платы, пенсии и других выплат;
    • переводы денег с целью покупки неимущественных прав или имущественных объектов;
    • инвестирование, осуществляемое в виде покупки ценных бумаг или приобретения долей в капитале компаний.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *