Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение готовности объекта к пожарной проверке.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Кроме документов инспектор обязательно проверит, соответствуют ли планы эвакуации фактически имеющимся путям вывода людей из здания в случае ЧС. На каждом этаже должны иметься таблички о направлении аварийных выходов, расположении средств пожаротушения, предупреждения людей и связи.
Виды проверок пожарной инспекцией
Пожарная инспекция, как и другие контролирующие органы, проводит плановые и внеплановые проверки.
Плановые проводятся не чаще одного раза в три года. Вас должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до начала, прислав заказным письмом или иным способом копию распоряжения или приказа о проведении проверки.
Внеплановую проверку могут провести в любой момент, если:
- Нужно проконтролировать выполнение ранее выданного предписания.
- В инспекцию поступила информация о том, что на вашем предприятии нарушаются правила пожарной безопасности, есть угроза здоровью и жизни граждан.
- Есть соответствующее распоряжение Президента или Правительства Российской Федерации.
Что проверит инспектор ГПН?
Инспектор проверяет наличие и маркировку средств пожаротушения, работу системы оповещения, сигнализации, дымоудаления и пожаротушения. Визуально оценивает состояние пожарного водопровода и проверяет акты его последних проверок, в том числе акты перекатки рукавов. Проверяющий обязан пройтись по всем этажам и проверить эвакуационные пути на момент их захламленности и наличия решеток на окнах. В местах, отведенных для курения, должна быть соответствующая табличка, плотно закрывающаяся дверь, пепельница из огнеупорного материала, система вентиляция и отдельный огнетушитель.
Кем проводится проверка пожарной безопасности
Проверки пожарной безопасности в обязательном случае должны проводиться аттестованными государственными инспекторами по пожарному надзору МЧС. Что бы узнать, что сотрудник МЧС, который пришел к Вам с проверкой, является аттестованным государственным инспектором по пожарному надзору МЧС, необходимо проверить следующее:
- сотрудник должен быть в форме МЧС;
- на груди у сотрудника должен быть знак федерального государственного пожарного надзора;
- в удостоверении личности сотрудника, которое он обязан предоставить Вам должна быть отражена его должность;
- в распоряжении на проверку, копию которого заверенную печатью обязаны Вам вручить, указаны фамилия, имя и отчество сотрудника с указанием его должности.
Естественно, нужно сверить должность, фамилию, имя и отчество сотрудника в распоряжении и в удостоверении. Иногда в распоряжениях может быть указана группа сотрудников, назначенных для проведения проверки. Бывает так, что совместно с инспектором приходят стажеры, которых вы имеете полное право не допускать для проведения проверки. Также вы имеете полное право не допускать к проверке лиц, которые не указаны в распоряжении, даже если они являются государственными инспекторами.
На что имеет право пожарный инспектор
Должностные лица органов государственного пожарного надзора, при проверке имеют право:
- запрашивать и получать информацию и документы, необходимые при проведении проверки;
- беспрепятственно посещать территорию и объекты и проводить их обследования;
- проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия;
- выдавать предписания об устранении нарушений;
- составлять административные протоколы, рассматривать дела и принимать меры по предотвращению нарушений.
- Если коротко инспектор имеет право проверить и принять меры, а вот, что не вправе перечень намного длиннее. Итак, проверяющий при проведении проверки не вправе:
- проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа государственного пожарного надзора;
- осуществлять проверку в случае Вашего отсутствия при ее проведении;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных Административным регламентом, или предложений о проведении за их счет проверок.
За что предусмотрена административная ответственность
Отмечу сразу, что речь сейчас пойдет о тех нарушениях, за которые Вас может привлечь инспектор государственного пожарного надзора. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и другие правонарушения, определяется следующими статьями (частями статей) Административного кодекса Российской Федерации:
- 8.32 “Нарушение правил пожарной безопасности в лесах”;
- 11.16 “Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте”;
- частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 “Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)”;
- частью 1 статьи 14.34 “Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках”;
- 14.43 “Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов”;
- 14.44 “Недостоверное декларирование соответствия продукции”;
- 14.45 “Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
- 14.46 “Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
- 17.7 “Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении”;
- частью 1 статьи 19.4 “Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
- 19.4.1 “Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля”;
- частями 12 – 15 статьи 19.5 “Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
- 19.6 “Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения”;
- 19.7 “Непредставление сведений (информации)”;
- 19.20 “Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)”;
- 20.4 “Нарушение требований пожарной безопасности”;
- частью 1 статьи 20.25 “Уклонение от исполнения административного наказания”.
Проверки пожарной безопасности
В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).
Предметом пожарной проверки является соблюдение требований пожарной безопасности на территориях, в зданиях и сооружениях, используемых (эксплуатируемых) организациями в процессе осуществления своей деятельности.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодно составляемыми графиками пожарных проверок. Ежегодные планы проверок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, размещаются на официальном сайте МЧС России.
Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки МЧС не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения длительных экспертиз, срок может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Административная процедура проверки соблюдения требований пожарной безопасности проводится только в форме выездной проверки.
Акт проверки пожарных
По результатам проверки должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.
В акте проверки пожарных указываются:
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) — федеральный государственный пожарный надзор;
- дата и номер распоряжения на проверку;
- ФИО и должность лица, проводившего проверку;
- ФИО и должность представителя объекта, присутствовавшего при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки пожарной безопасности представителя объекта, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
- подписи должностного лица, проводившего проверку.
Подпись должностного лица органа ГПН, проводившего проверку, в акте проверки пожарных заверяется печатью должностного лица органа ГПН.
К акту проверки пожарной безопасности могут прилагаться следующие документы:
-
решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;
-
протоколы отбора образцов продукции, проб;
-
протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;
-
объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
-
предписания об устранении нарушений;
-
рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);
-
распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора).
Распространенные нарушения
Чаще всего хозяйствующие субъекты допускают следующие виды нарушения правил пожарной безопасности:
- Наличие посторонних предметов, загораживающих выходы и входы, лестничные площадки, оконные проемы, люки и т.д. Обычно тут можно встретить мебель, остатки строительных материалов, нерабочее оборудование и прочие материальные ценности. Согласно действующим правилам данная территория не должна быть чем-либо заставлена.
- Нарушение требований, предъявляемых к состоянию эвакуационных путей – как правило, тут допускаются следующие виды ошибок:
- использование эвакуационных путей не по назначению,
- отсутствие необходимого количества выходов,
- блокировка дверей (люков), в том числе установление решеток, замков,
- обшивка эвакуационных путей материалами, которые легко воспламеняются,
- неправильное расположение выходов.
- Ширина дверных проемов и лестниц не соответствует параметрам, установленным законом. В случае возникновения необходимости в быстрой эвакуации, из-за узких проходов может произойти «давка».
- Отсутствие знаков, указывающих на выход, и аварийного электропитания – по правилам, в случае пожара основной источник электричества отключается, однако взамен него должен включиться автоматический. Он необходим для освещения проходов к выходу из здания. Также везде по территории должны быть проставлены соответствующие указатели.
- Нарушение правил эксплуатации электропроводки (излишняя перегрузка сети, плохая изоляция или вовсе ее отсутствие).
- Нахождение систем тушения пожара, дымоудаления и оповещения о возгорании в неисправном состоянии.
Что проверяет пожарная инспекция при проверке объекта?
Для того чтобы избежать повторного посещения контрольных органов, владельцам помещений следует знать, что проверяет пожарный инспектор при проверке и на что следует обратить внимание при подготовке к ревизии.
Сотрудники МЧС действуют по предписанной инструкции, согласно которой они обязаны проверить:
- состояние прилегающей территории, наличие свободных подъездных путей;
- порядок проведения технологических и производственных процессов, их соответствие технике пожарной безопасности;
- условия хранения пожароопасных материалов, их сбора и утилизации;
- наличие специально отведенных мест для курения;
- условия хранения спецодежды сотрудников;
- знание сотрудниками правил пожарной безопасности;
- обеспечение безопасной эвакуации – наличие знаков и планов, эксплуатация выходов;
- работоспособность системы противопожарной защиты – проверка пожарного оборудования включает осмотр огнетушителей, гидрантов, сигнализации, системы дымоудаления и т.д.;
- готовность персонала к противопожарным действиям в случае возгорания и мн.др.
Основания для контрольных мероприятий
Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:
- Ввод в эксплуатацию новой постройки.
- Изменение класса пожарной безопасности.
- Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.
Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.
Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:
- Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
- Введение специального противопожарного режима.
- Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
- Завершение капитального ремонта.
- Поступление жалоб.
- Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.
Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.
Сроки и периодичность проведения проверки
Конкретные сроки проведения проверок (на предмет соблюдения организациями и ИП требований пожарной безопасности) прописаны в разделе 8 упомянутых выше Методических рекомендаций.
Так, в соответствии с данным нормативным документом общая продолжительность этого процесса не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении малых предприятий проверка должна длиться не более 50 часов, а микропердприятий – до 15 часов в год.
ВНИМАНИЕ. В отдельных ситуациях, когда требуется проведение сложных исследований и экспертиз, срок проверки может быть продлен еще на 20 дней. Соответствующее распоряжение должен издать начальник органа ГПН.
Периодичность осуществления надзора в области соблюдения норм пожарной безопасности зависит от категории риска, под которую попадает конкретный объект. Тут встречаются следующие варианты (п. 21 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):
- один раз год (для организаций из категории чрезвычайного риска),
- один раз в 2 года (высокий риск),
- один в течение 3 лет (значительный риск),
- один раз в 5 лет (средний риск),
- один раз в течение 6 лет (умеренный риск).
В отношении организаций, которым присвоена категория низкого риска, проверка соблюдения требований пожарной безопасности не производится.
Основания для проведения пожарной проверки
В качестве оснований для организации выездного пожарного надзора могут выступать следующие пункты:
- наступление даты проведения очередной плановой проверки (согласно утвержденному графику),
- окончание периода времени, в течение которого предприятие должно было устранить выявленные нарушения в части пожарной безопасности,
- введение в отношении объекта специального противопожарного режима (на основании соответствующего решения государственного органа),
- завершение строительства (модернизации, реконструкции и т.д.) здания и его ввод в эксплуатацию,
- поступление сигналов о нарушении конкретной организацией правил пожарной безопасности,
- при наличии соответствующего поручения Президента РФ, Правительства РФ либо требования, поступившего от прокурора (к примеру, если идет разбирательство по факту поступившей в прокуратуру жалобы).
СПРАВКА. В целом, общий перечень оснований можно разделить на две группы в зависимости от вида проверки. Она может быть плановая и неплановая. Более подробно этот вопрос описан ниже по тексту.
Разновидности пожарных проверок
Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:
- Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
- Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.
Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:
- Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
- Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.
И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.
Основания для контрольных мероприятий
Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:
- Ввод в эксплуатацию новой постройки.
- Изменение класса пожарной безопасности.
- Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.
Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.
Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:
- Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
- Введение специального противопожарного режима.
- Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
- Завершение капитального ремонта.
- Поступление жалоб.
- Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.
Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.
В каких случаях и когда проводятся проверки
Периодичность проверок по пожарной безопасности зависит от ряда факторов. Мероприятия, проводимые по плану, проходят согласование с прокуратурой. После согласования плана на сайте Генеральной прокуратуры РФ появляется соответствующая информация. Размещение сведений происходит после 1 января текущего года.
В документе содержатся данные о мероприятиях, проводимых:
- После 3 лет принятия сооружения в эксплуатацию либо смены вида деятельности.
- После истечения 3 лет со дня проведения последней проверки органами МЧС. В этом случае имеются в виду последние плановые мероприятия.
- Спустя 1 год после окончания, проверки осуществленной в плановом порядке. В этом случае речь идет о предприятиях, принадлежащих Министерствам здравоохранения, образования, социальной сферы.
Обязанности должностных лиц предприятия при проведении контрольных мероприятий
Собственник, руководитель и должностные лица, ответственные за противопожарное состояние компании, при осуществлении проверки обязаны выполнять ряд требований.
В их число входят:
- В ходе контрольных действий присутствовать на месте их проведения. Представлять интересы компании и объект осмотра может любое из заинтересованных лиц предприятия.
- В случае законных требований инспектирующего лица предоставлять всю возможную информацию об объекте. В это число могут входить сведения о пожарной опасности выпускаемых изделий.
- Предоставить инспектору возможность произвести полный осмотр всей территории и всех объектов организации.