С какого момента исчисляется срок административного задержания с момента

Автор: | 25.07.2024

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого момента исчисляется срок административного задержания с момента». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если Вас задержали — сотрудники обязаны в соответствии со ст. 27.4 КоАП РФ, составить протокол об административном задержании, в котором в обязательном порядке указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

И Вы, и тот, кто его составил, обязаны его подписать. Если Вы его откажетесь подписать, то в нем сделают соответствующую запись, это Вам никак не поможет.

Вам обязаны вручить копию протокола об административном задержании если Вы указали об этом в нем.

Думайте, что Вы укажете в своих объяснениях, от этого зависит дальнейшее рассмотрение административного правонарушения. Лучше всего, если не знаете что писать, напишите, что не согласны, кроме того, отсутствует Ваш защитник (ФИО, рег.номер, телефон), что является нарушением Ваших прав.

Доказательства правомерности процедуры

Более длительный срок задержания лица исчисляется с момента установления следственными органами факта его причастности к совершению уголовного правонарушения. Кроме того, сотрудники следствия должны незамедлительно получить разрешение на осуществление данного процессуального действия.

Меры по ограничению свободы применяются в следующих случаях:

  • обвиняемый сообщил, что совершенное им уголовное правонарушение было реализовано в соучастии;
  • очевидцы произошедшего преступления указывают на причастность к нему конкретного лица;
  • органы следствия установили реальную причастность задержанного к совершению преступления на основании доказательств;
  • гражданин полностью подходит под описание, данное свидетелями.

В этих случаях также срок задержания исчисляется с момента лишения гражданина свободы передвижения.

Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Как смягчить административное наказание

Ввиду исключительности случаев применения наказания в виде ареста (ст. 3.9 ч. 2 КоАП) решение о назначении данного вида наказания принимается судьей после детального рассмотрения дела о правонарушении.

Учитываются и социальные характеристики правонарушителя: наличие постоянной работы, стабильного (регулярного) дохода, неоплаченные штрафы, предыдущие случаи участия в «админке». И если обстоятельства дела указывают на то, что целесообразность наложения штрафа минимальна или нулевая (трудно или невозможно взыскать сумму штрафа), арест будет продолжен.

Следует отметить, что законодательные нормы не предусматривают возможности замены штрафа наказанием в виде лишения свободы, за исключением части 3 статьи 12.8 КоАП. Но там замена ареста штрафом по делу об административном правонарушении допускается только в случае невозможности задержания нарушителя — он относится к категории лиц, не подлежащих аресту.

Последствия отбытия административного ареста

Арест по правилам КоАП не означает приобретения судимости, а неявка на работу в связи с задержанием не выступает прямым поводом для увольнения. Даже если арест продлится 30 дней, работодатель не будет платить месячную зарплату, но и не уволит.

Однако следует отметить, что отдельные обстоятельства административного правонарушения могут стать законными основаниями для увольнения провинившегося гражданина в соответствии с Трудовым кодексом. Например, если работник совершил «административную деятельность», подлежащую задержанию в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте (например, вождение автомобиля работодателя или на территории рабочего места), он будет иметь право на увольнение в судебном порядке в соответствии со статьей 81(часть 6, пункт «б»») Трудового кодекса.

Со дня вступления в законную силу постановления о взыскании административного правонарушения в течение последующих 12 месяцев лицо будет признаваться привлеченным к ответственности (статья 4.6 КоАП). А если в определенный период в один год лицо совершит административное правонарушение, аналогичное совершенному ранее (отягчающее обстоятельство), то наказание будет самым строгим (ст. 4.3, ч. 1, п. 2 КоАП).

Ограничения и оспаривание административного задержания

Административное задержание, как и любое другое ограничение свободы граждан, подвержено определенным ограничениям и может быть оспорено в соответствии с законодательством.

Ограничения административного задержания:

  • Длительность задержания. Административное задержание не может превышать определенного законом срока. Если сотрудники правоохранительных органов превысили задержание свыше установленного срока, то оно считается незаконным и может быть оспорено в суде.
  • Обоснование задержания. Административное задержание должно быть обосновано законными причинами, например, подозрением в совершении преступления или нарушении общественного порядка. Если задержание было произведено без обоснования, то оно также может быть оспорено в суде.
  • Права задержанного. Во время административного задержания гражданин сохраняет определенные права, включая право на медицинскую помощь, общение с адвокатом, право на неприкосновенность частной жизни и т.д. Нарушение данных прав может быть также основанием для оспаривания задержания.

Ответственность за неправомерное административное задержание

Административные задержания — важный инструмент правоохранительных органов для предотвращения правонарушений и обеспечения общественной безопасности. Однако, при неправомерном применении этого меры возникает вопрос о ответственности должностных лиц, допустивших такие нарушения.

Ответственность за неправомерное административное задержание закреплена в Законе Республики Беларусь от 24 июля 2002 года № 317-3 «Об административном процессе». Согласно статье 71 этого Закона, лицо, подвергшееся неправомерному административному задержанию, имеет право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, имуществу или деловой репутации, а также на возмещение морального вреда.

Для того чтобы требование о возмещении ущерба было удовлетворено, необходимо доказать факт неправомерного задержания, причиненный ущерб и причинную связь между задержанием и нанесенным ущербом. При этом, лицо, подвергшееся неправомерному административному задержанию, может обратиться в суд с иском о возмещении ущерба, а также потребовать компенсации морального вреда.

Однако, ответственность за неправомерное административное задержание не возлагается только на должностных лиц, а может распространяться и на саму организацию, в которой они работают. В этом случае, организация будет нести солидарную ответственность за действия своих сотрудников.

Важно отметить, что неправомерное административное задержание может привести не только к материальным потерям для пострадавшего, но и оказать негативное воздействие на его психологическое состояние. Поэтому за последствиями таких нарушений могут стоять и моральный ущерб, а также требования о компенсации морального вреда.

Что еще нужно знать о административном задержании?

Административное задержание – это одна из мер, предусмотренных в праве, и применяется в случае совершения административного правонарушения.

В отличие от уголовного задержания, срок административного задержания ограничен и составляет обычно не более 3 суток (но может быть продлен до 10 суток) с момента фактической задержания лица.

При административном задержании полиция или другие уполномоченные лица могут применять такие меры принуждения, как передвижение в наручниках, задержание участника административного правонарушения на месте и приведение в служебное помещение.

Однако, важно знать, что административное задержание не является столь серьезной мерой, как уголовное задержание, и его целью является не наказание, а преимущественно обеспечение процессуальных интересов и гарантирование личной безопасности общества.

Критерии и порядок применения административного задержания устанавливаются законом, и задержание может быть осуществлено только при наличии оснований, предусмотренных законом.

Другой комментарий к Ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Административное задержание временно ограничивает право на передвижение, на личную неприкосновенность, поэтому оно может применяться только в случаях и на срок, предусмотренный федеральным законом. В соответствии с комментируемой статьей этот срок не должен превышать трех часов. Срок задержания начинает исчисляться с момента доставления правонарушителя в служебное помещение органа внутренних дел, налоговой полиции, таможенного органа, военной комендатуры, органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Для лиц, задержанных в состоянии опьянения, срок начинает исчисляться с момента их вытрезвления.

2. Данная статья предусматривает в ряде случаев и более длительные сроки административного задержания. На срок до 48 часов для установления личности правонарушителя или для выяснения обстоятельств административного правонарушения могут быть задержаны лица, допустившие нарушение установленного режима Государственной границы, порядка пребывания на территории Российской Федерации, совершившие административное правонарушение во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, нарушение таможенных правил.

3. Согласно п.6 ст.22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние правонарушители могут находиться в центре временной изоляции органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток. О помещении в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей незамедлительно, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор по месту расположения указанного центра.

4. В соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, с санкции прокурора могут быть задержаны на срок до десяти суток. Эти лица помещаются в центры социальной реабилитации органов внутренних дел для выяснения их личности и оказания им социальной, медицинской и иной помощи.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Как и кем назначается временной период

В Уголовно-процессуальном кодексе четко говорится, что срок задержания исчисляется с момента написания протокола, и он не может быть больше, чем двое суток. Далее обязательно должно выноситься судебное решение, которое и определит дальнейшую судьбу подозреваемого.

Очень важно точно определить, с какого именно момента было совершено задержание, так как от этого зависит срок пребывания подозреваемого под стражей. Во время задержания исполнительные власти обязаны объяснить все права гражданина. Когда составляется протокол, то в нем указывается не только день задержания, но и точное время, вплоть до минут. Считать лицо подозреваемым можно только с момента, когда оно было задержанным.

Надо отметить, что закон не может установить конкретный срок, в течение которого лицо может быть перевезено в полицейский участок, так как это может зависеть от географического расположения некоторых районов. Но все же срок доставки подозреваемого в участок должен быть в разумных пределах, он не должен превышать двух суток. Как только истекают 48 часов, подозреваемый освобождается.

Следователь обязан написать протокол, описав в нем данные о гражданине и время его приезда в участок. Протокол содержит мотивы, по которым был задержан человек, описывается сам период задержания, например, задержанный мог оказывать сопротивление или у него могут быть телесные повреждения, нанесенные не при задержании.

Статья 27.9 КоАП РФ. Досмотр транспортного средства

  1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
  2. Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
  3. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.
  4. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
  5. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
  6. В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.
  7. В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
  8. Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.

Срок административного задержания: исключения и особые случаи

Обычно срок административного задержания установлен законодательством и составляет 3 суток. Однако, существуют исключения и особые случаи, в которых срок задержания может быть продлен или сокращен.

Продление срока задержания

  1. Если лицо, совершившее административное правонарушение, имеет предыдущие судимости или находится на испытательном сроке, то срок задержания может быть продлен до 10 суток.
  2. В случае, когда задержанное лицо имеет неустановленную личность или представляет опасность для общества, срок задержания может быть продлен судом до 30 суток.

Сокращение срока задержания

  1. Если в течение 3 суток с момента задержания правонарушитель согласился совершить удовлетворительные действия (например, устранить причину нарушения), то срок задержания может быть сокращен.
  2. Если правонарушитель совершил мелкое правонарушение, который не представляет серьезной общественной опасности, срок задержания может быть сокращен до 3 часов.

Иной особый случай

В случае задержания иностранного гражданина без документов, его задержание можно продлить до 48 часов. При этом, соответствующие органы должны уведомить консульский орган страны, гражданином которой является задержанный.

Ситуация Срок задержания
Обычное задержание 3 суток
Задержание лица с предыдущими судимостями до 10 суток
Задержание лица с неустановленной личностью до 30 суток
Согласие на удовлетворительные действия сокращение срока
Мелкое правонарушение до 3 часов
Задержание иностранного гражданина без документов до 48 часов

Незаконные действия по административному ограничению свободы

На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя.

Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности.

Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было.

Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам.

Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д. Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения.

Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование.

Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия.

Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте.

Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *